ТОП 10:

Мероприятия по сбору разлитых нефтепродуктов на акватории портов.



 

 

Судовой План ЛРН.

При аварийном разливе нефтепродуктов вводится в действие Судовой план ЛРН. Судовой План ЛРН разрабатывается с целью определения последовательности действий экипажа судна и должностных лиц судовладельца судна, выполнение которых должно способствовать предотвращению разлива нефти, ликвидации или уменьшению его последствий.

Цель Плана состоит в том, чтобы предоставить рекомендации капитану и лицам командного состава, находящимся на борту судна, в отношении мер, которые должны быть приняты в случае фактического загрязнения ВВП нефтью и (нефтепродуктами) или угрозы возникновения такого загрязнения. План должен содержать всю необходимую информацию и рабочие инструкции для экипажа судна с учетом положений.

Структура и содержание Плана для нефтеналивных судов:

1. Передача сообщений

2. Меры по контролю за сбросами при эксплуатационных разливах:

2.1 При бункеровке судна.

2.2 При утечке из труб.

2.3 При переполнении цистерн.

2.4 При течи корпуса.

2.5 При разливах, являющихся результатом аварий, во всех случаях аварии следует организовать борьбу за живучесть судна, принимая все возможные меры для исключения или уменьшения попадания нефтепродуктов в водные объекты, а также, при необходимости, сделать все необходимое с целью предотвращения пожара и взрыва от аварии, в том числе:

3.1 При посадке на мель.

3.2 При пожаре/взрыве.

3.3 При столкновении.

3.4 При повреждении корпуса.

3.5 При чрезмерном крене может возникать опасность выброса нефтепродуктов на палубу через воздушные трубы

.3.6 При затоплении судна и необходимости оставления судна экипажем.

 Планом должны предусматриваться мероприятия по уменьшению последствий инцидента, подразумевающие:

а) координацию действий судна с ближайшим бассейновым управлением ВВП. Установление такой связи должно начинаться с передачи первоначального сообщения об инциденте;

б) принятие первоначальных ответных мер, к которым относятся:

1) использование сорбентов для снижения последствий разлива нефти;

2) переход судна в более удобное место для производства ремонтных работ или операций по частичной разгрузке судна, а также для уменьшения угрозы загрязнения каких-либо особо чувствительных прибрежных районов (например, зон водозабора);

3) перегрузка нефтепродуктов на другое судно и т.п.

в) немедленное информирование капитаном судна Компании и портовых властей в случае разлива нефти в порту с предоставлением администрации порта необходимой информации для расследования инцидента загрязнения и о возможности оказания любой запрошенной помощи, включая приведение в действие имеющегося на судне специального оборудования, для предотвращения или ликвидации последствий загрязнения, если оказание такой помощи не противоречит портовым правилам и не может привести к ухудшению ситуации на судне и для его экипажа.

Порядок передачи сообщения, номера контактных телефонов, информацию о существующем в порту порядке привлечения специализированного персонала и портовых средств капитан должен получить от портовых властей.

Схема последовательности действий должна содержать информацию, иллюстрирующую общую последовательность действий, которые должен выполнять экипаж судна в борьбе с аварийным загрязнением нефтью. Действия должны быть спланированы таким образом, чтобы помочь персоналу судна в осуществлении мер по прекращению или сведению к минимуму сброса нефти и смягчению его воздействия и включать следующие этапы:

Локализация и ликвидация пятен загрязнения.

Обнаружив на морской поверхности пятно загрязнения, определяют скорость и направление его перемещения. Прежде всего, нужно ограничить растекание нефти по водной поверхности, локализовать пятна загрязнения. В этих целях применяются боновые ограждения, которые состоят из сцепленных друг с другом плавучестей - пенопластовых или надувных. Они выставляются по периметру пятна и окружают его. Ограждение должно быть сплошным, а высота бона над водой и заглубление прикрепленных к нему полотнищ должны перекрывать толщину слоя нефти. Боновые ограждения доставляются к месту работ и развертываются судами или вертолетом.

