Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эволюционная эпистемология К. Лоренца и Г. Фоллмера.

Поиск

Эволюционная эпистемология - новое междисциплинарное направление, ставящее своей целью исследование биологических предпосылок человеческого познания и объяснение его особенностей на основе современной теории эволюции. В эволюционной эпистемологии можно выделить 2 направления с различными задачами:

1.Попытка дать ответы на гносеологические вопросы с помощью естественнонаучных теорий, в первую очередь с помощью теории эволюции. Предметная область данного подхода - эволюция органов познания и познавательных способностей. Представители: К. Лоренц, Г. Фоллмер, Э. Ойзер.

2.Эволюционная теория науки - модель роста и развития научного познания. Процесс научного познания и историческая последовательность научных теорий получают объяснение по аналогии с биологической эволюцией (эволюционная теория науки). Представитель: К. Р. Поппер.

Это частное проявление натуралистического поворота. Идея: строим теорию познания, опираясь на те достижения, которые получены в современной биологии. Опора на биологическую теорию эволюции. Хронология? От Чарльза Дарвина и Герберта Спенсера. Расцвет - 60-70 годы 20 века. Соответствующая терминология. Дональд Кэмбел придумал этот термин в статье с таким же названием. Лоренц. Один из родоначальников Этологии - науки о поведении животных. Нико Тимберген. Создали направление.

Кантовское априори в свете современной биологии. То, что онтогенетически априорно, то филогенетичеки апостриорно. Онтогенез - развитие индивида. Филогенез - развитие биологического вида. Это стандартный заход для эволюц. Эпистем: целый ряд моментов, с которыми уже рождается биологическое существо. Эволючионные эпистемологи склонны называть познанием любое взаимодействие организма с окружающей средой.

Организм "априорно" рождается с определенным набором признаков, а вид их приобрел в результате эволюции, в результате отбора, т.е. - апростериорно.

Основоположник - австр. этолог, Нобел. лауреат Конрад Лоренц (1903-1989). «Гипотетический реализм».

Шел от Канта. Априори, структуры позн-я: «Если мы понимаем наш разум как функцию органа, то ответ на вопрос, каким образом формы его функции соответствовали реальному миру совсем прост: формы созерцания и категории, предшествующие любому индивид, опыту, приспособлены к внеш. миру по тем же причинам, по к-рым копыто лошади еще до ее рожд-я приспособлено к степной почве, а плавники рыбы приспособлены к воде еще до того, как она вылупится из икринки».

Отличие от Канта: эти априорные способности не вечны, изменяются и не противостоят действ-ти (т.е. Кант не прав, что «разум предписывает природе з-ны»). Они формируются в процессе эволюции под воздействиемм действительности и поэтому могут ее адекватно постигать. Априорны (врожденны) для индивида, но апостериорны (противоположность априорному)для вида.

Лоренц-Фоллмер: Познание возможно только благодаря тому, что человек обладает формами созерцания и мышления, данными ему до всякого опыта, априорно; любые живые организмы имеют систему априорных когнитивных структур. Априорные формы человеческого разума подлежат становлению и изменению и не противостоят реальности.

Формирование когнитивных структур происходит в процессе эволюции; закрепляются такие когнитивные структуры, которые в наибольшей степени соответствуют условиям жизни живых существ и способствуют их выживанию. Приспособление трактуется как наследственный способ получения информации определенным видом и своего рода "встроенное знание" об окружающем мире. Разум сформирован реальностью, и поэтому в рамках определенных границ может достаточно адекватно постигать ее.

Жизнь — процесс получения информации. В структурных признаках, характеризующих живые организмы, закодирована природа мира, в котором эти организмы обитают. Центральный вопрос биоэпистемологии состоит в том, как объяснить превращение систем, которые по сути просто хранилища информации, в субъекты познания. Когнитивные структуры возникли в результате естественного отбора функций, обеспечивающих выживание, они не являются произвольными и определяются экологической нишей.

Когнитивные структуры возникли в результате опыта всего вида и являются априорными для индивида, но апостериорными для вида.

Биоэпистемология не оставляет надежды на безошибочное знание: наш повседневный опыт бесполезен в другой окружающей среде.

Герхард Фоллмер (р.1943)

Гл. соч. = «Эвол.теория позн-я». Гипотетический проективный реализм.

1. Позн-е = адекватная реконструкция внешних структур в субъекте. Не отражение (как у эмпириков), а взаимодействие Субъекта и Объекта.

2. Субъект, и объективные структуры соответствуют др. другу («подходят») - эволюционная теория

3. Познание является полезным, оно повышает шансы репродукции, приспособляемость организмов. Внутр. реконструкция не всегда корректна, но имеется согласование между миром и знанием. {«Обезьяна, к-рая не имеет реального восприятия ветки, вскоре стала бы мертвой обезьяной»). Частичная изоморфия. Соотношение между реальностью и познанием можно разъяснить с помощью модели проекции. (Если объект проецируется на экран, то структура изображения зависит от: а)структуры предмета, вида проекции, б) структуры воспринимающего экрана (наших чувств, органов).

4. Биологически - эволюция есть процесс мутаций и селекции, теоретико-познавательно - процесс предположений и опровержений.

5. Научное познание не совпадает с опытным познанием. Научное познание не обусловлено генетически {«было бы бессмысленно искать биолог, корни теории относительности»). В создании гипотез мы свободны и должны соблюдать правила: недопущения лог. противор-й, бритвы Оккама и т.п.

6. Мезокосмос: мир, к которому приспособился наш познавательный аппарат (мир средних размеров) = лишь срез, часть действительного мира. Наша «когнитивная ниша». Т.е. наши возможности наглядного восприятия могут нам отказывать (напр., неевклидовы геометрии). Поэтому наглядность не является условием истины.

7. Раз познание = проекция, то мы пытаемся восстановить начальную информацию, начальный объект. Но все знание является ГИПОТЕТИЧЕСКИМ. «Проективная теория познания».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 324; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.25.109 (0.009 с.)