Действия при плавании на спасательных средствах в открытом море. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Действия при плавании на спасательных средствах в открытом море.



Экипаж в спасательном средстве должен беспрекословно выполнять требования своего командира и следовать инструкциям по сохранению жизни. Такие инструкции на каждой спасательной шлюпке хранятся в специально обозначенных местах. Они содержат исчерпывающие сведения по оказанию помощи пострадавшим, организации жизни на спасательном средстве, использованию запасов пищи и пресной воды, применению средств связи с внешним миром и т.д.

При аварии в открытом море, вдали от берегов, спасательные средства должны оставаться как можно ближе к месту аварии судна до подхода судов-спасателей, принявших сигнал бедствия. Так их легче обнаружить при поиске и спасании, а они могут оказывать друг другу взаимопомощь. При необходимости следует подать концы друг другу и держаться вместе. Спасательные надувные плоты типа ПСН имеют специальные приспособления для буксировки — металлические кольца, прикрепленные к ремням под трапами. Во избежание ударов спасательных средств друг о друга или опрокидывания при волнении моря, расстояние между спасательными средствами должно составлять 12—15 м. Чем больше высота волн, тем больше должно быть это расстояние.

Спасательные шлюпки нельзя перегружать из-за опасности их опрокидывания. Для удержания шлюпок на воде против волн выбрасывают плавучий якорь, а для снижения эффекта волнения применяют масло. Двукратный запас плавучести спасательного плота позволяет разместить в нем вдвое больше людей, чем предусмотрено номинальной вместимостью.

В экстремальных условиях сохранение жизни людей на спасательном средстве в значительной мере зависит от морального и физического состояния спасающихся. Определяющее значение в этом плане приобретает роль командира шлюпки (плота). Капитан или иное лицо командного состава продолжает исполнять свои функции и на спасательном средстве. Если такового в шлюпке не оказалось, то командира необходимо выбрать из неформальных лидеров, имеющих практический опыт. Командир обязан: поддерживать дисциплину, выработать и строго контролировать суточный распорядок, распределять пищу и воду, контролируя их выдачу, определить место для каждого спасающегося и его конкретные обязанности, обеспечить уход за больными и ранеными. Особое внимание необходимо уделить людям с неустойчивой психикой и малодушным.

 Находясь на спасательном средстве, надо помнить следующее:

• все должны быть одеты в спасательные жилеты или нагрудники;

• нельзя купаться и опускать в воду ноги и руки, чтобы не пострадать от акул и не расходовать жизненную энергию;

• при сильной качке и ветре надо равномерно размещаться в спасательном средстве, не скапливаясь на одном борту;

• пиротехнические средства надо зажигать за бортом плота, над водой, с подветренной стороны, чтобы не прожечь плот;

• следует исключить курение: оно вызывает жажду у курящих;

• при морской болезни не следует есть и пить, лучше всего лежать, меняя положение головы, и смотреть в даль.

Дежурными на спасательном средстве должен вестись журнал, в который заносятся данные о состоянии здоровья людей, находящихся в плавсредстве, о запасах воды и продовольствия, а также важные наблюдения, происшествия, принимаемые решения и мероприятия.

На дуге спасательного надувного плота имеется сигнальная лампочка в прозрачном колпачке. Ее свет виден на расстоянии нескольких миль, причем прерывистые вспышки привлекают большее внимание, чем постоянно горящие, — для этого необходимо периодически прикрывать лампочку ладонью.

В условиях плохой видимости рекомендуется подавать звуковые сигналы свистком.

На внутренней стороне тента спасательного плота напечатана инструкция по первоначальным действиям, которая расположена так, чтобы ее можно было прочитать при свете электрической лампочки, автоматически загорающейся при надувании плота. Инструкция напоминает, что должен сделать экипаж плота в первую очередь:

- организовать поиск и спасание людей, оказавшихся в воде; плавающим в отдалении нужно бросать спасательное кольцо, прикрепленное к плавучему линю, и подтягивать к входу плота;

- после отхода от судна убедиться, что плавучий якорь находится в воде;

- закрыть входы плота, отрегулировав их так, чтобы обеспечивалась защита от непогоды и вентиляция в подтентовом помещении;

- вскрыть упаковку со снабжением, достать и прочитать инструкцию по сохранению жизни на спасательном средстве.

