Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Практическая работа №10.14 Послеаварийные меры по предотвращению разлива нефтепродуктов,действия судового экипажа.

Поиск

 

Цель работы:

-Изучить послеаварийные действия экипажа по предотвращению разлива нефтепродуктов.

Содержание отчёта:

Отчёт должен содержать сведения о порядке действий действий экипажа по предотвращению разлива нефтепродуктов после аварийного проишествия на судне.

Контрольные вопросы:

1.Изложить последовательность действий по предотвращению попадения в воднуюсреду нефтепродуктов после аварийногопроишествия на судне.

.2.Изложить требования Конвенции МАРПОЛ73/78.

3.Назвать требованияНаставление по предотвращению загрязнения ВВП при эксплуаьтации судов по предотвращению разлива нефтепродуктов после аварии

4. Определить действия какого судового плана применяются по предотвращению разлива нефтепродуктов на судне.

 

Теоретические сведения к Практической работе:

 

При сбросе нефти в целях спасения человеческой жизни на море, обеспечения безопасности любого судна или в результате повреждения судна или его оборудования капитан обязан принять все возможные и целесообразные меры по уменьшению сброса нефти в море.

Первоочередными мерами являются:

-перекачка нефти из аварийного танка (цистерны) в свободные или не полностью заполненные танки;

-заделка пробоин;

-перекрытие трубопроводов, связанных с поврежденным танком;

-перекачка нефти на другое судно.

При получении судном пробоины на уровне действующей ватерлинии необходимо:

-как можно быстрее приступить к откачке нефти из поврежденной емкости в емкости противоположного борта;

-перекачкой нефти из поврежденного отсека, а в случае необходимости и параллельной откачкой из других отсеков поврежденного борта,создать крен на противоположный борт с таким расчетом, чтобы нижняя кромка пробоины вышла из воды;

-из поврежденного отсека откачивать нефть до тех пор, пока уровень ее не опустится ниже нижней кромки пробоины;

перекачку производить судовыми насосами по судовым трубопроводам, а в случае повреждения судовых трубопроводов или появления на днище поврежденного отсека слоя воды, - переносными погружными насосами.

 

При получении судном пробоины ниже действующей ватерлинии (подводная часть борта, днище) наиболее эффективным способом уменьшения объема вытекающей за борт из поврежденного отсека нефти является откачка ее верхнего слоя переносными погружными насосами.

При повреждении корпуса и утечке в результате этого за борт нефти необходимо переключить прием забортной воды для судовых нужд на днищевые кингстоны, чтобы исключить возможность захвата нефти насосами.

Если в результате аварии произошел разлив нефти и судно оказалось в нефтяном поле, то необходимо вывести его из района разлива, сообразуясь с направлением ветра и течения, удерживая борт, в котором имеется пробоина, с подветренной стороны.

При перекачке нефти с аварийного судна на другое необходимо:

-заранее привести в состояние полной готовности все средства пожаротушения на обоих судах;

-строго соблюдать все правила швартовки в море и применять мягкие швартовные кранцы;

-отключить систему катодной защиты обоих судов до окончания швартовных операций;

-соединить оба судна электрическим кабелем для нейтрализации статического электричества;

-установить надежную радиотелефонную и визуальную связь между обоими судами;

-включить огни или поднять сигналы МППСС-72, соответствующие создавшейся ситуации;

-после окончании перекачки закрывать клапаны и отдавать перекачивающие шланги сначала на судне, имеющем более высокий надводный борт, с тем, чтобы находящаяся в шлангах нефть слилась самотеком в танк судна, сидящего ниже.

Действия экипажа при разливе нефтепродуктов.

В случае попадания нефтепродуктов в водную среду и невозможности его локализации и ликвидации собственными силами, капитан судна должен вызвать через диспетчерский пункт ГБУ ВПиС оперативную группу, передать сообщение о происшествии судовладельцу, обеспечить участие экипажа в работе по ликвидации разлива и оставаться на месте до завершения работ по ликвидации последствия разлива и проведения расследования. Экипаж должен действовать в соответствии с судовым планом чрезвычайных мер по борьбе с загрязнением нефтью и аварийным судовым Планом.

