Особенности социальной диалектики. Современные дискуссии о ее значении 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности социальной диалектики. Современные дискуссии о ее значении



Социальная диалектика – это диалектика противоречий общественной жизни людей. Человеческое общество – сложная диалектическая система разнообразных материальных и духовных отношений, как индивидов, так и социальных групп. О развитии общества нельзя рассуждать, не учитывая потребностей, ценностных ориентаций, воли, разума людей, характера их практических действий. Т.к. история есть не что иное, как деятельность преследующего свои цели человека. Люди сами со всеми своими особенностями являются важнейшим фактором объективной диалектики общественного развития. Научное понимание социальных процессов требует изучения людей в их исторических действиях. Нужно учитывать содержание практической деятельности людей, их субъектно-объектные взаимосвязи, соотношение материальных и духовных факторов, сочетание стихийности и целенаправленности в жизни отдельных индивидов и сообществ. В философском анализе исторических событий и общественных процессов нельзя ограничиваться только общими диалектическими представлениями, их надо соотносить с социальными реалиями: интересами людей, их надеждами, верой, знаниями и т.д. Все человеческие качества не могут не сказываться на содержании конкретных действий людей. Человек живет в сложном сочетании производственных, политических, нравственных, познавательных и иных общественных отношений. В одних событиях он выступает как индивидуальный деятель, в других – как часть социальной группы (класс, нация). Практические действия предпринимаются людьми на основе сознательного выбора в конкретных социальных ситуациях.

Особо важно понимать специфику противоречий в обществе. Одни из них индивидуальны, другие являются сущностью общественных отношений, в которых реализуется исторический прогресс. Социальные противоречия возникают посредством деятельности человека, развиваются и разрешаются также в этой деятельности.

Особенности социальных противоречий:

1. Человек сам включен в структуру социальных противоречий. Они носят субъект - объектный характер. Социальные противоречия собственной его жизни могут возникать и разрешаться без его участия; возникать без участия, но разрешаться только им; возникать и разрешаться только им (социальные противоречия могут быть политическими, экономическими, религиозными и т.д.).

2. Объемность социальных противоречий: уровень объективных общественных отношений, различные интересы людей, практические действия (субъект – объектные и субъект – субъектные отношения). Объекты – различные общественные образования.

3. Антагонизм – установление диаметрально противоположных отношений людей.

4. Сознание людей, их отношение неодинаково к социальным противоречиям: а) создают оптимальные формы функционирования противоречий; б) усиливают существующие противоречия и порождают новые; в) акцентируют внимание на одних и игнорируют другие; г) препятствуют разрешению противоречий; д) не допускают развитие антагонизма; е) обостряют до антагонизма; ж) разрешают противоречия.

Примером социальной диалектики может служить диалектика марксизма, которая применила диалектику к развитию общества. По марксу общество в своём развитии проходит след.стадии:

1) первобытное общество: тезис – отсутствие частной собственности; нету прибавочного продукта;

2) рабовладельческое

3) феодальное антитезис – появление вождизма, дележа

4) капиталистическое

5) коммунистическое: синтез – есть прибавочный продукт, но нет частной собственности

Сюда же можно отнести ии неклассические формы диалектики:

А) экзистенциальная Д. (Кьеркегор)-говорит, что тождественность бытия и мышления (как у Гегеля) невозможно, между бытием и мышлением стоит сознание человека. Таким образом, кьеркегор вместо абсолютного духа рассматривает человеческое существование:

1) эстетическое

2) этическое

3)религиозное

Эстетическая жизнь – когда человек, не задумываясь о смысле существования, о последствиях, живет чувственными удовольствиями; стремится испытать все виды наслаждений. Этическая стадия - господство чувства долга, которому надо подчиняться: человек добровольно подчиняется нравственному закону. Человек становится личностью. На религиозном уровне человек вступает в прямое общение с личным божеством. Вера – высшее напряжение, как вера в то, что для Бога все возможно. Переход от 1 и 2 стадий к 3-ей совершается не в результате логического процесса, а в результате волевого акта, выбора, в к-м участвует не интеллект, а весь человек, так называемый экзистенциальный скачок. Для совершения скачка нам надо уверовать в то, что нам кажется абсурдным-имеет смысл.

