Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общество как развивающаяся система и специфика его познания. Источники и движущие силы социальных изменений.

Поиск

Анализ стержневых проблем философии непосредственно приводит к вопросам об обществе как целостности, а точнее-об его системности, об элементах общества как системы. А под системой обычно понимается совокупность взаимодействующих тем или иным способом элементов (составных частей). Общество есть сложное образование.оно включает материальное произ-во, государство, духовную жизнь. Также его составляющими являются семья, коллективы, нации, классы. Общество - продукт целенаправленной разумно-организованной деятельности больших групп людей, основанный на совместных интересах. С этой точки зрения общество отличается от других групп людей (народа, нации, государства). Народ – форма общности людей, связанных языком, культурой и происхождением. Нация – форма организации 1го народа, связанного с экономическими, политическими и духовными отношениями людей. Государство – форма организации народа, продукт исторической организации, основанной на законе. Все элементы общество наход-ся во взаимосвязи. Характерно и наличие системных качеств, свойств, присущих не отдельным элементам, а обществу как целостности. Также очевидно, что даже за время одного поколения в обществе происходят определенные изменения. Систем-ть – качественная определенность объективно существующего и развивающегося человеческого общества. Рассматривая общество как развивающуюся систему будем исходить из следующего: 1) общество есть определенное единство, целостность 2) наличие у общества составных частей и связей м/у ними 3) развитие, орпедел-ная целенаправл-ть общества как системы; 4) существование интегративного системного качества общества в отличие от свойств и качеств образующих его элементов 5) по отношению к Вселенной, природе, общество есть подсистема, качественное отличие которой состав-т то, что преобразующая деятельность является способом существования и развития исторической действительности. Общество как система обладает еще одной важной характеристикой— целостностью, т.е. ему присущи сво-ва, которые нельзя вывести из свойств отдельных элементов. Общество представляет собой открытую систему, которая находится в состоянии непрерывного обмена с окружающей средой, обмена веществом, энергией, информацией. Общество обладает более высокой степенью организации, чем окружающая среда. И чтобы сохранить себя как целостность, оно должно постоянно удовлетворять свои потребности, в первую очередь потребности людей, которые имеют объективный и вместе с тем исторически изменчивый характер. Степень удовлетворения этих потребностей-материальных, духовных, социальных-выступает самым наглядным доказательством эффективного функционирования общества как системы. Прежде всего системный подход требует, чтобы были выявлены действительно всеобщие стороны, связи и отношения общества. Сложность реализации этой установки заключается в том, что каждая из указанных сторон и связей м. иметь разную полноту исторического осуществления. Скажем, наука как теоретич-й способ описания закономерностей объективного мира лишь во второй половине 20 в. стала приобретать решающее значение для существования и развития человеческой цивилизации. Речь должна идти о таких различных формах или способах освоения обществом окружающей действительности, кот.в своей совокупности раскрыв-т универсальный характер отношения общества к природе и соответственно к самому себе. Кант в “критике чистого разума ” дал наиболее точную формулировку трех аспектов этой проблемы: Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться? Впоследствии Кант пояснил, что все три вопроса м.б. сведены к вопросу о чел-ке. Общественный чел. осваивает окружающую действительность тремя возможными способами. Это-чувственно-практическое освоение, теоретическое освоение, ценностное освоение. Все три способа обретают свой смысл и назначение, когда общество функционир-т, действ-т, преследует вполне конкретные цели. Системный подход позволяет глубже понять специфику философии, кот-я призвана выходить за рамки повседневного опыта и создавать представление о мыслимом на сегодня совершенстве системы.

Типы общ-ва:1. по налич письменности (дописьменное,письменное), 2. по способу производства (доиндустриальное,индустриальное, постиндустриальное).

Общество в соц. философии рассматривается в 2-ух аспектах:

1.теоретико-методологический универсализм(соц реализм Маркс, Конт, Дюркгейм) соц. реальность сущ-т до людей не зависимо от сознания, воли и действия индивида. Общество-первично, индивид- вторичен.

2.теоретико-методологический универсализм (соц.номинализм Вебер,Сорокин,Парсонс) нет общ-ва без индивидов. общество-результат действия отд-х индивидов. Индивид 1, общ-во 2.

Ч.2 Общество находится в постоянном движении, развитии, оно все время изменяется. Причем движущей силой всех изменений следует считать структурные элементы общества – социальные группы. А вот мощнейшим источником социальных изменений является конфликт – общественные противоречия, достигшие пика в своем развитии. История показала, что противоборство различных социальных групп, неоднократно становилось причиной и толчком многих научных открытий и изобретений. Так необходимость создания ракеты дальнего действия во времена второй мировой войны стало серьезным толчком развития космонавтики. Но конфликт может существовать и не только между социальными группами, он может быть и между обществом и окружающей средой. В этом случаи в ходе разрешения конфликта люди по-новому воспринимают друг друга и у них появляется интерес к сотрудничеству, выявляются возможности для этого.

Конфликты можно разделить на конструктивные и деструктивные. К конструктивным (позитивным) функциям конфликта относятся: функция разрядки напряженности; «коммуникативно-информационная» и «связующая» функции, в ходе осуществления которых люди могут проверить друг друга и сблизиться; функция стимулятора и движущей силы социальных изменений; функция содействия формирования социально необходимого равновесия; гарантии развития общества путем вскрытия противоположных интересов, возможностей их научного анализа и определения необходимых изменений; оказание содействия в переоценке прежних ценностей и норм; оказание содействия по усилению лояльности членов данной структурной единицы.

Деструктивные (негативные) функции конфликта, мешающие достижению целей: неудовлетворенность, плохое состояние духа, снижение производительности труда; абсолютная преданность своей группе и непродуктивная конкуренция с другими организациями; представление о другой стороне как о враге, о своих целях как о положительных, а о целях другой стороны как об отрицательных; увеличение враждебности между конфликтующими сторонами по мере уменьшения общения, рост взаимной неприязни и ненависти; придание большего значения победы в конфликте, чем решение проблемы.

 




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 203; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.166.61 (0.011 с.)