Бытие и материя. Эволюция представлений о материи и современная наука о ее строении и свойствах 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Бытие и материя. Эволюция представлений о материи и современная наука о ее строении и свойствах



Понят. б-ияявл. одной из осн-ых катег-ий ф-ии. Проблема б-ия заним. центр-ое место в ф-ии. Б-ие охват-ет не только объект-ю, но и субъект-ную реальность. Всё многообразие мира объединяется общей основой. Для её обозначен.в ф-ии выработана категория субстанции. В истории ф-ии субст-ия интерпрет-лась по-разному: как субстрат (основа), как конкретная индивидуаль-ть (Бог), как существенное свойство, как то, что способно к самостоят. существов-ию, как основание и центр изменения предмета, как логич-кий субъект, и т.д. Это был путь формир-ия категорий материи.

Ф-кие учения раздел-ись на два направления: на материализм (полагал, что в основе всего сущего и существующего лежит некая материя, субст-ия, кот. рассм-лась у различн. ф-ов по разному (первовещество, природа, атом и т.д.) и идеализм (в качестве основы б-ия полагал некую духовную субст-ию (мировой дух, бог, мир идей и т.д.). Материя, как категория либо вовсе отрицалась и рассматривалась как ничто, либо материя порождается духовной субст-ей, но сама таковой не явл-ся.

В ист-ии фил-ии понятие материя возникло в связи с попытками древних мыслителей объяснить единство мира. Многоликость и гармония окружающего уже в антич-ти породили стремл-е найти устойч., сохраняющуюся при любых изм-ях, конечную основу всех вещей и явл-ий - субст-ию. Если определенная ф-кая концепция исходит из 1 субстанции - это монистическая ф-ия, если признается 2 объективированного и индивидуализированного духовного бытия, связующим звеном которого выступает язык.

Язык не только средство самовыражения индивида, но и высшая форма проявления объективного духа. Будучи средством общения, язык является эффективным инструментом освоения мира. Язык, связывая сознание и предметную (физическую) реальность мира, в равной мере делает дух телесным, а мир духовным. Благодаря слову, физическая реальность открывается нашему познанию. Она вступает в диалог и говорит о себе, раскрывая свою сущность. История языка отражает социальную историю его носителя, раскрывает содержание конкретной «ойкумены».

Реальность духовного бытия особого рода. Она обеспечивает опыт отдельно взятого человека и сама обогащается его усилиями. Эвристические идеи прошлого задают каноны настоящему и определяют будущее данного общества, влияя и на жизнь отдельного индивида. Наиболее продуктивная идея закладывает определенную структурную парадигму, в рамках которой формируется и развивается бытие человека: его образ жизни, его отношение к миру и самому себе.

Заключает список форм «бытия в мире» бытие социального. «Бытие социального» — это процесс и результат жизни общества как саморазвивающейся системы, опирающейся на общественное производство, как совокупность четырех подсистем. Последние обеспечивают производство и воспроизводство человека в его постижении сущность, природа, различные подходы к пониманию социального бытия, тенденций его изменения и развития является предметом анализа социальной философии.

начала - 2 равносильные субст-ии, то это дуализм, если признается много начал - плюрализм.

Напр., ионийская ф-ия пыталась свести многообразие мира к одному общему конкретному началу: Фалес - к воде, Анаксимен - к воздуху, Гераклит - к огню. Но любое из начал казалось одинаково правомерным и нельзя было выделить предпочтительное. В то же время ни одно из них не было достаточным для объясн-я всего существ-его.

В поисках более адекватного опис-я мира след.покол-е древнегреч. материалистов приходит к призн-ю множественности начал. Такими началами Эмпедокл считал 4 элем-та - огонь, воздух, воду и землю, соединяемые дружбой и разъединяемые враждой. Одним из самых плодотворных было атомистическое учение Левкиппа, Демокрита, Эпикура, Лукреция. Возникнув в 5 в. до н.э., атомист.идея просущ-ла более 20 веков. Она позволяла объяснить множ-во природ.пр-сов.

