Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Изучение информированности провизоров по вопросам социально-этического маркетинга
Сегодня фармацевтический маркетинг не может быть пассивным в отношении различных изменений во внешней среде. Определенные исторические периоды характеризовались акцентом на ту или иную концепцию развития маркетинга, которая отвечала социальным, экономическим и политическим изменениям в обществе. Сегодня внимание больше переносится с концепции производства товаров на коммерческие усилия, на потребителя и социальную этичность [1,2]. Для фармацевтического сектора Украины по содержанию в наибольшей степени приемлема концепция социально этического маркетинга: она тесно связана с социальной ориентацией фармацевтического предприятия. К сожаленью, стихийная интеграция отечественной фармации в рыночные условия, привела к излишней коммерциализации и снижению ее общесоциальной эффективности. В Украине сформировались противоречия между рыночной формой фармации и ее социоцентрической природой. Разрешение этих противоречий зависит от становления и реформирования современной системы здравоохранения и ее неотъемлемой части – фармации. Целью исследования явилось изучение понимания и отношения к концепции социально-этического маркетинга специалистами фармацевтической отрасли, использование его элементов в практической деятельности. Материалы и методы исследования. Сбор информации осуществлялся методом анкетирования. Структура разработанной анкеты предусматривала условное разделение вопросов на два блока. Исследованы субъекты розничной и оптовой реализации лекарственных средств фармацевтического рынка различных форм собственности. Апробация анкет осуществлялась на примере анкетирования работников аптек и оптовых компаний г. Запорожья. В качестве респондентов выступали специалисты фармацевтического профиля в процессе своей профессиональной деятельности, а также слушатели курсов повышения квалификации. Первый блок вопросов анкеты предусматривал характеристику респондентов по демографическим и психологическим критериям: пол, возраст, образование, должность, стаж работы, форма собственности предприятия. Второй блок вопросов дал возможность определить уровень понимания концепции социально-этического маркетинга и использования ее элементов в практической деятельности.
Результаты исследования. Исследования показали, что среди опрошенных преимущественно женщины -88,5%. Полученные результаты свидетельствуют, что основную долю респондентов составляют специалисты в возрасте от 30 – 40 лет – 48%. Далее респонденты по возрастному критерию распределились следующим образом: 24% составили лица в возрасте до 30 лет, 16% - старше 50 лет, 12% - от 30 до 40 лет. Опрос показал, что среди анкетируемых лидирующее место принадлежит специалистам фармации в возрасте до 40 лет (72%). В результате обработки анкет определено, что все респонденты имеют высшее специальное образование. Среди них 48% - заведующие и заместители заведующих аптек, оптовых фирм, 52% - провизоры [рис. 1]. Рис.1 Диаграмма распределения респондентов согласно занимаемой должности Изучение места осуществления фармацевтической деятельности специалистов показало, что они работают большей частью на фармацевтических предприятиях частной формы собственности (88%). Только 8% составили аптеки с коллективной формой собственности и 4% - коммунальной. Второй блок анкеты состоял из ряда вопросов предложенных для выяснения их информированности о социально-этическом маркетинге. Первый вопрос предполагал выяснить, что подразумевают провизоры под понятием «социально-этический маркетинг». Следует отметить, что на этот вопрос смогли ответить только респонденты со стажем работы до 10 лет в возрасте от 30-40 лет. Остальные специалисты не смогли дать ответ на этот вопрос. Однако, несмотря на это, положительный ответ на второй вопрос: «Известно ли Вам о каких либо социально – этических программах, которые проводятся фармацевтическими компаниями Украины и зарубежными компаниями?» - был дан только 8% респондентов. Третий вопрос включал в себя перечень направлений этического маркетинга, которые могут использовать, по их мнению, фармацевтические предприятия, на которых они работают. Из 12 предложенных в анкете направлений осуществления этического маркетинга анкетируемые отметили восемь. Самый высокий показатель принадлежит направлению «Участие в благотворительных мероприятиях» - 50%. Далее следует направление «Пассивное участие в социальных программах регионального уровня» - 34%. Направления «Активное участие в социальных программах регионального уровня», «Спонсорская помощь конкретным людям и отдельным организациям», «Организация предоплаты или финансовая поддержка периодических медицинских (фармацевтических) изданий для специалистов» - составили по 24%; «Финансирование поездок медицинских и фармацевтических специалистов на отечественные и мировые конгрессы, конференции» отметили 16% анкетируемых. Незначительную часть ответов указали респонденты по направлениям «Поддержка студенческой молодежи» и «Оказание гуманитарной помощи в виде лекарственных средств ЛПУ, детдомам и домам престарелых» [рис. 2].
Рис. 2 Распределение мнения респондентов относительно основных элементов этического маркетинга, которые могут использовать в своей работе фармацевтические предприятия Очередной вопрос предполагал выяснить желают ли провизоры повысить свою информированность по вопросам социально-этического маркетинга. Анализ анкет показал, что 47% респондентов дали утвердительный ответ по этому вопросу. Такая же часть специалистов (47%) затруднялись ответить на этот вопрос. Категоричный ответ заявили 6% анкетируемых. В результате обработки анкет тех респондентов, которые затруднялись с ответом или дали отрицательный ответ установлено, что это лица в возрасте свыше 40 лет и стажем работы более 10 лет. Заключительный вопрос анкеты имел своей целью выяснить мнение респондентов фармации: считают ли они, что решение социальных проблем страны является общим для предприятий фармацевтической отрасли. Результаты анализа распределились следующим образом: 24% опрошенных считают, что участие в решении проблемы обязательно для оптовых, розничных компаний и фирм-производителей. 6% анкетируемых отметили обязательное участие в решении этой задачи только для розничной компании. Большая часть специалистов (58%) отметили, что это выбор самой компании. Из всех опрошенных 12% респондентов не смогли дать ответ на этот вопрос. Выводы. 1. Уровень информированности провизоров по вопросам социально-этического маркетинга не соответствует реалиям современной экономики страны. 2. Следует уделять достаточное внимание вопросам социально-этического характера в процессе подготовки квалифицированных специалистов для фармацевтической отрасли. Литература: 1. Котлер Ф. Основы маркетинга: пер. с анг. / общ. ред. Е.М. Пеньковой.- М.: Прогресс, 1990.- 736 с. 2. Котлер Ф. Основы маркетинга. Краткий курс / Ф.Котлер.- М.: Изд-во Вильямс, 2007. — 656 с.
А.А. Угрюмова (Мос. гос. обл. соц.-гум. ин-т)
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 125; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.181.81 (0.007 с.) |