Б) Идеалистическая Д. неотомизма. Для того, чтобы реализовать стадии развития тело→дух→душа человек должен осуществить 3 стадии:1) человек в себе;2) грех; 3) покаяние. Если мы боимся греха из-за отсутствия покаяния, то мы всё равно придем к покаянию, но без развития.

В) Негативная диалектика франкфуртской школы (Хоркхаймер, Адорно) – неомарксистская Д. Диалектика – последовательное осознание неидентичности. В обществе человек получает идентичность, но за это ногое теряет. Т.е. человек проходя через горнию массы получает собственную идентичность, но это «-», т.к. масса с одной стороны даёт чувство защищённости, но с другой – забирает личное проявление, заменяя его общественным (Я≡ТЫ). Масса – основа тоталитарного общества. Представители данной школы пытаются заменить массу на искусство. Искусство даёт творчество, творчество подразумевает свободу, а свобода – ответственность, следовательно идентичность Я≡Я

 

 


 

13. Глобальный эволюционизм и его эвристический потенциал в объяснении динамики мира и пстроении современной научной его картины.

Одна из важнейших идей европейской цивилизации - идея развития мира начала проникать в естествознание еще в 18в. И уже 19в. может быть назван веком эволюции. Сначала геология, затем биология и социология стали уделять теоретич-му моделированию развивающихся объектов все большее внимание. Но в науках о неорганической природе идея развития пробивала себе дорогу очень сложно. Вплоть до втор.пол. 20в. в ней господствовали представления о закрытой обратимой системе, в к-й фактор времени не играет никакой роли. Как правило, это были простые системы, знание законов развития которыхх позволяло, исходя из информации о состоянии системы в настоящем, однозначно предсказать ее будущее и восстановить прошлое. Для механической картины мира характерен был вневременной характер. Время носило обратимый характер, т.е. состояния объектов в прошлом, настоящем и будущем были практически неразличимы. Иначе говоря, мир устроен просто и подчиняется обратимым во времени фундаментальным законам. Все эти принципы были конкретным выражением неэволюционной парадигмы классической физики. Даже переход от классич-й ньютоновской физики к неклассич-й (релятивистской и квантовой) в этом отношении ничего не изменил. Нек-й прорыв в этом направлении был сделан классич-й термодинамикой, которая ввела понятие энтропии и представление о необратимых процессах, зависящих от времени. Но и классич-я термодинамика изучала лишь закрытые равновесные системы. А на неравновесные процессы смотрели как на возмущения, второстепенные отклонения, которыми следует пренебречь в окончательном описании познаваемого объекта - закрытой равновесной системы.

К концу. 20в. естествознание находит в себе теоретические и методологические средства для создания единой модели универсальной эволюции, выявления общих законов природы, связывающих в единое целое происхождение Вселенной (космогенез), возникновение Солнечной системы и нашей планеты Земля (геогенез), возникновение жизни (биогенез) и, наконец, возникновение человека и общества (антропосоциогенез). Такой моделью является концепция глобального эволюционизма (ГЭ).

В основе ГЭ: 1 теория эволюции Дарвина и обоснование сущности эволюции животных (тезис(Т)– наследственность; антитезис(А) – изменчивость; синтез(С) – естественный отбор), 2. идея о формах эволюции живого в концепциях Вернадского (Т – эволюция организма; А – эволюция вида; С – эволюция биосферы); 3. Идеи социальной эволюции Спенсера: Т – эвол. неживой материи; А – эвол. живой материи; С – эвол. социальной материи. Эти эволюции развиваются параллельно друг другу. В чём состоит этот параллелизм? Эволюция системы осущ-ся по 3-ём направлениям параллелизма:
1)от хаоса к порядку; 2) от простого к сложному; 3) от однообразия функциональности к многообразию функциональности(Пример – социальность в архаическом и современном обществе). Становление системного подхода (40-50 г. 20в.) - предполагает выявление целостности исследуемой системы, её взаимосвязей с окружающей средой, анализ в рамках целостной системы свойств составляющих ее элементов и их взаимосвязей между собой. Системный подход, развиваемый в биологии, рассматривает объекты как самоорганизующиеся системы, носящие открытый характер 4. синергетика – устанавливает связь между живой и неживой природой, раскрывает путь эволюции как вариативно возможный.

