Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Природа как среда обитания человека. Научные и философские представления о биосфере и ноосфере, в их историко-генетическом единстве и развитии.
Природа – одно из центральных понятий философской мысли и культуры и обладает широким спектром значений. В предельно широком смысле, природа – есть совокупность всего сущего с бесконечным проявлением его свойств, включая людей с их мыслями об окружающем мире. Такое понятие природы тождественно понятию Вселенная, материя, бытие. В более узком смысле, природа - среда обитания человека, т.е. данное понятие выражает не только естественные, но и искусственные условия существования человека, с этой точки зрения человек осуществляет свои потребности посредством труда. Рассматривая природу как среду обитания, последнюю подразделяют на естественную и искусственную. Под естественной средой обитания понимают природу (гео- и биосферу), а под искусственной – различные сферы деятельности человека и социальной организации его жизни (социо-, антропо-, техносфера). Отношения человека с естественной средой обитания зависят как от природных условий, так и от уровня развития материального производства. Т.к. материальное производство – основная форма отношений между человеком и природой, а материально-преобразующая деятельность – сущностная потребность человека по реализации себя в мире, то в результате создаётся искусственная среда обитания человека или «вторая природа» - это всё то, что так или иначе произведено человеком.К настоящему времени искусственно созданная ч-ком техносфера стала сопоставима с биосферой земли: техномасса значительно превосходит естественную биомассу. Термин биосфера впервые был употреблён фр. учёным Ламарком в 1804 г. для обозначения совокупности живых организмов, населяющих земной шар. Философский смысл понятие биосфера получило у Вернадского (1926 г., труд «Биосфера»), который ввёл термин «живое вещество», охватывающий совокупность населяющих землю организмов, а биосферой назвал всю ту среду, в которой оно находится. В биосфере существует «плёнка жизни» с максимальной концентрацией живого вещества. Между неживыми природными телами и живыми веществами постоянно осуществляется энергетический обмен, выражающийся в движении атомов, вызванном живым веществом. Живое вещество охватывает всю биосферу, создаёт и изменяет её, однако по весу и объёму занимает её небольшую часть. Неживое вещество доминирует в структуре биосферы. Вернадский создал биогеохимическую концепцию биосферы – связь биологии и химии; всё отмирает до хим. элементов, потребляемых микроорганизмами-декструкторами. Появление человеч. жизни в биосфере привносит изменения в её динамику: если живые организмы взаимодействуют трофическими (пищевыми) цепями и в результате изменяют живое вещество и энергию биосферы, то человек включается в связи с ней на основании трудовой деятельности. Полагается, что вначале человек осуществил биосферную «технологию» (нахождение в природе готовых жизненных средств), а затем производство привело к новой форме отношений человека с биосферой. Поэтому появление человека и его деятельности по изменению природы рассм-ся как закономерный этап эволюции биосферы. Этот этап должен привести к тому, что под влиянием науч. мысли и коллективного труда биосфера должна перейти в новое состояние, именуемое ноосферой. Т.О. биосфера прошла несколько этапов эволюции: возникн-ие биологич-го круговорота; усложнение циклической струк-ры жизни в результате появления многоклеточных организмов; возникн-ие челов-го общества; увелич-ие влияния чел-ка на биос-ру, появлен. техносферы; переход к ноосфере.
