Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Наука как система фундаментальных и прикладных исследований. Социальный заказ и стратегия научно – исследовательских и опытно – конструкторских разработок (ниокр).

Поиск

НАУКА – особый вид познавательной деятельности, нацеленный на выработку объективных, системно организованных знаний о мире. Наука – это теоретическое отражение действительности, один из вариантов познания мира.

В научном познании исторически сформировались два взаимосвязанных типа исследований – фундаментальные (Ф) и прикладные (П). Ф и П исследования различаются по социально-культурным ориентациям, форме организации и передачи знания, по характерным для каждого типа формам взаимодействия исследователей и их объединений. Но они совпадают по своим целям – они направлены на производство новых достоверных знаний. Ф. исследования ориентированы на получение знания о наиболее общих параметрах изучаемой предметной реальности, её базовых характеристиках, существенных связях, законах, что выражается в формулировании основных положений определённой научной дисциплины, главных методологических принципах, отсутствие непосредственной ориентации на практическое использование результатов. Важнейшими задачами Ф. исследований явл-ся обеспечение обеспечение роста интеллектуального потенциала общества посредством использования их результатов в сфере образования при подготовку специалистов по все профессиям.

П. исследования ориентированы на производство знаний, предназначенных для использования в решении практических задач (технических, технологических, экономических и т.д.). Ф. и П. исследования образуют взаимосвязанные и взаимозависимые части единой базы в системе подготовки специалистов. РезультатыФ. исследований апробируются, подвергаются экспертизе в научном сообществе и включаются в дисциплинарную структуру науки. Значительная часть научных результатов фундаментальных дисциплин получается в процессе прикладных исследований. Прикладные исследования в свою очередь могут развиваться лишь при создании запасов фундаментальных знаний. В настоящее время наука становится всё более прикладной, что связано с общественными и государственными потребностями в создании энерго- и ресурсосберегающей, экологичной, новой, быстро внедряемой и конкурентоспособной продукции, быстрым получением экономического эффекта. Именно это и является важнейшими мотивами межгосударственной и государственной политики поддержки науки. С этой целью предусматривается кооперирование, координация и мониторинг национального и наднационального уровней исследований по избранным базовым приоритетным направлениям НИОКР.

НИОКР – совокупность конкретных видовдеятельности в той или иной области науки и производства, интегрирующих научную и инженерную проработку какого-либо проекта (здания) с целью его практической реализации. Осуществление НИОКР включает следующие этапы: Ф. исследования, П. иссдедования, проектирование, конструирование, испытания и доводку опытных образцов. НИОКР выполняется под конкретное задание или социальный заказ. Социальный заказ – выраженная в форме определённой задачи (единой для науки и производства) потребность, удовлетворение которой необходимо в целях устойчивого воспроизводства и развития общества в целом, отдельных его сфер или отраслей производства, а также в интересах благосостояния и самореализации личности. Пакет социальных заказов составляют разработки по: предотвращению глобальных природных катаклизмов; снятие остроты экологических проблем; решение продовольственных проблем; обеспечение доступа к мед.услугам и возможность лечения заболеваний различной природы; продолжение экспансиичеловеческой жизнедеятельности в океанские и подземные пространства; автоматизация и роботизация производства и быта.

Стратегия развития НИОКР включает: технологическое предвидение; создание эффективной системы научно-производственной деятельности; разработку новой энерго-, ресурсоэкономичной, экологосообразной техники и технологии; обеспечение быстрого обновления техники и технологии в условиях роста конкуренции и создание конкурентоспособной продукции; обеспечение научно-технических предпосылок, удовлетворения социальных потребностей, устойчивого развития общества, самореализации личности и ряд других задач.

В РБ более 80% НИОКР выполняется организациями НАН Беларуси, Министерствами промышленности, образования и здравоохранения.

46. Особенности, единство и перспективы академической, отраслевой и вузовской науки. Наука в культуре Беларуси.

