Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Наука как система фундаментальных и прикладных исследований. Социальный заказ и стратегия научно – исследовательских и опытно – конструкторских разработок (ниокр).Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
НАУКА – особый вид познавательной деятельности, нацеленный на выработку объективных, системно организованных знаний о мире. Наука – это теоретическое отражение действительности, один из вариантов познания мира. В научном познании исторически сформировались два взаимосвязанных типа исследований – фундаментальные (Ф) и прикладные (П). Ф и П исследования различаются по социально-культурным ориентациям, форме организации и передачи знания, по характерным для каждого типа формам взаимодействия исследователей и их объединений. Но они совпадают по своим целям – они направлены на производство новых достоверных знаний. Ф. исследования ориентированы на получение знания о наиболее общих параметрах изучаемой предметной реальности, её базовых характеристиках, существенных связях, законах, что выражается в формулировании основных положений определённой научной дисциплины, главных методологических принципах, отсутствие непосредственной ориентации на практическое использование результатов. Важнейшими задачами Ф. исследований явл-ся обеспечение обеспечение роста интеллектуального потенциала общества посредством использования их результатов в сфере образования при подготовку специалистов по все профессиям. П. исследования ориентированы на производство знаний, предназначенных для использования в решении практических задач (технических, технологических, экономических и т.д.). Ф. и П. исследования образуют взаимосвязанные и взаимозависимые части единой базы в системе подготовки специалистов. РезультатыФ. исследований апробируются, подвергаются экспертизе в научном сообществе и включаются в дисциплинарную структуру науки. Значительная часть научных результатов фундаментальных дисциплин получается в процессе прикладных исследований. Прикладные исследования в свою очередь могут развиваться лишь при создании запасов фундаментальных знаний. В настоящее время наука становится всё более прикладной, что связано с общественными и государственными потребностями в создании энерго- и ресурсосберегающей, экологичной, новой, быстро внедряемой и конкурентоспособной продукции, быстрым получением экономического эффекта. Именно это и является важнейшими мотивами межгосударственной и государственной политики поддержки науки. С этой целью предусматривается кооперирование, координация и мониторинг национального и наднационального уровней исследований по избранным базовым приоритетным направлениям НИОКР. НИОКР – совокупность конкретных видовдеятельности в той или иной области науки и производства, интегрирующих научную и инженерную проработку какого-либо проекта (здания) с целью его практической реализации. Осуществление НИОКР включает следующие этапы: Ф. исследования, П. иссдедования, проектирование, конструирование, испытания и доводку опытных образцов. НИОКР выполняется под конкретное задание или социальный заказ. Социальный заказ – выраженная в форме определённой задачи (единой для науки и производства) потребность, удовлетворение которой необходимо в целях устойчивого воспроизводства и развития общества в целом, отдельных его сфер или отраслей производства, а также в интересах благосостояния и самореализации личности. Пакет социальных заказов составляют разработки по: предотвращению глобальных природных катаклизмов; снятие остроты экологических проблем; решение продовольственных проблем; обеспечение доступа к мед.услугам и возможность лечения заболеваний различной природы; продолжение экспансиичеловеческой жизнедеятельности в океанские и подземные пространства; автоматизация и роботизация производства и быта. Стратегия развития НИОКР включает: технологическое предвидение; создание эффективной системы научно-производственной деятельности; разработку новой энерго-, ресурсоэкономичной, экологосообразной техники и технологии; обеспечение быстрого обновления техники и технологии в условиях роста конкуренции и создание конкурентоспособной продукции; обеспечение научно-технических предпосылок, удовлетворения социальных потребностей, устойчивого развития общества, самореализации личности и ряд других задач. В РБ более 80% НИОКР выполняется организациями НАН Беларуси, Министерствами промышленности, образования и здравоохранения. 46. Особенности, единство и перспективы академической, отраслевой и вузовской науки. Наука в культуре Беларуси. Флагман научного сектора страны - Национальная академия наук, несмотря на серьезные проблемы обеспечения ее эффективной деятельности, продолжает оставаться крупным научным центром мирового значения. В ее состав входят 40 институтов, 3 тематических отдела, 5 научных и инженерных центров, 2 музея, Центральная научная библиотека им. Я. Коласа. Отсутствие ярко выраженных приоритетных стратегий научной ориентации - возможно самый основной фактор, вызывающий деградацию отечественной науки. Без наличия таких стратегий весьма затруднительно установить надежную связку "академический институт – конструкторское бюро (КБ) - производство", которая является своеобразным каркасом трансфера технологий и инновационного процесса в более широком смысле. Представители науки считают, что производственники мало инициативны в вопросах затребования научных достижений. А производственники, наоборот, ссылаются на свою недостаточную осведомленность о всех возможных прикладных особенностях новаций, которые часто формализованы очень плохо. Они считают, что сами ученые должны инициировать практические схемы реализации своих нововведений.