Понятие ноосфера впервые использовал фр. математик Леруа в 1927, но по его признанию, оно возникло у него под влиянием лекций Вернадского о биосфере Земли. Данный термин встречается и в концепцияи «христианского эволюционизма» фр. естествоиспытателя и философа Тейяра де Шардена. Ноосфера у него обозначала часть природы, представляющей собой чисто духовное явление, т.е. «мыслящий пласт», развивающийся над миром растений и животных – вне биосферы и над ней. У Вернадского ноосфера – это качественно новый этап этап эволюции биосферы, определяемый историческим развитием человечества, его трудом и разумом. Учение о ноосфере часто называют биосферно-ноосферной концепцией Вернадского, которую можно представить рядом базовых предпосылок: 1) деятельность человека постепенно становится основным фактором эволюции биосферы как космического тела; 2) для будущего развития человечества и биосферы человек должен взять на себя ответственность за характер протекания основных процессов планеты. В этом смысле можно говорить о наступлении эпохи ноосферы, когда развитие цивилизации будет согласовано с эволюцией планеты и прежде всего биосферы
11. Понятие движения и развития в науке и философии. Диалектика как философская теория развития: единство онтологического, гносеологического и логического аспектов Движение – важнейший атрибут материи. Движение – изменение вообще, всякое. Под движением материи нужно понимать не только механическое перемещение тел в пространстве, но и любые взаимодействия, а также изменения состояний объектов, которые вызываются этими взаимодействиями. Движение - это и взаимное превращение элементарных частиц, и обмен веществ в клетках организма, и обмен деятельностью между людьми в процессе их социальной жизни. Материя не может существовать вне движения. Любой ее объект существует лишь благодаря тому, что в нем воспроизводятся определенные типы движения. При их уничтожении объект прекращает свое существование, переходит в другие объекты, которые, в свою очередь, характеризуются определенным набором типов и форм движения. Иначе говоря, движение внутренне присуще материи. Оно так же абсолютно, как абсолютна сама материя. Понятие движения противоречиво. Его нельзя свести только к покою или устойчивости. Движение включает в себя понятие покоя, которое представляет собой момент движения. Покой – устойчивость движения по отношению к определённой системе координат, т.е. покой относителен, в отличие от движения. Непрерывность движения – универсальное движение Вселенной, которое никогда не прекращалось. Прерывность движения – выражение того факта, что движение складывается из отдельных, приходящих процессов, которые имеют как начало, так и конец. Абсолютность движения выражается в его непрерывности. Относительность движения усматривается в том, что в движении существует понятие покоя и прерывистость. Для движения существует ряд принципов: сохранение и изменение движения; устойчивость и изменчивость движения. В окружающей действительности можно выделить 1. механическая форма (перемещение макротел в пространстве); 2. физическая (тепловые процессы, магнитные взаимодействия); 3. химическая (взаимодействия между атомами); 4. биологическая (органическая жизнь, обмен веществ, процесс функционирования живой клетки); 5. социальная или общественная (любые общественные процессы). В природе не существует чистых форм движения материи. Существуют сложные процессы взаимодействий и взаимопереходов. Движение с точки зрения философии – развитие общества, социума; с т.зрения науки рассматриваются другие формы движения (биолог., хим., физ., механич.). Все формы движения основаны на противоречии: физическое – «+»и «–» заряженные частицы; химическое – синтез и распад; биолог. – наследственность и изменчивость; механич. – притяжение и отталкивание; социальное – противоречия между производительными силами и производственными отношениями.
