Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Эрнст фон Глазерсфельд (р.1917)
«РК явл. попыткой построения теории знания, к-рая не выдвигает онтологических притязаний, а поэтому не исходит из предпосылки о реальности, независимой от познающего субъекта». 1. Невозм-ть познания объективного мира. Даже если бы человек познал мир таким, каков он есть, то он никогда не узнал бы об этом. («Ко всему, что рассматривается через аппарат позн-я, нет иного доступа, как через данные аппарат познания» - т.е. мы лишены возможности сравнить картину мира, к-рую создаем, с реальностью, независимой от наших переживаний). 2. ЗНАЧЕНИЕ СЛОВ СТРОИТСЯ НА ОСНОВЕ СУБЪЕКТИВНОГО ОПЫТА. (ребенок учит слова, изменяя их субъектив. значение до тех пор, пока они не «сравняются» со значением слов у взрослых. Но не совпадут!) Если это так, то язык не сообщает, а ориентирует, ведет в желаемом направлении понятийные конструкции слушателей. «Но с помощью слов никак невозможно им предписать, чтобы они думали так, как нам хотелось бы». 3. На основе нашего опыта конструируются вещи, к-рые затем рассматриваются как знание. Связано с биолог. приспособлением не прямо, а через понятие равновесия. Разум возникает как рез-т саморегулирования. (В каком-то смысле, «теория эволюция = первая кибернетическая теория», т.к. объясняет рав-е с т. зр. наименьшего сопротивления: плохо приспособленные – плохо размножаются – вымирают. На окр.среду возлагается ответственность за процесс вымирания, но никак не за выживание.). «Сигналы не транспортируют значения, а только указывают на уже установленные интерпретации. Значения уже должны быть в наличии как в передатчике, так и в приемнике, до того, как между ними может осуществиться коммуникация. Сигналы явл. просто ссылками на определенное место, опред. адрес в мозге говорящего, слушающего, или в компьютере. Сигналы только тогда становятся сигналами, когда они интерпретируются.». –Разговор об информ-и из внешнего мира = вздор. «Информация всегда основывается на распознавании, а распознавание может осуществляться только самим организмом в его субъективном мире переживаний. Поэтому значение, к-рое организм приписывает распознаванию, явл. поневоле субъективным.» 4. Тождественность, двух эволюций – биологической и когнитивной. В процессе познания познающий S не извлекает позитивное знание (информацию) о вещах и явлениях из внеш. мира, а организует в ту или иную связную картину тот негативный опыт от неудавшихся действий, к-рый сам же эти препятствия внешней среды когнитивно определяет. (Капитан корабля, слепец в лесу).
Вывод: Рац. знание всегда и исключительно относится к построенной нами самими действительности. Критика РК. - феноменальный мир связан с действительным миром, хотя и не прямо (как стрелка на приборной панели машины показывает уровень бензина в баке). Активность мозга и есть восприятие вещей, нет восприятия восприятия. Если восприятия идентичны состояниям мозга, то доступ к этим репрезентациям явл. и доступам к вещам «снаружи». - как объяснить факт крушения теорий? Они не соответствуют миру? Но для этого мир должен существовать, иметь структуру, к-рой можно соответствовать или нет. Для объяснения успеха теории – можно не быть реалистом, для объяснения ее крушения – приходится им быть. - явление конвергенции исследований (независимые методы приводят к одному и тому же рез-ту, разные теории описывают одни и те же явления и т.п.) Вывод: Подход РК не везде применим. НЕ УНИВЕРСАЛЕН. Социальный конструктивизм — социологическая теория познания (П. Бергер, Т. Лукман). Целью соц. констр-ма явл. выявление путей, с помощью к-рых индивидуумы и группы людей принимают участие в создании воспринимаемой ими реальности. Рассматривает пути создания людьми соц. феноменов, к-рые институционализируются и превращ. в традиции. Реальность воспроизводится людьми под влиянием её интерпретации и знаний о ней. Напр.: Б. Андерсон о конструировании наций как «воображаемых сообшеств». Национализм создает нации, а не наоборот.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 65; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.111.125 (0.006 с.) |