Методологическая роль основных принципов законов и категорий диалектики в научном познании 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методологическая роль основных принципов законов и категорий диалектики в научном познании



Материалистическая диалектика – это, прежде всего, философское учение о всеобщих законах развития реальности, включая и мышление. Поэтому важнейшим требованием организации продуктивного мышления в науч. исследованиях является включение в его структуру в качестве методолог.нормативов знания о содержании мезанизмов действия и связей основных з-нов диалектики. Методологич. роль основных з-нов проявляется в том случае, когда познават. деятельность рассматривается как процесс развития и углубления знаний о действительности. С помощью 3-х основных з-нов Д. (з-на взаимной обусловденности количества и качествая; единства и борьбы противоположностей, отрицания отрицаний) можно охарактеризоть главные этапы процесса познания: 1) осуществляется раскрытие внешних связей и отношений субъекта, устанавливается его колич. и качеств. Определённость, закономерные связи между качеством и кол-вом; 2) переход от познания внешних связей объекта к познанию их внутренних причин (т.к. внешнее и внутреннее взаимосвязаны) и объяснению установленных на 1-ом этапе фактов. В Д. причинами развития объективной реальности и познания явл-ся внутренние противоречия. Следовательно, изучаются структуры противоречий, закономерности их возникновения, становления и развития, что выражается в виде з-на единства и борьбы противоположностей; 3) раскрытие направленности изменений объекта с помощью з-на отрицания отрицаний.

Каждый из з-нов выполняет в познании свою специфич. роль.

З-н взаимной обуслов-ти колич-ва и кач-ва нацелевает исследователя на раскрытие содержания процесса развития изучаемого объекта, которое выявляется посредством категорий, образующих структуру з-на – качество, свойство, мера, скачок. Качество –характеристика существенной определённости объекта, его бытия как относительно самостоятельного, устойчиво существующего, отдельного и отличающегося от других объектов. Качество определяется посредством категории свойства. Свойство – способность вещи проявлять свою сущность при взаимодействии с другими вещами. Свойство есть частичное выражение качества. Качество – это система характерных черт предмета, благодаря которым он являет-ся именно этим, а не каким-то иным. Каждый вид качества имеет колич. Характеристики. Количество – степень развития качества, которая выражается числом. Соотношение качества и количества обозначается понятием мера. Мера – это такой предел (граница) возможных колич. изменений объекта, которые не вызывают его коренных качественных изменений. Накопление изменений завершается скачком, являющимся механизмом перехода к иному соотношению кол-ва и кач-ва во вновь возникшем образовании. Скачок – это момент превращения одного качества в другое. Т.О. объективное содержание данного з-на составляет процесс возникновения нового и отмирания старого посредством накопления колич. изменений.

Методолог.значение з-на единства и борьбы противоположностей обуславливается его содержанием и ролью в процессе развития. Содержание з-на выражается всовокупности образующих его структуру понятий (противоположность, противоречие, единство, борьба), а роль определяется тем, что в связях отмеченных понятий раскрывается механизм действия источника (причины) развития разнообразных явлений. Диалектические противоположности – стороны, свойства, тенденции, к-рые обусловливают, взаимодополняют, предполагают друг друга и одновременно противостоят, противоборствуют, взаимно отрицают друг друга. Связи, отношения противоположностей в движении, развитии объекта образуют его диалектическое противоречие. Последнее включает в себя две важнейшие, связанные между собой тенденции: единство и борьбу противоположностей. Единство противоположностей – отношение их связи и необходимой взаимозависимости, нераздельности. Борьба – отношение отрицания, взаимоисключения, противоборства противоположностей, в результате чего происходит накопление изменений, различий, что приводит к разрешению противоречий. Разрешение (преодоление противоречий) – это переход развивающегося объекта в новое качественное состояние с новыми внутренними противоположностями. Просто наличия противоречий в объекте недостаточно для его развития. Развитие будет иметь место только, если противоречия будут преодолеваться. Следовательно сами противоречия должны развиваться, изменяться. Выделяют 5 этапов возникновения и развития противоречий: единство (тождественность), дополнительность, полярность, множественность, неопределённость противоположностей в составе системы объекта. Основные положения о роли диалектичесикх противоречий собраны в виде научных методологических проблем: противоречия между субъектом и объектом познания, м/д старыми теоретич. знаниями и новыми науч. фактами, м/д используемыми методами и необходимостью разработки новых в исследованиях новых явлений и т.д.

