Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ключевые различия между понятиями конструктивизм и радикальный конструктивизм.
Общее, что их объединяет, – это утверждение о том, что любое знание конструируется субъектом (когнитивной системой, наблюдателем, живым организмом и т.п.). То, как это понимается в каждом конкретном случае и какие из этого следуют выводы, определяет вид конструктивизма, исповедуемого той или иной группой ученых. Радикальность радикального конструктивизма состоит, по словам Глазерсфельда, в его радикальном отмежевании от всех форм традиционной эпистемологии, допускающей в той или иной мере соответствие знания объективной реальности. Философская позиция, на которой жестко настаивает Глазерсфельд, гласит о том, что знание принципиально не может отражать или соответствовать никакому реальному миру ввиду того, что единственный ему доступный «реальный мир» – это и есть тот мир, который субъект сам конструирует в процессе познания. В рамках радикального конструктивизма два утверждения – «конструирование знания» и «конструирование реальности» – обретают одинаковое звучание. Радикальный конструктивизм (РК) - начиная с 80-х Уже не проблема обоснования знания, а исследование самого процесса создания конструкций, к-рые оказываются последней реальностью. Центральное место занимает вопрос о том, как возникает знание наблюдателя о мире, который он воспринимает как свой собственный мир: П. Ватцлавик (1921), Х. фон Фёрстер (1911-2002), Г. Рот (1942), З. Шмидт (1940), Э. фон Гласерфельд (1917), Б. ван Фраасен и др. Предшественники: - Ф. де Соссюр (язык = система знаков, где значение и звучание едины, причем это единство устанавливается каждым пользователем языка индивидуально), - Ж. Пиаже (его генетическая эпистемология инструменталистски понимала знание как приспособление к окруж. миру, а приспособление и отражение – разные вещи) - теории самоорганизующихся систем («входом» явл. не то, что видит внеш. наблюдатель, а то, что воспринимает сама система. Аутопоэтические системы (auto=сам, poien=делать) – сами себя сделавшие, продукты самих себя. Информационно замкнутые системы, не могут взглянуть на себя со стороны, представления о внешнем сформированы на основе внутренних состояний системы). Мозг содержит около 3-4 млн. нервных окончаний на периферии и 100 млрд. – 1 биллион центральных нейронов. Т.е. только около 1/100 000 общей активности мозга идет от чувственных органов. Все остальное – на основе собственной информации. – Восприятия нет в чувственных органах! Чувств. органы не отражают мир как он есть. Восприятие = рез-т обработки информации внутри мозга. Мозг конструирует восприятие. Г.Рот: «Мы можем констатировать: ни одно восприятие в себе не упорядочено и не оформлено. Поступающие от чувственных органов сырые данные переплетены, многозначны, только имплицитно информативны. Они постоянно должны формироваться согласно внутренним критериям, это значит, что их информация должна эксплицитно выявляться в свете прошлого опыта. Поэтому восприятие никогда не явл. отражениям чувственных данных, но всегда конструкцией». Есть только та действительность, к-рую мы сконструировали сами.
Центральную парадигму радикального конструктивизма Глазерсфельд формулирует следующим образом: · знание не обретается пассивным образом, оно активно конструируется познающим субъектом; · функция познания носит адаптивный характер и служит для организации опытного мира, а не для открытия онтологической реальности. Осн. идеи РК: 1. Познание = активный процесс конструктивной деятельности субъекта. (Это не репрезентация! Как мы познаем определяет, что мы познаем). Мы можем познать лишь то, что сами сделали. 2. Познание имеет адаптивное значение (чтобы приспособиться и выжить). 3. Познание служит организации внутр. мира субъекта, а не задачам описания объект. реальности. (Не описать реальность, а произвести «адаптивные» способы поведения). Не означает, что любую конструкцию может создать произвольно: нужна конструкция, к-рая не уничтожается сопротивляемостью мира, жизнеспособна, функционирует. 4. Наука должна служить практич. целям. З. Шмидт: «Если идея познаваемости абсолютной действительности теряет свой смысл, стремление к абсолютному познанию истины не может служить легитимацией научной деятельности. Скорее любая исследов. деят-ть … должна доказывать свою полезность». Равновесие (критерий «когерентной истинности»): «конструктивисты довольны тогда, когда ученым ничего не надо делать».
Умберто Матурана (р. 1928): Гносеологический принцип «реально лишь то, что позволяет мне быть реальным». Биология познания. Деятельность нервной системы следует рассматривать как детерминированную самой нервной системой. Стимулы внешнего мира = «спусковые крючки», задающие изменения закрытой для них нервной системе. У любой системы есть свой окружающий мир (ниша), с которым она слита воедино. Ее интеракции с окружающим миром (нишей) представляют собой неразрывное единство. Другое дело, если система наблюдается извне. Наблюдатель, и только он, может проводить различие между системой и окруж. миром, т.е. наблюдать систему под углом зрения ее взаимодействия с нишей. Однако это различающее наблюдение целиком остается в познавательной области наблюдателя и не затрагивает существа операций системы. Любое наблюдение — это различение, выделение частей того, что a priori в качестве некой целокупности существует до всякого наблюдения. То, что оперативно происходит в системе, и то, что выделено различающим наблюдением, не совпадают. Ни одно описание наблюдателя не является полным.Познание же есть не отображ-е независимого, предопределенного мира, но сотворение нового мира. Конкретным организмом в процессе его жизнедеятельности созидается не мир вообще, а некий конкретный мир, всегда обусловленный структурой организма. Поскольку индивидуальные организмы в рамках одного вида обладают более или менее идентичной структурой, они созидают схожие миры. Мы, люди, кроме этого, сообща пользуемся абстрактным миром языка и мысли и благодаря этому сообща творим наш действительный мир. Б. Ван Фраасен 1. Антиреализм. Не вводит в свою концепцию теорию истины. Принятие теории зависит от признания ее эмпирически адекватной и от др. требований прагматического хар-ра. Истинность же ничего не добавляет к достоинствам теории. Все зависит от оценки ее объяснительных возможностей. 2. Модельная концепция. Теория = семейство мысленных структур, моделирование реальности в общем смысле понимания модели 3. Научная деятельность = конструктивная деят-ть, а не открытие.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 79; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.159.195 (0.006 с.) |