Важную роль в утверждении идей ГЭ сыграла теория самоорганизации (саморазвивающихся систем) –синергетика. Термин «синергетика» был введён в 70-х гг. 20 в нем. физиком Германом Хаккеном (от греч.Синергия – содействие, сотрудничество).

Синергетика рассматривает 1)в каких случаях количественные изменения переходят в качественные; 2) показывает момент перехода в качественное состояние. В 20 ст. синергетика становится теорией нестационарных быстроразвивающихся структур в открытых нелинейных средах (А. Богданов, Пригожин, Хаккен). Базовыми понятиями синергетики являю-ся:

Самоорганизация – многообразные процессы возникновения упорядоченных пространственно-временных структур в сложных нелинейных системах, которые находятся в неравновесных, в неустойчивых состояниях вблизи критических точек, предшествующих бифуркациям. Аттрактор – относительно устойчивое состояние системы, которое как бы притягивает к себе многообразные пути и траектории динамических систем, направляет их эволюцию к определённой цели. Бифуркации – расхождение путей развития, разветвление движения системы. Точка бифуркации – очка разветвления путей эволюции нелинейной системы, которая стоит на промежутке и должна сделать выбор. Фракталы – объекты, которые обладают свойством самоподобия (Прим.: сосудистая, кровеносная, дыхат. сис-мы). Детерминированный хаос – это понятие возникло в результате пересмотра смысла и роли хаоса, обнаружилась возможность его саморегуляции. Хаос рассм-ся как предпосылка самоорганизации. Хаос необходим для выхода системы на один из аттрактов, он лежит в основе механизмов согласования темпов эволюции систем. Нелинейность – центральное понятие – многовариантность, альтернативность путей и темпов эволюции, её необратимость, развитие через случайный выбор путей в точках бифуркации.

В качестве предтечи в синергетике рассматривается тектология Богданова. Задача тектологии или всеобщей организации науки заключается в том, чтобы выявить некие единые способы организации, наблюдаемые как в природе, так и в человеческой деятельности. В тектологии выражена закономерность, что в основе устойчивости возникающих структур лежит разнообразие объединяемых элементов. Это первые намётки принципа «Единство через многообразие», или как скажет позже Пригожин «Порядок из хаоса». Богданов рассмотрел механизм самоорганизации системы через смену положительных и отрицательных отборов. Результатом действия разнонаправленных видов отбора оказывается стихийная самоорганизация систем или подвижное равновесие. Уже созданы модели самоорганизации в неравновесной термодинамике, эволюционной химии, теории предбиологической эволюции, информатике, теории катастроф и ведётся работа по изучению природы социальной самоорганизации. Универсальность синергетики заключается в том, что она даёт возможность систематизировать, а потом и интегрировать новые знания.

Самоорганизация как источник эволюции систем. Включает 3 этапа эволюции: усиление флуктуации и неравновесность, точка бифуркации, новый этап эволюции, коэволюция (развитие во взаимодействии).

Моисеев выделил 6 принципов ГЭ:

1. Вселенная – единая саморазвивающаяся система;

2. Эволюция систем носит направленный характер, развитие идёт по пути усложнения систем, роста их разнообразия и уменьшения их стабильности;

3. во всех процессах эволюции системы неизбежно присутствуют случайные факторы, влияющие на дальнейшее развитие.

4. во Вселенной доминирует наследственность, т.е. настоящее и будущее зависит от прошлого, но не определяется им однозначно.

5. динамику мира можно представить как постоянный отбор, когда из множества виртуальных состояний системв выбирает наиболее реальные.

6 принцип отбора допускает существование бифуркационных состояний. В результате последующая эволюция оказывается принципиально непредсказуемой, т.к. вступают в силу случайные факторы, действующие в перид перехода.

Принцип ГЭ требует не просто знания временного порядка образования уровней материи, а глубокого понимания внутренней логики развития космического порядка вещей, логики развития Вселенной как целого. Один из вариантов ответа базируется на так называемом антропном принципе, который фиксирует связь между крупномаштабными свойствами расширяющейся Вселенной и возникновение в ней жизни и разума, т.е. фундаментальные свойства Вселенной, значения физ. констант, действующие физ. законы таковы, что они в максимальной степени способствуют возникновению человека как носителю высших форм разумной жизни, а человек в свою очередь способен задать вопрос почему наша Вселенная такая как она есть.

