ТОП 10:

Типы спусковых устройств и их использование.



Раздел 9. Подготовка командира спасательного средства.

Тема 9.1Общие требования к судовым спасательным средствам.

План лекции:

1.Общие требования к судовым спасательным средствам.

2. Типы спусковых устройств и их использование.

3. Требования Кодекса ЛСА к двигателю спасательной шлюпки.

4. Снабжение спасательных шлюпок и плотов.

1. Общие требования к судовым спасательным средствам.

Спасательными средствами называется комплекс устройств, механизмов и конструкций, необходимых для тренировок и для спасения экипажа и пассажиров в случае гибели судна.

Общие требования, определяющие судовые спасательные устройства указаны в следующих документах:

• Международная конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 г. (СОЛАС-74), глава III "Спасательные средства и устройства";

• Международный кодекс по спасательным средствам (Кодекс LSA);

• Правила по оборудованию морских судов Российского морского регистра судоходства, часть II "Спасательные средства".

 

Индивидуальные спасательные средства

Индивидуальные спасательные средства — это средства, рассчитанные на использование одним человеком. В эту группу входят как персональные (спасательные жилеты и гидрокостюмы), так и средства, которые могут быть использованы любым человеком по мере необходимости (спасательные круги, защитные костюмы и теплозащитные средства).

Спасательные круги

Спасательный круг – это плавучий круг эллиптической формы в сечении с прикрепленным к нему в четырех точках спасательным леером.

Спасательные круги не могут быть надувными или изготовленными из тростника, пробковой стружки или любого крошеного материала. Обычно круги изготавливаются из вспененного полистирола, пеноприта или другого синтетического вспененного материала, не впитывающего воду.

Спасательный круг должен:

• иметь наружный диаметр не более 800 мм и внутренний не менее 400 мм;

• иметь спасательный леер, проходящий по наружному периметру круга и закрепленный в четырех равноудаленных друг от друга местах, образуя четыре одинаковых петли;

Рис.1 Спасательный круг с самозажигающимся огнем.

• иметь нашитые полосы из световозвращающего материала;

• иметь массу не менее 2,5 кг.

Не менее одного круга с каждого борта должны иметь спасательные лини длиной не менее 30 м.

50% спасательных кругов, но не менее шести, должны быть снабжены самозажигающимися огнями с источником электроэнергии, обеспечивающим горение не менее 2 часов.

гореть непрерывно или быть проблесковым с частотой не более 70 проблесков в минуту.Огонь белого цвета должен

Не менее двух кругов, из числа оборудованных самозажигающимися огнями, должны быть снабжены автоматически действующими дымовыми шашками с продолжительностью действия не менее 15 минут и иметь возможность быстро сбрасываться с ходового мостика. Эти круги не должны иметь спасательных линей.

Дымовые шашки дают дым оранжевого цвета, хорошо видимый днем и отличимый от других возможных источников дыма. Обычно, самозажигающиеся огонь и шашку совмещают в одном корпусе.

 

Такая комплектация спасательных кругов делается для того, чтобы иметь возможность оказать помощь человеку, находящемуся в воде, при различных обстоятельствах:

• если человек упал за борт с судна стоящего на якоре, то наиболее рациональным является подача круга со спасательным линем, что не позволит течению относить человека от судна во время проведения спасательной операции;

• если человек упал за борт движущегося судна, то подавать ему круг с линем бессмысленно - круг уйдет вместе с судном. В этом случае должен быть подан круг со средствами подачи сигнала: днем – с самозажигающейся дымовой шашкой, ночью - с самозажигающимся огнем.

Спасательный жилет – это средство для поддержания человека на поверхности воды. Для каждого находящегося на борту человека должен быть предусмотрен спасательный жилет который хранится в месте проживания каждого члена экипажа. На судне должно быть достаточное количество спасательных жилетов для вахтенного персонала, а также для использования в удаленных местах расположения спасательных шлюпок и плотов. Спасательные жилеты, предусмотренные для вахтенных, должны храниться на мостике, на посту управления двигателем и в любом другом посту, где несется вахта.

 

 

Рисунок 2. Жесткий спасательный жилет

Прыжок в воду в жилете делается ногами вперед. При этом жилет должен быть хорошо зафиксирован (не болтаться).

