Наука в современной культуре. Инструментальная и мировоззренческая ценности науки. Сциентизм и антисциентизм в оценке настоящего и будущего науки. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Наука в современной культуре. Инструментальная и мировоззренческая ценности науки. Сциентизм и антисциентизм в оценке настоящего и будущего науки.



Образуя особую сферу культуры, наука не только испытывает воздействие существующих в обществе ценностей и идеалов, она сама оказывает активное обратное воздействие на все стороны культурно-исторического развития социума. В условиях техногенной цивилизации, делающей ставку на развитие потребительски ориентированной культуры на основе создания техники и технологии, построении экономики знаний, наука является важнейшей ценностью. Ценность научного знания выражается, прежде всего, в его практической полезности, использовании в качестве инструмента реализации разнообразных целей.В философском осмыслении науки как ценности принято выделять 2 аспекта – мировоззренческий и инструментальный.

Мировоззренческая ценность науки заключается в том, что она как совокупность истинных, достоверных сведений о различных областях мироздания выступает составной частью мировоззрения, его регулятивных функций в социокультурном поведении, профессиональной деятельности современного человека. Особо важное значение в научной структуре мировоззрения принадлежит знанию о фундаментальных принципах, законах устройства и эволюции Вселенной, возникновения и сущности жизни, природы человека, взаимодействия общества и природы.

Инструментальная ценность науки состоит в её роли как производительной силы общества, благодаря чему обеспечивается получение разнообразных продуктов труда, с помощью которых удовлетворяются потребности людей, формируются предпосылки их культурного развития, обеспечивается рост экономической эффективности, строятся коммуникации, создаются материалы, приборы и инструменты для развития нучного познания и др. Институт науки ответственен за поддержание тенденции роста потребления, являющегося стержневой ценностью современного общества. Данное применение научного знания является фактором риска соц. развития, дестабилизирует и разрушает природную среду жизни, увелич. число и масштаб техногенных катастроф. Как следствие таких противоречивых результатов инструментального применения науч. знаний, возникли 2 взаимнопротивостоящих типов убеждений относительно социальной ценности науки – сциентизм и антисциентизм.

Сциентизм (от лат.знание, наука) – философско-мировоззренческая позиция в оценке науки, сущность которой заключается в преувеличении её возможностей в получении достоверного знания, значения для прогрессивного развития общества, решения его конкретных практических проблем. Представители сциентизма (Спенсер, Карнап, Белл) считали естественные и технические науки, их методы эталоном научного знания и исследовательской деятельности. Связывали прогресс общества с прогрессом в научном познании, рассматривали науку как высшую культурную ценность. Идеи сциентизма зародились в период Просвещения и со времени своего возникновения выражали односторонне оптимистичное отношение к науке. Сциентисты не учитывали противоречивого содержания науч. открытий, не настаивали на необходимости социального, правового и т.д. регулирования применений результатов науч. деятельности. Антисциентизм представляет собой противоположную сциентизму философско-мировоззренческую позицию, состоящую в преуменьшении или отрицании позитивной роли науки в развитии общества, решении технических, технологических, военных и прочих проблем. Антисциентисты (Хайдеггер, Фейерабенд, Фромм) утверждают, что наука как система знания не может выразить природу человека (за пределами остаётся иррациональность чувственной сферы) и, следовательно, представить реальность как она есть. Антисциентисты намеренно преувеличивают отрицательные тенденции развития техники и технологии. По их мнению наука не является благом для всего человечества, они распространяют настроения неверия в науку, указывая на неразрешённые экономич, экологич проблемы, в неспособности обеспечить всех людей на планете необходимыми средствами существования. Согласно оценкам объективно настроенных исследователей, нужно одновременно защищать науку в её позитивных устремлениях, но недопускать крайностей сциентизма.


49. Проблема возможностей и границ науки. Творческая свобода и социальная ответственность ученого.

Основная проблема в использовании научных данных это проблема «польза – вред», трансформация проблемы «добро – зло». Интеллектуальная деятельность ограничивается в РБ. Например, создан проект закона об «Ограничении трансцендентных организмов».

