Природа как среда обитания человека. Научные и философские представления о биосфере и ноосфере, в их историко-генетическом единстве и развитии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Природа как среда обитания человека. Научные и философские представления о биосфере и ноосфере, в их историко-генетическом единстве и развитии.



Природа – одно из центральных понятий философской мысли и культуры и обладает широким спектром значений. В предельно широком смысле, природа – есть совокупность всего сущего с бесконечным проявлением его свойств, включая людей с их мыслями об окружающем мире. Такое понятие природы тождественно понятию Вселенная, материя, бытие. В более узком смысле, природа - среда обитания человека, т.е. данное понятие выражает не только естественные, но и искусственные условия существования человека, с этой точки зрения человек осуществляет свои потребности посредством труда.

Рассматривая природу как среду обитания, последнюю подразделяют на естественную и искусственную. Под естественной средой обитания понимают природу (гео- и биосферу), а под искусственной – различные сферы деятельности человека и социальной организации его жизни (социо-, антропо-, техносфера). Отношения человека с естественной средой обитания зависят как от природных условий, так и от уровня развития материального производства. Т.к. материальное производство – основная форма отношений между человеком и природой, а материально-преобразующая деятельность – сущностная потребность человека по реализации себя в мире, то в результате создаётся искусственная среда обитания человека или «вторая природа» - это всё то, что так или иначе произведено человеком.К настоящему времени искусственно созданная ч-ком техносфера стала сопоставима с биосферой земли: техномасса значительно превосходит естественную биомассу.

Термин биосфера впервые был употреблён фр. учёным Ламарком в 1804 г. для обозначения совокупности живых организмов, населяющих земной шар. Философский смысл понятие биосфера получило у Вернадского (1926 г., труд «Биосфера»), который ввёл термин «живое вещество», охватывающий совокупность населяющих землю организмов, а биосферой назвал всю ту среду, в которой оно находится. В биосфере существует «плёнка жизни» с максимальной концентрацией живого вещества. Между неживыми природными телами и живыми веществами постоянно осуществляется энергетический обмен, выражающийся в движении атомов, вызванном живым веществом. Живое вещество охватывает всю биосферу, создаёт и изменяет её, однако по весу и объёму занимает её небольшую часть. Неживое вещество доминирует в структуре биосферы. Вернадский создал биогеохимическую концепцию биосферы – связь биологии и химии; всё отмирает до хим. элементов, потребляемых микроорганизмами-декструкторами. Появление человеч. жизни в биосфере привносит изменения в её динамику: если живые организмы взаимодействуют трофическими (пищевыми) цепями и в результате изменяют живое вещество и энергию биосферы, то человек включается в связи с ней на основании трудовой деятельности. Полагается, что вначале человек осуществил биосферную «технологию» (нахождение в природе готовых жизненных средств), а затем производство привело к новой форме отношений человека с биосферой. Поэтому появление человека и его деятельности по изменению природы рассм-ся как закономерный этап эволюции биосферы. Этот этап должен привести к тому, что под влиянием науч. мысли и коллективного труда биосфера должна перейти в новое состояние, именуемое ноосферой. Т.О. биосфера прошла несколько этапов эволюции: возникн-ие биологич-го круговорота; усложнение циклической струк-ры жизни в результате появления многоклеточных организмов; возникн-ие челов-го общества; увелич-ие влияния чел-ка на биос-ру, появлен. техносферы; переход к ноосфере.

Понятие ноосфера впервые использовал фр. математик Леруа в 1927, но по его признанию, оно возникло у него под влиянием лекций Вернадского о биосфере Земли. Данный термин встречается и в концепцияи «христианского эволюционизма» фр. естествоиспытателя и философа Тейяра де Шардена. Ноосфера у него обозначала часть природы, представляющей собой чисто духовное явление, т.е. «мыслящий пласт», развивающийся над миром растений и животных – вне биосферы и над ней.