Жилет с жесткими элементами плавучести при входе в воду имеет большое сопротивление, поэтому для дополнительной фиксации вертикального смещения следует взяться руками за нагрудные элементы плавучести.

Прыгать в воду в надетом жилете с жесткими элементами плавучести с высоты более 4,5 м не рекомендуется. Однако, если неизбежно приходится прыгать с большей высоты, то следует намотать конец лямок для крепления на руку, а жилет взять в руку. В этом случае жилет при входе в воду будет вырван из руки, но удержан за лямки.

Каждый спасательный жилет должен быть снабжен белым сигнальным огнем и свистком.

 

Гидротермокостюм - костюм из водонепроницаемого материала для предохранения человека от переохлаждения в холодной воде.

Для каждого находящегося на борту человека должен быть предусмотрен гидротермокостюм.

Рисунок.3. Надевание гидрокостюма

Гидрокостюмы должны удовлетворять следующим требованиям:

• любой член экипажа мог самостоятельно надеть костюм в течение не более 2 минут вместе с одеждой и спасательным жилетом, если гидрокостюм требует ношения жилета;

• температура тела человека не должна понижаться более чем на 2°С в течение 6 часов при температуре воды 0 – 2°С;

• не поддерживал горения и не плавился, если был охвачен открытым пламенем;

• обладал прочностью, обеспечивающей прыжок с высоты 4,5 метров;

• обеспечивал свободу перемещения при спуске спасательных средств, при подъеме по вертикальному трапу на высоту до 5-ти метров, а также человек мог проплыть небольшое расстояние и забраться в шлюпку или плот.

В маркировке гидрокостюма указывается гарантированное время теплозащиты.

Теплозащитное средство - изготовляют из водонепроницаемого материала с низкой теплопроводностью в виде костюмов или мешков и предназначено для восстановления температуры тела человека, побывавшего в холодной воде. В снабжение каждой спасательной шлюпки и плота должны входить теплозащитные средства в количестве 10% вместимости людей, но не менее двух. Теплозащитное средство должно обеспечивать условие, чтобы температура тела человека не падала более чем на 1,5°С после первого получасового пребывания в воде с температурой 5°С при отсутствии волнения.

 

Коллективные судовые спасательные средства.

Коллективные судовые спасательные средства (ССС) - это средства, которые могут использоваться группой людей.

Коллективные ССС и их спусковые устройства должны обеспечить надежную и безопасную работу с тем, чтобы они могли быть спущены на воду при наименьшей осадке судна при крене 20° на любой борт и дифференте 10°.

Посадка людей в спасательные средства и спуск последних на воду в спокойных условиях не должны превышать по времени:
• 10 мин — для грузовых судов;
• 30 мин — для пассажирских и промысловых судов неограниченного района плавания.

Спасательные шлюпки и спасательные плоты, как правило, должны размещаться на одной палубе, допускается размещение спасательных плотов на одну палубу выше или ниже палубы, на которой установлены спасательные шлюпки.

Число спасательных шлюпок на борту судна определяется районом плавания, типом судна и численностью людей на судне. Грузовые суда неограниченного района плавания оборудуются шлюпками, обеспечивающими весь экипаж с каждого борта (100% + 100% = 200%). Пассажирские суда оборудуются спасательными шлюпками вместимостью 50 % пассажиров и экипажа с каждого борта (50% + 50% =100%).

По способу доставки на воду спасательные шлюпки делятся на спускаемые механическими средствами и спускаемые свободным падением.

Шлюпки, спускаемые механическими средствами, устанавливаются горизонтально по обоим бортам судна. Шлюпбалки - это устройство, предназначенное для хранения шлюпки, имеющее наклоняющиеся за борт балки, используемые при спуске и подъеме шлюпки.

 Особенностью наиболее распространенных гравитационных шлюпбалок является вываливание шлюпки под действием силы тяжести после отдачи стопоров. Их отличает быстрота вываливания - не более 2 минут, надежная работа при крене до 20°.

Для обеспечения возможности использования шлюпки неквалифицированными людьми (например, пассажирами) на хорошо заметном месте вблизи органов управления двигателем должна быть предусмотрена инструкция по пуску и эксплуатации двигателя, а органы управления должны иметь соответствующую маркировку.

