Изучение информированности провизоров по вопросам социально-этического маркетинга 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Изучение информированности провизоров по вопросам социально-этического маркетинга



Сегодня фармацевтический маркетинг не может быть пассивным в отношении различных изменений во внешней среде. Определенные исторические периоды характеризовались акцентом на ту или иную концепцию развития маркетинга, которая отвечала социальным, экономическим и политическим изменениям в обществе. Сегодня внимание больше переносится с концепции производства товаров на коммерческие усилия, на потребителя и социальную этичность [1,2].

Для фармацевтического сектора Украины по содержанию в наибольшей степени приемлема концепция социально этического маркетинга: она тесно связана с социальной ориентацией фармацевтического предприятия.

К сожаленью, стихийная интеграция отечественной фармации в рыночные условия, привела к излишней коммерциализации и снижению ее общесоциальной эффективности. В Украине сформировались противоречия между рыночной формой фармации и ее социоцентрической природой. Разрешение этих противоречий зависит от становления и реформирования современной системы здравоохранения и ее неотъемлемой части – фармации.

Целью исследования явилось изучение понимания и отношения к концепции социально-этического маркетинга специалистами фармацевтической отрасли, использование его элементов в практической деятельности.

Материалы и методы исследования. Сбор информации осуществлялся методом анкетирования. Структура разработанной анкеты предусматривала условное разделение вопросов на два блока.

Исследованы субъекты розничной и оптовой реализации лекарственных средств фармацевтического рынка различных форм собственности. Апробация анкет осуществлялась на примере анкетирования работников аптек и оптовых компаний г. Запорожья.

В качестве респондентов выступали специалисты фармацевтического профиля в процессе своей профессиональной деятельности, а также слушатели курсов повышения квалификации.

Первый блок вопросов анкеты предусматривал характеристику респондентов по демографическим и психологическим критериям: пол, возраст, образование, должность, стаж работы, форма собственности предприятия.

Второй блок вопросов дал возможность определить уровень понимания концепции социально-этического маркетинга и использования ее элементов в практической деятельности.

Результаты исследования.

Исследования показали, что среди опрошенных преимущественно женщины -88,5%.

Полученные результаты свидетельствуют, что основную долю респондентов составляют специалисты в возрасте от 30 – 40 лет – 48%. Далее респонденты по возрастному критерию распределились следующим образом: 24% составили лица в возрасте до 30 лет, 16% - старше 50 лет, 12% - от 30 до 40 лет. Опрос показал, что среди анкетируемых лидирующее место принадлежит специалистам фармации в возрасте до 40 лет (72%).

В результате обработки анкет определено, что все респонденты имеют высшее специальное образование. Среди них 48% - заведующие и заместители заведующих аптек, оптовых фирм, 52% - провизоры [рис. 1].

Рис.1 Диаграмма распределения респондентов согласно занимаемой должности

Изучение места осуществления фармацевтической деятельности специалистов показало, что они работают большей частью на фармацевтических предприятиях частной формы собственности (88%). Только 8% составили аптеки с коллективной формой собственности и 4% - коммунальной.

Второй блок анкеты состоял из ряда вопросов предложенных для выяснения их информированности о социально-этическом маркетинге.

Первый вопрос предполагал выяснить, что подразумевают провизоры под понятием «социально-этический маркетинг». Следует отметить, что на этот вопрос смогли ответить только респонденты со стажем работы до 10 лет в возрасте от 30-40 лет. Остальные специалисты не смогли дать ответ на этот вопрос.

Однако, несмотря на это, положительный ответ на второй вопрос: «Известно ли Вам о каких либо социально – этических программах, которые проводятся фармацевтическими компаниями Украины и зарубежными компаниями?» - был дан только 8% респондентов.

Третий вопрос включал в себя перечень направлений этического маркетинга, которые могут использовать, по их мнению, фармацевтические предприятия, на которых они работают. Из 12 предложенных в анкете направлений осуществления этического маркетинга анкетируемые отметили восемь.

Самый высокий показатель принадлежит направлению «Участие в благотворительных мероприятиях» - 50%. Далее следует направление «Пассивное участие в социальных программах регионального уровня» - 34%. Направления «Активное участие в социальных программах регионального уровня», «Спонсорская помощь конкретным людям и отдельным организациям», «Организация предоплаты или финансовая поддержка периодических медицинских (фармацевтических) изданий для специалистов» - составили по 24%; «Финансирование поездок медицинских и фармацевтических специалистов на отечественные и мировые конгрессы, конференции» отметили 16% анкетируемых. Незначительную часть ответов указали респонденты по направлениям «Поддержка студенческой молодежи» и «Оказание гуманитарной помощи в виде лекарственных средств ЛПУ, детдомам и домам престарелых» [рис. 2].

Рис. 2 Распределение мнения респондентов относительно основных элементов этического маркетинга, которые могут использовать в своей работе фармацевтические предприятия

Очередной вопрос предполагал выяснить желают ли провизоры повысить свою информированность по вопросам социально-этического маркетинга. Анализ анкет показал, что 47% респондентов дали утвердительный ответ по этому вопросу. Такая же часть специалистов (47%) затруднялись ответить на этот вопрос. Категоричный ответ заявили 6% анкетируемых. В результате обработки анкет тех респондентов, которые затруднялись с ответом или дали отрицательный ответ установлено, что это лица в возрасте свыше 40 лет и стажем работы более 10 лет.

Заключительный вопрос анкеты имел своей целью выяснить мнение респондентов фармации: считают ли они, что решение социальных проблем страны является общим для предприятий фармацевтической отрасли. Результаты анализа распределились следующим образом: 24% опрошенных считают, что участие в решении проблемы обязательно для оптовых, розничных компаний и фирм-производителей. 6% анкетируемых отметили обязательное участие в решении этой задачи только для розничной компании. Большая часть специалистов (58%) отметили, что это выбор самой компании. Из всех опрошенных 12% респондентов не смогли дать ответ на этот вопрос.

Выводы.

1. Уровень информированности провизоров по вопросам социально-этического маркетинга не соответствует реалиям современной экономики страны.

2. Следует уделять достаточное внимание вопросам социально-этического характера в процессе подготовки квалифицированных специалистов для фармацевтической отрасли.

Литература:

1. Котлер Ф. Основы маркетинга: пер. с анг. / общ. ред. Е.М. Пеньковой.- М.: Прогресс, 1990.- 736 с.

2. Котлер Ф. Основы маркетинга. Краткий курс / Ф.Котлер.- М.: Изд-во Вильямс, 2007. — 656 с.

 

А.А. Угрюмова

(Мос. гос. обл. соц.-гум. ин-т)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 125; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.181.81 (0.007 с.)