 

 

Практическая работа № 10.15Меры по контролю за сбросами при разливе нефтепродуктов на палубу судна. Цель работы: -Изучить послеаварийные действия экипажа по предотвращению разлива нефтепродуктов. Содержание отчёта: Отчёт должен содержать сведения о порядке действий действий экипажа по предотвращению разлива нефтепродуктов после аварийного проишествия на судне. Контрольные вопросы: 1.Изложить последовательность действий по предотвращению попадения в воднуюсреду нефтепродуктов после аварийногопроишествия на судне. .2.Изложить. 3.Назвать требованияНаставление по предотвращению загрязнения ВВП при эксплуаьтации судов по предотвращению разлива нефтепродуктов после аварии 4. Определить действия какого судового плана применяются по предотвращению разлива нефтепродуктов на судне.   Теоретические сведения к Практической работе:  
При разливах нефти на палубу судна необхо­димо:  
-оповестить оператора на берегу или капи­тана (сменного помощника капитана) бункеровщика или сборщика льяльных вод о немедленном прекращении нефтяной операции;  
-принять все меры для прекращения дальней­шего вылива нефти на палубу и исключения ее сброса с палубы за борт остановкой нефтяных операций, перепуском топлива или масла из пере­полненной цистерны в пустую или незаполненную;  
-доложить о разливе капитану, офицеру по разливам (старшему помощнику капитана) и старшему механику;  
-офицеру по разливам (старшему помощнику капитана) ввести в действие настоящий План;  
-принять меры по обеспечению пожарной безопасности в районе разлива;  
-произвести силами палубной команды тща­тельный осмотр поверхности моря вокруг судна;  
-вахтенному помощнику капитана собрать персонал аварийной группы ЛРН в районе разлива;  
-аварийной группе ЛРН приступить к сбору нефти с палубы судна подручными средствами в переносные емкости;  
-установить источник разлива, обстоятель­ства, приведшие к сбросу нефти на палубу, и тип разлитой нефти;  
-оценить размеры разлива и возможные последствия его;  
-собираемую в поддоны и переносные емкости нефть сливать в одну из топливных цистерн через мерительную или воздушную трубку;  
-загрязненные нефтью впитывающие материалы (опилки, песок, ветошь и т. п.) собрать в отдельную емкость для последующего сжигания в судовой печи для промасленной ветоши или передачи для уничтожения на берег;  
-после сбора с палубы разлившейся нефти оценить возможность возобновления и продолже­ния нефтяных операций, которые были прерваны при разливе;  
-сделать запись в судовом журнале обо всех обстоятельствах разлива нефти.  
При разливах нефти за борт необходимо:  
немедленно прекратить нефтяную операцию;  
-принять меры по прекращению дальнейшего вылива нефти из забортных отверстий за борт;  
-доложить о разливе капитану, офицеру по раз­ливам (старшему помощнику) и старшему механику;  
-офицеру по разливам (старшему помощнику) ввести в действие настоящий План;  
-аварийной группе ЛРН произвести ликвидацию разлива нефти с палубы судна в соответствии с рекомендациями п.3.1 Плана;  
-передать сообщение о разливе нефти в соот­ветствии с разделом 2 настоящего Плана;  
-офицеру по разливам (старшему помощнику) обеспечить запись о составе и количестве технических средств и персонала, участвующих в ликвидации разлива нефти с акваториипорта, времени их работы по сбору нефти;  
-сделать запись в судовом журнале обо всех обстоятельствах разлива нефти;  
-произвести запись в Журнале нефтяных опе­раций (раздел «Случайные или другие исключительные сбросы нефти», код G).  
Координация на национальном и местном уровнях  
В случае разлива нефти капитан должен немедленно сообщить об этом портовым властям.  
   