 


 

14. Основные концепции антропосоциогенеза. Биосоциальная природа человека

Антропосоциогенез - процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи и его социальное становление. Можно выделить несколько концепций антропосоциогенеза: креационистская, трудовая, игровая, психоаналитическая, семиотическая и др.

Наиболее ранние подходы связаны с различными мифологическими концепциями чудесного рождения человека из земли, воды, воздуха или космоса.

На смену мифологическому мировоззрению приходит религиозное, в рамках которого была основана к реационистская (от лат.сreatio – творение) модель происхождения мира и человека - создание человека Богом. Человек создан по образу и подобию Бога и по его всесильной воле. Человек, единственный, кто обладает бессмертной душой и свободной волей. Её главным отличием является то, что по ней человек является чем-то отличным от природы. Между человеком и природой нет никаких родственных связей. Сильной стороной данной концепции является божественное происхождение человека и как следствие отсутствие у него агрессивных составляющих и т.д. Отрицательная сторона – для решения своих проблем человек обращается к Богу.

В соответствии с эволюционной теорией Дарвина («Происхождение человека и половой отбор») считается, что человек произошел от обезьяны,
5-8 млн лет назад возникли первые гоманоидные существа, ставшие промежуточным звеном между обезьяной и человеком. В эволюционном подходе к антропосоциогенезу сущ. 2 модели: 1) древовидная – есть один гоминид, из клторого развивались все остальные виды, т.е они сменяли друг друга; 2) кустовидная – было несколько гоминидных существ, которые дали начало нескольким подвидам человека (неандерталец, кроманьёнец…). Антропологи озабочены поисками «недостающего звена» в биологической эволюции от обезьяноподобного предка человека к Homosapiens.

В 19 в. получила распространение трудовая теория Энгельса («Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека»), которая дополняет эволюционную теорию: труд, начинающийся с изготовления орудий труда, создал человека. В результате глобального изменения климата и похолодания предки человека вынуждены были спуститься с деревьев и обеспечить себе условия выживания. В ходе труд.деятельности рука становится более гибкой и свободной, появл. прямохождение, увеличивается объем головного мозга и в результате появл. членораздельная речь. Труд стал не только биологической основой антропогенеза, но и источником социальности и культуры человека, способствовал регулированию брачных отношений, переходу от первобытного стада к обществу, появл. нравственности. Трудовая концепция считается основной.

Существуют альтернативные трудовой концепции подходы, связывающие происхождение человека с возникновением культуры, т.к. она формирует человеческий разум и тело.

Игровая концепция (изложена в книге «Человек играющий» Хёйзинге)- человеку, чтобы обосноваться в социальном обществе, необходимо постичь его законы и принципы, часто это наблюдается при игре (у детей, а также у взрослых). Игра при этом выступает как форма свободной творческой активности, она противостоит сферам труда и повседневности, подчинённым требованиям практической целесообразности и выгоды. Особая притягательность и значимость игры обуславливается тем, что именно здесь человек может реализовать свою свободу, отвлечься от «надо», выдвигаемых жизнью. Однако такое ощущение свободы достаточно условно, т.к одновременно игра подчиняет человека своей стихии. Обязательными признаками игры являются её временной ритм, закреплённый в особых правилах и пространство, в пределах которого эти правила действуют. Игра – основа происхождения религии, искусства, права, философии, форма творческой деятельности человека. Она порождает культуру. Примером игры служат народные обряды, войны, происходящие в процессе эволюции.

Согласно психоаналитической модели (Фрейд), возникновение культуры и человека обусловлено появлением культа, фундаментальные основания которого – тотем и табу. Возникновение их стало следствием разыгравшейся в первобытной орде драмы, связанной с восстанием сыновей против отца. Разрыв органичной целостности общины, вызванный убийством её предводителя, стал предпосылкой для обожествления предка в форме тотема как прародителя и защитника рода. Одновременно происходит табуирование сферы сексуальных отношений, явившихся видимой причиной сыновнего бунта. Антропогенез разорвал естественную связь человека и природы, он является не столько стадией прогресса, сколько стадией деградации чел. общ-ва.

