Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Судовые устройства, системы и снабжение. Спасательные, сигнальные и противопожарные средства.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Судовые устройства. Различаются общесудовые и специальные устройства. К общесудовым относятся: рулевое устройство, якорное устройство, швартовное устройство, буксирное устройство, леерное и др.
Рулевое устройство.
Рулевое устройство (рис. 32) предназначено для управления судном во время движения, обеспечивает поворотливость судна и его устойчивость на курсе. Составными частями рулевого устройства являются руль, румпель, штуртрос, пост управления и штурвал. Руль- состоит из пера руля (металлической пластины определенной формы) и баллера (стержня, к нижней части которого прикреплена пластина пера руля) (рис.31). Рули в зависимости от формы пера, способу соединения с корпусом и количеству опор пера делят на простые (многоопорные), полуподвесные (подвешены на баллере и опираются на корпус в одной точке) и подвесные (подвешены на баллере). По взаимоположению оси баллера и пера различают руль обыкновенный (ось баллера на передней кромке пера), балансирный (ось баллера расположена на некотором расстоянии от передней кромки руля, что снижает усилие при перекладке) и полубалансирные (полуподвесной балансирный). На моторных судах чаще всего применяют простые рули с подвешиванием на опорном подшипнике.
На большинстве маломерных судов для управления рулем применяется штуртросовая передача при управлении рулем (рис, 32). К румпелю (одно, двуплечему рычагу или сектору жестко закрепленному в головной части баллера перпендикулярно к его оси) крепятся окончания тросов протянутых по бортам через систему роликов от барабана штурвала, расположенного на посту управления судном.
При подвесных моторах повышенной мощности применение дистанционного управления и рулевых устройств настоятельно рекомендуется в целях безопасности.
Рулевое устройство при любых условиях плавания должно обеспечивать надежное управление судном и приводиться в действие одним человеком. К нему предъявляются следующие требования:
Якорное устройство.
Якорное устройство предназначено для постановки судна на якорь, обеспечения его стоянки и снятия с якоря. Якорное устройство представляет собой якорь с оборудованием и приспособлением для его отдачи и.подъема. Основное назначение якоря — удерживать судно на месте при стоянке. В состав якорного устройства входят: якорь, якорная цепь (канат), клюз, стопор, цепной ящик. Рекомендуется иметь якорный канат длиной: для катеров — не менее 50 м, моторных лодок — 25, гребных лодок— 15 м.
Якорь - может быть различной формы, кованным, литым или сварным. В качестве якорного каната на маломерных судах можно применять стальные, пеньковые, капроновые или нейлоновые канаты, а также цепи (на больших катерах). Основой конструкции якоря является продольный стержень - веретено, в верхней части которого имеется якорная скоба для крепления якоря к цепи (канату), а в нижней - лапы и рога, прикрепленные к веретену неподвижно (узел крепления носит название тренд) или на шарнире в коробке.
Рис 14 Типы якорей
а—адмиралтейский, б — кошка, в — якорь Матросова, г — якорь Холла, д — якорь лемех, е — якорь кошка с шарнирны ми лапами (1 — муфта, скользящая по веретену, стопорится в верхнем или ниж нем положении и соответственно фикси рует лапы в сложенном вдоль веретена или рабочем состоянии), ж—«Трайдент»
Наибольшее применение на судах нашли якоря адмиралтейский (с неподвижными лапами), Матросова и Холла (с поворотными лапами).
Масса якоря, длина цепи (каната) и их калибр определяются по таблице, в зависимости от характеристики снабжения:
Nc=L х (B+H) х l х h
где: Nc- характеристика снабжения, аргумент для входа в таблицы, кв.м; L - длина судна, м; В - ширина судна на миделе, м; Н - высота борта на миделе от основной плоскости, м; 1 - суммарная длина всех надстроек, м; h - средняя высота надстроек, м.
Таблица для определения массы якоря, длины и калибра якорной цепи
Примечание: 1. В случае npименения литых якорных цепей (вместо сварных) их калибр может быть уменьшен на 12 %;
Якорные цепи могут заменяться стальными, синтетическими или пеньковыми канатами при условиях: канаты равнопрочны цепям требуемого калибра, пеньковые канаты должны быть смольными.
Клюз - отверстие в палубе или в борту, окантованное прутком или отливкой, служащее для пропускания швартовного каната (или якорной цепи) и уменьшения трения. В зависимости от расположения называется якорным или швартовным клюзом. Конструкция якорного клюза должна обеспечивать свободное втягивание веретена якоря, а при травлении (отдаче) - свободный выход якоря только под действием его массы.