Однако даже при сравнительно небольшом волнении моря боновые ограждения малоэффективны. Они используются, по преимуществу, на защищенных акваториях.

В зависимости от применения боны подразделяются на три класса:

•   I класс - для защищенных акваторий (реки и водоемы);

•   II класс - для прибрежной зоны (для перекрытия входов и выходов в гавани, порты, акватории судоремонтных заводов);

•   III класс - для открытых акваторий.

Боновые заграждения бывают следующих типов:

•   самонадувные - для быстрого разворачивания в акваториях;

•   тяжелые надувные - для ограждения танкера у терминала;

•   отклоняющие - для защиты берега, ограждений ННП;

•   несгораемые - для сжигания ННП на воде;

•   сорбционные - для одновременного сорбирования ННП.

Все типы боновых заграждений состоят из следующих основных элементов:

•   поплавка, обеспечивающего плавучесть бона;

•   надводной части, препятствующей перехлестыванию нефтяной пленки через боны (поплавок и надводная часть иногда совмещены);

•   подводной части (юбки), препятствующей уносу нефти под боны;

•   груза (балласта), обеспечивающего вертикальное положение бонов относительно поверхности воды;

•   элемента продольного натяжения (тягового троса), позволяющего бонам при наличии ветра, волн и течения сохранять конфигурацию и осуществлять буксировку бонов на воде;

•   соединительных узлов, обеспечивающих сборку бонов из отдельных секций;

•   устройств для буксировки бонов и крепления их к якорям и буям.

 

Методы ЛАРН

•   механические методы (выемка почв, сбор нефтепродуктов)

•   физико-химические методы (промывка, дренирование, сорбция);

•   Биологические методы (биоремедиации и фиторемедиации);

Сорбционная очистка воды является одним из эффективных способов.

Преимуществами данного метода, безусловно, можно отнести возможность удаления загрязнений любой природы практически до любой остаточной концентрации, управляемость процессом и быстрота воздействия(максимальная сорбция происходит в первые 4 часа).

Основными сорбентами являются лигнин, алюмосиликат, графит, опилки, торф.

Биологические методы являются наиболее экологически безопасными и способствуют восстановлению аварийных и систематических нефтеразливов в водоемах и водотоках до нормативных показателей. Ликвидацией аварийных разливов нефти занимаются специализированные организации, имеющие лицензию на ведение аварийно-спасательных

Наиболее распространенный способ борьбы с разливами нефти и мусора - механический сбор, осуществляемый специальными судами-нефтесборщиками, мусоросборщиками, нефтемусоросборщиками. Эти суда могут быть самоходными или буксируемыми. Нефтесборщики засасывают насосами поверхностный слой воды вместе с нефтяной пленкой и отделенную сепараторами нефть собирают в судовые цистерны. На нефтесборщиках другой конструкции закреплены большие барабаны, которые касаются нефтяной пленки. При вращении барабана пленка как бы наматывается на барабан, а с другой его стороны она счищается скребками.

Механическим способом удается убрать немногим больше половины разлива - только большие пятна, и то с не очень толстым слоем нефти. К специализированным судам для ликвидации аварийных разливов ННП относятся суда, предназначенные для проведения отдельных этапов или всего комплекса мероприятий по ликвидации разлива нефти на водоемах. По функциональному назначению их можно разделить на следующие типы:

•   нефтесборщики - самоходные суда, осуществляющие самостоятельный сбор нефти в акватории;

•   бонопостановщики - скоростные самоходные суда, обеспечивающие доставку в район разлива нефти боновых заграждений и их установку;

•   универсальные - самоходные суда, способные обеспечить большую часть этапов ликвидации аварийных разливов ННП самостоятельно, без дополнительных плавтехсредств.