Социальные ценности в науки укореняются через убеждения ученых. Многие ученые готовы все сделать ради денег, а многие не хотят делать зла для народа.

Сама наука в своих возможностях исходит из различных ценностных ориентаций. Не только человек зависит от природы, но и природа зависит от человека. Потребительская культура современного общества (взять из природы для благо человечества), сейчас постепенно заменяется на такое взаимодействие между человеком и природой, чтобы и человеку было хорошо и природе не в ущерб. Ценности по охране окружающей среды записаны в юридических законах и в министерствах охраны природы.

Совокупность научных ценностей принятых в науке называется этосом науки (ЭН). ЭН – это совокупность этических норм и правил исследовательской деятельности, общения и взаимоотношений в пределах научного сообщества и за его пределами в плане реализации социальных функций научного знания, формирования в общественном сознании образа науки, учёного и его труда.

Ряд императивов этоса науки носит общий характер и связан не только с деятельностью учёных: требования честности, правдивости, добросовестности и т.д. Среди особых требований на первый план выступает предписание объективности. Ведь главная задача учёного – поиск объективной истины. Идея объективной истины – это связующее звено между наукой и техникой, она составляет основу морального сознания учёных. Объективность несовместима с предвзятым мнением, она требует обоснований логикой и фактами. Вторая группа императивов этоса науки связана со свойством обоснованности знаний. Она обеспечивается методологической безупречностью исследовательских процедур. Исследователь не должен ничего скрывать, ни приукрашивать, даже если результаты исследований его не удовлетворяют. Вместе с тем все вышеперечисленные императивы этоса обесцениваются при отсутствии гуманистической направленности исследования, ведь честно можно искать и описывать истину, создавая средства уничтожения людей.

Наука это инструмент в руках общества. Наука является социально организованным институтом. Инструментом нужно управлять. Он должен быть высококачественным (кадры). Наука должна быть мобильной (быстро переходить от фундаментальных знаний к прикладным, а затем опытно-конструкторские разработки (ОКР) и внедрение). Наука должна быть средством создания техники и технологии. Наука должна быть способна видеть и решать конкретные проблемы. Наука должна решать глобальные проблемы.

Существует ли ограниченность науки?

Человек познает мир не только с помощью науки (мифы, религия и т.д.), поэтому наука не может быть единственной в познании мира; несмотря на то, что она постоянно развивается и расширяется. Поэтому наука ограничена. Наука не способна сразу решить глобальные проблемы человечества. Поэтому нужно создавать новую культуру. Дж. Хорган в своей книге «Конец науки …» видит конец науки в ограниченности разума. Он пишет, что науке нечего делать, основные проблемы решены. Он заменяет науку научной теологией.

Однако существуют и иные точки зрения. Ограниченность возможностей науки не существует, так как наука имеет внутренний потенциал развития и у нее самой есть логика. Относительная ограниченность существует.

Интерес общества к науке неоднозначен. С одной стороны, общество ждет от науки удовлетворение своих запросов, поэтому общество стремится указать ученым, не считаясь с их автономией, какими именно проблемами им следует заниматься, но с другой стороны, общество заинтересованно в эффективном функционировании науки и в длительной перспективе, а не только сегодня. Такая неоднозначность интересов придает взаимоотношениям науки и общества постоянную напряженность.

Кроме того, общество включает различные социальные слои, группы, классы, интересы которых в одной сфере близки, но в другой расходятся, а в третьей противоречат друг другу. Поэтому не исключены ситуации, когда противоборствующие социальные силы для обеспечения собственных интересов пытаются заручиться поддержкой научного сообщества или даже подчинить его себе.

