Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проблема единства естественных наук. Взаимодействие естественных и технических наук.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Естественные науки - это совокупность всех наук, занимающихся исследованием природы. Главные сферы естественных наук - материя, жизнь, человек, Земля, Вселенная - позволили сгруппировать их следующим образом: 1. физика, химия, физическая химия; 2. биология, ботаника, зоология; 3. анатомия, физиология, учение о происхождении и развитии, учение о наследственности; 4. геология, минералогия, палеонтология, метеорология, география; 5. астрономия вместе с астрофизикой и астрохимией. Отличие техническтих наук от естественных состоит в том, что они детерменированны не столько природными объектами, сколько характеристиками «второй», искусственной природы – технической основы цивилизации. Цель познания у ест.наук – открытие истинны и всеобщих законов, для технических-выработка инструментального знания, ориентированного на создание новой реальности. Специфика законов: ЕН-всеобщие законы, Т - комплексные по характеру законы, которым подчиняются искусственные объекты (пр. законы композитных материалов). Методы: ЕН- общенаучные методы и традиции, естественно-научный эксперимент, опыт, наблюдение. Т- синтезирующие методы и комбинационные методы. процесс научного знания для ЕН направлен на научное открытие, у Т. на новые изобретения. Если окружающий нас мир един и образует единое и целостное образование, то и знание о нем имеет фундаментальное единство. И хотя наука разделена на дисциплины, но существуют фундаментальные законы отображающие единство и целостность природы, законы составляющие фундаментальное единство естественных наук. С помощью таких законов, которым подчиняются классы явлений и целые области природы, как раз и раскрывают единство природы, взаимосвязь и взаимодействие составляющих ее объектов и процессов. Например, закон сохранения материи справедлив и для химических, и для физических, и для биологических процессов. Ярким воплощением единства всех форм знаний о мире представляет собой научный метод, которым пользуются все естественные науки. Тот факт, что познание в естественных науках в целом совершается по некоторым общим принципам, правилам и способам деятельности, свидетельствуют, с одной стороны об общем, едином источнике их познания, с другой стороны, о взаимосвязи и единстве этих наук. На теоретической стадии строят гипотезы и теории, открывают законы науки. Затем гипотезу проверяют экспериментом. Если результаты эксперимента не совпадают с гипотезой, то опровергается сама гипотеза. Но это возможно поспешный вывод, проводятся разнообразные эксперименты и их достоверность зависит от уровня развития науки и техники. Наблюдение - это первоначальный источник информации, но в основе наблюдений лежит теория, идея. Эксперимент - важнейший метод эмпирического исследования, для наблюдения процессов в условиях, меньше всего подверженных воздействию посторонних факторов. Измерения являются дополнением любого эксперимента. Единство естественных наук подтверждает и междисциплинарные методы исследования, например системный метод. Хотя системы, встречающиеся в природе имеют разное строение и разные признаки, но все они самоорганизующиеся системы, и нельзя противопоставлять живые и неживые системы. Рассмотрим пример взаимодействия естественных наук: физики и химии. Физикам и химикам, предложено исследовать образец неизвестного вещества. Каждая из этих наук обладает своими методиками и методами исследований: физики будут определять физические параметры образца (вес, плотность, механические свойства), химики химические свойства и состав химическими методами. Но есть более современные методы исследования, такие как спектральный анализ, позволяющий определить химикам химический состав. Этот метод позаимствован у физиков. Т.е. в конкретном случае эти науки объединяет метод, но не это является фундаментальной основой их единства. В итоге исследований будет получено два представления об одном образце, каждый из которых не дает полной картины. Полное представление может дать только вся сумма знаний естественных наук. Получается, что эти науки объединяет конкретный образец. До недавнего времени основным типом взаимодействия науки и практики было внедрение тех или иных уже полученных результатов научного поиска в промышленность, сельское хозяйство и другие сферы практики. В этом случае весь цикл - от фундаментальной идеи до ее практического воплощения оказывается преимущественно однонаправленным. В результате подчас разрабатывается и внедряется не то, что нужно потребителю, а то, что выгоднее или проще для тех, кто создает новую технику. В ходе практической реализации идеи, а иногда и после этого начинают выявляться непредвиденные - и далеко не всегда желательные - эффекты. Сегодня мы можем не знать точно, какими именно будут в каждом конкретном случае нежелательные последствия практической реализации новых научно-технических достижений. Но уже имеется достаточный опыт для того, чтобы предвидеть саму возможность их возникновения и быть готовыми к их ликвидации. Ясно, что для этого необходимо опираться на данные всего комплекса наук. Когда наука все больше становится необходимым условием развития, как производства, экономики, так и других сфер общественной жизни, сам процесс практического использования научно-технических знаний доложен стать четко планируемым и социально организованным. Необходимость взаимодействия общественных, естественных и технических возникает всякий раз там, где приходится управлять обширной сферой совместной и целенаправленной деятельности людей, будь то программа регионального развития или программа освоения космоса, защита окружающей среды или измерение, оптимизация и стимулирование трудовой деятельности и т. п. Комплексный подход здесь нужен и для разработки программ развития соответствующей сферы, и для реализации этой программы. Взаимодействие наук осуществляется в связи с изучением конкретных практических и научных проблем и ведет к образованию новых блоков, комплексов