Инструкция предусматривает, что необходимо установить командира плота.

Если среди спасающихся не оказалось командира или его заместителя, ука-занных в расписании по тревогам, то обязанности командира принимает на себя старший по должности и наиболее опытный из находящихся на борту коллективного спасательного средства членов экипажа.

Командир плота или шлюпки распределяет обязанности между членами экипажа коллективного спасательного средства. Он назначает вахтенных, которые должны осуществлять наблюдение за окружающей обстановкой, поручает наблюдателям докладывать о любых обнаруженных плавающих предметах; те из них, которые могут оказаться полезными, поднимают на борт.

Ведется постоянное наблюдение за состоянием плота. В штормовых условиях необходимо обеспечить постоянное наблюдение за шторками входов в спаса-тельный плот и готовность к заделыванию входов при их разрыве; разрушение входа ударом волны может привести к заполнению водой подтентового помещения и гибели людей.

Выделятся лица, ответственные за сохранность запасов питьевой воды и пищи, за сбор дождевой воды, за ловлю рыбы и т. д. Нужно установить санитарные нормы для сохранения обитаемости спасательного средства.

Командир обязан вести дневник, в который заносится список людей, оказавшихся на борту плота или шлюпки, а также сведения обо всех происходящих событиях.

Необходимо подготовить и использовать имеющиеся на борту плота или шлюпки средства для обнаружения: выставить и закрепить радиолокационный отражатель или задействовать радиолокационный ответчик, включить в работу аварийный радиобуй. Пиротехнические средства следует использовать для привлечения внимания и подачи сигналов бедствия тогда, когда есть надежда, что они будут замечены.

Экипаж спасательного средства должен подготовиться к действиям при подходе судна-спасателя, взятию на буксир или подъему на борт спасателя и спасанию с помощью вертолета.

Шлюпки и плоты соединяют друг с другом фалинями или буксирными линями, которые наращиваются другими имеющимися прочными концами и вытрав-ливаются на полную длину, чтобы избежать обрыва при волнении. Для уменьшения дрейфа выпускается плавучий якорь, а на плотах открывают днищевые балластные карманы.

При плавании на спасательных средствах в открытом море нужно соблю­дать два основных принципа:

1. всем спасательным средствам необходимо держаться вместе будучи соединенными фалами;

2. находиться у места гибели судна.

Это связано с тем, что людей будут искать именно в этом районе. Не сле­дует покидать район гибели судна, если нет реальной и обоснованной надежды достичь берега. Необходимо беречь запас топлива для шлюпочного двигателя, который может понадобиться для оказания помощи плотам или шлюпкам без дви­гателя или для удержания шлюпки носом против волны в случае изменения и ухудшения погоды.
В любом случае, даже если судно не успело сообщить в эфир об аварии, его начнут искать, если оно хотя бы один раз не выйдет на связь в установленные сроки.

В случае наступления плохой погоды убедитесь, что все спасаемые надели спаса-тельные жилеты, а также в удобном положении всех раненых. Уберите или зафиксируйте все незакрепленное оборудование. Установите плавучий якорь и назначьте двух человек для наблюдения за ним или буксиром, смотря, что уста­новлено.

Немедленно ознакомьтесь с инструкциями наклеенными на тенте плота или шлюпки. При сильном волнении примите таблетки от морской болезни – стремительная качка на шлюпке (плоту) вызывает укачивание даже опытных мо­ряков, а рвота ослабляет организм и вызывает жажду.

На СШ работой двигателя и рулевого устройства удерживайте шлюпку против волны. Это уменьшит амплитуду бортовой качки. В случае выхода из строя рулевой машины отсоедините штуртросовую проводку и перейдите на управление рулем с помощью румпеля.

Использование плавучего якоря на СШ и СП обеспечивает снижение ско­рости дрейфа. Кроме того, плавучий якорь позволяет удерживать СШ в положе­нии против ветра, что снизит бортовую качку и уменьшит заливаемость СШ.