-Если нефть попалаза борт, то заказывать специализированные средства и персонал для ликвидации разлива необходимо в соответствии с действующими в данном порту правилами.  
-Капитан обязан предоставить властям порта, занимающимся ликвидацией разлива, всю воз­можную информацию для расследования инцидента загрязнения и оказать любую запрошенную в про­ведении операции помощь, если оказание такой помощи не противоречит портовым правилам и не может привести к ухудшению ситуации для судна и его экипажа.                                                     

При ликвидации разлива капитан действует как представитель судовладельца и следит за дей­ствиями по ликвидации разлива нефти, которые про­водят специализированные подрядчики

3. При утечке из труб:

а) при обнаружении утечки нефтепродуктов из трубопроводов при грузовых или бункеровочных операциях необходимо:

1) объявить общесудовую тревогу с указанием вида тревоги и места разлива нефтепродуктов;

2) прекратить прием топлива или груза и закрыть клапаны на поврежденном трубопроводе;

3) запустить пожарный насос и подготовить к запуску систему пенотушения;

4) организовать сбор разлитых на палубе нефтепродуктов и принять все меры по недопущению их попадания за борт;

5) наблюдать за водной поверхностью, при появлении нефтяных пятен от попавших с судна за борт нефтепродуктов оценить количество пролитых за борт нефтепродуктов и размер нефтяного пятна и сообщить эту информацию береговым властям;

6) принять все необходимые меры, включая использование имеющегося на судне специального оборудования для того, чтобы судовыми средствами убрать с воды пролитые нефтепродукты;

7) оценить количество пролитых за борт нефтепродуктов и размер нефтяного пятна.

При откачке топлива из поврежденных цистерн, а также при устранении трещин в корпусе необходимо учитывать воздействие этих мероприятий на напряжения в корпусе и остойчивость судна.

К действиям, которые должны быть предприняты при обнаружении течи корпуса в районе топливных цистерн, относятся:

1) объявление общесудовой тревоги в соответствии с обстановкой;

2) снижение скорости или остановлен ход судна;

3) фиксация данных о водоизмещении, осадке, крене и дифференте судна на момент обнаружения течи;

4) запуск пожарного насоса;

5) подготовка к запуску насоса перекачки топлива и/или переносного насоса;

6) определение места утечки нефтепродукта. При незначительных утечках место повреждения корпуса определяется визуально, т.к. определение путем замера уровня в данном случае малоэффективно;

7) передача сообщения о течи корпуса;

8) перекрытие трубопроводов, связанных с поврежденной цистерной;

9) уточнение о наличии и количестве топлива в цистернах;

10) подготовка и доклад капитану судна вариантов кренования, дифферентования и спрямления судна для вывода поврежденной части корпуса из воды и вариантов перекачки топлива из поврежденных цистерн;

11) частичная откачка или перекачка топлива из поврежденной цистерны;

12) устранение течи корпуса;

13) оценка количества вылитых нефтепродуктов и начало ликвидации разлива с использованием имеющегося на судне специального оборудования;

14) внесение записи в судовой журнал.

 

Практическая работа № 10.16 Типовой судовой план Чрезвычайных мер по борьбе с загрязнением нефтью.
Цель работы:

-Изучить требования к содержанию планаЧрезвычайных мер по борьбе с загрязнением нефтью.

  Содержание отчёта:

Отчёт должен содержать сведения о содержании планаЧрезвычайных мер по борьбе с загрязнением нефтью.

Контрольные вопросы:

1. Изложить назначение судового планаЧрезвычайных мер по борьбе с загрязнением нефтью.

2.Пояснить требования к содержанию планаЧрезвычайных мер по борьбе с загрязнением нефтью.

3. Изложить требования к составлению планаЧрезвычайных мер по борьбе с загрязнением нефтью в отношении эксплуатационных разливов нефтепродуктов.