Атомистическая гипотеза получила дальнейшее развитие в трудах Ньютона, Бойля, Ломоносова. Ф-фы материалисты 17-18 века вместо категории “материя” применяли понятие “субст-ия”, означающее первооснову всего сущего. Дидро, Ламетри считали атомы неделимыми, неразрушимыми частицами. При этом они отказались от выводов Ньютона, что материя является косной, неподвижной. Метафизич-ий материализм не раскрывал связи материи с коренными формами ее существ-ия – движением, простр-вом, временем. Научно-ф-ое поним-ие материи м.б. разраб-но только на более высоком уровне развит.естествен-х и обществен-х наук. Этот период совпал с деятельн-ью К.Маркса и Ф Энгельса. По Энгельсу, понятие материи д. отражать то, что есть общего во всех бесчисленных явлениях и вещах, их существование вне и независимо от сознания. Это и есть основн. признак материальности.

В ходе развит.науки, естествозн-ия перед ф-фией встала необходимость уточнения содержания понятия материи. В конце 19-20 диалектико-материалис-ое понимание было выражено В.И. Лениным в работе “Материализм и эмпириокритицизм”: “Материя есть ф-ая катег-ия для обозначен.объективной реальности, кот. дана чел-ку в ощущениях его, кот. копируется, фотограф-ся, отображ-ся нашими ощущениями, сущ-уя независимо от них”.

В основе современ. научныхпредставлений о строении материи лежит идея о сложной системной организации ее. Система – совокупн-ть элем-ов, кот.своими отнош-ми и связями образуют определенную целостность, единство. Структура – совокупн-ть устойч-ых связей и отношений м/ду элементами системы, кот.обеспечив. целостность системы. Следоват-но, система – это элементы и их структура в целостном единстве.

Окруж-ий нас мат-ный мир м. представить как связанные неорганическую, органическую (живую) и социально организованную материю. В каждой из них выд-ют структ. уровни. В неживой природе: 1) субмикроэлементарный (обладают массой покоя), 2) микроэлементарный, 3) ядерный, 4) атомарный уровни и соответствующие им поля, 5) молекулы, в своей совокупности образующие микромир или атомный уровень организации неживой материи; 6) макромир, представл-ий собой совокупн-ть твердых, жидких и газ.тел и явлений, или суператомный уровень организации неорганической материи; 7) планетарные системы; 8) звезды, галактики и системы галактик; 9) метагалактики и 10) вселенная, мир – мегамир в целом.

В живой материи м. выд.: 1) нуклеин.кис-ты (ДНК и РНК) и белки как системы доклет-го уровня; 2) клетки и однокл-ые орг-мы; 3) многокл-ые орг-мы (раст-ия и жив-ые); 4) популяции; 5) виды; 6) биоценозы; 7) биосфера.

В социально организованной сфере материального мира формир-ся структ-ые уровни: 1)чел-ек; 2)семья; 3)коллектив; 4)соц. группы; 5)классы; 6)госуд-ва; 7)союзы госуд-в; 8)общество в целом, человеч-во.

Материю рассм. его как субст-ию, на и благодаря кот-й строятся все отнош-я и измен-я в мире, в том числе и созн-е. Сама категория материи, как и любое общее пон-е, явл-ся абстракцией, созд-ем чистой мысли.

Современ. наука доказала существ-ие двух основных видов материи: вещества и поля. Они качественно отлич-ся д. от д., но обладают общими призн-ми и свойст-ми, тесно связаны м/у собой и м. превращаться д. в д.

Новейшая физика знает три различн. области материальн. мира: макромир (охват. как мельч-ие час-цы ве-ва, образ. из молекул, так и галак-ки, движен. тел подчин-ся зак-ам Ньютона), микромир (элемент-ые частицы, ядра атомов, атомы, движение микрочастиц описыв. зак-ми квант. механ.) и мегамир (сверхгалактики, з-он всемирн. тягот. Ньютона не действует, космич. тела двиг-ся в беспредельных просторах Вселеннойкак бы не замечая друг друга. Их связь выраж-ся др. сложн., еще не установлен-ми закон-ми).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 185; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.36.141 (0.008 с.)