Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 10.1Предупредительные и эксплуатационные меры обеспечения экологической безопасности.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
План лекции: 1. Международные требования по предотвращению загрязнения с судов. 2. Национальные требования по предотвращению загрязнения с судов. 3. Предупредительные меры обеспечения экологической безопасности. 4. Надзор и контроль за предотвращением загрязнения ВВП при эксплуатации судов. 5. Производственный контроль за предотвращением загрязнения с судов. 6. Предотвращение загрязнения подсланевыми нефтесодержащими водами. 7. Предотвращение загрязнения сточными водами с судов. 8. Предотвращение загрязнения мусором с судов. 9. Требования Российского речного регистра к оборудованию и устройствам судов для предотвращения загрязнения нефтью. 1. Международные требования по предотвращению загрязнения с судов. Основные положения КонвенцииМАРПОЛ 73/78. Основным международным документом, регламентирующим охрану окружающей среды на море, является: Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов (МАРПОЛ 73/78) — международная конвенция, предусматривающая комплекс мер по предотвращению эксплуатационного и аварийного загрязнения моря с судовнефтью; жидкими веществами, перевозимыми наливом; вредными веществами, перевозимыми в упаковке; сточными водами; мусором; а также загрязнения воздушной среды с судов. Содержание: 1 История 2 Основные положения Конвенции 3 Приложение I — Правила предотвращения загрязнения нефтью 4 Приложение II — Правила предотвращения загрязнения вредными жидкими веществами, перевозимыми наливом 5 Приложение III — Правила предотвращения загрязнения вредными веществами, перевозимыми морем в упаковке 6 Приложение IV — Правила предотвращения загрязнения сточными водами с судов 7 Приложение V — Правила предотвращения загрязнения мусором с судов 8 Приложение VI — Правила предотвращения загрязнения воздушной среды с судов Конвенция по предотвращению загрязнения с судов (МАРПОЛ 73/78) состоит из собственно Конвенции и Протоколов к ней, где закрепляются общие положения об обязательствах государств-участников по предотвращению загрязнения моря с судов, и шести Приложений к ней, излагающих Правила относительно загрязнения моря конкретными загрязняющими веществами: нефтью, вредными химическими веществами, перевозимыми наливом, веществами, перевозимыми в упакованной форме, сточными водами, мусором и загрязнения воздушной среды с судов[4].
Конвенция содержит уточняющие обязательства государств, под флагом которых плавают суда, и государств, в водах которых осуществляется международное судоходство, общие определения таких понятий как судно, вредное вещество, сброс и другие, дополняемые в каждом из Приложений. Судами в данном Конвенцией определении являются все суда, включая суда на воздушной подушке и на подводных крыльях, подводные суда, стационарные и плавучие платформы. Из сферы действия Конвенции исключаются военные корабли и государственные некоммерческие суда, однако участники должны обеспечить, чтобы они по возможности также действовали в соответствии с Конвенцией[5]. Конвенция предусматривает, что любое нарушение ее положений, включая Приложения, запрещается независимо от места его совершения, и за такое нарушение в законодательстве каждого государства-участника Конвенции, под флагом которого плавает судно, должны устанавливаться санкции (наказания)[6]. Кроме того запрещается любое нарушение положений Конвенции в пределах юрисдикции любого государства-участника Конвенции, и предусматриваются санкции (наказания) за такое нарушение, устанавливаемые законодательством этого государства. В случае нарушений в пределах его юрисдикции государство-участник либо само должно возбудить преследование в соответствии со своим законодательством, либо уведомить о совершении такого нарушения, с представлением фактов, государство флага судна, которое в свою очередь обязано уведомить о принятых мерах направившего ему первоначальную информацию участника Конвенции
В ст. 5 Конвенции устанавливается обязательство взаимного признания государствами-участниками выдаваемых судам Свидетельств (см. о Международных свидетельствах в разделах по Приложениям), а также предусматриваются положения об инспектировании судов на предмет наличия Свидетельства на борту судна и задержании судов в случае их явного несоответствия Свидетельству или при отсутствии последнего. Конвенция предусматривает сотрудничество государств-участников Конвенции в выявлении нарушений Конвенции и порядок такого сотрудничества, включая инспектирование судов, подозреваемых в совершении нарушений (сбросов), информирование друг друга об инцидентах (ст. 7), а также информирование Международной морской организации о принятых законах и правилах, инцидентах, приемных сооружениях в портах, наложенных на нарушителей санкциях, авариях, загрязнивших окружающую среду и т. д..