Флагман научного сектора страны - Национальная академия наук, несмотря на серьезные проблемы обеспечения ее эффективной деятельности, продолжает оставаться крупным научным центром мирового значения. В ее состав входят 40 институтов, 3 тематических отдела, 5 научных и инженерных центров, 2 музея, Центральная научная библиотека им. Я. Коласа.

Отсутствие ярко выраженных приоритетных стратегий научной ориентации - возможно самый основной фактор, вызывающий деградацию отечественной науки. Без наличия таких стратегий весьма затруднительно установить надежную связку "академический институт – конструкторское бюро (КБ) - производство", которая является сво­еобразным каркасом трансфера технологий и инновационного процесса в более широком смысле.

Представители науки считают, что производственники мало инициативны в вопросах затребования научных достижений. А производственники, наоборот, ссылаются на свою недостаточную осведомленность о всех возможных прикладных особенностях новаций, которые часто формализованы очень плохо. Они считают, что сами ученые должны инициировать практические схемы реали­зации своих нововведений.Весьма мощным потенциалом обладает и отечественная вузовская наука. Научно-техническая деятельность в системе образова­ния осуществляется в 35 высших учебных заведениях и научных учреждениях.

Вузовская наука в целом имеет те же недостатки, что и вся наука в республике. Однако в силу того, что определяющими в этой системе являются все-таки образовательные процессы и научная деятельность относится к разряду "вспомогательных" работ, здесь на­блюдаются следующие явления:

- незавершенность большей части научных исследований и как следствие - низкий уровень финансирования, получаемого на договорных началах и в результате практического внедрения своих разработок;

- более низкая оценка научной деятельности по отношению к преподавательской, и недостаточный уровень инициативны сотрудников в привлечении средств, выделяемых на конкурсных условиях на цели решения конкретных научных проблем;

- слабая связь научных подразделений высшей школы с наиболее дееспособными предприятиями республики;

- тенденция к дискриминации и вытеснению штатных научных сотрудников из смешанных научно-преподавательских коллективов в условиях ограниченного финансирования не только научной, но и преподавательской деятельности;

- несовершенство системы управления вузовской наукой в целом по республике, определяемое нечеткой расстановкой приори­тетов и слабым уровнем координации и контроля эффективностинаучных исследований;

- отсутствие концептуальных правительственных установок на совершенствование образовательных процессов за счет их самого тесного взаимодействия с наукой и производством путем создания интегрированных научно-производственно-образовательных ком­плексов типа "технопарк-технополис".

Отраслевая наука сосредоточена главным образом в научно-исследовательских институтах различной ведомственной принадлежности. В ее составе - 42 научно-исследовательских института и кон­структорских бюро со статусом юридического лица, а также 260 конструкторских бюро и конструкторско-технологических отделов в составе производственных объединений и предприятий, затраты на содержание которых относятся на себестоимость продукции.

В целом следует обозначить следующие основные проблемы отраслевой науки:

- недостаточно активная инновационная и инвестиционная деятельность предприятий, НИИ и КБ;

- отсутствие современной отраслевой системы обмена и получения научно-технической и маркетинговой информации;

- устаревшие экспериментальная база большинства НИИ и КБ, а также заводская инженерная испытательная база;

- дефицит квалифицированных специалистов, особенно моло­дого и среднего возраста, связанный с низкой мотивацией труда для их закрепления;

- отставание от мирового уровня в методах и технической базе проектирования и подготовки производства новой продукции, в том числе в области внедрения сквозных САПР (систем автомати­зированного проектирования);

- хроническая нехватка оборотных средств в НИИ и КБ;

- несовершенство законодательства, не учитывающего специфику научной деятельности, связанной с проведением опытно-конструкторских и опытно-технологических работ.