Рис. 34 Стопор якорного устройства. а - винтовой; Рис.35.Плавучий якорь
б - с заклад. палом
Стопор якорного устройства - приспособление, удерживающее якорную цепь за одно из звеньев и передающее натяжение цепи на корпус судна (рис. 34). Как правило, приваривается к палубе. Состоит из отливки с желобом, соответствующим форме и размеру звеньев якорной цепи и фиксирующего элемента в виде винтового зажима или штыря. Могут использоваться цепные стопора, когда один конец такелажной цепи крепится к палубе судна, а другой имеет захватывающее якорь-цепь устройство, Цепной ящик - объем для хранения якорной цепи (каната) в походном положении. Может иметь различную форму, в зависимости от проекта судна, крепится, как правило, к набору.
Плавучий якорь (рис. 35) - приспособление для замедления дрейфа судна в штормовых условиях. Изготовляется из парусины в виде конуса, от вершины вдоль конуса прошиваются концы, которые соединяются в общий огон. Спущенный за борт плавучий якорь удерживает судно носом или кормой к ветру (в зависимости от места спуска). Для упрощения процесса выборки к вершине конуса может закрепляться отдельный трос.
Швартовное устройство на маломерных судах.
Швартовное устройство служит для швартовки (закрепления) судна к берегу, причалу или к другим судам. Состоит оно из специальных приспособлений, которые в зависимости от конструкции называются кнехтами (рис. 16), утками, мушками или киповыми планками. Применяемые при этом канаты называются швартовами.
Кнехт- деталь швартовного устройства в виде спаренных (одиночных) тумб, стоящих на общем фундаменте, при крепленном к палубе судна. Швартовы на кнехты накладываются "восьмерками".
К и п о в а я планка- деталь швартовного устройства судна, предназначенная для пропуска швартовного каната, может быть с роульсами (для снижения трения) и без них.
У т к а - двурогая литая или сварная фигурная планка для крепления свободных концов канатов небольшого диаметра. Канат укладывается на утку "восьмеркой" и удерживается за счет сил трения.
Расположение и количество элементов швартовного устройства должно обеспечивать швартовку и буксировку судна лагом, носом, кормой.
Запрещается крепление деталей швартовного устройства к обшивке корпуса, а также использование швартовных кнехтов в качестве буксирных, если они не приспособлены к этому по прочности и по способу крепления.
Леерное устройство - ограждение палубы, открытых палуб надстроек и рубок. Состоит из металлических леерных стоек и натянутого между ними леера.
Судовые системы.
Осушительная система - система для периодического удаления небольшого количества воды из корпуса. Вода собирается в колодцах, расположенных в самых низких местах корпуса, из которых насосами откачивается либо за борт, либо в резервуары для приема льяльных вод. Осушительная система состоит из насоса с механическим приводом и (или) насоса с ручным приводом, который может быть переносным.
Осушительными средствами должно быть обеспечено каждое маломерное судно, находящееся в эксплуатации. Все осушительные средства следует хранить в специально отведенных для них легкодоступных местах и содержать в полном порядке и готовности к немедленному действию. Запрещается использовать их не по прямому назначению.
В качестве осушительного насоса разрешается использовать пожарный, балластный или водоотливной насос. Применять осушительный насос для сбора подсланцевых нефтесодержащих вод нельзя.
Противопожарная система (средства).. Для предупреждения пожара и тушения их, на маломерных судах предусматривается наличие противопожарных сигнализационных устройств, стационарных систем и переносных средств пожаротушения, автоматически срабатывающих огнетушителей. Основными причинами возникновения пожаров на маломерных судах является возгорание топлива при его потеках или подсланевых вод в трюмах, покрытых пленкой бензина с достаточно большим слоем его паров в отсеке при отсутствии вентиляции
Сигнализационные устройства подают сигнал на пост управления судном при пожароопасной концентрации паров топлива в замкнутом пространстве (моторном отсеке), либо делают невозможным пуск двигателя в этих условиях (при блокировке с устройством запуска двигателя). В наиболее распространенной и эффективной стационарной системе пожаротушения (рис. 38 а, б) применяется двуокись углерода или галон - жидкость, либо сжиженный газ. Включение системы предусматривается из рубки вручную или автоматически (от датчиков в возможных очагах пожара
Автоматически срабатывающие огнетушители устанавливаются в возможных очагах возникновения пожара и приводятся в действие при помощи плавких вставок, когда температура в отсеке повышается примерно на 30"С относительно окружающей. Этот вариант имеет много недостатков (низка эффективность, много случайных срабатываний и т.д.). Для маломерных судов наиболее надежным средством пожаротушения является огнетушитель, который можно использовать в любом отсеке для тушения пожаров любого вида.