Сведения о вместимости шлюпки(количество посадочных мест), а также ее главные размеры наносятся на ее борта в носовой части несмываемой краской; там же указаны название судна, порт приписки (буквами латинского алфавита) и судовой номер шлюпки. Маркировка, по которой можно установить судно, которому принадлежит шлюпка, и ее номер должны быть видны сверху.

 

Рис.4 Спасательные шлюпки спускаемые механическими средствами.

 

По периметру шлюпки, под привальным брусом и на палубе наклеивают полосы из светоотражающего материала. В носовой и кормовой частях на верхней части закрытия накладывают кресты из светоотражающего материала.

Спасательная шлюпка должна быть оборудована двигателем внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия:
• двигатель должен работать не менее 5 мин от момента запуска в холодном состоянии, когда шлюпка находится вне воды;
• скорость шлюпки на тихой воде с полным комплектом людей и снабжения должна быть не менее 6 уз;
• запас топлива должен быть достаточным для работы двигателя полным ходом в течение 24 часов.

Шлюпка должна быть либо самоосушающейся, либо иметь ручной насос для удаления воды.

Спасательная шлюпка должна быть оборудована спускным клапаном. Спускной клапан (один или два в зависимости от размеров шлюпки) устанавливается в нижней части днища шлюпки для спуска воды. Клапан автоматически открывается, когда шлюпка находится вне воды, и автоматически закрывается, когда шлюпка находится на плаву. Обычно эту задачу выполняет клапан поплавкового типа. При хранении шлюпки на борту судна спускной клапан должен быть открыт для обеспечения стока любой попавшей в шлюпку воды. При подготовке шлюпки к спуску на воду клапан должен быть закрыт колпачком или пробкой.

 Внутри шлюпки устанавливается электролампочка. Заряд батареи питания обеспечивает работу в течение не менее 12 часов.

На верхней части закрытия устанавливается сигнальная лампочка с ручным выключателем, дающая постоянный или проблесковый (50-70 проблесков в минуту) огонь белого цвета. Заряд батареи питания обеспечивает работу в течение не менее 12 часов.

 

Рис.5 Место размещения спасательной шлюпки.

Спасательные шлюпки для нефтеналивных судов имеют огнезащитную конструкцию, оборудованы системами: орошения, обеспечивающей проход через непрерывно горящую нефть в течение 8 мин; сжатого воздуха, обеспечивающей безопасность людей и работу двигателей в течение 10 мин. Корпуса шлюпок изготовляют двойными, они должны иметь высокую прочность; рубка должна обеспечивать круговую видимость, иллюминаторы изготавливают из огнестойкого стекла.

Спасательная шлюпка должна быть оборудована двигателем внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия:
• двигатель должен работать не менее 5 мин от момента запуска в холодном состоянии, когда шлюпка находится вне воды;
• скорость шлюпки на тихой воде с полным комплектом людей и снабжения должна быть не менее 6 уз;
• запас топлива должен быть достаточным для работы двигателя полным ходом в течение 24 часов.

 

 

 

 

В последние годы стали применять спасательные шлюпки свободного падения. Корпус шлюпки имеет более прочную конструкцию и хорошо обтекаемые плавные обводы, предотвращающие сильный удар при входе шлюпки в воду. Так как при ударе о воду возникают перегрузки, в шлюпке установлены специальные кресла, имеющие амортизирующие прокладки.

 


Рис.6. Шлюпка свободного падения

 

Перед сходом шлюпки с рампы-эллинга все находящиеся в шлюпке люди должны надежно закрепить себя ремнями безопасности с быстросмыкающейся пряжкой и специальным фиксатором головы. Большое значение для безопасного восприятия динамических нагрузок имеет правильное положение тела в кресле, что должно отрабатываться на тренировках – во время учебных шлюпочных тревог.

Шлюпки свободного падения гарантируют безопасность людей при расстоянии от посадочной платформы до поверхности воды 20 м.

Шлюпки свободного падения считаются самым надежным спасательным средством, обеспечивающим эвакуацию людей с гибнущего судна при любых погодных условиях.