У Вернадского ноосфера – это качественно новый этап этап эволюции биосферы, определяемый историческим развитием человечества, его трудом и разумом. Учение о ноосфере часто называют биосферно-ноосферной концепцией Вернадского, которую можно представить рядом базовых предпосылок: 1) деятельность человека постепенно становится основным фактором эволюции биосферы как космического тела; 2) для будущего развития человечества и биосферы человек должен взять на себя ответственность за характер протекания основных процессов планеты. В этом смысле можно говорить о наступлении эпохи ноосферы, когда развитие цивилизации будет согласовано с эволюцией планеты и прежде всего биосферы

 

 


 

11. Понятие движения и развития в науке и философии. Диалектика как философская теория развития: единство онтологического, гносеологического и логического аспектов

Движение – важнейший атрибут материи. Движение – изменение вообще, всякое. Под движением материи нужно понимать не только механическое перемещение тел в пространстве, но и любые взаимодействия, а также изменения состояний объектов, которые вызываются этими взаимодействиями. Движение - это и взаимное превращение элементарных частиц, и обмен веществ в клетках организма, и обмен деятельностью между людьми в процессе их социальной жизни. Материя не может существовать вне движения. Любой ее объект существует лишь благодаря тому, что в нем воспроизводятся определенные типы движения. При их уничтожении объект прекращает свое существование, переходит в другие объекты, которые, в свою очередь, характеризуются определенным набором типов и форм движения. Иначе говоря, движение внутренне присуще материи. Оно так же абсолютно, как абсолютна сама материя.

Понятие движения противоречиво. Его нельзя свести только к покою или устойчивости. Движение включает в себя понятие покоя, которое представляет собой момент движения. Покой – устойчивость движения по отношению к определённой системе координат, т.е. покой относителен, в отличие от движения.

Непрерывность движения – универсальное движение Вселенной, которое никогда не прекращалось. Прерывность движения – выражение того факта, что движение складывается из отдельных, приходящих процессов, которые имеют как начало, так и конец. Абсолютность движения выражается в его непрерывности. Относительность движения усматривается в том, что в движении существует понятие покоя и прерывистость.

Для движения существует ряд принципов: сохранение и изменение движения; устойчивость и изменчивость движения.

В окружающей действительности можно выделить
5 основных форм движения материи (Энгельс), которые соответствуют уровням организации материи:

1. механическая форма (перемещение макротел в пространстве); 2. физическая (тепловые процессы, магнитные взаимодействия); 3. химическая (взаимодействия между атомами); 4. биологическая (органическая жизнь, обмен веществ, процесс функционирования живой клетки); 5. социальная или общественная (любые общественные процессы).

В природе не существует чистых форм движения материи. Существуют сложные процессы взаимодействий и взаимопереходов. Движение с точки зрения философии – развитие общества, социума; с т.зрения науки рассматриваются другие формы движения (биолог., хим., физ., механич.). Все формы движения основаны на противоречии: физическое – «+»и «–» заряженные частицы; химическое – синтез и распад; биолог. – наследственность и изменчивость; механич. – притяжение и отталкивание; социальное – противоречия между производительными силами и производственными отношениями.

Выделяют 2 типа движения: 1) движение с сохранением качества предмета – происходят количественные изменения; в предмете всегда происходят некоторые изменения, и он никогда не бывает тождествен самому себе во времени. Известно изречение Гераклита: в одну и ту же реку нельзя войти дважды, ибо на входящего каждый раз текут новые воды.

2) изменение качественного состояние предмета, переход от одного качества к другому. Это может быть разрушение предмета, распад его на составляющие элементы. Но может быть и более сложный процесс, когда благодаря взаимодействию объекты образуют новый объект.

Процессы, связанные с преобразованием качества предметов, с появлением новых качественных состояний, характеризуются как развитие.