Рис. 1. Ликвидация разлива нефти на акватории порта:

1 - танкер или нефтеналивная баржа; 2 - нефтемусоросборщик; 3 - нефтяное пятно; 4 - оперативные боновые заграждения; 5 - струя воды из пожарного ствола; 6 - пожарный катер

Если для ликвидации разлива используется несамоходный нефтесборщик без собственных энергетических средств, то на место разлива должны быть доставлены технические средства, обеспечивающие его нормальную работу (буксиры, катера, вакуумные автоцистерны, пожарные автомашины).

При разливах в порту должны быть приняты все необходимые меры к немедленному началу сбора нефти.

При ликвидации разливов нефти в портах рекомендуется не перекачивать собранную нефтесодержащую смесь в нефтяные цистерны нефтесборщиков, а сдавать ее после замера количества из приемных ванн в вакуумные автоцистерны или на зачистные станции, имеющие вакуумные системы.

 При ликвидации разливов нефти в речных портах, где локализация ее из-за значительных скоростей течения затруднена или вообще невозможна, для повышения эффективности сбора нефти рекомендуются следующие варианты изменения формы нефтяного пятна и придания ему нужного направления движения:

1) нефтяное пятно струями воды из пожарных стволов одного пожарного катера превращается в полосу, которую улавливает стоящий на швартовах нефтемусоросборщик (рис. 23);

 

3) плывущее нефтяное пятно с помощью боновых заграждений, закрепленных одним концом к нефтемусоросборщику, а другим - к берегу, под действием струи воды с пожарного катера превращается в полосу, которую улавливает нефтемусоросборщик (рис. 25);

4) плывущее нефтяное пятно под действием ветра и струи воды с пожарного катера превращается в полосу, которую улавливает нефтемусоросборщик (рис. 2).

Рис. 2. Сбор нефти на течении с использованием боновых заграждений и струи воды из пожарного ствола:

1 - нефтемусоросборщик; 2 - оперативные боновые заграждения; 3 - струя воды из пожарного ствола; 4 - пожарный катер; 5 - нефтяное пятно; 6 - линия берега

 

В тех случаях, когда ликвидация разлива нефти на акватории порта механическими способами невозможна, может производиться по согласованию с контролирующими органами сбор нефти впитывающими средствами (сорбентами), нормативный запас которых должен быть во всех портах.

 

Существует также ряд способов борьбы с загрязнением моря нефтепродуктами, основанными на использовании физико-химических свойств нефти. Поверхностно-активные вещества уменьшают поверхностное натяжение воды и рассеивают нефтепродукты. Нефть будет растекаться по воде в виде тонкой пленки, рассеиваться на мелкие капельки, которые легче испаряются или окисляются кислородом атмосферы и воды. Обработка нефтяного пятна поверхностно-активными веществами вызывает деградацию нефти и нефтепродуктов, т.е. процесс изменения их свойств: испарение, растворение, осаждение, окисление кислородом атмосферы и воды, разложение их в воде и на дне.

Возможно применение сорбентов - веществ, способных впитывать и удерживать нефть (сухой торф, синтетические материалы). Получившиеся после обработки этими веществами сгустки можно собрать и сжечь или использовать в химических производствах. Другие вещества - адсорбенты - служат для потопления впитанной ими нефти или нефтепродуктов (угольная пыль, песок, каолин, толченый мел).

Но эти методы эффективны лишь при небольшом волнении и когда толщина нефтяной пленки невелика.

Пожалуй, наиболее экзотический способ ликвидации последствий нефтяного загрязнения - это использование пожирающих нефть бактерий, носителями которых засыпают загрязненный участок дна. Считается, что при любой температуре воды и на любой глубине эти бактерии перерабатывают нефть, выделяя углекислый газ.

Наиболее вредный по воздействию на экологию способ борьбы с аварийными разливами нефти - ее сжигание в море.  

 

Контрольные вопросы:

1.Какая ответственность установлении законодательством за экологические правонарушения.

2.Где отражены особенности и принципы применения ответственности за загрязнение моря нефтью с судов.

Практические работы.

Раздел 9. Подготовка командира спасательного средства.







Последнее изменение этой страницы: 2019-12-15; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.207.148.142 (0.008 с.)