Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Философия науки Канта и неокантианство марбургской школы.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Иммануи́л Кант ( 22 апреля 1724, Кёнигсберг, Пруссия — 12 февраля 1804, там же) — немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии, стоящий на грани эпох Просвещения и Романтизма. Кант отвергал догматический способ познания и считал, что вместо него нужно взять за основу метод критического философствования, сущность которого заключается в исследовании самого разума, границ, которые может достичь разумом человек, и изучении отдельных способов человеческого познания. Главным философским произведением Канта является «Критика чистого разума». Исходной проблемой для Канта является вопрос «Как возможно чистое знание?». Прежде всего, это касается возможности чистой математики и чистого естествознания («чистый» означает «неэмпирический», априорный, или внеопытный). Указанный вопрос Кант формулировал в терминах различения аналитических и синтетических суждений — «Как возможны синтетические суждения априори?». Под «синтетическими» суждениями Кант понимал суждения с приращением содержания по сравнению с содержанием входящих в аналитические суждения (раскрывающие смысл понятий). Термин «априори» означает «вне опыта», в противоположность термину «апостериори» — «из опыта». Кант обсуждает такую способность, которая оперирует идеями, выходящими за пределы возможного опыта. Он называет эту способность разумом. Является ли разум особой, наряду с рассудком, познавательной способностью? Если это познание, то познание чего? Не данной в опыте реальности? Если она не дана в опыте, то может быть лишь умопостигаемой. Но умопостигаемое — это и есть предмет метафизики. Значит, разум — это познавательная способность, гарантирующая возможность метафизики? Нет. Кант показывает, что априорный аппарат, которым оснащен познающий субъект, неприменим для познания ноуменов. Поэтому подобная попытка ни к чему хорошему привести не может: разум в этом случае становится диалектическим. Кант определяет диалектику как «логику видимости». То есть диалектическое рассуждение только создает видимость познания, которое якобы относится к какому-то объекту. Объекты диалектических рассуждений не более чем видимость и иллюзия. Кант ставит свой целью разоблачить подобные иллюзии, предупреждая, что «мы имеем здесь дело с естественной и неизбежной иллюзией… Существует естественная и неизбежная диалектика чистого разума, не такая, в которой какой-нибудь простак запутывается сам по недостатку знаний или которую искусственно создает какой-нибудь софист, чтобы сбить с толку разумных людей, а такая, которая неотъемлемо присуща человеческому разуму и не перестает обольщать его даже после того, как мы раскрыли ее ложный блеск, и постоянно вводит его в минутные заблуждения, которые необходимо все вновь и вновь устранять. Рассмотрим здесь эту диалектику на примере кантовского анализа «антиномий чистого разума», связанных с идеей «мира как целого» (космологическая идея). Почему «мир как целое» — это идея? Потому что любой возможный опыт представляет только фрагмент реальности. Он не может быть завершенным в принципе, так сказать, «по построению». Например, восприятие явления в пространстве и времени включает его в безграничное пространство и время, т. е. подразумевает, что нечто было раньше и будет позже, что есть что-то правее, левее, выше, ниже; что любое воспринимаемое явление есть следствие Других, предшествовавших ему явлений, и т. д. Однако такова человеческая природа, что человек не может остановиться на этом и хочет понять существо мира «вообще», «в Целом». Но при этом человек применяет понятия, которые имеют смысл только в отношении к предметам возможного опыта: пространство, время, причинность и др. Да и какими другими понятиями он может пользоваться? А в результате разум впадает в антиномии, т. е. в неразрешимые противоречия с самим собой. Антиномии представляют собой пары утверждений, из которых одно является логическим отрицанием другого (тезис и антитезис). По законам логики из таких утверждений одно должно быть истинным, а другое — ложным. Поэтому разум хочет выяснить, тезис верен или антитезис, и для этого стремится рассмотреть их обоснования. Но оказывается, что доказательство, как тезиса, так и антитезиса равно убедительны, или, если хотите, равно неубедительны, и разум никак не может сделать выбор. Кант формулирует следующие четыре антиномии. 1. Тезис Мир имеет начало во времени и ограничен также в пространстве. Антитезис Мир не имеет начала во времени и границы в пространстве; он бесконечен и во времени, и в пространстве. Если представить себе, что мир бесконечен в пространстве и во времени, то мы будем иметь парадокс истекшей бесконечности; а если представить его конечным, то встает вопрос: что «за» границей пространства и «до» начала времени? 2. Тезис Всякая сложная субстанция в мире состоит из простых частей, и вообще существует только простое или то, что сложено из простого. Антитезис Ни одна сложная вещь в мире не состоит из простых частей, и вообще в мире нет ничего простого. Эта антиномия связана с проблемой того, является ли реальность бесконечно делимой, или существуют неделимые, т. е. абсолютно простые элементы. Иногда говорят, что современная наука разрешила кантовские антиномии. Однако можно ли утверждать, что это — окончательное решение, которое не будет пересмотрено в ходе дальнейшего развития науки? Кантово решение этих антиномий состоит в том, что и тезис, и антитезис ложны, ибо в понятии «мир как целое» заложено внутреннее противоречие. В самом деле, в любом возможном опыте мы имеем дело только с фрагментом мира, как уже разъяснялось выше. Поэтому «мир как целое» — это только идея разума. Однако, рассуждая о мире в целом человек пытается представить себе мир сам по себе, не зависимый от нашего познания его, и вообразить его, так сказать, с точки зрения Бога, но в то же время в понятиях, обретающих смысл только в нашем опыте. Кант говорит о том, что стремление к выходу за пределы возможного опыта присутствует в человеческой природе. Оно приоткрывает человеку его Призвание в мире. Однако по большей части это стремление получает неправильное направление. Мы не можем обладать полным и завершенным предметом познания. Но зато полнота, завершенность, организация всего познания в единое целое всегда стоят перед рассудком как его бесконечная задача. В свете этого мы получаем возможность понять природу и задачу разума. Разум выступает, как способность задавать регулятивные принципы познания и указывать на его цель. 3-й тезис утверждает, что в мире, кроме причинности по законам природы, существует и свобода, а антитезис гласит, что в мире нет никакой свободы и все совершается только по законам природы. 4 антиномия ( два противоречащих, но одинаково обоснованных суждения) связана с вопросом о том, все ли причины в мире обусловлены предшествующими причинами, или имеется необходимая, безусловная причина, т. е. Бог. В этих антиномиях перед нами встают проблемы, связанные с тем, как совместить научную картину мира (антитезис) с религиозным и нравственным сознанием (тезис). В самом деле, свобода человеческой воли является необходимой предпосылкой для моральной и юридической ответственности. Решение Канта заключается в том, что и тезис, и антитезис верны. Это возможно, потому что у них разный предмет. Антитезис относится к миру, изучаемому точным естествознанием. Но ведь этот мир есть лишь явление, а не мир сам по себе. И это дает, как считает Кант, религиозному и нравственному сознанию логическую возможность относить свои утверждения к ноуменальной реальности, не впадая в противоречие. Но мало ли что мы можем мыслить без противоречия! Подлинным основанием для того, чтобы мыслить ноуменальную реальность и человека как ее гражданина, будут, по Канту, не те или иные изощренные теории и доказательства, а неуклонное следование нравственному долгу и постоянная борьба с собственными слабостями. В этом пункте теоретический, познающий разум переходит в разум практический, т. е. определяющий человеческую волю и поступки.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 106; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.238.204 (0.011 с.) |