Спасательный плот - это плот, способный обеспечить сохранение жизни людей, терпящих бедствие, с момента оставления ими судна. Его конструкция должна быть такой, чтобы выдержать на плаву влияние окружающей среды в течение не менее 30 суток при любых гидрометеоусловиях.

Плоты изготавливаются вместимостью не менее 6 и обычно до 25 человек (на пассажирских судах могут встретиться плоты вместимостью до 150 человек). Основное распространение, благодаря своей компактности, получили плоты надувного типа (ПСН).

 

     Основными элементами конструкции спасательного плота являются:
• камера плавучести - обеспечивает плавучесть плота;
• днище - водонепроницаемый элемент, обеспечивающий изоляцию от холодной воды;
• тент - водонепроницаемый элемент, обеспечивающий изоляцию подтентового пространства от зноя и холода.

.                                           


Рис. 7 Устройство надувного спасательного плота
1 – надувное днище; 2 – шторки входа; 3 – сигнальный огонь; 4 – двойной тент; 5 – водосборник; 6 – газовый баллон; 7 – пусковой линь; 8 – водобалластный карман; 9 – леер; 10 – входной трап; 11 – плавучий якорь

Камера плавучести спасательного плота может быть как жесткой, так и надувной. У жестких плотов плавучесть обеспечивается легким плавучим материалом, распложенным по периметру.

Камера плавучести надувного плота состоит не менее чем из двух независимых отсеков, для того чтобы при повреждении одного отсека, оставшиеся отсеки могли обеспечивать положительный надводный борт и удерживать на плаву штатное количество людей и снабжение. Обычно отсеки располагаются кольцами один над другим, что позволяет не только обеспечить достаточную плавучесть, но и сохранить площадь для размещения людей при повреждении одного отсека.

Наружный цвет тента делается оранжевым, а внутренний - должен быть нейтральным, не вызывающим дискомфорта у находящихся на плоту людей.

Для установки тента в надувных плотах делаются опоры арочного типа, надувающиеся автоматически вместе с камерой плавучести. Высота тента делается такой, чтобы человек мог находиться в сидячем положении в любой части подтентового пространства.

На тенте должно быть:
• по меньшей мере, одно смотровое окно;
• устройство для сбора дождевой воды;
• устройство для установки радиолокационного отражателя;
• полосы из белого световозвращающего материала.

На верхней части тента устанавливается сигнальный огонь, автоматически включающийся при раскрытии тента. Заряд батареи питания обеспечивает работу в течение не менее 12 часов.

Внутри плота устанавливается электролампочка, включающаяся автоматически при раскрытии тента. Заряд батареи питания обеспечивает работу в течение не менее 12 часов.

По внешнему периметру камеры плавучести плота крепится спасательный леер, помогающий добраться до входа. По внутреннему периметру также устанавливается спасательный леер, помогающий людям удерживаться во время шторма.

Входы в спасательные плоты оборудуются специальными устройствами, помогающими людям забираться из воды внутрь плота. По крайней мере у одного из входов на уровне воды должна быть оборудована посадочная площадка. Входы, не оборудованные посадочной площадкой, должны иметь посадочные трапы, нижняя ступенька которых находится ниже ватерлинии не менее чем на 0,4 метра.

На днище надувного плота по периметру устанавливаются заполняемые водой карманы. Они представляют собой отвисающие вниз мешки с отверстиями в верхней части. Отверстия делаются достаточно большими, чтобы в течение 25 секунд после того, как плот оказывается в раскрытом состоянии на воде, карманы заполнились не менее чем на 60%.

Карманы выполняют две функции:
• обеспечивают остойчивость, что особенно актуально во время шторма, когда раскрытый плот находится на воде без людей;
• раскрытый плот имеет очень большую надводную парусность по сравнению с погруженной частью, что приводит к сильному ветровому дрейфу. Заполненные водой карманы, существенно уменьшают ветровой дрейф плота.

Для надувания плота к его днищу крепится баллон с газом, закрытый специальным пусковым клапаном, который открывается при натяжении прикрепленного к нему пускового линя. При открытии пускового клапана газ направляется к отсекам по шлангам высокого давления.

Пусковой линь имеет двойное назначение:
• используется для открытия клапана на баллоне с газом;
• используется для удержания плота на воде у борта судна.