Весьма мощным потенциалом обладает и отечественная вузовская наука. Научно-техническая деятельность в системе образования осуществляется в 35 высших учебных заведениях и научных учреждениях. Вузовская наука в целом имеет те же недостатки, что и вся наука в республике. Однако в силу того, что определяющими в этой системе являются все-таки образовательные процессы и научная деятельность относится к разряду "вспомогательных" работ, здесь наблюдаются следующие явления: - незавершенность большей части научных исследований и как следствие - низкий уровень финансирования, получаемого на договорных началах и в результате практического внедрения своих разработок; - более низкая оценка научной деятельности по отношению к преподавательской, и недостаточный уровень инициативны сотрудников в привлечении средств, выделяемых на конкурсных условиях на цели решения конкретных научных проблем; - слабая связь научных подразделений высшей школы с наиболее дееспособными предприятиями республики; - тенденция к дискриминации и вытеснению штатных научных сотрудников из смешанных научно-преподавательских коллективов в условиях ограниченного финансирования не только научной, но и преподавательской деятельности; - несовершенство системы управления вузовской наукой в целом по республике, определяемое нечеткой расстановкой приоритетов и слабым уровнем координации и контроля эффективностинаучных исследований; - отсутствие концептуальных правительственных установок на совершенствование образовательных процессов за счет их самого тесного взаимодействия с наукой и производством путем создания интегрированных научно-производственно-образовательных комплексов типа "технопарк-технополис". Отраслевая наука сосредоточена главным образом в научно-исследовательских институтах различной ведомственной принадлежности. В ее составе - 42 научно-исследовательских института и конструкторских бюро со статусом юридического лица, а также 260 конструкторских бюро и конструкторско-технологических отделов в составе производственных объединений и предприятий, затраты на содержание которых относятся на себестоимость продукции. В целом следует обозначить следующие основные проблемы отраслевой науки: - недостаточно активная инновационная и инвестиционная деятельность предприятий, НИИ и КБ; - отсутствие современной отраслевой системы обмена и получения научно-технической и маркетинговой информации; - устаревшие экспериментальная база большинства НИИ и КБ, а также заводская инженерная испытательная база; - дефицит квалифицированных специалистов, особенно молодого и среднего возраста, связанный с низкой мотивацией труда для их закрепления; - отставание от мирового уровня в методах и технической базе проектирования и подготовки производства новой продукции, в том числе в области внедрения сквозных САПР (систем автоматизированного проектирования); - хроническая нехватка оборотных средств в НИИ и КБ; - несовершенство законодательства, не учитывающего специфику научной деятельности, связанной с проведением опытно-конструкторских и опытно-технологических работ. В новых условиях всеобщей ориентации на международное разделение труда и конструктивное сотрудничество каждая страна, а вместе с ней и национальная наука должны выбрать для себя наиболее перспективные области удовлетворения общих потребностей, добиваясь там наивысшей эффективности. Такой консолидации научных и организационных усилий в нашей стране пока не произошло. В результате отечественная наука оказалась существенно оторвана от решения важнейших проблем становления государственности Республики Беларусь, поиска наиболее приемлемых экономических "ниш" в глобальной международной системе разделения труда. Это обстоятельство повлекло не только спад в республике собственно научной активности, но существенное снижение показателей экономического благополучия, ухудшение социальной комфортности всех научных кадров. Ряд жизненно важных для республики проблем и программ решается без участия большой науки, без участия основных научных школ и структур. Еще одной существенной проблемой нашей республики является неудовлетворительное географическое распределение ее потенциала. До настоящего времени не решены важнейшие, вопросы развития науки в регионах. Это: • формирование механизмов управления инновационным развитием регионов и создание соответствующих органов управления; • разработка программ развития регионов, основанных на потребностях реального сектора экономики в оптимальном использовании научно-инновационной сферы; • организация подготовки кадров высшей квалификации для научных организаций и учебных заведений регионов; развитие маркетинговых систем, учитывающих специфику региональной науки, в том числе создания региональных научно-технических маркетинговых центров.Проблема повышения эффективности организации научной и научно-инновационной деятельности предполагает в числе решения множества проблем и создание более эффективной системы стимулов, действующих в этой сфере, более ощутимого стимулирования конкретных ученых на создание конкретных продуктов, на их признание в своей области знаний. Система стимулов должна выделять талантливых людей на всех этапах их продвижения по научной карьере: студентов, склонных к научной деятельности, кандидатов и докторов наук, обладателей академических званий. Рассматривая разные стороны организации и состояния отечественной науки, необходимо признать, что она не может существовать в отрыве от реальной жизни как инерционное наследие прежней научной империи. Научная деятельность должна рассматриваться в организационном единстве с другими функциями обеспечения жизнедеятельности государства как часть целеустремленной системы, которая стремится достичь положительных результатов. 