Приложение I — Правила предотвращения загрязнения нефтью. Для целей Приложения нефть означает нефть в любом виде, включая сырую нефть, жидкое топливо, нефтесодержащие осадки, нефтяные остатки и очищенные нефтепродукты, а также вещества, перечисленные в дополнении I к Приложению. Приложение предусматривает жесткие ограничения на сброс нефти, нефтяных остатков и пр. с танкеров валовой вместимостью более 150 и других судов валовой вместимостью более 400 и полный запрет на сброс в особых районах, которые указываются в Приложении, — в районах Черного, Средиземного, Балтийского, Северного и Красного моря, а также районах Персидского залива, Северо-Западной Европы, Антарктики и Карибского моря[9]. Полный запрет на сброс нефтесодержащих вод существует только для Антарктики. Для остальных мест сброс разрешен, но обставлен рядом жестких условий. Приложение I также устанавливает правила освидетельствования нефтяных танкеров валовой вместимостью более 150 тонн и других судов валовой вместимостью более 400 тонн и выдачи Международного свидетельства о предотвращении загрязнения нефтью, соответствующие требования к конструкции и оборудованию танкеров (общие и в зависимости от года постройки), нормы ведения Журнала нефтяных операций, а также контроль государства порта за выполнением эксплуатационных требований, предъявляемых к судам[10]. Приложение II — Правила предотвращения загрязнения вредными жидкими веществами, перевозимыми наливом. Приложение II предусматривает деление перевозимых наливом химических веществ на 4 категории (X, Y, Z и прочие вещества) в зависимости от степени их токсичности и потенциального вреда, их сброс в результате очистки танков или слива балласта может причинить вред морским ресурсам и здоровью человека[11]. Приложение устанавливает максимальные концентрации вредных веществ при сбросе или полностью запрещает такой сброс. В Приложении II также устанавливаются правила освидетельствования танкеров-химовозов и выдачи Международного свидетельства о предотвращении загрязнения при перевозке вредных жидких веществ наливом; нормы, относящиеся к оснащению таких судов насосами и трубопроводами, используемыми при зачистке танков; требования к инспектированию танкеров в порту; к приемным сооружениям порта; к мерам по предотвращению инцидентов, связанных с жидкими химическим веществами и т. д.[12]. Приложение III — Правила предотвращения загрязнения вредными веществами, перевозимыми морем в упаковке. В Приложении III указывается, что «вредными веществами» являются вещества, которые определены как загрязнители моря в Международном кодексе морской перевозки опасных грузов (МКМПОГ). Приложение предусматривает общие правила, относящиеся к упаковке, маркировке и ярлыкам, документированию, размещению и предельным количествам вредных веществ, перевозимых в упаковке[13].. Приложение IV — Правила предотвращения загрязнения сточными водами с судов. Приложение IV посвящено правилам, относящимся к сбросу сточных вод с судов, оборудованию судов, предназначенному для контроля сброса сточных вод, и приемным сооружениям для приема сточных вод в портах и терминалах, а также правилам освидетельствования судов и выдачи Международного свидетельства о предотвращении загрязнения сточными водами[14]. Приложение V — Правила предотвращения загрязнения мусором с судов. Мусор, указывается в Приложении V, означает все виды продовольственных, бытовых и эксплуатационных отходов, которые образуются в процессе нормальной эксплуатации судна и подлежат постоянному или периодическому удалению, за исключением веществ, приведенных в других Приложениях к настоящей Конвенции. Приложение V устанавливает строгие ограничения на сброс мусора в море в прибрежных водах и особых районах и полностью запрещает сброс мусора из пластика. Приложение также предусматривает обеспечение государствами-участниками приемных сооружений для мусора в портах и терминалах. Особыми районами для целей Приложения являются Черное, Средиземное, Балтийское, Северное и Красное моря, а также районы Персидского залива, Антарктики, Карибского моря.