Длина пускового линя не менее 15 метров.

 

Контрольные вопросы:

 

1.Назовите классификацию судовых спасательных средств

2.Охарактеризовать спасательные круги их размещение на судне и применение.

3.Охарактеризовать спасательные жилеты их размещение на судне и применение.

4.Поясните назначение и содержание теплозащитного средства.

5.Изложить общие требования к спасательным шлюпкам.

6.Изложить требования к оборудованию спасательных шлюпок.

7.Какие надписи должны быть на борту спасательной шлюпки.

8.Пояснить виды спусковых устройств спасательных шлюпок.

9.Изложите общие требования к спасательным плотам.

10.Изложить требования к оборудованию спасательных плотов.

 

Требования Кодекса ЛСА к двигателю спасательной шлюпки.

 

Каждая спасательная шлюпка оборудуется двигателем внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия (дизелем). Двигатель имеет либо ручное пусковое устройство, либо пусковое устройство с приводом от двух независимых источников энергии: стартера, работающего от аккумуляторной батареи, устройства со сжатым воздухом или иного источника. Пусковое устройство должно обеспечивать запуск двигателя при температуре окружающей среды -15 оС в течение не более 2 мин с момента начала пска.Двигатель должен работать в течение не менее 5 мин после пуска его из холодного состояния, когда шлюпка находится вне воды.Выхлопная труба должна быть так устроена, чтобы предотвращать попадание воды в двигатель при нормальной эксплуатации.Двигатель и относящиеся к нему устройства должны работать в любом положении во время опрокидывания шлюпки и продолжать работу после возвращения ее в прямое положение или автоматически останавливатьсяпри опрокидывании, а затем вновь легко запускаться после возвращения шлюпки в прямое положение и откачки из нее воды. Конструкция топливной системы должна предотвращать утечки из двигателя топлива во время опрокидывания шлюпки, а утечка смазочного масла должна быть не более 250 мл.

Двигатель должен иметь реверс-редуктор или другое устройство, позволяющее изменять направление и частоту вращения гребного вала, обеспечивая возможность движения шлюпки передним и задним ходом.

Управление двигателем и его передачей должно обеспечиваться с поста управления рулем.

Скорость спасательной шлюпки на переднем ходу на спокойной воде, когда она нагружена полным количеством людей и снабжения и работают все механизмы, которые приводятся в действие от двигателя, должна быть не менее 6 уз, а при буксировке спасательного плота вместимостью 25 человек, нагруженного полным количеством людей и снабжения, или его равноценной замены - не менее 2 уз.

Запас топлива должен быть достаточным для обеспечения движения полностью нагруженной спасательной шлюпки со скоростью 6 уз в течение не менее 24 ч.

ДВС спасательных шлюпок могут быть одноконтурного или двухконтурного охлаждения. Система одноконтурного охлаждения – замкнутая с внешним днищевым охладителем, а охладитель - пресная вода с добавлением антифриза. Если система охлаждения использует забортную воду, то после подъема спасательной шлюпки на борт судна, после ее применения систему промыть пресной водой 5 – 7 минут. Система двухконтурного охлаждения – во внутреннем (первом) контуре имеет антифриз, а во внешнем (втором) использует забортную воду. ДВС с 2-х контурным охлаждением должен работать 5 минут на первом контуре, это необходимо для еженедельного проворачивания ДВС на топливе и при работе ДВС на малых оборотах в аварийном режиме, когда спасательная шлюпка находится на борту судна и спускается на горящую на воде нефть в режиме герметизации. При касании шлюпкой воды задействуется 2-й контур охлаждения

Системы и устройства, приводимые в действие от двигателя. Охлаждение двигателя. Зарядка батарей. Использование огнетушителя.

Системы ДВС и шлюпки.

Топливная система – 2 цистерны по 130 л на 24 часа работы ДВС.

Система охлаждения ДВС – 2-х контурная (антифриз и вода).

Газовыпускной трубопровод ДВС – металлорукав, глушитель, выпускной патрубок.

Осушительная система – ручной насос, шланг отливной, патрубок и поплавковый спускной клапан.

Электрооборудование шлюпки – сеть напряжением 12 вольт.

а) Источники – генератор и аккумуляторная батарея.

