Проблема сущности и существования человека. Человек, как единство индивида, индивидуальности, личности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема сущности и существования человека. Человек, как единство индивида, индивидуальности, личности.



Проблема человека - одна из основных, если не центральная, во всей мировой философской мысли. Протагор характеризовал человека как меру всех вещей, что стало одним из основных мировоззренческих и методологических принципов науки, философии и политики демократических государств. Д. Дидро считал человека высшей ценностью, единственным создателем всех достижений культуры на Земле, разумным центром Вселенной, тем пунктом, от которого все должно исходить и к которому все должно возвращаться.

Известно, что в различные исторические эпохи эта проблема "высвечивалась" неодинаково:

В античной философии он рассматривался преимущественно как микрокосм, в своих человеческих проявлениях подчиненный высшему началу - судьбе.

В системе христианского мировоззрения человек стал восприниматься как существо, в котором изначально неразрывно и противоречиво связаны два начала: душа и тело, а также человек и Бог.

Философия Нового времени видела в человеке (вслед за христианством) прежде всего его духовную сущность. Естествознание смогло создать непревзойденные образцы натуралистических исследований природы человека. Но еще большей заслугой этого времени было признание автономии человеческого разума в деле познания собственной сущности.

Философия XIX - начала XX в. гипертрофировала духовное начало в человеке, сводя в одних случаях его сущность к рациональному началу, а в других - к иррациональному.

О четырех измерениях сущности человека. Мы подходим к человеку с четырьмя разными его измерениями: биологическим, психическим, социальным и космическим. Биологическое выражается в анатомофизиологических, генетических явлениях, а также в нервно-мозговых, электрохимических и некоторых других процессах человеческого организма. Под психическим понимается внутренний душевно-духовный мир человека - его сознательные и бессознательные процессы, воля, переживания, память, характер, темперамент и т.д. Но ни один аспект в отдельности не раскрывает феномен человека в его целостности.

С др. времен под сущностью чел-а полагалось единство духа, души и тела.

В качестве всеобщих форм существования чел-а выступают социосозидание (и его составляющие творчество, свобода, нравственность, эстетичность и т.п.), смысло-ценностное самоутверждение, устремленность к идеалу.

Существование чел-а всегда процессуально. Под этим углом зрения чел. предстает в соотношении жизни и смерти в динамике.

Существуют различ. т. зр. по вопросу о сущности чел-а:

1.Натурализаторская. человек, рассматривается как природный элемент, подчиняется ее законам, сторонники биологизаторских концепций абсолютизируют роль естественных, биологических начал в человеке. Человек=животное. Оценка положения человека в природе может варьироваться от «венца природы» - Дидро, «тупик прородного развития» - Ницше.

2.Экзистенциально-персоналистическая (Бердяев, Сартр, Камю) – Человек особое начало в мире, объяснимое исходя из его судьбы. По Сартру у человека нет природы. Неофрейдисты главное внимание обращали не на социальн. сторону жизни, а на переживания одиночества в противостоящем чел-у обществе.

3.Рацилоналистическая (Платон, Аристотель, Декарт, Гегель).существенная особенность человека – наличие у него разума. спомощью разума преодолевается природное в человеке.

4.Социологизаторская (Маркс). Человеческая природа формируется обществом, дополняется структуралистическими методами исследования. Человек – производная функция от произвольных социальных и семантических факторов. Н. К. Маркса чел. – ансамбль всех общественных отношений. Все биологические факторы хотя и имеют важ. знач., но действуют ч-з опосредование и преобразование со стороны факторов социального порядка. Чел., оставаясь по сущности социальным меняется в зависимости от эпохи.

Исходя из комплексного подхода к сущности чел-а, отмечают, что природное в человеке не сводится к биологическому, а содержит в себе бесконечность космоса. Социальное не тождественно наличным общественным отношением, а включает в себя бесконечность культурно-исторической памяти и устремленность в будущее.Духовное – не просто функция внешних условий, а особая самостоятельная реальность.

В заключение подчеркнем, что человек есть социальное, биологическое и космическое существо: он немыслим без общества, поскольку к реальности его существа относится не только он сам как нечто конечное, но и все общество, вся история человечества; далее, он немыслим вне его биологической, психофизиологической организации; он также немыслим вне Космоса, влияние которого он испытывает ежесекундно и в который он "вписан" всем своим существом.

Рассмотрим понятия, характеризующие социальные начала в человеке. К ним относятся такие понятия, как "индивид", "индивидуальность", "личность".

Индивид – человеческая единица, представитель рода чел-кого и исторически определенного общества или группы. Индивид – элемент, т.е. не просто «один» а «один из». С помощью понятия «индивид» подчеркивается исходная зависимость каждого отдельного человека от социальных условий, в которых совершалось его личностное формирование.

Индивидуальность - система унаследованных и приобретенных социальных свойств, присущих конкретному человеку, характеризующих его неповторимость, исключительность.

Важнейшим признаком индивидуальности является универсализм, способность овладевать многими видами деятельности.

Универсализм, с одной стороны, есть признак индивидуальности, а с другой стороны, есть движение к интегративности (множественности в человеке). Индивид-ть развертывается посредством личностной структуры, определяющими характеристиками которой являются преднамеренность,целенаправленность, проективность.

ЛИЧНОСТЬ — понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуаль­ного начала (интересы, способности, устремления, самосоз­нание и т.д.), самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности и обще­нии.

Личность формируется под воздействием наследственности, социальной среды и собственных усилий человека. Личность - понятие, отображающее социальную природу человека, рассматривающее его как субъекта социокультурной жизни, носителя индивидуального начала (интересы, способности, устремления, самопознание и т. д), саморас­крывающегося в социальных отношениях, общении и пред­метной деятельности. Приобретение человеком социальных черт (в ходе социализации, исполнения социально значимых функций под воздействием социального окружения) проис­ходят на основе его биопсихологических задатков.

Социлизация вы­ступает важнейшим механизмом воспроизводства субъекта социально-исторического процесса, обеспечивает преемст­венность в развитии культуры и цивилизации, поддерживает относительно бесконфликтное существование общества посредством адаптации индивида к среде и внедрения в со­держание его сознания общезначимых норм легитимного поведения.

Важнейшими формами социализации являются: обычаи, традиции, государственно-правовые нормы, язык.

Итак, человек представляет собой целостное единство биологического (организменного), психического и социального уровней, которые формируются из двух - природного и социального, наследственного и прижизненно приобретенного. При этом человеческий индивид - это не простая арифметическая сумма биологического, психического и социального, а их интегральное единство, приводящее к возникновению новой качественной ступени - человеческой личности.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 178; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.175.212.5 (0.058 с.)