4. Изложить требования к составлению планаЧрезвычайных мер по борьбе с загрязнением нефтью в отношении аварийных разливов нефтепродуктов.

 

Теоретические сведения к Практической работе:


Судовой план чрезвычайных мер по борьбе с загрязнением нефтью

Настоящий План составлен в соответствии с требованиями Правила 26 Приложения 1 к Междуна­родной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 г., измененной Протоколом к ней 1978 г.  
Цель плана: предоста­вить рекомендации капитану и лицам командного состава судна в отношении мер, которые должны быть приняты в случае инцидента, вызывающего загрязнение, или вероятности такого инцидента.  
План содержит всю необходимую информацию и рабочие ин­струкции, требуемые руководством ИМО по со­ставлению таких планов. Дополнения: содержат адреса, номера телефонов, телексов и т. д. ком­петентных органов, упомянутых в Плане, а также другие справочные материалы,  
Настоящий План одобрен Администрацией Компании, и, за исключением предусмотренных ниже случаев, никакая его часть не подлежит изменению или пе­ресмотру без предварительного согласия Админи­страции.  
Ответственность за разработку плана возлагается на старшего помощника капитана и старшего механика..По правилу 26 приложения 1 к МАРПОЛ требуется, чтобы на всех нефтяных танкерах валовой вместимостью 150 и более и на всех остальных судах, валовой вместимостью 400 и более должен иметься одобренный Администрацией Судовой план чрезвычайных мер по борьбе с загрязнением нефтью.          СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ СУДНА 1. ВВЕДЕНИЕ. 2. ТРЕБОВАНИЯ К ДОНЕСЕНИЯМ. 2.1. КОГДА СЛЕДУЕТ ПЕРЕДАВАТЬ СООБЩЕНИЯ. 2.2. ТРЕБУЕМАЯ ИНФОРМАЦИЯ. 2.3. С КЕМ СЛЕДУЕТ УСТАНОВИТЬ СВЯЗЬ. 3. МЕРЫ ПО КОНТРОЛЮ ЗА СБРОСОМ НЕФТИ. 3.1. ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ РАЗЛИВЫ. 3.2. РАЗЛИВЫ ПРИ АВАРИЯХ. 4. КООРДИНАЦИЯ НА ГОСУДАРСТВЕННОМ И МЕСТНОМ УРОВНЕ. 5. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ. ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1. Перечень пунктов связи прибрежных государств. Приложение 2. Перечень адресов для контакта в портах. Приложение 3. Перечень адресов для контакта с заинтересованными организациями. Приложение 4. Группа по борьбе с загрязнением нефтью. Приложение 5. Рекомендуемая схема действий при чрезвычайных обстоятельствах. Приложение 6. Проверка прочности и остойчивости при повреждениях корпуса. Приложение 7. Чертежи, схемы и другие важнейшие документы судна. Приложение 8.Судовое оборудование для ликвидации разливов нефти и инструкции по его профилактике. Приложение 9. Лист регистрации учебных тревог по борьбе загрязнением моря нефтью. Приложение 10. Использованная литература. Специальное приложение 11. Перечень пунктов связи прибрежных государств. План разрабатывается судовладельцем для каждого судна и учитывает: тип судна; размеры и конструктивные особенности судна; максимально возможное количество нефти на судне в качестве груза и бункерного топлива; район плавания судна; состав экипажа судна; оснащение судна средствами связи; оснащение судна средствами борьбы с разливом нефти. В План включаются контактные данные судовладельца. Для несамоходных нефтеналивных судов, на которых отсутствует экипаж, План должен быть составлен судовладельцем буксирующего судна с учетом максимального количества буксируемых судов и максимальной вместимости буксируемых несамоходных нефтеналивных судов. План должен содержать схемы: расположения топлива по судну с указанием его количества в каждой цистерне; расположения балластных цистерн с указанием количества балласта в каждой цистерне; перекачки топлива из одной цистерны в другую; расположения водяных цистерн с указанием количества воды в каждой из них; приема, передачи и слива балласта; расположения груза по трюмам и на палубе. План также должен включать в себя: информацию о возможности приема водяного балласта в топливные цистерны (с приложением схемы трубопроводов);   описание типовых повреждений судна и действий экипажа по предотвращению загрязнения нефтью при ликвидации повреждений. План должен корректироваться с учетом сдачи и приема груза, перекачки топлива ил нефти, перевозимой в качестве груза.  