[15]. Приложение VI — Правила предотвращения загрязнения воздушной среды с судов. Приложение VI предписывает меры по предотвращению загрязнения с судов воздушной среды, в том числе озоноразрушающими веществами, окислами азота, окислами серы, летучими органическими соединениями; меры по освидетельствованию судов и выдаче Международного свидетельства о предотвращении загрязнения воздушной среды; меры по обеспечению портов и терминалов приемными сооружениями и контролю государств порта за соответствующими эксплуатационными требованиями. 2. Национальные требования по предотвращению загрязнения с судов. Суда, совершающие плавание за пределами внутренних и территориальных вод России, обязаны выполнять все применимые к ним положения действующих международных конвенций по предотвращению загрязнения, участником которых является Россия. Допустимые нормы и условия сброса вредных веществ с судов при этом определяются международными конвенциями в зависимости от различных параметров, характеризующих судно и его позицию относительно ближайшего берега. Постановлением Совмина СССР от 6 июля 1987 года принято Приложение IV (Правила предотвращения загрязнения сточными водами с судов) МАРПОЛ 73/78. Приказом министра морского флота № 161-пр от 8 октября 1987 года, изданном во исполнение указанного выше Постановления Совмина СССР, вменяется в обязанность безусловное выполнение требований Приложения IV МАРПОЛ 73/78. В соответствии с требованиями Международных и Региональных соглашений в России разработаны государственные и ведомственные Нормативные Документы, регулирующие порядок выполнения основных требований Конвенции МАРПОЛ-73/78. Понятие экологической безопасности дано в ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Это состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий. Оперативным ведомственным нормативным документом, обязательным для каждого члена экипажа, является «Наставление по предотвращению загрязнения с судов» (Руководящий документ РД 31.04.23-94), введенное в действие с 1 января 1995г. Функции технического надзора в части предотвращения загрязнения морской среды осуществляет Российский Морской Регистр судоходства, который выдает судам Международные свидетельства, предусмотренные Конвенцией МАРПОЛ-73/78, а также сертификаты на оборудование по предотвращению загрязнения моря. Экологическая безопасность на внутреннем водном транспорте Правовую базу обеспечения экологической безопасности на ВВТ составляют нормы международного и национального законодательства. Международное законодательство регламентирует общие положения об экологически безопасной эксплуатации ВВТ, требования к ее обеспечению при пересечении судами ВВТ территории двух или более пограничных государств, а также когда осуществляется выход на участки ВВП с морским режимом судоходства (в этом случае применяется законодательство о безопасности мореплавания). В России вопросам обеспечения экологической безопасности при эксплуатации судов ВВТ посвящены многие положения транспортных стратегий и программ развития. Так, согласно Транспортной стратегии Российской Федерации, рассчитанной на период до 2030 г. (распоряжение Правительства РФ от 22.11.2008 № 1734-р), одной из целей развития транспортной системы является снижение вредного воздействия транспорта на окружающую среду (цель 6), для достижения которойпредполагается выработка и ввод в действие механизмов государственного регулирования, обеспечивающих мотивацию перевода транспортных средств на экологически чистые виды топлива; снижение уровня энергоемкости транспорта; профессиональная подготовка персонала, осуществляющего эксплуатацию транспортных средств; рационализация маршрутов следования транспортных потоков, стимулирование использования транспортных средств, работающих на альтернативных источниках (ненефтяного происхождения) топливно-энергетических ресурсов. Кроме того, экологическая безопасность судоходства на ВВТ обеспечивается путем: создания специальных судов и технических средств по сбору, комплексной переработке и утилизации различных видов отходов, образующихся при эксплуатации или попадающих в водную среду в результате аварий объектов водного транспорта, расширения использования экологически чистых судовых источников энергии и экологически безопасных перегрузочных технологий; развития страхования, в том числе страхования ответственности за негативное воздействие на окружающую среду при эксплуатации объектов водного транспорта.