При постановке плавучего якоря следует надежно закрепить дректов на СШ. Плавучий якорь следует травить с достаточным провисание, чтобы откры­тый конец плавучего якоря был обращен к СШ. Регулировать травление можно, обмотав его один раз вокруг передней банки.

Для выбирания плавучего якоря следует потянуть за нирал.Положение СШ относительно волны можно изменять без использования двигателя с помощью плавучего якоря и фалиня. Для чего к дректову плавучего якоря в 7...10 м от шлюпки крепится фалинь, другой конец которого заводится че­рез носовую утку или аналогичное устройство. Потравливая и выбирая длину фалиня, добиваются необходимого положения СШ относительно волны.

Возможности находящиеся на СП людей по его управлению невелики. По­этому основная задача сводится к удержанию СП вблизи места бедствия. В условиях сильного волнения для уменьшения скорости дрейфа СП необходимо выста­вить дополнительный плавучий якорь.

В составе шлюпочного снаряжения имеется магнитный компас, по которо­му определите направление движения СШ и фиксируйте его в вахтенном журнале от момента оставления судна. Если по каким-либо причинам его нет, например на СП, направление можно определить и другими способами.

 

Высадка шлюпки и плота на берег.

 Подход к берегу и высадка на него представляет собой особенно опасную для спасающихся ситуацию, так как в полосе прибоя шлюпка и плот могут быть перевернуты и разрушены ударами о прибрежные скалы и рифы.

Если имеется такая возможность, следует избегать высадки на скалистые участки. При подходе к берегу удерживать шлюпку перпендикулярно фронту волны. Подготовить к отдаче плавучий якорь, нарастив его дректов имеющимися прочными концами.

Когда расстояние до берега будет приблизительно равно длине дректова, опустить плавучий якорь и несколько сместить центр тяжести шлюпки в направлении, противоположном берегу. Постепенно потравливать дректов, а если шлюпка начинает разворачиваться лагом к волне, удерживать его, чтобы не допустить разворота.

При сближении с берегом нужно стремиться удерживать шлюпку на пологом склоне крупной волны.

Следование к берегу на гребне волны особенно опасно, так как оконечность шлюпки при этом резко опускается, что приводит к удару о грунт и опрокидыванию шлюпки.
Приближаясь на волне к береговой черте, нужно максимально увеличить скорость хода с тем, чтобы шлюпка была выброшена на берег как можно дальше.

На спасательном плоту для выброски на берег нужно так же опустить плавучий якорь и потравить дректов на всю длину. Люди на плоту должны разместиться на середине плота и как можно ниже.
Надувной спасательный плот имеет малую осадку, и поэтому он скользит по поверхности воды, что уменьшает опасность ударов о грунт.

После того как будет выбрано место для высадки, необходимо подготовить людей и шлюпку. Подготовка включает в себя следующие действия:

1. Командир инструктирует членов экипажа шлюпки о мерах безопасности, которые необходимо соблюдать во время высадки на берег.

2. Люди в шлюпке размещаются по возможности ниже (с банок пересаживаются на рыбинсы) для увеличения остойчивости шлюпки. Предметы снабжения шлюпки должны быть надежно закреплены. Различные концы, имеющиеся в шлюпке, должны быть убраны в носовую часть шлюпки, подальше от гребного вала. Носовой фалинь необходимо прочно закрепить и приготовить к использованию.

3. Пересаживается 2/3 людей в кормовую часть шлюпки для того, чтобы создать дифферент на корму и таким образом улучшить управляемость шлюпки. При наличии дифферента на корму шлюпку можно будет выбросить дальше на берег.

4. В носовой части шлюпки назначаются люди, которые должны следить за изменением глубин. В обязанности этих же людей входит своевременное обнаружение возможных подводных препятствий во время движения шлюпки к берегу. После того как шлюпка будет выброшена на берег, эти люди обязаны выпрыгнуть из нее и удерживать с помощью носового фалиня.

5. Шлюпку разворачивают носом в сторону берега, перпендикулярно гребням волн. (Шлюпка должна идти вразрез волнам).