Свойства развития:

· всеобщность (развитие существует на всех уровнях организации материи)

· необратимость (развитие связано с появлением в системе новых элементов или нового способа связи ее частей, что делает невозможным возврат объекта в исходное состояние)

· направленность (протекание процесса по восходящей или нисходящей ветви развития: прогресс, регресс, одноплоскостное развитие. Прогрессивное развитие – усложнение существующей организации, ее преобразование на более высокую ступень развития. Одноплоскостное развитие связано с сохранением существующей организации без существенного ее изменения. Регресс – обратное движение, понижение сложившегося уровня организации, возврат к ранее существующим уровням, утрата способности выполнять определенные функции).Развитие можно представить как спираль с бесконечным рядом витков.

Понятие диалектики возникло в древности и первоначально связывалось с искусством ведения диалога. Сократ (ввёл понятие диалектики) и Платон предложили двухступенчатый диалектический метод: негативная диалектика (индукция) подвести человека к тому, что он ничего не знает (Сократ).и позитивная диалектика – дедукция от частного к общему.

Диалектика – философское учение о развивающемся бытии и методах его познания. Исторические формы диалектики:

1. античная диалектика Д (стихийная Д.) – диалектические взгляды являлись результатом преимущественно обычного наблюдения за повседневными процессами в мире и существовали в форме отдельных эмпирических догадог и положений, не связанных в единую систему знаний. Всё течёт, всё изменяется (Гераклит); Фалес – вода (и единая сущность и может находится в дифференциальных состояниях); Демокрит – диалектическое противоречие единого из многого (атомы);

2. идеалистическая Д – нем. классич. ф-фия. Под развитием у Гегеля понимается самодвижение и самопознание абсолютной идеи, что обеспечивает тождество бытия и мышления. Движение представляет собой самопознание. Абсолютная идея – своеобразный логический принцип рационального объяснения бытия. Отсюда вытекает, что все действительное разумно, все разумное действительно, т.е. признается принцип панлогизма (объединение онтологии и гносеологии). Согласно панлогизму, все соотв-т разуму, все явл. логикой. Д. по Гегелю – учение о развитии, принцип творческого мышления, метод постижения истины. Например, есть субстанция – идея, она где-то проявлятся – в природе; одним из компонентов природы является человек, но у него есть сознание. Сознание – это только частичка Логоса (абсолютного разума). Человек будучи природой способен познавать её и себя в этой природе. В основе познания и логики лежит треугольный цикл: тезис(субъективный дух), антитезис, синтез(объективный дух). Благодаря отрицанию тезис становится антитезисом, а в результате двойного отрицания происходит их синтез. Через отрицание мышление пытается понять процессы внутри бытия, поэтому движение мышления явл. онтологичным.

3 материалистическая Д(Маркс, Энгельс). Характерна объективность рассмотрения явлений, стремление постичь вещь саму по себе. Данные принципы проявляются в объективной и субъективной Д. Объективная – движение и развитие в самом материал.мире как едином взаимосвязанном целом; не зависит от человека. Субъективная – движение и развитие мыслей, понятий, к-е отражают в сознании объективную Д. Предмет Д. как науки – всеобщие, объективные принципы и законы развития материал.мира. Д. рассматривает мир в постоянном изменении и развитии, в движении. Движение совершается по спирали. Источник развития – во внутренних противоречиях самих предметов. Появл. понятие практики, в начале нужно познать. Для него первична действит-ть, пока она не изменяется, не изменяется сознание. Гегель не применял диалектику к развитию общества, чел-ва. Именно диалектика марксизма включает социальную диалектику.

4. Экзистенциональная, 5 Негативная (франкфуртская школа), 6. Теологическая(идеалистическая неотомизм)

Основные принципы диалектики:1. принцип всеобщности связи и развития – чтобы понять предмет философии, надо изучить все его стороны и связи; 2. принцип системности; 3. принцип причинности; 4. принцип историзма; 5. принцип всесторонности 6. принцип развития - Д. рассматривает мир в постоянном изменении и развитии, в движении.

Категории диалектики представляют собой философские понятия, в которых отражаются всеобщие и существенные связи объективной реальности. Для диалектики характерно формирование парных категорий: сущность и явления; причина и следствие; возможность и действительность; форма и содержание;часть и целое;необходимость и случайность.

Законы диалектики



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 535; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.114.5 (0.025 с.)