47. Специфика, формы и роль научной коммуникации в развитии науки. Коммуникация в науке, совокупность видов профессионального общения в научном сообществе, один из главных механизмов развития науки, способа осуществления взаимодействия исследователей и экспертизы полученных результатов. Выделиют ряд функциональных стратегий научной коммуникации(НК) (как во внутри-, так и в междисциплинарном общении): Интенциональная ф-ция коммуникативного поведения(КП) раскрывается в предметно-смысловых, целенаправляющих и силовых (энергетических, динамических) его свойствах. Предметно-смысловые свойства отражают некот. положение вещей в пределах дисциплинарных границ и в междисциплинарных отношениях общения. Целенаправляющие св-ва устанавливают признаки, цели с учетом дифференциации известного и искомого, цели и результата. Силовые св-ва интенциональной стратегии К выражают признаки мотивации, намерений и волевых усилий ее участников. Информационно-когнитивная фу-ция КП реализуется в познавательных стратегиях общения. Каждый из участников общения получает необход-ую информ-ию (знания) относительно предмета познания и общения. Репрезентативная фу-ция реализ-ся в стратегии КП через особенности контекста дисциплинарного познания и общения. Речь идет об учете конкретных социальных и историко-культурных условий научн. деят-ти, а также о презентации интересов ученых. Интерактивнная фу-ция реализ-ся в стратегии взаимод-вия в проц-се КП ученых. Признаки этой стратегии выражают пространственные и временные ограничения общения. Ведь общение всегда протекает в каком-то конкр-ном простра-тве (напр., в простра-тве «живой» дискуссии, в киберпространстве Интернета, в простра-ве конкурентных отношений и т.п.). Кроме того, в любых К фиксируются взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего времени. Тем самым стратегия коммуникативно-дисциплинарного поведения приобретает ретроспективные и перспективные измерения. Функциональные возможности дисциплинарных стратегий НК считаются эффективными, если соблюдаются принцип информативности, согласно которому научные высказывания, циркулирующие в научном сообществе, должны нести в себе информацию; принцип истинности, предполагающий, что стороны общения наделяют свои высказывания свойствами истинности; принцип релевантности, предписывающий ученому говорить то, что имеет отношение к делу в данный момент общения; принцип ясности выражения, требующий, чтобы ученые избегали неясных высказываний; принцип рациональности, подразумевающий необходимость соблюдения логико-лингвистических норм научного общения. Среди каналов общения в современной науке следует назвать обычные каналы публикации (книги, журналы и т.п.) и информац-ные сети (типа сети Интернет). Начиная с ХIX в. основной единицей НК явл. статья в периодич-ом издании. По сей день статья как форма НК не утратила своей оперативности и сохран. перспективность в качестве одного из самых действенных каналов общения. Конфликт м/употребностью ученых как можно быстрее публиковать свои работы и их потребностью обеспечить себе своевремен. осведомленность о положении дел на быстро продвигающемся переднем крае науки и создает проблему НК. Каждая публ-ция, входя в связь с ранее опублик-ными работами, становится отправной точкой для нового научного поиска, инициирует шаги по продуцированию нового знания. Процессы общения предполагают разные источники информации, способы кодирования и декодирования, каналы передачи, а также сами стороны общения – адресанта и адресата. Стратегии научного общения определяются не только возможностями языка лидирующей науки. В коммуник-ном плане научная дисциплина напоминает лабораторию по созданию коммуник-ных сетей м/у тем, кто продуцирует знание, и тем, кто его потребляет, м/у тем, кто его передает, и тем, кому оно передается. В многовековой практике развития науки сложилась система сбалансированного развития всех доступных методов научных К. Однако, научно-технический прогресс и развитие новых информационно-коммуник-ных технологий неизбежно отраж-ся на эволюции научных К, предоставляя современные формы и методы научного взаимодействия в новой информационной среде - электронной. Развитие компьютерных сетей и цифровых технологий позволило качественно изменить традиционные средства НК, реализовать новые технологии информационного взаимодействия в электронной среде. Цифровые форматы открыли широкие технологич-ие возможности как для отображения результатов научной деятел-сти, так и для обмена профессиональной информацией, что позволяет использовать для этих целей такие современные информац-ные системы, как электронные библиотеки. Под воздействием новых технологий изменяется инфраструктура научных К, возникают новые модели научного взаимодействия. НК явл-ся средством популяризации результатов научной деятельности и активизации процессов обмена новыми знаниями. Как известно, к средствам НК относят всевозможные формы обмена и распространения научной информации: различные способы издания научной литературы, живое общение, средства связи и распространения информации. Традиционные (или классические) средства НК делятся на формальные(документы, официально опубликованные в научных изданиях: журнальные статьи, сборники научных трудов, материалов конференций, монографии), полуформальные (рукописи, препринты, научные отчеты, текстовые сообщения и т. д.) и неформальные (связаны с общением и разнообразными формами обмена опытом). На современном этапе становления информац-го общества в условиях развития информационно-коммуник-ных технологий появились новые средства НК, кот.разв-ся в электронной среде. Это средства глобальной компьютерной сети - Internet. Новые формы представления информации в этой среде - это разнообразные цифровые форматы: от текстовых до мультимедийных. Цифровое представление информации открывает широчайшие возможности фиксации, обработки, передачи и хранения информации; обеспечивает многообразие визуализации данных, интеллектуализацию обработки, переносимость форматов и компактность хранения, предоставляет широкий набор инструментальных средств для дистанционного доступа, передачи информации, а также интерактивного общения.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 427; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.131.115 (0.014 с.) |