б) Потребители – светильники, стартер, прожектор.

Примечание:

К шлюпке подводится кабель бортовой сети напряжением 12 В постоянного тока.

Огнетушитель должен быть порошкового или углекислотного типа.

Все члены экипажа должны уметь эксплуатировать: ДВС спасательных шлюпок, ДВС аварийного пожарного насоса, ДВС аварийного генератора.

 

Подготовка дизеля к работе.

Произвести внешний осмотр: целостность и комплектность оборудования, исходное положение органов управления. Проверить наличие: антифриза в 1-м контуре охлаждения, топлива в баках, масла в дизеле и редукторе, воздуха в пусковых баллончиках, зарядку аккумуляторов. Открыть клапана на топливных баках (топливный кран). Включить электропитание (аккумуляторы) кнопкой “ON”. Поставить реверс в «нейтраль» (разобщить ДВС с винтом). Прокачать систему ручным масляным насосом. Поставить регулятор оборотов на полные (“MAX”).

А). Пуск дизеля электростартером (электрический).

1. Нажать на кнопку «ПУСК» и держать не более 10 сек. (Ключ на пульте рулевого из положения «СТОП» повернуть на «ПУСК».

2. Когда ДВС запустится, регулятор оборотов на «СРХ».

3. При 2-х контурном охлаждении: проверить реверс в положениях «ПХ», «СТОП», «ЗХ», следить за параметрами Рм, Рв, Тм, Тв.

Б). Пуск дизеля вручную.

1. Ручки декомпрессоров клапанов поставить в открытое положение (Включить декомпрессию).

2. Поставить регулятор оборотов на полные (МАХ).

3. Присоединить рукоятку пуска к валу дизеля и быстрыми движениями раскрутить его

4. Закрыть по очереди декомпрессионные клапаны.

5. Когда дизель запустится, регулятор оборотов поставить на «средние» (СПХ).

6. Убрать рукоятку пуска с вала дизеля. (Подготовительные работы такие же, как при электрическом пуске).      

2.2. Остановка дизеля

Снизить обороты до MIN (ХХ) и работать 1 мин. Нажать кнопку «СТОП» (вытянуть ручку “STOP”). Выключить аккумулятор (электропитание) “OFF”

2.3. Методы запуска и эксплуатации двигателя спасательной шлюпки и связанного с ним оборудованием.

 

Контрольные вопросы:

1.Охарактериховать на основе каких международных и национальных нормативно-правовых документах основаны общие требования к судовым спасательным средствам.

2.Пояснить общие требования к спасательным жилетам.

3.Охарактеризовать общие требования к спасательным шлюпкам.

4.Изложить классификацию судовых спусковых устройств и их устройство.

5.Назвать необходимые меры по подготовке судового спускового устройства обеспечивающего спуск шлюпки методом свободного падения.

6.Пояснить действия по спуску спасательной шлюпки гравитационным методом.

7.Изложить общие требования к снабжению спасательных шлюпок.

8.Изложить общие требования к снабжению спасательных плотов.

9.Изложить требования Кодекса ЛСА к двигателю спасательной шлюпки.

10.Обьяснить порядок действий при запуске двигателя спасательной шлюпки.

 

Требования Российского речного регистра к оборудованию и устройствам судов для предотвращения загрязнения нефтью.

Освидетельствование судна

 

Согласно требованиям МАРПОЛ 73/78 оборудование по ПЗМ подлежит надзору органами, уполномоченными правительством. Технический надзор на судах осуществляют инспекции Регистра . По результатам освидетельствований выдаются акты установленной формы, а если судно совершает международные рейсы, то в дополнение к актам — Международные свидетельства о предотвращении загрязнения нефтью, сточными водами и Свидетельство о предотвращении загрязнения мусором.

Освидетельствование оборудования по ПЗМ производится на основании общих положений по техническому надзору за судами в эксплуатации. На вновь установленное на судне оборудование по ПЗМ и его элементы, а также при их замене должны быть предъявлены соответствующие документы. После ремонта или установки на судне новых устройств по ПЗМ должны быть проведены их испытания. При освидетельствовании должны быть обеспечены доступ, вскрытие и демонтаж узлов и деталей, предъявлены запасные части и необходимые документы (чертежи, описания, схемы, формуляры или паспорта, журналы нефтяных операций, операций со сточными водами и мусором и т.п.).