6. С кормы шлюпки выбрасывают плавучий якорь и, убедившись, что стропы якоря расправились, втугую вытравливают дректов, предварительно закрепленный к шлюпке. Якорь является тем дополнительным средством, которое не будет позволять шлюпке разворачиваться лагом к волне. Длина дректова должна быть не мене 20 м.

7. Понаблюдав за волнами, по возможности подбирают самую крупную из них и, маневрируя скоростью, стараются удержать шлюпку на склоне этой большой волны, обращенном в сторону моря. Вместе с этой волной шлюпка движется к берегу.

Опасно потерять эту большую волну возле берега. В этом случае шлюпка ударится о грунт, потеряет управляемость и может перевернуться и разбиться.

8. Когда шлюпка будет выброшена на берег, назначенные люди выпрыгивают из нее и с помощью носового фалиня удерживают ее у берега. Они же помогают высадиться остальным морякам. Для высадки из шлюпки можно использовать трап, который входит в оборудование шлюпки, и фалини. При этом необходимо организовать эвакуацию из шлюпки женщин, больных и раненых.

9. Шлюпку необходимо как можно дальше вытащить на берег и прочно закрепить.

10. Из шлюпки извлекают снабжение и доставляют его в укрытие на берегу.

11. Командир шлюпки назначает вахту по наблюдению за безопасностью спасательной шлюпки и за своевременным обнаружением целей, которые могут оказать помощь. Готовятся средства сигнализации. Для передачи и приема сигналов необходимо использовать таблицу спасательных сигналов.

12. Среди остальных людей распределяются обязанности, связанные с задачами выживаемости и организацией жизни на берегу.

Если во время высадки на берег ветер дует в сторону моря или скорость ветра и высота волн небольшая тогда, во время движения в сторону берега, шлюпку необходимо направлять перпендикулярно береговой полосе. На ровный песчаный берег можно выбрасываться на хорошем ходу.

При управлении шлюпкой во время подхода к берегу необходимо учитывать то, что возле берега волны становятся круче и, в результате уменьшения глубины, они могут деформироваться. Течение может быть направлено вдоль берега. Увеличивается опасность внезапного разворота шлюпки, ее опрокидывания и затопления. Место для высадки необходимо выбирать с максимально возможной осмотрительностью, избегая скал, рифов, участков с широкой прибойной полосой. Высадка на берег через прибойную полосу - операция крайне опасная даже для опытной команды. Такой высадки, по возможности, следует избегать. Необходимо отойти от берега, дождаться перемены ветра и прекращения прибоя.

Высадка на берег на спасательном плоту

На плоту также необходимо высаживаться на безопасный участок берега. При подготовке плота нужно сделать следующее:

1. Проинструктировать людей и разместить их в средней части плота. По возможности люди должны находиться в положении лежа.

2. Подкачать днище плота.

3. Поставить плот на плавучий якорь.

4. Вход плота, который во время дрейфа будет находиться на ветру, необходимо закрыть во избежание заливания плота.

5. На противоположном входе выставляются физически сильные люди с веслами и плавучим якорем.

6. Под действием ветра, работая веслами и при необходимости плавучим якорем, плот двигается в сторону безопасного участка берега.

7. Если во время движения к берегу плот ветром понесет на опасность и все усилия от работы веслами и плавучим якорем к положительному результату не приводят, тогда необходимо уменьшить парусность плота, уложив людей на тент плота, после чего, усиленно работая веслами и плавучим якорем, отвернуть в сторону от опасности.

8. При подходе к берегу удары о дно на прибое для плота не столь опасны, как для шлюпки. Вероятность того, что в результате ударов плот будет поврежден, невелика. Люди в плоту всегда должны быть готовы к этому и удерживаться за внутренние леера, чтобы не получить травмы.

9. После того, как плот будет выброшен на берег, люди выпрыгивают из него, помогая друг другу, и удерживая плот у берега.

10. Плот вместе со снабжением необходимо вытащить на берег и в удобном для этого месте использовать его как палатку.

11. Командир плота назначает вахту и распределяет обязанности, как и после высадки на берег на спасательной шлюпке.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-15; просмотров: 1198; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.174.174 (0.04 с.)