Эрнст фон Глазерсфельд (р.1917) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эрнст фон Глазерсфельд (р.1917)



«РК явл. попыткой построения теории знания, к-рая не выдвигает онтологических притязаний, а поэтому не исходит из предпосылки о реальности, независимой от познающего субъекта».

1. Невозм-ть познания объективного мира. Даже если бы человек познал мир таким, каков он есть, то он никогда не узнал бы об этом. («Ко всему, что рассматривается через аппарат позн-я, нет иного доступа, как через данные аппарат познания» - т.е. мы лишены возможности сравнить картину мира, к-рую создаем, с реальностью, независимой от наших переживаний).

 2. ЗНАЧЕНИЕ СЛОВ СТРОИТСЯ НА ОСНОВЕ СУБЪЕКТИВНОГО ОПЫТА. (ребенок учит слова, изменяя их субъектив. значение до тех пор, пока они не «сравняются» со значением слов у взрослых. Но не совпадут!) Если это так, то язык не сообщает, а ориентирует, ведет в желаемом направлении понятийные конструкции слушателей. «Но с помощью слов никак невозможно им предписать, чтобы они думали так, как нам хотелось бы».

3. На основе нашего опыта конструируются вещи, к-рые затем рассматриваются как знание. Связано с биолог. приспособлением не прямо, а через понятие равновесия. Разум возникает как рез-т саморегулирования. (В каком-то смысле, «теория эволюция = первая кибернетическая теория», т.к. объясняет рав-е с т. зр. наименьшего сопротивления: плохо приспособленные – плохо размножаются – вымирают. На окр.среду возлагается ответственность за процесс вымирания, но никак не за выживание.).

«Сигналы не транспортируют значения, а только указывают на уже установленные интерпретации. Значения уже должны быть в наличии как в передатчике, так и в приемнике, до того, как между ними может осуществиться коммуникация. Сигналы явл. просто ссылками на определенное место, опред. адрес в мозге говорящего, слушающего, или в компьютере. Сигналы только тогда становятся сигналами, когда они интерпретируются.». –Разговор об информ-и из внешнего мира = вздор. «Информация всегда основывается на распознавании, а распознавание может осуществляться только самим организмом в его субъективном мире переживаний. Поэтому значение, к-рое организм приписывает распознаванию, явл. поневоле субъективным.»

4. Тождественность, двух эволюций – биологической и когнитивной. В процессе познания познающий S не извлекает позитивное знание (информацию) о вещах и явлениях из внеш. мира, а организует в ту или иную связную картину тот негативный опыт от неудавшихся действий, к-рый сам же эти препятствия внешней среды когнитивно определяет. (Капитан корабля, слепец в лесу).

Вывод: Рац. знание всегда и исключительно относится к построенной нами самими действительности.

Критика РК.

- феноменальный мир связан с действительным миром, хотя и не прямо (как стрелка на приборной панели машины показывает уровень бензина в баке). Активность мозга и есть восприятие вещей, нет восприятия восприятия. Если восприятия идентичны состояниям мозга, то доступ к этим репрезентациям явл. и доступам к вещам «снаружи».

- как объяснить факт крушения теорий? Они не соответствуют миру? Но для этого мир должен существовать, иметь структуру, к-рой можно соответствовать или нет. Для объяснения успеха теории – можно не быть реалистом, для объяснения ее крушения – приходится им быть.

- явление конвергенции исследований (независимые методы приводят к одному и тому же рез-ту, разные теории описывают одни и те же явления и т.п.)

Вывод:

Подход РК не везде применим. НЕ УНИВЕРСАЛЕН.

Социальный конструктивизм — социологическая теория познания (П. Бергер, Т. Лукман). Целью соц. констр-ма явл. выявление путей, с помощью к-рых индивидуумы и группы людей принимают участие в создании воспринимаемой ими реальности. Рассматривает пути создания людьми соц. феноменов, к-рые институционализируются и превращ. в традиции. Реальность воспроизводится людьми под влиянием её интерпретации и знаний о ней.

Напр.: Б. Андерсон о конструировании наций как «воображаемых сообшеств». Национализм создает нации, а не наоборот.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 65; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.111.125 (0.006 с.)