Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Бытие и материя. Эволюция представлений о материи и современная наука о ее строении и свойствахСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Понят. б-ияявл. одной из осн-ых катег-ий ф-ии. Проблема б-ия заним. центр-ое место в ф-ии. Б-ие охват-ет не только объект-ю, но и субъект-ную реальность. Всё многообразие мира объединяется общей основой. Для её обозначен.в ф-ии выработана категория субстанции. В истории ф-ии субст-ия интерпрет-лась по-разному: как субстрат (основа), как конкретная индивидуаль-ть (Бог), как существенное свойство, как то, что способно к самостоят. существов-ию, как основание и центр изменения предмета, как логич-кий субъект, и т.д. Это был путь формир-ия категорий материи. Ф-кие учения раздел-ись на два направления: на материализм (полагал, что в основе всего сущего и существующего лежит некая материя, субст-ия, кот. рассм-лась у различн. ф-ов по разному (первовещество, природа, атом и т.д.) и идеализм (в качестве основы б-ия полагал некую духовную субст-ию (мировой дух, бог, мир идей и т.д.). Материя, как категория либо вовсе отрицалась и рассматривалась как ничто, либо материя порождается духовной субст-ей, но сама таковой не явл-ся. В ист-ии фил-ии понятие материя возникло в связи с попытками древних мыслителей объяснить единство мира. Многоликость и гармония окружающего уже в антич-ти породили стремл-е найти устойч., сохраняющуюся при любых изм-ях, конечную основу всех вещей и явл-ий - субст-ию. Если определенная ф-кая концепция исходит из 1 субстанции - это монистическая ф-ия, если признается 2 объективированного и индивидуализированного духовного бытия, связующим звеном которого выступает язык. Язык не только средство самовыражения индивида, но и высшая форма проявления объективного духа. Будучи средством общения, язык является эффективным инструментом освоения мира. Язык, связывая сознание и предметную (физическую) реальность мира, в равной мере делает дух телесным, а мир духовным. Благодаря слову, физическая реальность открывается нашему познанию. Она вступает в диалог и говорит о себе, раскрывая свою сущность. История языка отражает социальную историю его носителя, раскрывает содержание конкретной «ойкумены». Реальность духовного бытия особого рода. Она обеспечивает опыт отдельно взятого человека и сама обогащается его усилиями. Эвристические идеи прошлого задают каноны настоящему и определяют будущее данного общества, влияя и на жизнь отдельного индивида. Наиболее продуктивная идея закладывает определенную структурную парадигму, в рамках которой формируется и развивается бытие человека: его образ жизни, его отношение к миру и самому себе. Заключает список форм «бытия в мире» бытие социального. «Бытие социального» — это процесс и результат жизни общества как саморазвивающейся системы, опирающейся на общественное производство, как совокупность четырех подсистем. Последние обеспечивают производство и воспроизводство человека в его постижении сущность, природа, различные подходы к пониманию социального бытия, тенденций его изменения и развития является предметом анализа социальной философии. начала - 2 равносильные субст-ии, то это дуализм, если признается много начал - плюрализм. Напр., ионийская ф-ия пыталась свести многообразие мира к одному общему конкретному началу: Фалес - к воде, Анаксимен - к воздуху, Гераклит - к огню. Но любое из начал казалось одинаково правомерным и нельзя было выделить предпочтительное. В то же время ни одно из них не было достаточным для объясн-я всего существ-его. В поисках более адекватного опис-я мира след.покол-е древнегреч. материалистов приходит к призн-ю множественности начал. Такими началами Эмпедокл считал 4 элем-та - огонь, воздух, воду и землю, соединяемые дружбой и разъединяемые враждой. Одним из самых плодотворных было атомистическое учение Левкиппа, Демокрита, Эпикура, Лукреция. Возникнув в 5 в. до н.