общественно-научного, естественнонаучного и технического знания. За этим взаимодействием стоят процессы не только интеграции, но и дифференциации научного знания, появления новых исследовательских областей и направлений. Один из важных и показательных результатов усиливающегося взаимодействие наук - возникновение и распространение в современном познании широких научных подходов и методов (кибернетики, теории информации, системного исследования и т. д.), которые находят применение в самых разных сферах науки, при изучении объектов самого различного содержания. Возникновение и расширение глобальных проблем (образования, голода, перенаселения) потребовало подключить различные другие науки к решению проблем и стало осуществлять постепенное сближение технических и естественных наук в области экспериментирования. Синтез методов произошел и продолжает осуществляться на уровне глобальных моделей, в них продолжается развитие. Развитие науки характ-ся диалектическим вз-ем двух противоположных процессов - дифференциацией (выделением новых научных дисциплин) и интеграцией (синтезом знания, объединением ряда наук - чаще всего в дисциплины, находящиеся на их "стыке"). На одних этапах развития науки преобладает дифференциация (особенно в период возникновения науки в целом и отдельных наук), на других - их интеграция, это характерно для современной науки. Как только биологи углубились в изучение живого настолько, что поняли огромное значение хим-х процессов и превращений в клетках, тканях, организмах, началось усиленное изучение этих процессов, накопление результатов, что привело к возникновению новой науки - биохимии. Т.о., развитие науки представляет собой диалектический процесс, в к-м дифференциация сопровождается интеграцией, происходит взаимопроникновение и объединение в единое целое самых различ. направлений науч. познания мира, вз-ие разных методов и идей. В современной науке получает все большее распространение объединение наук для разрешения глобальных проблем, выдвигаемых практическими потребностями. Так, например, сложная проблема исследования Космоса потребовала объединения усилий ученых самых различных специальностей. Решение очень актуальной сегодня эколог-ой проблемы невозможно без тесного вз-ия естеств-ых и гуманит-ых наук, без синтеза вырабатываемых ими идей и методов. 53. Экологические, гуманитарные, этические, аксеологические аспекты развития современного естественнонаучного познания и экспертиза научных проектов Главной задачей для всех наук является сохранение репродуктивных возможностей экосистем и гармоническое развитие чел. общества и природы. Экологизация науки – это результат экологического десятилетия (1972–1992). В это время обнаружилась, что определяющий фактор развития цивилизации– взаимоотношения между человеком, обществом и природой. Экологизация – это проникновение экознаний в естествознание, техникознание и человекознание. Уровни экологизации: 1. Внутринаучная экологизация (выявление и использование биосферных знаний в системе конкретной научной дисциплины: экологические аспекты физики) 2. Междисциплинарная экологизация (формирование экодисциплин эконаправленности: экоматематика, экофизика, экоэкономика, экоправо) 3. Проблемная эклогизация (необходимость становления взаимосвязей различных областей современного научного знания для решения конкретной экологической задачи: повышение безопасности функционирования АЭС) Суть экологизации наук на примере физики 1. Изменение содержания воззрений на характер изучаемых объектов: физика должна опираться на идеи саморазвивающихся систем 2. Тезис о единстве всех естественных форм природы от электрона до Вселенной: вселенная рассматривается как саморазвивающаяся 3. Физика брошена на решение экологических проблем: для РБ авария на ЧАЭС Получает приоритет биологическое знание: изучаются целостные живые системы на разных уровнях. В современной биологии решаются гуманитарные проблемы: Чернобыльский синдром – особое психологическое состояние Возникла экологическая химия: выявляет механизмы для предупреждения воздействия химизации на людей. Химизация биосферы это загрязнение биосферы химическими отходами. Необходимость химических технологий (исчезающие пластмассы – разлагаются при естественных природных условиях). Техникознание Технические науки принадлежат 1. к природным наукам (невозможны без естествознания) 2. к гуманитарным наукам (решают социальные проблемы) Т. о. в техникознании учитывается взаимосвязь человека и биосферы. Проблемы технических наук: 1. необходимо создание общей теории технического знания, для решения проблемы оптимального сочетания природного и искусственного 2. проблема создания замкнутых технологических процессов (безотходный цикл). Экологизация в модернизации всех технологий Создаются службы оценки технологии на всех этапах от проекта до производства: 1) проверка эффективности и экологичности 2) анализ социоэкономической эффективности 3) учет технических, юридических, социокультурных аспектов новой технологии 4) суммарный показатель 1–3: социоэкологический (последствия для человека, общества, биосферы Выводы: 1. Экологическая проблема является одной из наиболее приоритетных в развитии науки 2. На основе экологизации осуществляется новый уровень интеграции (?экологизации?) научного знания 3. Экологизация дает прирост нового знания в разных науках Гуманитарный аспект, по всей видимости, состоит в том, что естествознание должно быть направлено на решение общечеловеческих, социальных проблем. Этический аспект, возможно, касается учета этических, моральных норм при разработке новых знаний в естествознании и анализ результатов в естествознании именно с данной стороны. Гуманитарная и этическая экспертиза науч. проектов основаны на принципах: пр-п гуманности по отношению к человеку и биосфере, пр-п биоантропоцентризма, пр-п гласности, кооператива, пр-п соединения этики и экологии (категорический императив по отн-ю к природе), пр-п эконом-ой эфф-ти потребления, социального равновесия в социуме
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 371; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.40.216 (0.009 с.) |