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
Практическая работа № 10.17 Типовой судовой план операций с мусором.   Цель работы: -Изучить требования к составлению судового плана операций с мусором. Содержание отчёта: Отчёт должен содержать сведения о назначении и содержании судового плана операций с мусором. Контрольные вопросы: 1.Изложить цели и задачи судового плана операций с мусором. 2.Изложить требования к составлению судового плана операций с мусором. 3.Изложить содержание типового судового плана операций с мусором.   Теоретические сведения к Практической работе: Типовой судовой план операций с мусором составлен в соответствии с требованиями Правила 9(2) Приложения V к Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов, МАРПОЛ 73/78. Цель плана состоит в том, чтобы предоставить рекомендации капитану и лицам командного состава на борту судна в отношении мер и процедур,которые должны быть приняты в целях предотвращения загрязнения теми категориями мусора, сброс которых запрещен Конвенцией. План содержит всю информацию и рабочие инструкции, требуемые руководством по разработке планов предотвращения загрязнения мусором на соответствие Правилу 9(2) Приложения V к (МАРПОЛ 73/78). Настоящий план одобрен Администрацией и не подлежит изменению или  пересмотру без предварительного согласия Администрации. Настоящий судовой план предназначен для оказания помощи судовому экипажу в действиях при выполнении процедур сбора, хранения, обработки и удалениямусора с использованием оборудования, имеющегося на борту судна.  Целью настоящего плана является предотвращение возможности несанкционированногсброса мусора в море. План включает в себя описание процедур сбора, хранения, обработки и удаления усора, включая использование оборудования на борту судна. Ответственность за введение Плана в действие на судне возлагается на капитана судна. Координацию работ на судне по предотвращению загрязнения мусором осуществляет старший помощник капитана. На него также возлагается контроль за обучением экипажа и лиц, находящихся на судне навыкам выполнениямероприятий, предусмотренных Планом. Содержание плана: Основные сведения о судне 1. Введение 2. Требования 3. Предотвращение загрязнения мусором 3.1. Сбор 3.2. Переработка 3.3. Хранение 3.4. Удаление 4. Процедуры 4.1. Процедуры сбора мусора 4.2. Процедуры переработки мусора 4.3. Процедуры хранения мусора 4.4. Процедуры удаления мусора  Приложения: 1. Форма плаката о запрещении сброса мусора. 2. Перечень и расположение оборудования по переработке и хранению Мусора. 3. Форма "Сообщения о предполагаемой недостаточности приемных Сооружеений  Уничтожения мусора." 4. Форма "Сообщения о предполагаемой недостаточности приемных Сооружений для сбора и хранения мусора". 5. Перечень документов, необходимых при операциях с мусором. 6. Перечень "особых районов".     Практическая работа №10.18 Судовой план ЛРН.   Цель работы: -Изучить назначение и содержание плана ЛРН. Содержание отчёта: Отчёт должен содержать сведения о содержание плана ЛРН И порядке действий во время локализации и ликвидации разлива нефтепродуктов с судов. Контрольные вопросы: 1.Какой план вводится в действие при аварийном разливе нефтепродуктов с судна. 2.Изложить общее содержание судового плана ЛРН. 3.Пояснить мероприятия по уменьшению последствий инцидента с разливом нефтепродуктов. 4.Изложить назначение и характер действий заложенных в настоящем плане.   Теоретические сведения к Практической работе:   При аварийном разливе нефтепродуктов вводится в действие Судовой план ЛРН.