При стоянке судна в местах укрытия (тихой бухте) следует применять огнетушители в зависимости от вида возгорания (пенный, углекислотный). На ходу и на стоянке судна (при ветре) лучшим средством для тушения пожаров является порошковый огнетушитель. Выбор типа огнетушителя обусловлен размерами и видами возможных очагов пожара.
Огнетушители должны всегда содержаться в исправном состоянии, периодически осматриваться, проверяться и своевременно перезаряжаться. В зимнее время (при температуре ниже 1оС) огнетушители необходимо хранить в отапливаемых помещениях.
Фаново - сточная система - система для сбора и удаления с судна сточных и фекальных вод, включающая в себя санитарное оборудование, необходимые трубопроводы с системой сточных шпигатов открытой палубы и цистерну (съемные контейнеры) для сбора фекальных вод.
Снабжение судов
В понятие снабжение судов входит их обеспечение материалами и запасами по номенклатуре и в количествах, необходимых для безопасного плавания. Номенклатура и количество материалов зависит от назначения и района плавания судна. Под указанными материалами понимается определенное техническое оборудование, запасы воды, ГСМ, продовольствия, тросы, канаты, лини, такелажные цепи, раз личные водоотливные и подъемные устройства, схемы, карты, приборы, сигнальные средства и т.п. Нормы снаряжения судов, обязательные для судоводителей и определяющие "годность" (как категорию готовности) судна плаванию, определены в требованиях ГИМС. Моторные и парусные суда, осуществляющие плавание в прибрежных морских районах и на больших водных объектах должны иметь курсоуказатель (компас), лот, бинокль, карту района плавания, средства радиосвязи и сигнализации, фару искатель. На каждом моторном маломерном судне, независимо от размеров и водоизмещения, рекомендуется иметь электрический фонарь (пригодный для сигнализации), нож, топор и комплект инструментов.
Маломерные суда должны иметь отличительные огни, световые и звуковые сигналы, расположение и технические характеристики которых соответствуют требованиям ППВВП, МППСС, местных правил и правил пользования водными объектами.
Отличительные (бортовые) огни устанавливают на маломерных судах с таким расчетом, чтобы при ходовом кормовом дифференте обеспечивалась их видимость вперед по курсу в плоскости, парал лельной зеркалу воды. В любую погоду они должны обеспечивать дальность видимости не менее 1,85 км. На случай выхода из строя источников питания электроэнергией рекомендуется иметь на судне ручной фонарь с независимым источником питания.
Любое судно, независимо от района плавания, должно быть снабжено индивидуальными спасательными средствами, соответствующими требованиям стандартов и окрашенными в оранжевый цвет, с нанесенными на них бортовым номером (названием) судна. Их количество должно соответствовать числу людей на судне.
На гребных лодках лодочных прокатных станций разрешается иметь один спасательный круг.
Суда с парусным вооружением должны быть снабжены страховочными поясами (приспособлениями их заменяющими) по числу членов экипажа, занятых обслуживанием парусов.
На каждом судне должна быть укомплектованная медицинская аптечка для оказания первой помощи.
Все моторные и парусные суда должны иметь комплект инструментов для производства ремонта, включающий в обязательном порядке ножовку по металлу, а парусные суда, кроме того, средство для перерезания такелажа в экстремальных условиях.
Комплектация предметами снабжения маломерных судов должна соответствовать таблице.
Спасательные средства.
Спасательные средства. Спасательные средства служат для оказания помощи терпящим бедствие на воде. Разделяются на коллективные, служащие для спасения пассажиров и экипажа, имеющие запасы для жизнеобеспечения (спасательные шлюпки, спасательные плоты и плотики) и индивидуальные, предназначенные для спасения одного человека. В качестве индивидуальных спасательных средств могут применяться спасательные круги, нагрудники, жилеты и куртки только промышленного изготовления. Они должны быть прочными, исправными и готовыми к немедленному использованию. На судне каждый пассажир и член экипажа должен иметь индивидуальное спасательное средство, которое хранится в легкодоступных местах (в каютах, на палубе), а для экипажа - в местах несения вахт. На пассажирских судах количество индивидуальных спасательных средств должно превышать общее количество людей на 3-5%. Применение спасательных кругов, требующих предварительного их надувания, не допускается. Если на маломерном судне перевозятся дети, они должны быть обеспечены спасательными средствами наравне со взрослыми.