В новых условиях всеобщей ориентации на международное разделение труда и конструктивное сотрудничество каждая страна, а вместе с ней и национальная наука должны выбрать для себя наиболее перспективные области удовлетворения общих потребностей, добиваясь там наивысшей эффективности.

Такой консолидации научных и организационных усилий в нашей стране пока не произошло. В результате отечественная наука оказалась существенно оторвана от решения важнейших проблем становления государственности Республики Беларусь, поиска наиболее приемлемых экономических "ниш" в глобальной международной системе разделения труда.

Это обстоятельство повлекло не только спад в республике собственно научной активности, но существенное снижение показателей экономического благополучия, ухудшение социальной комфортности всех научных кадров. Ряд жизненно важных для республики проблем и программ решается без участия большой науки, без участия основных научных школ и структур.

Еще одной существенной проблемой нашей республики является неудовлетворительное географическое распределение ее потенциала.

До настоящего времени не решены важнейшие, вопросы развития науки в регионах. Это:

• формирование механизмов управления инновационным развитием регионов и создание соответствующих органов управления;

• разработка программ развития регионов, основанных на потребностях реального сектора экономики в оптимальном исполь­зовании научно-инновационной сферы;

• организация подготовки кадров высшей квалификации для научных организаций и учебных заведений регионов;

развитие маркетинговых систем, учитывающих специфику региональной науки, в том числе создания региональных научно-технических маркетинговых центров.Проблема повышения эффективности организации научной и научно-инновационной деятельности предполагает в числе решения множества проблем и создание более эффективной системы стимулов, действующих в этой сфере, более ощутимого стимулирования конкретных ученых на создание конкретных продуктов, на их признание в своей области знаний.

Система стимулов должна выделять талантливых людей на всех этапах их продвижения по научной карьере: студентов, склонных к научной деятельности, кандидатов и докторов наук, обладателей академических званий.

Рассматривая разные стороны организации и состояния отечественной науки, необходимо признать, что она не может существовать в отрыве от реальной жизни как инерционное наследие прежней научной империи. Научная деятельность должна рассматриваться в организационном единстве с другими функциями обеспе­чения жизнедеятельности государства как часть целеустремленной системы, которая стремится достичь положительных результатов.


47. Специфика, формы и роль научной коммуникации в развитии науки.

Коммуникация в науке, совокупность видов профессионального общения в научном сообществе, один из главных механизмов развития науки, способа осуществления взаимодействия исследователей и экспертизы полученных результатов.

Выделиют ряд функциональных стратегий научной коммуникации(НК) (как во внутри-, так и в междисциплинарном общении):

Интенциональная ф-ция коммуникативного поведения(КП) раскрывается в предметно-смысловых, целенаправляющих и силовых (энергетических, динамических) его свойствах. Предметно-смысловые свойства отражают некот. положение вещей в пределах дисциплинарных границ и в междисциплинарных отношениях общения. Целенаправляющие св-ва устанавливают признаки, цели с учетом дифференциации известного и искомого, цели и результата. Силовые св-ва интенциональной стратегии К выражают признаки мотивации, намерений и волевых усилий ее участников.

Информационно-когнитивная фу-ция КП реализуется в познавательных стратегиях общения. Каждый из участников общения получает необход-ую информ-ию (знания) относительно предмета познания и общения.

Репрезентативная фу-ция реализ-ся в стратегии КП через особенности контекста дисциплинарного познания и общения. Речь идет об учете конкретных социальных и историко-культурных условий научн. деят-ти, а также о презентации интересов ученых.

Интерактивнная фу-ция реализ-ся в стратегии взаимод-вия в проц-се КП ученых. Признаки этой стратегии выражают пространственные и временные ограничения общения. Ведь общение всегда протекает в каком-то конкр-ном простра-тве (напр., в простра-тве «живой» дискуссии, в киберпространстве Интернета, в простра-ве конкурентных отношений и т.п.). Кроме того, в любых К фиксируются взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего времени. Тем самым стратегия коммуникативно-дисциплинарного поведения приобретает ретроспективные и перспективные измерения.