СудовойПлан ЛРН разрабатывается с целью определения последовательности действий экипажа судна и должностных лиц судовладельца судна, выполнение которых должно способствовать предотвращению разлива нефти, ликвидации или уменьшению его последствий. Цель Плана состоит в том, чтобы предоставить рекомендации капитану и лицам командного состава, находящимся на борту судна, в отношении мер, которые должны быть приняты в случае фактического загрязнения ВВП нефтью и (нефтепродуктами) или угрозы возникновения такого загрязнения. План должен содержать всю необходимую информацию и рабочие инструкции для экипажа судна с учетом положений. Структура и содержание Плана для нефтеналивных судов: 1. Передача сообщений 2. Меры по контролю за сбросами при эксплуатационных разливах: 2.1 При бункеровке судна. 2.2 При утечке из труб. 2.3 При переполнении цистерн. 2.4 При течи корпуса. 2.5 При разливах, являющихся результатом аварий, во всех случаях аварии следует организовать борьбу за живучесть судна, принимая все возможные меры для исключения или уменьшения попадания нефтепродуктов в водные объекты, а также, при необходимости, сделать все необходимое с целью предотвращения пожара и взрыва от аварии, в том числе: 3.1 При посадке на мель. 3.2 При пожаре/взрыве. 3.3 При столкновении. 3.4 При повреждении корпуса. 3.5 При чрезмерном крене может возникать опасность выброса нефтепродуктов на палубучерез воздушные трубы.3.6 При затоплении судна и необходимости оставления судна экипажем. Планом должны предусматриваться мероприятия по уменьшению последствий инцидента, подразумевающие: а) координацию действий судна с ближайшим бассейновым управлением ВВП. Установление такой связи должно начинаться с передачи первоначального сообщения об инциденте; б) принятие первоначальных ответных мер, к которым относятся: 1) использование сорбентов для снижения последствий разлива нефти; 2) переход судна в более удобное место для производства ремонтных работ или операций по частичной разгрузке судна, а также для уменьшения угрозы загрязнения каких-либо особо чувствительных прибрежных районов (например, зон водозабора); 3) перегрузка нефтепродуктов на другое судно и т.п. в) немедленное информирование капитаном судна Компании и портовых властей в случае разлива нефти в порту с предоставлением администрации порта необходимой информации для расследования инцидента загрязнения и о возможности оказания любой запрошенной помощи, включая приведение в действие имеющегося на судне специального оборудования, для предотвращения или ликвидации последствий загрязнения, если оказание такой помощи не противоречит портовым правилам и не может привести к ухудшению ситуации на судне и для его экипажа. Порядок передачи сообщения, номера контактных телефонов, информацию о существующем в порту порядке привлечения специализированного персонала и портовых средств капитан должен получить от портовых властей. Схема последовательности действий должна содержать информацию, иллюстрирующую общую последовательность действий, которые должен выполнять экипаж судна в борьбе с аварийным загрязнением нефтью. Практическая работа №10.19 Локализация и ликвидация пятен загрязнения.   Цель работы: -Изучить действия экипажа и применяемые средства при локализации и ликвидации разлива нефтепродуктов. Содержание отчёта: Отчёт должен содержать сведения о порядке действий во время локализации и ликвидации разлива нефтепродуктов с судов,а также средства применяемые и их основные характеристики. Контрольные вопросы: 1.Изложить последовательность действий при локализации и ликвидации разлива нефтепрдуктов с судов. .2.Изложить достоинства и недостатки применяемых методов ЛАРН. 3.Назвать основные характеристики применяемых средств при локализации и ликвидации разлива нефтепродуктов с судов.   Теоретические сведения к Практической работе:   1. Ликвидация аварийных разливов нефти. Ликвидация аварийных разливов нефти, ЛАРН — комплекс мероприятий, направленных на удаление пятен нефти и стоков нефтепродуктов с поверхности воды и с почв. Если нет оснований надеяться на естественное рассеяние появившегося в море нефтяного пятна или плавающего мусора и они могут причинить ущерб рыбному промыслу, флоре и фауне береговой зоны, зонам отдыха, принимаются следующие меры по локализации и ликвидации разлива нефти и скоплений мусора. 