Семиотическая модель (К. Леви-Строссу) рассматривает культуру как особую знаково-символическую реальность, сердцевиной которой явл. язык. Человек становится субъектом той или иной культуры, лишь овладев ее языком. Язык определяет границы, свойства действительности и самого человека. Язык – творец культуры и человека, а не только средство общения.

Космогенетичекая концепция - на землю были занесены люди инопланетными цивилизациями, возможно для определенного опыта или еще по какому-то поводу.

Природа человека биосоциальна. Человека можно включить сразу в 2 мира - в мир общества и в мир органической природы. Аристотель называл человека «политическим животным», подчеркивая тем самым наличие в человеке двух начал: животного (биологического) и политического (социального). Человек - часть природы. С этой точки зрения люди принадлежат к высшим млекопитающим, образуя особый вид Homosapiens, а, следовательно, человек оказывается существом биологическим. Биологическую природу человека определяет совокупность видовых признаков, которые обеспечивают основные жизненные процессы: саморегуляцию, адаптацию, продолжение рода. Биологически обусловлена продолжительность детства, зрелого возраста и старости человека; усваивание пищи, осваивание языка в раннем возрасте, появление вторичных половых признаков и т.п. Биологически каждый из когда-либо живших или живущих ныне человеческих индивидов является уникальным, единственным, ибо неповторим набор генов, получаемых им от родителей.

Социальное в человеке – орудийно-производственная деятельность, язык, мышление, обществ.и политич. деятельность. Маркс, подчеркивал, что определяющим в человеке является социальное. Человек и общество неразрывны, только в обществе, в рамках конкретных социальных образований, он реализуется как человек. Взаимодействие человека с обществом, его включение в общество обозначается понятием «социализация». Выделяются два уровня социализации: первичный и вторичный. На каждом из этих уровней действуют различные агенты и институты социализации. Агенты социализации – это конкретные люди, ответственные за передачу культурного опыта. Институты социализации – это учреждения, которые влияют на процесс социализации и направляют его. Первичная социализация происходит в сфере межличностных отношений в малых группах. В качестве первичных агентов социализации выступает ближайшее окружение индивида: родители, близкие и дальние родственники, друзья семьи, сверстники, врачи, тренеры и т.д. Эти люди, общаясь с индивидом, оказывают влияние на формирование его личности.Вторичная социализация происходит на уровне больших социальных групп и институтов. Вторичные агенты – это формальные организации, официальные учреждения: представители администрации школы, армии, государства и т.д. Агенты первичной социализации взаимозаменяемы и универсальны. Агенты вторичной социализации действуют узко. Социализация не является одноактным или единовременным процессом. Социализация – это непрерывный процесс, длящийся в течение всей жизни. Он распадается на этапы, каждый из которых «специализируется» на решении определенных задач, без проработки которых последующий этап может не наступить, может быть искажен или заторможен. В зависимости от отношения к трудовой деятельности выделяются следующие ее стадии:1)дотрудовая, включающая весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. Эта стадия, в свою очередь, разделяется на два более или менее самостоятельных периода: ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до поступления его в школу; юношеская социализация, включающая обучение в школе, техникуме, вузе и т.д.; 2)трудовая – охватывает период зрелости человека. Однако демографические границы этой стадии определить трудно, так как она включает в себя весь период трудовой деятельности человека; 3)послетрудовая, наступающая в пожилом возрасте в связи с прекращением трудовой деятельности. Сознание и мышление человека возникают как общественный продукт и, следовательно, оказываются вторичными по отношению к его общественному бытию. В соответствии с концепцией Дюркгейма, общ-во – набор социальных факторов. Разделение труда способствует социальной интеграции. Однако, патология социальной жизни состоит в следующем: если в процессе социализации общество передаёт нам определённые нормы, то почему отдельные индивиды не принимают их.

Биологичесое и социальное должны быть в единстве. Без биологич. предпосылок невозможно представить появление человека, а без социального нельзя представить становление человека.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 1034; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.72.78 (0.027 с.)