Национальное законодательство, регламентирующее обеспечение экологической безопасности на ВВТ, это, прежде всего, КВВТ РФ. Кодекс устанавливает обязанности судовладельцев по охране окружающей среды, предотвращению загрязнения с судов хозяйственно-бытовыми, сточными и нефтесодержащими водами, нефтью и другими вредными для здоровья людей и водных биологических ресурсов веществами (ст. 39), регламентирует вопросы надзора и контроля за обеспечением экологической безопасности (ст. 40). Статья 14 КВВТ, а также п. 24 приказа Минтранса России от 14.10.2002 № 129 «Об утверждении правил плавания по внутренним водным путям» требуют, чтобы на судне было свидетельство о предотвращении загрязнения с судна нефтью, сточными водами, мусором. Согласно п. 2 ст. 39 КВВТ требования обеспечения экологической безопасности при эксплуатации судов в отношении судовладельцев устанавливаются правилами предотвращения загрязнения с судов сточными и нефтесодержащими водами ВВП. Указанные правила утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, полномочиями которых является обеспечение экологической безопасности. В настоящее время такие правила приняты (см. раздел 1). Согласност. 121 КВВТ РФ судовладелец несет ответственность за ущерб от загрязнения с судна нефтью или другими веществами. Этот ущерб означает вред, который причинен жизни и здоровью людей или окружающей среде либо в результате причинения которого затруднено использование водных объектов. Он включает в себя расходы на принятие разумных мер, предпринятых любым лицом по предотвращению или ликвидации последствий происшествия, которое могло вызвать либо вызвало утечку или сброс с судна нефти или других веществ, и убытки, связанные с осуществлением таких мер. К рассматриваемому законодательству относится также законодательство о лицензировании. Лицензированию подлежат: деятельность по перевозкам ВВТ, в том числе по перевозкам опасных грузов; погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на ВВТ (ст. 12 Федерального закона НАСТАВЛЕНИЕ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ ЗАГРЯЗНЕНИЯ 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ. 1.1.1. Требования настоящего "Наставления по предотвращению загрязнения внутренних водных путей при эксплуатации судов" - далее Наставление - распространяются на суда внутреннего и смешанного (река-море) плавания и другие плавучие объекты - далее Суда, независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности, включая суда под иностранным флагом, постоянно или периодически эксплуатирующиеся на внутренних водных путях Российской Федерации (России).
1.1.2. Наставление... содержит требования по предотвращению загрязнения внутренних водных путей - далее ВВП: - подсланевыми нефтесодержащими водами, сточными водами, мусором и пищевыми отходами, образующимися в процессе эксплуатации судна; - нефтепродуктами при бункеровке судов; - нефтепродуктами при грузовых и других операциях, выполняемых на танкере.
1.1.3. Владельцам судов смешанного (река-море) плавания при нахождении в морских водах следует руководствоваться положениями Конвенции МАРПОЛ 73/78, "Наставлением по предотвращению загрязнения с судов" (РД 31.04.23-94) и "Правилами регистрации операций с нефтью, нефтепродуктами и другими веществами, вредными для здоровья людей или живых ресурсов моря и их смесями, перевозимыми на судах и других плавучих средствах" (РД 31.04.17-97). При нахождении в территориальных водах или на акватории портов какого-либо государства должны соблюдаться национальные правила этого государства.
1.1.4. На судах внутреннего и смешанного (река-море) плавания должен находиться комплект документов, касающихся предотвращения загрязнения водной среды. Перечень этих документов изложен в Приложении 1. Технический регламент о безопасности объектов внутреннего водного транспорта [2], утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2010г.
Требования к безопасности объектов инфраструктуры внутреннего водного транспорта . Требования к безопасности объектов регулирования, указанных в абзацах втором и третьем подпункта "а" пункта 5 настоящего технического регламента, устанавливаются в зависимости от разряда водного бассейна, в котором предполагается эксплуатация объектов регулирования.
ГОСТ Р 56022-2014 Внутренний водный транспорт. Система управления безопасностью судов. Требования по предотвращению загрязнения окружающей среды устанавливает требования к проведению судовладельцем мероприятий по предотвращению загрязнения внутренних водных путей, возникающего при эксплуатации судов.
Настоящий стандарт распространяется на экипажи судов, находящихся в эксплуатации, в навигационном ремонте или на отстое с экипажем на борту, т. е. с момента подписания акта о приемке судна в эксплуатацию до момента подписания акта о приемке судна на отстой или ремонт с ответственным хранением. Настоящий стандарт разработан на основании положений статьи 34.1 Кодекса внутреннего водного транспорта [1], введенной в действие с 1 января 2013 г. и предусматривающей установление обязанности судовладельцев судов, обеспечить в рамках системы управления безопасностью судов выполнение требований по предотвращению загрязнения окружающей среды при эксплуатации судов и организации перевозок грузов и пссажиров на внутренних водных путях, с учетом.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-12-15; просмотров: 1238; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.113.219 (0.012 с.) |