Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные проблемы философии науки. Научные и вненаучные познания. Специфика научного познания.
ФИЛОСОФИЯ НАУКИ — философское направление, которое избирает своей основной проблематикой науку как эпистемологический и социокультурный феномен; специальная философская дисциплина, предметом которой является наука. Как особое философское направление сложилась ко 2-й пол. 19 в., и была ориентирована на анализ прежде всего когнитивных, или эпистемологических, измерений науки, ф. науки выступает как совокупность ф-их течений и школ, образующих особое философское направление (позитивизм, неопозитивизм и постпозитивизм, критический рационализм). В качестве особого направления ф. науки формируется в трудах У. Уэвелла* Дж. С. Милля, О. Конта, Г. Спенсера, Дж. Гершеля. На первом этапе развития ф. науки в фокусе ее внимания оказалась гл. о. проблематика, связанная с исследованием психологических и индуктивно-логических процедур эмпирического познания. Содержание второго этапа эволюции философии науки (1900—20) определялось в основном осмыслением революционных процессов, происходивших в основаниях науки на рубеже 19—20 вв.. Следующий период (1920—40) можно обозначить как аналитический. Он определялся программой анализа языка науки, разработанной классическим неопозитивизмом Постпозитивистский этап в развитии ф. науки связан с дискуссиями между представителями «исторической школы» и «критического рационализма». Главные темы стали возможность реконструкции исторической динамики знания и неустранимость социокультурных детерминант познания Сложилось несколько типичных представлений о природе и функциях ф. науки: 1. Ф. науки является формулировкой общенаучной картины мира, которая совместима с важнейшими н-ми теориями и основана на них. 2. Ф. науки есть выявление предпосылок научного мышления и тех оснований, которые определяют выбор учеными своей проблематики 3. Ф. науки понимается как анализ и прояснение понятий и теорий науки (неопозитивизм). 4. Наиболее распространено убеждение, «что ф. науки есть метанаучная методология, проводящая демаркацию между наукой и ненаукой, т. е. определяющая, чем научное мышление отличается от иных способов познания, каковы основные условия корректности научного объяснения и каков когнитивный статус научных законов и принципов, каковы механизмы развития научного знания.
Проблематика ф. науки существенно изменялась. В нач. века в фокусе внимания ф. науки находились, во-первых, идея единства н. знания и связанная с ней задача построения целостной научной картины мира. С 1920-хгг. проблема демаркации — разделения н. и метафизики, математики и естествознания, проблема эмпирического обоснования науки, возможность построения всей науки на чисто эмпирическом знании, проблема обоснования н. в изучение процедур верификации.дедуктивно-логического объяснения, подтверждения, фальсификации. В 1960-х гг. возрождается интерес к метафизическим (философским) измерениям науки. От проблем структуры научного знания к проблемам ёго роста. Формулируются критерии научности, методологические нормы н. исследования, критерии выбора и приемлемости теорий. Возникает устойчивая тенденция историзации философии науки. На рубеже 1970—80-хгг. Во-первых, проблемы эпистемологического основания выдвигаемых моделей, дискуссии о реализме и инструментализме. Тенденции переоценкой роли н. в современной жизни привели к кризисным явлениям в рамках ф. науки к отрицанию ее философского и общекультурного значения. Проблема ф. науки в 20 в., – рост истинного научного знания. Вненаучное познание = паранаука – характеризуется отличными от научных чертами (нет системности, существуют спец. методы). Виды паранаучных знаний: – лженаука, – квазинаука, – антинаука, – псевдонаука, – народная наука: в форме верований, наказов преданий. – девиантная наука (девиантность - отклонение) отклонение от образцов, методов официально существующей науки. Специфическое проявление паранауки – акультизм, мистика, пиософия и др. Специфика науч. познания: 1. н. имеет свой определенный предмет; 2. н. имеет определенные программы; 3. в н. всегда формулируется цель; 4. н.-ой деятельностью занимаются специально подготовленные люди; 5. н. пользуется специальными средствами; 6. н. всегда вырабатывает свои специфические черты; 7. н. всегда движется направленно от знания к незнанию и от незнания к новому знанию; 8. н. преследует цель внедрения н. знания в производство;
9. н. знание отличается систематичностью; 10. н. имеет организационные формы, которые изменяются; 11. имеет философское основание; 12. вырабатывает картину мира. Специфика научных знаний: 1. выявление не внешних, а сущностных характеристик (знание законов, правил); 2. формирование логически непротиворечивой системы знаний о картине мира; 3. создание прогноститечского знания, прогнозирование состояние объектов изучения; 4. создание средств познавательной деятельности, создание новых методов, оборудования и т.д.; 5. четкость, доказательность, объективность, предметность; 6. воспроизводимость и проверяемость; 7. рациональность. - Проблемы бытия человеческой субъективности в неклассической философии. Для классической философии, особенно филос Гегеля, была характерна несколько абстрактная трактовка ч-ка. Философия ХХ в. провозгласила возврат к конкретному индивиду, к миру его чувств и переживаний, высказала острую обеспокоенность за судьбу ч-ка в мире. Этой точки зрения придерживаются представители экзистенциализма (“философии существования”), а также родственных течений - персонализма и философской антропологии. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ (от латинского существование), или философия существования, – философское направление, возникшие накануне 1-ой мировой войны в России (Шестов, Бердяев), после 1-й мир.войны в Германии (Хайдеггер, Яаырс, Бубер) в период 2-й мир. во Франции (Сартр, Марсель Мерло-Понти, Камю, С. Де Бовуар). В 1940–50 другие европейские страны В 1960-х также и вСША. Центральная проблема - отчуждение ч-ка от об-ва. Мир абсурден, враждебен, человек сознательно делает свой выбор и поэтому свободен. Для экзистенциализма главное в ч-ке - это его социальная сущность. Суть существования выражается экзистенцией. Экзистенция - способ существования ч-ка, посредством которого он обретает неповторимую индивидуальность, истинную свободу, уникальность, проявляемые в особых эмоциональных переживаниях. Под феноменом в философии обычно понимаются явления, постигаемые в чувственном опыте. Гуссерль понимает под феноменом возникающие в сознании смыслы предметов. Гуссерль задаётся вопросом каким образом удаётся человеку постичь суть вещей. Внешний мир дан человеку в потоке феноменов. Недостаток - узкое понимание проблемы практики, которое сводится к сопоставлению феноменов в сознании.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 178; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.37.35 (0.01 с.) |