 

На судах в эксплуатации проводятся следующие виды освидетельствований: первоначальное, ежегодное, промежуточное, очередное и внеочередное.

Первоначальное освидетельствование заключается в детальном осмотре, проверках, замерах, испытаниях оборудования в соответствии с требованиями Правил по предотвращению загрязнения с судов (ПЗС). На основании первоначального освидетельствования выдаются Международные свидетельства о предотвращении загрязнения нефтью, сточными водами и Свидетельство о предотвращении загрязнения мусором.

Все оборудование по ПЗМ, предназначенное для установки на советские суда, испытывается на стендах в присутствии инспекторов Регистра в соответствии с требованиями Конвенции, имеет Свидетельства о типовом испытании и изготовляется под надзором Регистра .Обо-рудование по ПЗМ зарубежного производства также одобряется другими Администрациями и включается в список оборудования, регулярно публикуемый Международной морской организацией (ИМО). Поэтому при первоначальном освидетельствовании такого оборудования убеждаются в правильности его монтажа. Проверка в действии сепарационного и фильтрующего оборудования и доочистных приставок сепарациснных установок может быть ограничена кратковременной работой по прямому назначению. Приборы контроля за сбросом нефти из льял машинного отделения допускается проверять путем изменения уставки приборов либо с использованием штатных проверочных средств.

Ежегодные освидетельствования проводятся в промежутке времени в пределах трех месяцев до и после истечения каждого годичного срока, считая от даты последнего освидетельствования. При ежегодном освидетельствовании должно быть проверено сохранение соответствия требованиям Правил по предотвращению загрязнения с судов оборудования по ПЗМ, его конструкции, расположения, а также его техническое состояние.

Определение технического состояния оборудования по ПЗМ производится по результатам освидетельствования с использованием актов предыдущего освидетельствования и сведений об обнаруженных в эксплуатации повреждениях, неисправностях, произведенных ремонтах и заменах по судовой документации (судовые акты, журналы нефтяных операций со сточными водами и мусором и т.п.).

При ежегодных освидетельствованиях производится наружный осмотр и проверка в действии сепарационного и фильтрующего оборудования, приборов автоматического контроля за сбросом нефти, прибора в отстойном танке для определения раздела сред нефть — вода. Стандартное сливное соединение для выдачи нефтесодержащих вод во внесудовое приемное устройство и сборный танк подвергаются наружному осмотру. В случае замены оборудования производится его испытание по одобренной Регистром методике.

По результатам ежегодных освидетельствований подтверждаются свидетельства о предотвращении загрязнения нефтью, сточными водами и мусором.

Очередные освидетельствования проводятся, как правило, через четырехлетние периоды, отсчитываемые от даты предыдущего очередного первоначального) освидетельствования. При очередном освидетельствовании проверяется сохранение соответствия требованиям Правил по ПЗС

оборудования по ПЗМ, его конструкции, расположения, регламентированные характеристики, а также его техническое состояние. По итогам очередного освидетельствования возобновляется годность Международных свидетельств о предотвращении загрязнения нефтью, сточными водами и Свидетельства о предотвращении загрязнения мусором.

При очередном освидетельствовании элементы оборудования по ПЗМ подвергаются:

танки и цистерны — внутреннему осмотру, гидравлическому испытанию и замерам остаточной толщины конструкции (при наступлении установленных сроков);

системы мойки танков сырой нефтью — детальному осмотру и гидравлическому испытанию (при наступлении установленных сроков), а также наружному осмотру с проверкой в действии;

сепарационное и фильтрующее оборудование, а также установки для обработки сточных вод, их измельчения и обеззараживания и инсинерато-ры с необходимым вскрытием и разработкой узлов — детальному осмотру, замерам износов и зазоров по узлам и деталям, а также проверке в действии и наружному осмотру.

системы автоматического замера нефтесодержания, регистрации и управления сбросом — детальному осмотру, проверке износов и зазоров, наружному осмотру с проверкой в действии и отбором проб для анализов;

системы и трубопроводы — детальному осмотру и проверке в действии.

