Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Эволюционная эпистемология К. Лоренца и Г. Фоллмера.Содержание книги
Поиск на нашем сайте Эволюционная эпистемология - новое междисциплинарное направление, ставящее своей целью исследование биологических предпосылок человеческого познания и объяснение его особенностей на основе современной теории эволюции. В эволюционной эпистемологии можно выделить 2 направления с различными задачами: 1.Попытка дать ответы на гносеологические вопросы с помощью естественнонаучных теорий, в первую очередь с помощью теории эволюции. Предметная область данного подхода - эволюция органов познания и познавательных способностей. Представители: К. Лоренц, Г. Фоллмер, Э. Ойзер. 2.Эволюционная теория науки - модель роста и развития научного познания. Процесс научного познания и историческая последовательность научных теорий получают объяснение по аналогии с биологической эволюцией (эволюционная теория науки). Представитель: К. Р. Поппер. Это частное проявление натуралистического поворота. Идея: строим теорию познания, опираясь на те достижения, которые получены в современной биологии. Опора на биологическую теорию эволюции. Хронология? От Чарльза Дарвина и Герберта Спенсера. Расцвет - 60-70 годы 20 века. Соответствующая терминология. Дональд Кэмбел придумал этот термин в статье с таким же названием. Лоренц. Один из родоначальников Этологии - науки о поведении животных. Нико Тимберген. Создали направление. Кантовское априори в свете современной биологии. То, что онтогенетически априорно, то филогенетичеки апостриорно. Онтогенез - развитие индивида. Филогенез - развитие биологического вида. Это стандартный заход для эволюц. Эпистем: целый ряд моментов, с которыми уже рождается биологическое существо. Эволючионные эпистемологи склонны называть познанием любое взаимодействие организма с окружающей средой. Организм "априорно" рождается с определенным набором признаков, а вид их приобрел в результате эволюции, в результате отбора, т.е. - апростериорно. Основоположник - австр. этолог, Нобел. лауреат Конрад Лоренц (1903-1989). «Гипотетический реализм». Шел от Канта. Априори, структуры позн-я: «Если мы понимаем наш разум как функцию органа, то ответ на вопрос, каким образом формы его функции соответствовали реальному миру совсем прост: формы созерцания и категории, предшествующие любому индивид, опыту, приспособлены к внеш. миру по тем же причинам, по к-рым копыто лошади еще до ее рожд-я приспособлено к степной почве, а плавники рыбы приспособлены к воде еще до того, как она вылупится из икринки». Отличие от Канта: эти априорные способности не вечны, изменяются и не противостоят действ-ти (т.е. Кант не прав, что «разум предписывает природе з-ны»). Они формируются в процессе эволюции под воздействиемм действительности и поэтому могут ее адекватно постигать. Априорны (врожденны) для индивида, но апостериорны (противоположность априорному)для вида. Лоренц-Фоллмер: Познание возможно только благодаря тому, что человек обладает формами созерцания и мышления, данными ему до всякого опыта, априорно; любые живые организмы имеют систему априорных когнитивных структур. Априорные формы человеческого разума подлежат становлению и изменению и не противостоят реальности. Формирование когнитивных структур происходит в процессе эволюции; закрепляются такие когнитивные структуры, которые в наибольшей степени соответствуют условиям жизни живых существ и способствуют их выживанию. Приспособление трактуется как наследственный способ получения информации определенным видом и своего рода "встроенное знание" об окружающем мире. Разум сформирован реальностью, и поэтому в рамках определенных границ может достаточно адекватно постигать ее. Жизнь — процесс получения информации. В структурных признаках, характеризующих живые организмы, закодирована природа мира, в котором эти организмы обитают. Центральный вопрос биоэпистемологии состоит в том, как объяснить превращение систем, которые по сути просто хранилища информации, в субъекты познания. Когнитивные структуры возникли в результате естественного отбора функций, обеспечивающих выживание, они не являются произвольными и определяются экологической нишей. Когнитивные структуры возникли в результате опыта всего вида и являются априорными для индивида, но апостериорными для вида. Биоэпистемология не оставляет надежды на безошибочное знание: наш повседневный опыт бесполезен в другой окружающей среде. Герхард Фоллмер (р.1943) Гл. соч. = «Эвол.теория позн-я». Гипотетический проективный реализм. 1. Позн-е = адекватная реконструкция внешних структур в субъекте. Не отражение (как у эмпириков), а взаимодействие Субъекта и Объекта. 2. Субъект, и объективные структуры соответствуют др. другу («подходят») - эволюционная теория 3. Познание является полезным, оно повышает шансы репродукции, приспособляемость организмов. Внутр. реконструкция не всегда корректна, но имеется согласование между миром и знанием. {«Обезьяна, к-рая не имеет реального восприятия ветки, вскоре стала бы мертвой обезьяной»). Частичная изоморфия. Соотношение между реальностью и познанием можно разъяснить с помощью модели проекции. (Если объект проецируется на экран, то структура изображения зависит от: а)структуры предмета, вида проекции, б) структуры воспринимающего экрана (наших чувств, органов). 4. Биологически - эволюция есть процесс мутаций и селекции, теоретико-познавательно - процесс предположений и опровержений. 5. Научное познание не совпадает с опытным познанием. Научное познание не обусловлено генетически {«было бы бессмысленно искать биолог, корни теории относительности»). В создании гипотез мы свободны и должны соблюдать правила: недопущения лог. противор-й, бритвы Оккама и т.п. 6. Мезокосмос: мир, к которому приспособился наш познавательный аппарат (мир средних размеров) = лишь срез, часть действительного мира. Наша «когнитивная ниша». Т.е. наши возможности наглядного восприятия могут нам отказывать (напр., неевклидовы геометрии). Поэтому наглядность не является условием истины. 7. Раз познание = проекция, то мы пытаемся восстановить начальную информацию, начальный объект. Но все знание является ГИПОТЕТИЧЕСКИМ. «Проективная теория познания».
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 324; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.25.109 (0.009 с.) |