Принцип невмешательства в вопросы религии, морали, политики в настоящие время часто называют принципом этической нейтральности науки. Предполагается, что ученые не затрагивают вопросы религии, этики, политики, а в обмен за это богословы, моралисты, политики также не должны вмешиваться в дела науки. Согласно принципу ценностной нейтральности, наука оперирует фактическими, а не ценностными суждениями, поэтому данный принцип называют принципом свободы от ценностных суждений. Но по своей сути научная познавательная деятельность подлежит ценностным и моральным оценкам, поскольку научное познание не только осуществляется человеком, но оно осуществляется для человека. Здесь имеются ввиду не только возможности его практически-прикладного использования, но и то, что знание, которое получает данный исследователь, по своим свойствам должно быть таким, чтобы его могли усвоить, воспринять и оценить другие, по крайней мере его коллеги. Доступное для человеческого восприятия, понимания и осмысления исследование будет считаться завершенным, если его результат не доложен коллегам на научном семинаре, симпозиуме или не опубликован в научном журнале. Ученный, делая свой результат достоянием научного сообщества, в какой-то мере отчуждает его от себя, а его коллеги получают возможность воспользоваться этим результатом для его критической оценки, для проведения новых исследований, для его прикладного применения.

Процесс научного познания регулируется познавательными и методологическими нормами. Следование этим нормам или пренебрежение ими – моральный выбор ученого, предполагающий его ответственность перед своими коллегами и научным сообществом, т. е. профессиональную ответственность, которая предполагает в идеале стремление к истине, выражающееся в получении нового логически или экспериментально обоснованного знания.

Социальная ответственность ученых реализуется во взаимоотношениях науки и общества, причем проблемы профессиональной и социальной ответственности ученых тесно переплетены, что хорошо прослеживается на примере новейших направлений исследований:

- разработка эффективных способов создания и использования трансгенных растений, последствия чего малопредсказуемы. Создаются растения-вакцины, растения-фабрики лекарств и т.д.

- использование м-дов генетической инженерии и биотехнологии в таких прикладных науках как фармакология, фармация;

- формирование биомедицинской этики относительно решения проблем эвтаназии, трансплантации органов и т.д.

- производство новых видов оружия – лазерного, бактериологического, генетического, психологического;

- борьба с компьютерными вирусами, что ставит вопрос о моральной и социальной ответственности учёных за сохранение достоверной информации на информац. носителе, создание средств защиты и контроля;

- экологический императив – совокупность тех ограниченийв активной деятельности людей, нарушение которых в ближайшее десятилетие может обернуться для человека самыми катострофическими последствими (Моисеев) и т.д.

Можно сделать вывод, что социальная ответственность ученых не есть что-то внешнее по отношению к научной деятельности. Напротив, ценностные и этические основания – неотъемлемая часть научной деятельности, которая ощутимо влияет на проблематику и направления исследований. При этом развитие науки увеличивает количество проблемных ситуаций, и пока нравственный опыт, накопленный учеными и всем человечеством, оказывается недостаточным для их разрешения. В философии науки формируется новый предмет этика науки, которая изучает закономерности этического регулирования научной деятельности и представляет собой совокупность соответствующих моральных норм и предписаний поведений учёных в отношениях к научному знанию, друг другу, обществу, гос-ву, самим себе.


50. Типология и особенности объектов, методы, познавательные средства и язык естественно-научного познания

Естествознание – совокупность наук о природе (неорганической и органической, неживой и живой). Общей задачей всех естественных наук является обязательность поиска законов природы, изучение всеобщих, повторяющихся, устойчивых связей природных явлений. Решение данной задачи предусматривает необходимость исполнения основного принципа естествознания в оценке полученных знаний – такие знания должны допускать эмпирическую проверку.

Соответственно специфике изучаемых объектов в самом общем плане естественные науки делятся на науки о живой природе (комплекс биологических дисциплин) и науки о неживой природ е (физические, химические науки, геология, астрономия).

В своём историческом развитии естествознание прошло несколько стадий, что проявлялось в особенностях возникновения, развития, разработки, накопления методов научного познания, а также увеличении разнообразия, дифференциации и интеграции объектов исследований.