Методологич. значение з-на отрицаний отрицаний обуслолено 3-мя основными взаимосвязанными факторами – содержанием, раскрывающимся в совокупности, образующих структуру з-на понятий (отрицание, отрицание отрицания, цикл, спираль), его связью с друними основными з-нами и ролью в процессе развития. Категория отрицания в диалектике – это абстракция, выражающая такой тип отношений м/д двумя последовательными стадиями, состояниями развивающегося объекта или знания, когда последующая их форма существования порождается предыдущей и, сохраняя связь с ней, несёт в себе в подчинённом виде некие элементы отрицаемого, что и обеспечивает преемственность развития, образование нового качествапосредством осущестлённых количественных изменений. Однако одним отрицанием процесс развития не заканчивается. Более или менее завершённый период развития включает отрицание отрицания развивающегося объекта, процесса познания. Происходит якобы возврат к исходному состоянию, но на ином уровне. Отрицанием отрицания (что означает синтез исходного состояния системы и того, которое его отрицает) завершается один период развития и начинается следующий. Относительно завершённый период развития (от исходного состояния и до второго отрицания включительно) получил название цикла. Характерной особенностью структуры и содержания цикла является якобы возврат к исходному состоянию системы и определённое повторение его содержательных элементов. Циклический процесс генерирует, накапливает аккумулируемые отдельными циклами изменения, в результате чего складывается поступательная, формирующая новое качество направленность развития в виде развёртывающейся спирали. Основная методолог. роль з-на отрицания отрицаний заключается в вооружении исследователя сведениями о том, что циклический характер, поступательность и направленность развития объектов, познавательной деятельности и самих знаний явл-ся закономерным следствиемпорождения,вызревания и разрешения противоречий, обуславливающих появление нового качества. Т.О. з.-н отрицания отрицаний раскрывает механизм направленности развития, основанный на совместном действии з-нов единства и борьбы противоположностей и взаимообусловленности качества и количества. Процесс познания в его историческом изменении представляет собой непрерывную, бесконечную последовательность отрицания прежде принятых в науке положений и появления вместо их других теоретических положений, более точно и полно характеризующих предмет исследования и в определённой степени сохраняющих содержание и значение предыдущих знаний о нём.

Применение з-нов диалектики в их единстве является важнейшим требованием диалектической логики в продуктивном развитии научного познания. Диалектическая логика (впервые была разработана Гегелем) – учение о функционировании и развитии научного мышления, методология научных исследований, строящаяся как процесс формирования содержания понятий, законов и принципов, исследования их взаимных переходов (от неё отличается формальная логика – это наука о законах непротиворечивого мышления, исследует требования построения любого рассуждения, соблюдение которых является необходимым условием достижения истинного знания; эти две логики взаимосвязаны). Принципы диалектической логики – разработанные на основе всеобщих з-нов диалектики правила мышления, выступающие в форме определённых требований осуществления познавательной деятельность:
1. Объективность рассмотрения – при исследовании любого предмета необходимо исходить из его собственной природы, связи и взаимосвязи его параметров, сущностных проявлений; 2. Всесторонность рассмотрения – требование изучать объект во всех его связях и отношениях, что выражает универсальную взаимозависимость явлений действительности; 3. Исследование объекта в его изменении (движении) и развитии; 4. Принцип диалектической логики – необходимость изучить внутренний механизм, причину самодвижения; заключается в мысленном раздвоении единого и познания противоречивых частей его в их связях; 5 Восхождение от абстрактного к конкретному; 6 Принцип единства исторического и логического – познание объекта в его развитии предполагает прослеживание его исторических этапов. Под историческим понимается объективная реальность, рассматриваемая в развитии.

Категории диалектики конкретизируют её основные з-ны и принципы и выступают в качестве элементов диалектического м-да. Категории диалектики – наиболее общие понятия, воспроизводящие в абстрактной форме адекватные свойства связи и отношения действительности. Они представляют собой важнейшие формы познания, проникновения мышления в сущность, описания объекта диалектики – развития. Категориями диалектики явл-ся единичное, часть и целое, содержание и форма, сущность и явление, необходимость и случайность, возможность и действительность и другие. Парность категорий указывает на факт воспроизведения в мышлении противоречий объекта диалектической теории – закономерностей процессов изменения, движения, развития. Методологическое значение категорий диалектики как форм познания проявляется в связи с законами и принципами диалектики. Методологические ф-ции категорий проявляются в том, что они выступают частью общей стратегии или способа познания вообще, позволяя правильно понять результаты конкретно-научного познания.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 880; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.126.74 (0.006 с.)