Подходы к организации питания и здорового образа жизни школьников 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Подходы к организации питания и здорового образа жизни школьников



По данным Всемирной организации здравоохранения, состояние здоровья человека лишь на 15% зависит от организации медицинской службы, столько же приходится на генетические особенности, а 70% определяется образом жизни и питанием. Питание является важнейшей физиологической потребностью человека. С питанием теснейшим образом связаны все жизненно важные функции организма. Оно обеспечивает развитие и непрерывное обновление клеток и тканей, поступление энергии, необходимой для восстановления энергозатрат организма. Продукты питания – источник веществ, из которых в организме образуются ферменты, гормоны и другие регуляторы обменных процессов. Обмен веществ, лежащий в основе жизнедеятельности организма, находится в прямой зависимости от характера питания.

Залогом крепкого здоровья и успешной учёбы школьника является правильное питание, однако большинство родителей не всегда стремятся следовать этому постулату. На классных родительских собраниях учителя разъясняют родителя, что правильная организация питания может помочь в решении очень многих проблем, возникающих в подростковый период и обеспечить организм всеми ресурсами для правильного роста и полноценного развития организма ребенка. Информация стенда «Хочешь быть здоровым – будь, это правильный путь!», напоминает совет диетологов, что ребёнок школьного возраста должен принимать горячую пищу каждые 4 - 5 часов, ежедневно получая, в зависимости от возраста от 1990 - до 3160 килокалорий.

Планируя рацион школьника, нужно учитывать возрастные особенности детского организма и пол ребенка. Так в период адаптации к школе первоклассники затрачивают большое количество энергии, которое обязательно должно восполняться во время приёма пищи.

Суточная норма калорий ребенка составляет: 5-6 лет 1990 ккал; 7-10 лет 2860 ккал. Девочкам 14-17 лет необходимо ориентироваться на суточную калорийность пищевого рациона в 2760 ккал. Юношам – в 3160 ккал. Если в течение дня ученик имеет ощутимые физические нагрузки, то данные параметры увеличиваются на 10-15 %.

Как же ребенку получить полноценное питание, которое ему просто необходимо?

Важную роль в питании школьника играет полноценный завтрак. На родительских собраниях классные руководители убеждают родителей в необходимости хорошего и правильного завтрака школьников, напоминая, что продукты для завтрака не должны быть тяжелыми и жирными. Также важно учитывать вкусовые предпочтения ребенка.

Здесь возникают две проблемы. Некоторые дети плохо завтракают перед школой или вовсе отказываются от еды. Находясь в школе, наотрез отказываются питаться в школьных столовых. Другие наоборот плотно завтракают дома и, получая деньги на дополнительный завтрак, с удовольствием поглощают пачки чипсов и сухариков, запивая их сладкой газировкой и зажевывая жевательной резинкой. Хотя на уроках ОБЖ, биологии, здорового образа жизни, классных часах учителя нашей школы разъясняют детям о вреде этих продуктов. Поэтому в нашем школьном буфете этот набор продуктов запрещен.

По мнению диетологов лидером в рейтинге, утренних продуктов является овсяная каша. Также хорошо использовать творожные блюда, нежирное мясо или рыбу, хлебобулочные изделия из муки 1 сорта с отрубями, омлет и обязательно какие-нибудь овощи. Можно дополнить меню чаем, какао с молоком, соком.

Если ребёнок отказывается питаться в школьной столовой, лёгкий 2-ой завтрак нужно брать с собой из дома. Это могут быть бутерброды с отварным мясом, сыром, йогурт, пирожки, булочки. Многие ребята любят перекусить яблоком, грушей, сухофруктами, орехами. В специальной бутылочке школьник может взять с собой сок или чай.

Не стоит предлагать ребёнку бутерброды с варёной или копчёной колбасой, ветчиной, сосисками. В этих продуктах содержится большое количество искусственных добавок, красителей, консервантов, а также соли. К тому же колбасные изделия быстро портятся в тепле, и могут только навредить желудку.

Огромное значение имеет то, как упакован школьный завтрак и в каких условиях ребенок будет его есть. Можно использовать пластиковые судочки и пищевую плёнку. В судочках пища не потеряет своей первичной формы, не запачкает учебники. Зато завтрак, упакованный в плёнку, с точки зрения гигиены питания безопаснее и удобнее. Ведь не секрет, что школьники не всегда моют руки перед едой. В таком пакете можно кусать бутерброд, не прикасаясь к нему. Это конечно не означает, что ребёнку не нужно заботиться о чистоте рук. Родители должны рассказать школьнику о важности личной гигиены для его здоровья, помочь выработать полезные привычки.

Характер питания в детском возрасте также может повлиять на изменение массы тела в дальнейшем. У многих подростков, в связи с перестройкой всего организма, нередко возникают проблемы с обменом веществ и, как следствие, проблемы с лишним весом и состоянием кожи.

В нашей школе на контроле медработника находятся 18 человек, что составляет 2,6 % от контингента учащихся. Цифра не велика, но настораживает тот факт, что среди них 17 человек – это учащиеся 1-7 классов.

У ожирения детей есть свои особенности. Максимально лишние килограммы набирают в промежутке от 7 до 10 лет. Ожирение и связанные с ним заболевания обмена веществ уверенно выходят на 1 место в мире среди всех прочих.

Повышенный вес тела – фактор риска для сердечно – сосудистых, эндокринных нарушений, для болезней опорно – двигательного аппарата. Иногда проблема с лишним весом кажется взрослым незначительной, но для подростка она очень болезненна. Важно не оставить ребенка наедине с этими проблемами, тем более что многие из них корректируются правильно подобранной диетой.

В нашей школьной столовой 100% учащихся имеют возможность завтракать и обедать. Для учащихся 1-4 классов на школьные завтраки из бюджета выделяется 16 рублей, для учащихся 5-11 классов – 11 рублей в день. Обеспечены горячими первыми блюдами 100 учащихся групп продлённого дня из расчета 10 рублей на человека. Конечно, бюджетных средств недостаточно для восполнения калорий, поэтому эти проблемы характерны для многих школ региона.

Учащиеся, располагающие материальными средствами, обедают в школьной столовой по меню свободного выбора через торговый лоток.   Проведя анкетирование по оценке питания в школьной столовой среди 200 учащихся 5-7 классов, мы узнали, что питаются в школьной столовой за свои деньги 63 % учащихся (родители выделяют детям на дополнительное питание более 30 рублей ежедневно). 74% опрошенных считают, что еда в школьной столовой приготовлена вкусно. Больше всего учащиеся покупают в столовой второе блюдо.

Чтобы решить проблему организации 100% полноценного питания школьников, включая диетическое меню, необходим комплекс мер по совершенствованию организации этой работы на уровне муниципалитета:

- создание в районе межшкольного комбината питания (на бюджетной основе или частного предпринимательства) могло бы решить вопросы разнообразия меню, увеличить процент школьников, охваченных горячим питанием и контроль над организацией питания подростков в целом;

- создание системы пластиковых карточек, на которые родители могли бы перечислять средства для покупки школьных завтраков и обедов.

Анализируя деятельность педагогического коллектива, надо отметить, что наши учителя и классные руководители в полной мере информируют учащихся и их родителей о принципах рационального и полноценного питания, ссылаясь на изречение Гиппократа: «Ваша еда должна быть вашим лекарством, а ваши лекарства – едой».

 

Е.А. Шашурина

С.А. Нефедова

(Рязанский агротехн. ун-т им. П.А. Костычева)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 112; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.22.169 (0.008 с.)