Выделяют 2 типа движения: 1) движение с сохранением качества предмета – происходят количественные изменения; в предмете всегда происходят некоторые изменения, и он никогда не бывает тождествен самому себе во времени. Известно изречение Гераклита: в одну и ту же реку нельзя войти дважды, ибо на входящего каждый раз текут новые воды. 2) изменение качественного состояние предмета, переход от одного качества к другому. Это может быть разрушение предмета, распад его на составляющие элементы. Но может быть и более сложный процесс, когда благодаря взаимодействию объекты образуют новый объект. Процессы, связанные с преобразованием качества предметов, с появлением новых качественных состояний, характеризуются как развитие. Свойства развития: · всеобщность (развитие существует на всех уровнях организации материи) · необратимость (развитие связано с появлением в системе новых элементов или нового способа связи ее частей, что делает невозможным возврат объекта в исходное состояние) · направленность (протекание процесса по восходящей или нисходящей ветви развития: прогресс, регресс, одноплоскостное развитие. Прогрессивное развитие – усложнение существующей организации, ее преобразование на более высокую ступень развития. Одноплоскостное развитие связано с сохранением существующей организации без существенного ее изменения. Регресс – обратное движение, понижение сложившегося уровня организации, возврат к ранее существующим уровням, утрата способности выполнять определенные функции).Развитие можно представить как спираль с бесконечным рядом витков. Понятие диалектики возникло в древности и первоначально связывалось с искусством ведения диалога. Сократ (ввёл понятие диалектики) и Платон предложили двухступенчатый диалектический метод: негативная диалектика (индукция) подвести человека к тому, что он ничего не знает (Сократ).и позитивная диалектика – дедукция от частного к общему. Диалектика – философское учение о развивающемся бытии и методах его познания. Исторические формы диалектики: 1. античная диалектика Д (стихийная Д.) – диалектические взгляды являлись результатом преимущественно обычного наблюдения за повседневными процессами в мире и существовали в форме отдельных эмпирических догадог и положений, не связанных в единую систему знаний. Всё течёт, всё изменяется (Гераклит); Фалес – вода (и единая сущность и может находится в дифференциальных состояниях); Демокрит – диалектическое противоречие единого из многого (атомы);
2. идеалистическая Д – нем. классич. ф-фия. Под развитием у Гегеля понимается самодвижение и самопознание абсолютной идеи, что обеспечивает тождество бытия и мышления. Движение представляет собой самопознание. Абсолютная идея – своеобразный логический принцип рационального объяснения бытия. Отсюда вытекает, что все действительное разумно, все разумное действительно, т.е. признается принцип панлогизма (объединение онтологии и гносеологии). Согласно панлогизму, все соотв-т разуму, все явл. логикой. Д. по Гегелю – учение о развитии, принцип творческого мышления, метод постижения истины. Например, есть субстанция – идея, она где-то проявлятся – в природе; одним из компонентов природы является человек, но у него есть сознание. Сознание – это только частичка Логоса (абсолютного разума). Человек будучи природой способен познавать её и себя в этой природе. В основе познания и логики лежит треугольный цикл: тезис(субъективный дух), антитезис, синтез(объективный дух). Благодаря отрицанию тезис становится антитезисом, а в результате двойного отрицания происходит их синтез. Через отрицание мышление пытается понять процессы внутри бытия, поэтому движение мышления явл. онтологичным. 3 материалистическая Д(Маркс, Энгельс). Характерна объективность рассмотрения явлений, стремление постичь вещь саму по себе. Данные принципы проявляются в объективной и субъективной Д. Объективная – движение и развитие в самом материал.мире как едином взаимосвязанном целом; не зависит от человека. Субъективная – движение и развитие мыслей, понятий, к-е отражают в сознании объективную Д. Предмет Д. как науки – всеобщие, объективные принципы и законы развития материал.мира. Д. рассматривает мир в постоянном изменении и развитии, в движении. Движение совершается по спирали. Источник развития – во внутренних противоречиях самих предметов. Появл. понятие практики, в начале нужно познать. Для него первична действит-ть, пока она не изменяется, не изменяется сознание. Гегель не применял диалектику к развитию общества, чел-ва. Именно диалектика марксизма включает социальную диалектику. 4. Экзистенциональная, 5 Негативная (франкфуртская школа), 6. Теологическая(идеалистическая неотомизм) Основные принципы диалектики:1. принцип всеобщности связи и развития – чтобы понять предмет философии, надо изучить все его стороны и связи; 2. принцип системности; 3. принцип причинности; 4. принцип историзма; 5. принцип всесторонности 6. принцип развития - Д. рассматривает мир в постоянном изменении и развитии, в движении. Категории диалектики представляют собой философские понятия, в которых отражаются всеобщие и существенные связи объективной реальности. Для диалектики характерно формирование парных категорий: сущность и явления; причина и следствие; возможность и действительность; форма и содержание;часть и целое;необходимость и случайность. Законы диалектики
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 535; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.114.5 (0.025 с.) |