Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Предмет, социокультурный статус и функции философии
Философия – продукт духовного развития человечества и особая форма общественного сознания.Роль и место философии в обществе определяются ее функциями, т.е. воздействием на сознание людей и их разностороннюю предметную деятельность. Это воздействие в широком смысле слова предстает как влияние на мысли и поведение человека, их обоснование, стимулирование, регулирование и ориентацию. Ф. не облад. таким же предметом как, напр. естеств. науки, в том смысле, что предмет ф-ии не локализован в пределах той или иной конкретн. обл-ти знания как, напр. биол., геол. Однако предмет у ф-ии есть. Это та область дух.деятельн-ти чел-ка, в основании кот. лежит рефлексия над самой деят-ю и, следоват-но, над ее смыслом, целью и формами над выясн-ем сущности самого чел-ка как субъекта культуры, т.е. сущностных отношений чел-ка к миру. Все ф. вопросы затрагивают одну общую проблему: соотношение бытия и сознания, объективного и субъективного, мира и чел-ка. Большая многоплановая проблема “мир-человек”, по сути, выступ.как универс-ная и может рассм-ться как всеобщая формула, абстрактное выражение практически любой ф. пробл. Вот почему она м. б. в опр. смысле названа осн. вопросом ф-ии. Ф. - мировоз-ие, т.е. совокупн-ть взглядов на мир в целом и на отношен.чел-ка к этому миру. Фундамент.пробл. ф-ии возн. вместе с самой ф-ей. Круг охват-ых ф-ией проблем, а в соответ-ии с этим и предмет ф-ии, историч. изменялся с развит.общества, науки, самого ф-го знания. М-но выд. предметную область ф-ии, кот.историч-ки измен-ся в границах, определ-мых спецификой ф-го знания. Во-первых, это проблема окружающего мира, бытия. Космоса, поиск первоосновы всего сущего. 1-й вопрос, с кот.начиналось ф-ое познание - что собой представл. мир, в кот. мы живем, как он возник, каковы его прошлое и будущее? В разные историч. эпохи ответы на эти вопр. приобр-ли различн. вид. Ф-ия - дочь своего времени, как писал Фейербах, и в соотв-ии с этим формир-ись разл. ф-ие модели мира, сохраняя во все времена первостепенное значен. в устремлен-ти к позн-ию тайн мира. 2-я фил-ая тема - проблема чел-ка, смысла существования чел-ка в мире. - в центре многих древневосточных ф-их школ. Антропологический поворот, совершившийся в древнегреческой ф-ии в лице софистов, а затем Сократа, зафиксировал еще одну "вечную" ф-ую тему. Чел-к - мера всех вещей, с точки зрения Протагора. Софисты отказываются от рассм-ия космологической проблематики и поворачиваются к чел-ку. Космос, с точки зрения Сократа, непостижим, и любителю мудрости следует осознать, что важнейшим для чел-ка явл. самопознание. Имея это в виду, Гегель говорил о Сократе: "Субъект взял на себя акт принятия решения". В последующем развитии в средневековой ф-ии чел-к рассм-тся как существо, тяготеющее к злу вследствие своей природы, первородного греха и т.д. В эпоху ранних буржуазных революций Декарт провозглашает челов-ий разум непогрешимым судьей в вопросах истины: "Мыслю, следовательно, существую". Чел-ек - венец природы, с точки зрения Фейербаха, и в этом смысл его ф-ой антропологии. С марксис-ой т. зрен., чел-к - совокупн. общественных отношен., а в рамках западной ф-ии XX века анализир-ся разл. феномены чел-го бытия - страх, отчаяние, воля, любовь, одиночество и т.п. До сих пор проблема чел-ка -самая трепетная ф-ая тема.
3-я важнейшая ф-ая тема - проблема отношения чел-ка и мира, субъекта и объекта, субъективного и объективного, идеального и материального. Эта проблема на протяжен.всей истории ф-ой мысли инициировала постановку и специфич. решение проблемы познаваемости чел-ом мира, соотнош. мнения и знания, истины и заблуждения, возможностей и пределов познания, проникая в механизмы и тайны познават-ой деят-ти чел-ка, поиска критерия истинности наших знаний и т.п. 4-я ф-ая тема связана с решением субъект-субъектных, межличностных, социальных отношений, рассмотрением человека в "мире людей". Здесь огромный пласт вопросов, связанных с поиском идеальной модели общества, начиная от идеального государства Платонаи Конфуция, города Солнца Кампанеллы и кончая марксистской моделью гармоничного коммун-го общества. В рамках решения самых разнооб. проблем чел-ка, погруженного в социум, возникла тема герменевтики, понимания чел-ка чел-ком. Поиск согласия, взаимопонимания, идеалы толерантности, гибкости, коммуникативного решения всех возникающих конфликтов становятся ведущими фил-ми темами современной ф-кой мысли.
Ни одна из обозначенных ф-их тем не м. б. полностью изолирована от другой. Они взаимодополн. д/д и вместе с тем в различных ф-их учениях отдается приоритет той или иной ф-ой теме. Ф-ия - продукт дух.развит. человечества и особая форма общественного сознания. Роль и место ф-ии в обществе определяются ее функ-ми, т.е воздействием на сознание людей и их разностороннюю предметную деятель-ть. Это воздействие предстает как влияние на мысли и поведение чел-ка, их обоснование, стимулир-ие, регулир-ие и ориентацию. Фун-ии ф-ии многоаспектны. Основные функции ф-ии: мировоз-ая и методологич-ая. Упоминают также интегрирующую, эвристическую, интерпретаторскую, культурно-воспитательную и друг.фун-ии ф-ии. Главные функции: Онтологич. выполн. тем, что она как системно-рационализованное мировоз-ие выра-ет самые общие теоретич. основания представлений людей о бытии, природной и соц. действительности, чел-ке и его предметной дея-ти. Гносеолог. заключ-ся в создании обобщенной картины познания, формулировании принципов познават-го отношен.субъекта к объекту, доказательстве возможности адекватного познания мира, в разработке универсальных методов научного познания и логического мышления. Аксиологич. состоит в критическом анализе коренных теоретических оснований ценностных ориентаций людей, их нравственно-эстетических идеалов, духовных регулятивов поведения чел-ка в мире ку-ры. Праксеологич. проявляется в опосредованном ее воздействии на практическую деятельность людей, определение их социальных целей и идеалов, выбор средств и методов индивидуальных и массовых действий.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 302; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.112.1 (0.004 с.) |