 

Промежуточное освидетельствование по срокам проведения совпадает со вторым ежегодным и является более углубленным и обширным по сравнению с ежегодным (дополнительно проверяются насосы, трубопроводы, САЗРИУС, система мойки сырой нефтью, ручное и дистанционное управление отдельными клапанами, приборы определения границы нефть — вода и др.). По результатам промежуточного освидетельствования подтверждается годность свидетельств.

 

Внеочередное освидетельствование проводится в случаях, связанных с особыми обстоятельствами: при аварийных случаях, по заявке судовладельца, при существенных заменах элементов оборудования, при подтверждении рекламационных актов и др.

 

Особенности испытаний оборудования по ПЗМ на судне

 

При всех видах освидетельствования оборудования по ПЗМ производится его проверка в действии (испытание) по программам и методикам, одобренным Регистром.

Испытания, проводимые при первоначальных и очередных освидетельствованиях, принято называть сдаточными (швартовными) при ежегодных и промежуточных — контрольными. Сдаточные испытания производятся заводом-изготовителем или судовладельцем в присутствии инспектора Регистра, контрольные — в присутствии представителя признанной лаборатории. Испытания проводятся на штатном оборудовании и приборах.

Перед испытаниями сепарационного или фильтрующего оборудования необходимо проверить: комплектность оборудования и технических средств, их соответствие принципиальным схемам; качество монтажных работ, удобство обслуживания; пробоотборные устройства, их соответствие предъявляемым требованиям и работоспособность; наличие устройств и приспособлений (мерный бак для дозирования нефтепродуктов во вса-сывающую полость насоса, кран для прохвата воздуха и т.п.); контрольно-измерительные приборы и сроки их проверки; клеймо и маркировку; наличие посуды в требуемых количествах для отбора проб; достаточность нефтепродуктов для проведения испытаний; предусматриваемые меры по предотвращению загрязнения акватории порта во время испытаний и соблюдению требований техники безопасности.

Испытания сепарационной или фильтрующей установки производятся на чистой забортной воде с дозированием во всасывающую полость прокачивающего насоса смеси нефтепродуктов, состоящих из 70% топлива для главного двигателя, 20 % циркуляционного масла главного двигателя и 10 % топлива вспомогательных дизелей или из 25 % масла циркуляционной системы главного двигателя и 75 % топлива, если на судне для дизелей используется единая марка топлива.

При наличии в составе сепарационного или фильтрующего оборудования штатного прибора котроля нефтесодержания в сбросе очистная спо-способность установки оценивается по данным анализа проб и показаниям прибора.

 

Программа и методика сдаточных испытаний включает в себя подготовку сепараторов к испытаниям и сами испытания. Подготовка к испытаниям заключается в приготовлении к работе согласно инструкции по обслуживанию сепарационной установки и ее предварительное загрязнение, а именно: сепаратор заполняется водой, затем при полной производительности прокачивающего насоса подаются чистые нефтепродукты не менее 5 мин до заполнения нефтью нефтесборника. При этом клапан слива очищенной воды должен быть закрыт, а клапаны слива нефти из нефте-сборников открыты. Испытания после предварительного загрязнения сепаратора проводятся в три этапа.

На первом этапе проверяется очистная способность сепарационной установки при установившемся режиме подачи нефтяной смеси, содержащей (5 ... 10)103 млн-3 нефти в воде в течение 30 мин. Установившимся режимом подачи нефтеводяной смеси считается такой, когда через сепарационную установку прокачено не менее двух объемов вместимости сепарационного оборудования. Объем определяется по времени работы прокачивающего насоса с известной производительностью и по вместимости оборудования. Через 10, 20 и 30 мин после выхода установки на установившийся режим работы производится отбор проб очищенной воды на выходе (по три пробы в каждой серии, всего в девять проб). При отборе проб через 30 мин осуществляется захват воздуха путем открытия крана на всасывающей стороне насоса и медленного прикрывания нефтяного и водяного клапанов (для проверки действия системы защиты от срыва подачи прокачивающего насоса). Одновременно следует отобрать 2-3 пробы исходной смеси, подаваемой на сепаратор, для сравнения с заданной дозировкой нефтепродуктов.







Последнее изменение этой страницы: 2019-12-15; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.207.148.142 (0.025 с.)