Естествознание зародилось ещё в античности в форме натурфилософии, имело продолжение в позднем Средневековье, но ярко выраженное проявление получило в эпоху Возрождения (1-й период). Характерной особенностью было доминирование методов наблюдения и интуитивных догадок. Положительная роль натурфилософии заключалась в утверждении необходимости союза философии и естествознания, что нашло выражение в дальнейшем развитии естествознания.

2-ая стадия (Новое время) – аналитическое естествознание – отличалось ориентацией на экспериментально-теоретические исследования. На этой стадии складываются физика, химия, биология, география, геология. Произошла дифференциация наук (химия разделилась на органическу и неорганическую и т.д.). Преимущественное изучение предметов природы в сравнении с процессами, рассмотрение природы как неизменной во времени, познание отдельных её сфер как не связанных между собой.

3 стадия – (конец 19-нач.20в) – переход от аналитического к синтетическому развитию естественных наук. Формирование дисциплинарного знания на стыке областей смежных наук: физическая химия, биохимия, физико-химическая биология. Сложным природным объектом, изучаемым многими науками явл-ся живой организм.

4 стадия – 20-21в – дальнейшая глубокая дифференцировка научного знания, возникновение множества практически ориентированных науч. направлений в физике, химии, биологии. Образование единых комплексов знаний, включающих достижение естественных, гуманитарных, общественных, технических наук. Проявляются тенденции технологизации науки и проявление её трансдисциплинарного характера (истинность знаний какой-либо науки оценивается в контексте связи с другими науками, практической ценности, экономической эффективности).

Важнейшими понятиями языка науки становятся понятия «интегративность», «отношения», «синтез», применяемые для изучения экосистем. В науке утверждается императив целостности, системности, ориентирующий на развитие в естествознании методологии и методов системного, интердисциплинарного исследования.

В современной науке в качестве объектов исследований используется типология системных объектов, предложенная в 70-х гг 20в Поваровым и скорректированная Стёпиным с учётом основных принципов синергетической методологии. В соответствии с данной методологией необходимо различать простые, саморегулирующиеся и саморазвивающиеся системы. Синергетический подход ориентирует на выявление, прежде всего в саморазвивающихся системах, свойств нелинейности, открытости, спонтанных изменений и возникновения нового качества, пространственно-временной необратимости.

Методологический арсенал современногоестествознания включает следующие методологические принципы (общие требования), выполняющие регулятивную, эвристическую, ограничивающую роль в науч. познании.: принцип проверяемости, опровергаемости, наблюдаемости, простоты, соответствия или преемственности, инвариантности или симметрии, согласованности, системности.

Устойчивые приёмы организации научного познания и истолковывания изучаемых явлений природы – «познавательные модели». Чайковский сформулировал 5 моделей:

1) схоластическая – возникла в средневековье и заключалась в изучении природных явлений с позиции формального соответствия причины-следствия;

2) Механическая (с 17 в) объясняла природу как механизм, идеализировала механически понимаемую причинность в истолковывании изучаемой реальности;

3) Статистическая (15 в) - включила внауку теории создания баланса, принцип «оперирования» средними величинами, стимулировала разработку и распространение статистических методов исследований;

4) Системная – изучение природы, разнообразных объектов как целостных, образующихся посредством взаимодействия входящих в неё явлений;

5) Диатропическая (от греч разнообразный, характерный) исследует общие свойства сходства и различия, обнаруживающихся в больших совокупностях объектов. Всё большее распространение получает синергетическая модель, исследующая механизмы, закономерности самоорганизации различных по природе системных объектов.

Основу мышления образуют три концепции: системный подход, эволюция, теория самоорганизации.

Классификация современного естествознания:

А) по содержанию и методам исследования природных явлений: эмпирическое (описательное) и теоретическое;

Б) по формам влияния на практическую деятельность: фундаментальное и прикладное;

В) по типам познавательных установок: аналитическоеи синтетическое.

Выделяют теоретические прикладные дисциплины – физика металлов, физика полупроводников и прктические прикладные дисциплины – металловедение, полупроводниковая технология;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 701; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.107.161 (0.032 с.)