Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общество как развивающаяся система и специфика его познания. Источники и движущие силы социальных изменений.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Анализ стержневых проблем философии непосредственно приводит к вопросам об обществе как целостности, а точнее-об его системности, об элементах общества как системы. А под системой обычно понимается совокупность взаимодействующих тем или иным способом элементов (составных частей). Общество есть сложное образование.оно включает материальное произ-во, государство, духовную жизнь. Также его составляющими являются семья, коллективы, нации, классы. Общество - продукт целенаправленной разумно-организованной деятельности больших групп людей, основанный на совместных интересах. С этой точки зрения общество отличается от других групп людей (народа, нации, государства). Народ – форма общности людей, связанных языком, культурой и происхождением. Нация – форма организации 1го народа, связанного с экономическими, политическими и духовными отношениями людей. Государство – форма организации народа, продукт исторической организации, основанной на законе. Все элементы общество наход-ся во взаимосвязи. Характерно и наличие системных качеств, свойств, присущих не отдельным элементам, а обществу как целостности. Также очевидно, что даже за время одного поколения в обществе происходят определенные изменения. Систем-ть – качественная определенность объективно существующего и развивающегося человеческого общества. Рассматривая общество как развивающуюся систему будем исходить из следующего: 1) общество есть определенное единство, целостность 2) наличие у общества составных частей и связей м/у ними 3) развитие, орпедел-ная целенаправл-ть общества как системы; 4) существование интегративного системного качества общества в отличие от свойств и качеств образующих его элементов 5) по отношению к Вселенной, природе, общество есть подсистема, качественное отличие которой состав-т то, что преобразующая деятельность является способом существования и развития исторической действительности. Общество как система обладает еще одной важной характеристикой— целостностью, т.е. ему присущи сво-ва, которые нельзя вывести из свойств отдельных элементов. Общество представляет собой открытую систему, которая находится в состоянии непрерывного обмена с окружающей средой, обмена веществом, энергией, информацией. Общество обладает более высокой степенью организации, чем окружающая среда. И чтобы сохранить себя как целостность, оно должно постоянно удовлетворять свои потребности, в первую очередь потребности людей, которые имеют объективный и вместе с тем исторически изменчивый характер. Степень удовлетворения этих потребностей-материальных, духовных, социальных-выступает самым наглядным доказательством эффективного функционирования общества как системы. Прежде всего системный подход требует, чтобы были выявлены действительно всеобщие стороны, связи и отношения общества. Сложность реализации этой установки заключается в том, что каждая из указанных сторон и связей м. иметь разную полноту исторического осуществления. Скажем, наука как теоретич-й способ описания закономерностей объективного мира лишь во второй половине 20 в. стала приобретать решающее значение для существования и развития человеческой цивилизации. Речь должна идти о таких различных формах или способах освоения обществом окружающей действительности, кот.в своей совокупности раскрыв-т универсальный характер отношения общества к природе и соответственно к самому себе. Кант в “критике чистого разума ” дал наиболее точную формулировку трех аспектов этой проблемы: Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться? Впоследствии Кант пояснил, что все три вопроса м.б. сведены к вопросу о чел-ке. Общественный чел. осваивает окружающую действительность тремя возможными способами. Это-чувственно-практическое освоение, теоретическое освоение, ценностное освоение. Все три способа обретают свой смысл и назначение, когда общество функционир-т, действ-т, преследует вполне конкретные цели. Системный подход позволяет глубже понять специфику философии, кот-я призвана выходить за рамки повседневного опыта и создавать представление о мыслимом на сегодня совершенстве системы. Типы общ-ва:1. по налич письменности (дописьменное,письменное), 2. по способу производства (доиндустриальное,индустриальное, постиндустриальное). Общество в соц. философии рассматривается в 2-ух аспектах: 1.теоретико-методологический универсализм(соц реализм Маркс, Конт, Дюркгейм) соц. реальность сущ-т до людей не зависимо от сознания, воли и действия индивида. Общество-первично, индивид- вторичен. 2.теоретико-методологический универсализм (соц.номинализм Вебер,Сорокин,Парсонс) нет общ-ва без индивидов. общество-результат действия отд-х индивидов. Индивид 1, общ-во 2. Ч.2 Общество находится в постоянном движении, развитии, оно все время изменяется. Причем движущей силой всех изменений следует считать структурные элементы общества – социальные группы. А вот мощнейшим источником социальных изменений является конфликт – общественные противоречия, достигшие пика в своем развитии. История показала, что противоборство различных социальных групп, неоднократно становилось причиной и толчком многих научных открытий и изобретений. Так необходимость создания ракеты дальнего действия во времена второй мировой войны стало серьезным толчком развития космонавтики. Но конфликт может существовать и не только между социальными группами, он может быть и между обществом и окружающей средой. В этом случаи в ходе разрешения конфликта люди по-новому воспринимают друг друга и у них появляется интерес к сотрудничеству, выявляются возможности для этого. Конфликты можно разделить на конструктивные и деструктивные. К конструктивным (позитивным) функциям конфликта относятся: функция разрядки напряженности; «коммуникативно-информационная» и «связующая» функции, в ходе осуществления которых люди могут проверить друг друга и сблизиться; функция стимулятора и движущей силы социальных изменений; функция содействия формирования социально необходимого равновесия; гарантии развития общества путем вскрытия противоположных интересов, возможностей их научного анализа и определения необходимых изменений; оказание содействия в переоценке прежних ценностей и норм; оказание содействия по усилению лояльности членов данной структурной единицы. Деструктивные (негативные) функции конфликта, мешающие достижению целей: неудовлетворенность, плохое состояние духа, снижение производительности труда; абсолютная преданность своей группе и непродуктивная конкуренция с другими организациями; представление о другой стороне как о враге, о своих целях как о положительных, а о целях другой стороны как об отрицательных; увеличение враждебности между конфликтующими сторонами по мере уменьшения общения, рост взаимной неприязни и ненависти; придание большего значения победы в конфликте, чем решение проблемы.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 203; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.166.61 (0.011 с.) |