Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сознания. Язык. Коммуникации. Их взаимосвязь.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Сознание - это высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека. Глубочайшей сущностью сознания в гносеологическом плане является его идеальность. Идеальность сознания есть не что иное, как отражение действительности в форме знаний, эмоций, воли, видов и способов (логики) практической деятельности человека. Отражение — это результат взаимодействия, в котором фиксировано то, что принадлежит отражаемому телу. Ощущения составляют начальную форму психики животных, Психика не является свойством живой материи вообще. Она есть свойство высших форм органической материи. Психика — это способность живых существ создавать чувственные и сообщенные образы внешней действительности и реагировать на них сообразно своим потребностям. Структура психики человека включает эмоциинально-чувственный компонент, волевую регуляцию и память. - Эмоционально-чувственный компонент составляет основание психики. Эмоции (чувства) —это следствие, реакция на реальность, а также и причина, предпосылка второго компонента структуры психики — волевой регуляции. - Воля, обнаруживает себя в ситуациях выбора, принятья решения и его осуществления, подготавливает соответствующий акт сознания, определяет меру ориентационной устойчивости. - Третий компонент структуры психики представлен памятью.Память — это способность человека сохранять и воспроизводить опыт своей деятельности. Основные характеристики сознания: интенциональность (направленность С. во вне); предметность (С. всегда о чем-то); проективность (С. наделяет смыслом объекты реальности); конструктивность (в С. создается мысленная экспериментальная ситуация); идеальность(С.не материально, и творит идеальные объекты, которых еще нет); пластичность (С. одновременно охватывает множество предметов, легкий переход); системность (выражается в системности материального субстрата, т.е. мозга – деление мозга на левое и правое полушарие и как следствие С. подразделяеися на логическое и интуитивное.
Функции сознания: аккумулирующая,познавательная, интеграционная, аксиологическая, регламентирующая, коммуникативная, целеполагание, сигнификативная (создание идеальных образов), предсказательная, самосознание (оценка своего самочувствия), коммуеикативная. Что касается структуры сознания, то традиционно выделяют две структуры: онтологическую и функциональную. Онтологическая представлена уровнями осознания, надсознания и самосознания. «Осознание» — это уровень, где информация о мире превращается в устойчивое знание с определенной мерой обоснованности и доказательности. «Надсознание» —выходит за уровень «чистого» сознания. На этом уровне осуществляется синтез информации сущего и должного на основе памяти, несущей не только рабочую информацию о мире, но и ее аксиологическую интерпретацию и волевую регуляцию. Результатом этого уровня являются новые идеи, проекты, гипотезы, теории. Третьим уровнем является «самосознание». Самосознание носит интровертивный характер, ибо направлено на самоанализ, самопознание. На этом уровне и осуществляется сознание как соотнесение знания о мире и знания о себе, и своих желаниях и намерениях. Самосознание — это осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе. Возникновение С. связано с формированием культуры на основе практически-преобразовательной общественной деятельности людей, с необходимостью закрепления, фиксации навыков, способов, норм этой деятельности в особых формах отражении. Развитие труда привело к тому, что у людей появилась потребность что-то сказать друг другу. Реальность и действительность сознания обнаруживается посредством речи, языка. С. и язык образуют единство: в своем существовании они предполагают друг друга. Язык есть непосредственная деятельность мысли. Сущность языка выявляется в его двуединой функции: служить средством общения и орудием мышления. Речь - это деятельность, процесс общения, обмена мыслями, который осуществляется с помощью языка, т.е. определенной системы средств общения. Связь между языком и С. органическая. Их нельзя ни отрывать друг от друга, ни тем более противопоставлять, т.к. язык и продукт мышления соотносятся как форма и содержание, материальное и идеальное. Идея не сущ-т оторвано от языка.
Язык - это знаковая реальность, система знаков, служащая средством человеческого общения. Язык является специфическим средством хранения, передачи информации, а также средством управления человеческим поведением. Язык - необходимое условие и средство социализации индивида, а без социализации, т.е. без совместной жизнедеятельности с другими людьми, без усвоения социальных норм, правил, культуры, без освоения достижений, созданных трудом многих поколений, человек немыслим как человек. Особенностями языка явл. его пластичность и членораздельность. Это обеспечивает способность языка к анализу, его универсальность. Значение языка для понимания опыта С. огромно. Язык служит средством образования и выражения мысли. Он выступает в качестве универсального культурного механизма сохранения и трансляции информации, коммуникации. Язык тесно связан с мышлением человека, со способностью абстрагирования, т.е. мысленного вычленения отдельных качеств и рассмотрения их в известной независимости от предмета и от остальных его свойств. Только с помощью языка человек в состоянии формулировать абстрактные понятия, а именно они являются важнейшим инструментом познания и мышления. Наконец, язык выполняет целый ряд общественных функций: -одна из важнейших - коммуникативная, функция общения; - репрезентация действительности, чтобы показать действительность мы должны запротоколировать ее в социокоды; - Конструирование реальности, мы не сможем представить реальность вне социокодов, весь мир есть текст; - экспрессивная функция, не сам языковой код несет информацию, а его экспрессия. - кумулятивная, накопление информации как языковых кодов; - когнитивная (познавательная). Фактором, определяющим социокультурную размерность С., явл. к оммуникация. Посредством коммуникации проявляются и закрепляются функциональные характеристики С. на всех его структурных уровнях. Особое значение коммуникация имеет для интуитивно-волевого уровня, опред-го самосознание. Мыслительная деятельность индивидуума определяется уровнем развития его сознания. Сознание, вместе с тем, формируется в процессе мыслительной деятельности, постоянно обогащаясь новыми знаниями. Мыслительная деятельность от субъекта направлена на объект мысли. Мыслительная деятельность индивидуума сопровождается речевой деятельностью, а речь представляет собой выражение мысли с помощью языка. Р ечевая деятельность динамична, линейна, персонифицирована, осознанна, целенаправлена, а также характеризуется тем, что заново воспроизводится индивидуумом в континууме настоящего. Совместно с другими в значительно меньшей степени освоенными понятиями социального плана, а именно коллективными знаниями, всеобщим сознанием, язык формирует основные параметры антропопространства Нomo sapiens. Язык, как социальная категория, противостоит языку индивидуума, отождествляемому с его речевой деятельностью, эгоцентричной по своей природе. Наделенный сознанием, знаниями и языком индивидуум, осуществляющий познавательную и речемыслительную деятельность, всегда является представителем определенного культурного, социального и временного среза. Данные параметры актуализируются в языке индивидуума в процессе его речевой деятельности. Они доступны анализу на семантическом, синтаксическом и прагматическом уровнях в рамках философии языка, лингвистики.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 628; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.209.114 (0.011 с.) |