Общая организация оставления судна.
Похожие статьи вашей тематики
Судно оставляется экипажем и пассажирами по сигналу шлюпочной тревоги. Сигнал этот подается только по личному распоряжению капитана в случаях, когда судно гибнет.
При объявлении Шлюпочной тревоги по судовой трансляции делается объявление:
- о подготовке пассажиров к оставлению судна (пассажиры должны быть одеты по сезону и с правильно надетыми спасательными жилетами);
- о том, какие предметы разрешается брать с собой (документы, деньги, зажигалку, кружку, одеяло и т.п.);
- о категорическом запрещении брать с собой другие предметы и личные вещи, кроме указанных.
Принятие решения и п риготовление к оставлению судна пассажирами и членами экипажа.
Капитан отдаёт распоряжение об оставлении судна, когда:
- имеются явные признаки наступающей гибели судна (вход в воду палубы переборок, опасный крен, дифферент);
- судно остаётся на плаву, но распространение воды по суднуведёт к его затоплению, а достаточных средств борьбы с водой экипаж судна не имеет;
- происходит смещение груза или обледенение судна, которое в конечном итоге приведёт к опрокидыванию судна, а экипаж не имеет реальных средств для борьбы со смещением груза или обледенением;
- пожар распространяется по судну, а экипаж не имеет средств для его локализации и ликвидации;
- ветром, волной, течением судно дрейфует на рифы, где оно может быть разбито или опрокинуто, причём судно неимеет хода или лишено возможности управляться, и не может противодействовать непреодолимой силе природы и т. п.
Готовность спасательных средств при бедствии, могущем привести судно к гибели (поступление воды в отсеки, обледенение, пожар), должна быть обеспечена одновременно с борьбой за живучесть судна (околка льда при обледенении, защита от огня при пожаре и т. п.). Организация эвакуации пассажиров зависит от конструктивных особенностей судна (внутреннего расположения помещении) и штатной численности экипажа.
После принятия решения об оставлении судна, капитан организует проведение инструктажа членов экипажа включающего:
- назначение командиров шлюпок и других групповых спасательных средств, а также их заместителей, инструктаж по совместным действиям после оставления судна;
- изменение установленного расписанием порядка распределения пассажиров и членов экипажа по спасательным средствам, при невозможности спуска части спасательных средств и т.п.;
- порядок спуска спасательных шлюпок и посадки спасающихся. При нахождении судна лагом к волне осуществляют посадку в шлюпки подветренного борта и спуск (сброс) шлюпок наветренного борта без экипажей;
- перенос спасательных плотов наветренного борта и их спуска (сброса) с подветренной стороны и т.п.
Капитан осуществляет маневрирование судном с целью обеспечения наиболее благоприятных условий для спуска шлюпок и других спасательных средств.
.
Приготовление к оставлению судна пассажирами и членами экипажа:
- приведение в готовность к спуску на воду спасательных средств;
- при наличии таковой возможности, дополнительно принимаются на спасательные шлюпки и плоты: питьевая вода, продукты питания, переносные средства связи и сигнализации, медикаменты, тёплая одежда, одеяла, брезенты и т.п.;
- все оставляющие судно одеваются в тёплую, преимущественно в шерстяную одежду по возможности с водонепроницаемым верхним слоем, не стесняющей движений (даже мокрая одежда создаёт компрессзащищающий от переохлаждения); надеваются шерстяные перчатки, шапка, на ноги вместо обуви - несколько пар тёплых носков;
- при необходимости назначаются дополнительно специальные лица для обеспечения порядка в коридорах, на трапах, ведущих к спасательным средствам, проверки помещений судна и вывода из них людей на спасательные средства;
- принимаются меры по предотвращения паники, обеспечения порядка любыми средствами, не останавливаясь даже перед насилием.
Каждый член экипажа должен знать и чётко выполнять свои обязанности, действовать разумно и без промедления, быть дисциплинированным и не поддаваться панике.
|