1) Обнаружив на морской поверхности пятно загрязнения, определяют скорость и направление его перемещения. Прежде всего, нужноограничить растекание нефти по водной поверхности, локализовать пятна загрязнения. В этих целях применяются боновые ограждения, которые состоят из сцепленных друг с другом плавучестей - пенопластовых или надувных. Они выставляются по периметру пятна и окружают его. Ограждение должно быть сплошным, а высота бона над водой и заглубление прикрепленных к нему полотнищ должны перекрывать толщину слоя нефти. Боновые ограждения доставляются к месту работ и развертываются судами или вертолетом. Однако даже при сравнительно небольшом волнении моря боновые ограждения малоэффективны. Они используются, по преимуществу, на защищенных акваториях. 2) Наиболее распространенный способ борьбы с разливами нефти и мусора - механический сбор, осуществляемый специальными судами-нефтесборщиками, мусоросборщиками, нефтемусоросборщиками. Эти суда могут быть самоходными или буксируемыми. Нефтесборщики засасывают насосами поверхностный слой воды вместе с нефтяной пленкой и отделенную сепараторами нефть собирают в судовые цистерны. На нефтесборщиках другой конструкции закреплены большие барабаны, которые касаются нефтяной пленки. При вращении барабана пленка как бы наматывается на барабан, а с другой его стороны она счищается скребками. Механическим способом удается убрать немногим больше половины разлива - только большие пятна, и то с не очень толстым слоем нефти. 3)Существует также ряд способов борьбы с загрязнением моря нефтепродуктами, основанными на использовании физико-химических свойств нефти. Поверхностно-активные вещества уменьшают поверхностное натяжение воды и рассеивают нефтепродукты. Нефть будет растекаться по воде в виде тонкой пленки, рассеиваться на мелкие капельки, которые легче испаряются или окисляются кислородом атмосферы и воды. Обработка нефтяного пятна поверхностно-активными веществами вызывает деградацию нефти и нефтепродуктов, т.е. процесс изменения их свойств: испарение, растворение, осаждение, окисление кислородом атмосферы и воды, разложение их в воде и на дне. Возможно применение сорбентов - веществ, способных впитывать и удерживать нефть (сухой торф, синтетические материалы). Получившиеся после обработки этими веществами сгустки можно собрать и сжечь или использовать в химических производствах. Другие вещества - адсорбенты - служат для потопления впитанной ими нефти или нефтепродуктов (угольная пыль, песок, каолин, толченый мел). Но эти методы эффективны лишь при небольшом волнении и когда толщина нефтяной пленки невелика. Пожалуй, наиболее экзотический способ ликвидации последствий нефтяного загрязнения - это использование пожирающих нефть бактерий, носителями которых засыпают загрязненный участок дна. Считается, что при любой температуре воды и на любой глубине эти бактерии перерабатывают нефть, выделяя углекислый газ. 4)Наиболее вредный по воздействию на экологию способ борьбы с аварийными разливами нефти - ее сжигание в море. При преднамеренном сжигании нефти в грузовых танках потерпевшего аварию судна необходимо обеспечить процесс горения требуемым количеством кислорода. С этой целью предусматривается установка в грузовых танках воздушных труб или вскрытие палубы над горящими танками с помощью направленных взрывов.   2.Методы ЛАРН •   механические методы (выемка почв, сбор нефтепродуктов) •   физико-химические методы (промывка, дренирование, сорбция); •   Биологические методы (биоремедиации и фиторемедиации); Сорбционная очистка воды является одним из эффективных способов. Преимуществами данного метода, безусловно, можно отнести возможность удаления загрязнений любой природы практически до любой остаточной концентрации, управляемость процессом и быстрота воздействия(максимальная сорбция происходит в первые 4 часа).