э., атомист.идея просущ-ла более 20 веков. Она позволяла объяснить множ-во природ.пр-сов. Атомистическая гипотеза получила дальнейшее развитие в трудах Ньютона, Бойля, Ломоносова. Ф-фы материалисты 17-18 века вместо категории “материя” применяли понятие “субст-ия”, означающее первооснову всего сущего. Дидро, Ламетри считали атомы неделимыми, неразрушимыми частицами. При этом они отказались от выводов Ньютона, что материя является косной, неподвижной. Метафизич-ий материализм не раскрывал связи материи с коренными формами ее существ-ия – движением, простр-вом, временем. Научно-ф-ое поним-ие материи м.б. разраб-но только на более высоком уровне развит.естествен-х и обществен-х наук. Этот период совпал с деятельн-ью К.Маркса и Ф Энгельса. По Энгельсу, понятие материи д. отражать то, что есть общего во всех бесчисленных явлениях и вещах, их существование вне и независимо от сознания. Это и есть основн. признак материальности. В ходе развит.науки, естествозн-ия перед ф-фией встала необходимость уточнения содержания понятия материи. В конце 19-20 диалектико-материалис-ое понимание было выражено В.И. Лениным в работе “Материализм и эмпириокритицизм”: “Материя есть ф-ая катег-ия для обозначен.объективной реальности, кот. дана чел-ку в ощущениях его, кот. копируется, фотограф-ся, отображ-ся нашими ощущениями, сущ-уя независимо от них”. В основе современ. научныхпредставлений о строении материи лежит идея о сложной системной организации ее. Система – совокупн-ть элем-ов, кот.своими отнош-ми и связями образуют определенную целостность, единство. Структура – совокупн-ть устойч-ых связей и отношений м/ду элементами системы, кот.обеспечив. целостность системы. Следоват-но, система – это элементы и их структура в целостном единстве. Окруж-ий нас мат-ный мир м. представить как связанные неорганическую, органическую (живую) и социально организованную материю. В каждой из них выд-ют структ. уровни. В неживой природе: 1) субмикроэлементарный (обладают массой покоя), 2) микроэлементарный, 3) ядерный, 4) атомарный уровни и соответствующие им поля, 5) молекулы, в своей совокупности образующие микромир или атомный уровень организации неживой материи; 6) макромир, представл-ий собой совокупн-ть твердых, жидких и газ.тел и явлений, или суператомный уровень организации неорганической материи; 7) планетарные системы; 8) звезды, галактики и системы галактик; 9) метагалактики и 10) вселенная, мир – мегамир в целом. В живой материи м. выд.: 1) нуклеин.кис-ты (ДНК и РНК) и белки как системы доклет-го уровня; 2) клетки и однокл-ые орг-мы; 3) многокл-ые орг-мы (раст-ия и жив-ые); 4) популяции; 5) виды; 6) биоценозы; 7) биосфера. В социально организованной сфере материального мира формир-ся структ-ые уровни: 1)чел-ек; 2)семья; 3)коллектив; 4)соц. группы; 5)классы; 6)госуд-ва; 7)союзы госуд-в; 8)общество в целом, человеч-во. Материю рассм. его как субст-ию, на и благодаря кот-й строятся все отнош-я и измен-я в мире, в том числе и созн-е. Сама категория материи, как и любое общее пон-е, явл-ся абстракцией, созд-ем чистой мысли. Современ. наука доказала существ-ие двух основных видов материи: вещества и поля. Они качественно отлич-ся д. от д., но обладают общими призн-ми и свойст-ми, тесно связаны м/у собой и м. превращаться д. в д. Новейшая физика знает три различн. области материальн. мира: макромир (охват. как мельч-ие час-цы ве-ва, образ. из молекул, так и галак-ки, движен. тел подчин-ся зак-ам Ньютона), микромир (элемент-ые частицы, ядра атомов, атомы, движение микрочастиц описыв. зак-ми квант. механ.) и мегамир (сверхгалактики, з-он всемирн. тягот. Ньютона не действует, космич. тела двиг-ся в беспредельных просторах Вселеннойкак бы не замечая друг друга. Их связь выраж-ся др. сложн., еще не установлен-ми закон-ми).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 218; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.141.155 (0.009 с.) |