Категорически запрещено применять самодельные спасательные средства.
Спасательный плот - эффективное средство коллективного спасения на любых водных объектах (рис. 39).
Различают надувные и жесткие плоты. Вместимость плотов от 6 до 25 чел. Наиболее предпочтительны для больших прогулочных судов надувные плоты, изготовленные из однослойной прорезиненной синтетической (капрон, нейлон) ткани с днищем из нескольких слоев ткани с воздушной прослойкой, которые обеспечивают изоляцию от холода. Плоты крытые, используются в любых условиях до 30 суток. Предусмотрен баллон с углекислотой для самозаполнения емкостей плота, имеются трапы, леера, различные ручки, наружные и внутренние фонари, запасы воды, продовольствия, аптечка, рыболовные принадлежности, плавучие якоря, весла, насосы для надувания, бросательные концы, черпаки и т.д. Запас провизии рассчитан на хранение в течение 2 лет. На закрепленном на судне через гидростатическое разобщающее устройство,, срабатывающее на глубине около 3 метров и освобождающее контейнер.
Спасательный круг - индивидуальное спасательное средство для оказания помощи человеку, оказавшемуся в воде (рис. 40). Круги изготовляются из пробки, пенопласта и других материалов, масса круга не должна превышать 3 кг. С наружной стороны имеется леер, закрепленный на круге по периметру в 4 местах. К кругу могут крепиться самозажигающиеся огни, которые должны гореть в течение 45 мин. Основное требование - спасательный круг должен поддерживать в пресной воде груз в 14,5 кг в течение 24 часов. Окрашивают спасательные круги в оранжевый цвет, чтобы их хорошо можно было видеть на воде. Контрастной краской на них наносят номер судна в соответствии с судовым билетом. На спасательных кругах транспортных судов пишут название или номер судна и порт его приписки. Спасаемый должен надавить на круг рукой так, чтобы он принял вертикальное положение, после чего, просунув в него руку, голову и вторую руку, лечь на круг грудью и ожидать подхода спасательного судна. Спасательный круг может поддерживать на воде двух человек. В этом случае надо держаться друг против друга за леер с внешней стороны круга. Если же кругом пользуется один человек, то руки его должны быть сверху круга (круг находится под мышками).
Спасательный нагрудник - индивидуальное спасательное средство для поддержания человека на воде; к (рис. 40). Состоит из 2 слоев плотной ткани, разделенной на секции с зашитым сплошным куском листовой пробки или пенопласта в каждой. Одевается на грудь (отсюда и название - нагрудник), в настоящее время почти не находит применения у судоводителей, поскольку не обеспечивает основного требования к спасательным средствам - поддержания головы человека, находящегося в бессознательном состоянии, над водой (рис. 41).
Спасательный жилет (воротник) - индивидуальное спасательное средство. Изготавливается из синтетической бензостойкой ткани ярко оранжевого или красного цвета. Как отечественные, так и зарубежные образцы встречаются разных конструкций (надувные, полунадувные, с твердым наполнителем) и модификаций, обеспечивают, соответственно, различную степень безопасности и комфортности, скорость и удобство одевания, легкость движений при работах на судне и возможность плавания при попадании человека в воду, защиту от переохлаждения. На большинстве образцов жилетов предусмотрена система самозаполнения, которая обеспечивается баллончиком с углекислотой, срабатывающем при вытягивании шнура или верхней части головки баллончика. Заполнение полости газом происходит за 2-3 секунды. В верхней части жилета предусмотрены трубки поддува для наполнения жилета при неисправности системы самозаполнения или поддержания необходимого давления при длительном нахождении человека в воде. Почти вес они снабжены свистком и сигнальной лампочкой с питанием от водоналивной батарейки. Спасательные жилеты обязательно проходят сертификацию.
При пользовании спасательным нагрудником обязательно надо надеть нашейную лямку, после чего охватить туловище боковыми лямками и завязат
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 565; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.203.27 (0.016 с.) |