Функциональные возможности дисциплинарных стратегий НК считаются эффективными, если соблюдаются принцип информативности, согласно которому научные высказывания, циркулирующие в научном сообществе, должны нести в себе информацию; принцип истинности, предполагающий, что стороны общения наделяют свои высказывания свойствами истинности; принцип релевантности, предписывающий ученому говорить то, что имеет отношение к делу в данный момент общения; принцип ясности выражения, требующий, чтобы ученые избегали неясных высказываний; принцип рациональности, подразумевающий необходимость соблюдения логико-лингвистических норм научного общения.

Среди каналов общения в современной науке следует назвать обычные каналы публикации (книги, журналы и т.п.) и информац-ные сети (типа сети Интернет). Начиная с ХIX в. основной единицей НК явл. статья в периодич-ом издании. По сей день статья как форма НК не утратила своей оперативности и сохран. перспективность в качестве одного из самых действенных каналов общения. Конфликт м/употребностью ученых как можно быстрее публиковать свои работы и их потребностью обеспечить себе своевремен. осведомленность о положении дел на быстро продвигающемся переднем крае науки и создает проблему НК. Каждая публ-ция, входя в связь с ранее опублик-ными работами, становится отправной точкой для нового научного поиска, инициирует шаги по продуцированию нового знания.

Процессы общения предполагают разные источники информации, способы кодирования и декодирования, каналы передачи, а также сами стороны общения – адресанта и адресата.

Стратегии научного общения определяются не только возможностями языка лидирующей науки. В коммуник-ном плане научная дисциплина напоминает лабораторию по созданию коммуник-ных сетей м/у тем, кто продуцирует знание, и тем, кто его потребляет, м/у тем, кто его передает, и тем, кому оно передается.

В многовековой практике развития науки сложилась система сбалансированного развития всех доступных методов научных К. Однако, научно-технический прогресс и развитие новых информационно-коммуник-ных технологий неизбежно отраж-ся на эволюции научных К, предоставляя современные формы и методы научного взаимодействия в новой информационной среде - электронной.

Развитие компьютерных сетей и цифровых технологий позволило качественно изменить традиционные средства НК, реализовать новые технологии информационного взаимодействия в электронной среде. Цифровые форматы открыли широкие технологич-ие возможности как для отображения результатов научной деятел-сти, так и для обмена профессиональной информацией, что позволяет использовать для этих целей такие современные информац-ные системы, как электронные библиотеки. Под воздействием новых технологий изменяется инфраструктура научных К, возникают новые модели научного взаимодействия.

НК явл-ся средством популяризации результатов научной деятельности и активизации процессов обмена новыми знаниями. Как известно, к средствам НК относят всевозможные формы обмена и распространения научной информации: различные способы издания научной литературы, живое общение, средства связи и распространения информации. Традиционные (или классические) средства НК делятся на формальные(документы, официально опубликованные в научных изданиях: журнальные статьи, сборники научных трудов, материалов конференций, монографии), полуформальные (рукописи, препринты, научные отчеты, текстовые сообщения и т. д.) и неформальные (связаны с общением и разнообразными формами обмена опытом).

На современном этапе становления информац-го общества в условиях развития информационно-коммуник-ных технологий появились новые средства НК, кот.разв-ся в электронной среде. Это средства глобальной компьютерной сети - Internet. Новые формы представления информации в этой среде - это разнообразные цифровые форматы: от текстовых до мультимедийных. Цифровое представление информации открывает широчайшие возможности фиксации, обработки, передачи и хранения информации; обеспечивает многообразие визуализации данных, интеллектуализацию обработки, переносимость форматов и компактность хранения, предоставляет широкий набор инструментальных средств для дистанционного доступа, передачи информации, а также интерактивного общения.




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 427; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.131.115 (0.014 с.)