[1] Основными сорбентами являются лигнин, алюмосиликат, графит, опилки, торф. Биологические методы являются наиболее экологически безопасными и способствуют восстановлению аварийных и систематических нефтеразливов в водоемах и водотоках до нормативных показателей. Ликвидацией аварийных разливов нефти занимаются специализированные организации, имеющие лицензию на ведение аварийно-спасательных работ данного типа. Основными средствами локализации разливов ННП в акваториях являются боновые заграждения. Их предназначением является предотвращение растекания нефти на водной поверхности, уменьшение концентрации нефти для облегчения цикла уборки, и отвод (траление) нефти от наиболее экологически уязвимых районов. В зависимости от применения боны подразделяются на три класса: •   I класс - для защищенных акваторий (реки и водоемы); •   II класс - для прибрежной зоны (для перекрытия входов и выходов в гавани, порты, акватории судоремонтных заводов); •   III класс - для открытых акваторий. Боновые заграждения бывают следующих типов: •   самонадувные - для быстрого разворачивания в акваториях; •   тяжелые надувные - для ограждения танкера у терминала; •   отклоняющие - для защиты берега, ограждений ННП; •   несгораемые - для сжигания ННП на воде; •   сорбционные - для одновременного сорбирования ННП. Все типы боновых заграждений состоят из следующих основных элементов: •   поплавка, обеспечивающего плавучесть бона; •   надводной части, препятствующей перехлестыванию нефтяной пленки через боны (поплавок и надводная часть иногда совмещены); •   подводной части (юбки), препятствующей уносу нефти под боны; •   груза (балласта), обеспечивающего вертикальное положение бонов относительно поверхности воды; •   элемента продольного натяжения (тягового троса), позволяющего бонам при наличии ветра, волн и течения сохранять конфигурацию и осуществлять буксировку бонов на воде; •   соединительных узлов, обеспечивающих сборку бонов из отдельных секций; •   устройств для буксировки бонов и крепления их к якорям и буям. При разливах ННП в акваториях рек, где локализация бонами из-за значительного течения затруднена или вообще невозможна, рек.сдерживать и изменять направление движения нефтяного пятна судами-экранами, струями воды из пожарных стволов катеров, буксиров и стоящих в порту судов. Для очистки акваторий и ликвидации разливов нефти используются нефтесборщики, мусоросборщики и нефтемусоросборщики с различными комбинациями устройств для сбора нефти и мусора. Нефтесборные устройства, или скиммеры, предназначены для сбора нефти непосредственно с поверхности воды. В зависимости от типа и количества разлившихся нефтепродуктов, погодных условий применяются различные типы скиммеров как по конструктивному исполнению, так и по принципу действия По способу передвижения или крепления нефтесборные устройства подразделяются на самоходные; устанавливаемые стационарно; буксируемые и переносные на различных плавательных средствах. По принципу действия - на пороговые, олеофильные, вакуумные и гидродинамические. Специализированные суда К специализированным судам для ликвидации аварийных разливов ННП относятся суда, предназначенные для проведения отдельных этапов или всего комплекса мероприятий по ликвидации разлива нефти на водоемах. По функциональному назначению их можно разделить на следующие типы: •   нефтесборщики - самоходные суда, осуществляющие самостоятельный сбор нефти в акватории; •   бонопостановщики - скоростные самоходные суда, обеспечивающие доставку в район разлива нефти боновых заграждений и их установку; •   универсальные - самоходные суда, способные обеспечить большую часть этапов ликвидации аварийных разливов ННП самостоятельно, без дополнительных плавтехсредств.  


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-15; просмотров: 1645; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.249.247 (0.014 с.)