Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Современная наука и философия о самоорганизации и развитии природы. Системно-эволюционная парадигма в современном естествознании.
Самоорганизация – процесс, в ходе которого создаётся, воспроизводится или совершенствуется организация сложной динамической системы. Процессы самоорганизации могут иметь место только в системах, обладающих высоким уровнем сложности и большим количеством элементов, связи между которыми имеют не жёсткий, а вероятностный характер. Процессы самоорганизации выражаются в перестройке существующих и образовании новых связей между элементами системы. Отличительная особенность процессов самоорганизации – их целенаправленный, но вместе с тем естественный, спонтанный характер. Природа – одно из центральных понятий философской мысли и культуры и обладает широким спектром значений: 1) природа – есть совокупность всего сущего с бесконечным проявлением его свойств, включая людей с их мыслями об окружающем мире. Такое понятие природы тождественно понятию Вселенная, материя, бытие; 2) среда обитания человека, т.е. данное понятие выражает не только естественные, но и искусственные условия существования человека, с этой точки зрения человек осуществляет свои потребности посредством труда; 3) как противостоящий человеку (субъекту) объективно существующий, развивающийся по своим законам и независимый от него мир; 4) внутренняя особенность сущность той или иной вещи; 5) объект специального научного знания. На различных этапах человеческой истории существовали различные интерпретации природы: - античная ф-фия – поставила вопрос об изучении космоса (окружающий мир – космос, человек – микрокосмос); природа выступала как сосредоточение совершенства, мерило мудрости, а жизнь в соответствии с законами природы – благо. Природа античности рассматривалась как подвижное, изменчивое целое, а человек – одна из её частей. Космос (вся доступная человеческому разуму природа) противопоставлялся хаосу, был организованным, закономерным, совершенным; - Средневековье – природа и человек рассматривались как творение Бога, однако человек был создан по подобию Бога, наделён божественным началом (душой), следовательно, человек возвышался над природой. Негативный акцент на природе: природа – это то, что уводит человека в сторону от творения Божия; позитивный акцент – природа показывает целесообразность творения, природа – божественная книга;
- эпоха Возрождения – природа рассматривается как источник вдохновения, счастья и противопоставляется цивилизации. Под природой понимается 1)всё живое, 2) происходит обожествление природы (пантеизм), 3) под природой понимается природа человека. - новое время (сер. 19 века) – человек должен покорить природу (Ф.Бэкон). Это связано с развитием науки и техники. Природа – объект механистического воздействия, безмерная кладовая; - во второй половине 20 века появляется глобальная проблема, связанная с пониманием, что ресурсы природы оисчерпаемы. Модели взаимоотношения человека и природы: 1. мифологическая – подчинение человека природе, образ матери-природы, древо мира; Переходная модель: а) античная модель тождества микрокосма и макрокосма – моральный закон-это закон природы, т.е. законы природы диктовали законы навственности; б) средневековье и эпоха Возрождения: природа – книга бытия. 2. Научно-техническая модель – подчинение природы человеку. Природа – безмерная кладовая, огромный механизм, т.е. складывается утилитарно-практическое отношение к природе, которое получило своё закрепление в эпохе Просвещения. 3. Диалогическая модель – равноправное сосуществование человека и природы. Была характерна для каждого этапа, но просто не была преобладающей: а) ф-фия др. Востока – принцип У-вэй (недеяние), принцип Дао (невмешательства), принцип Асизма (невмешательство); Парадигма (от греч. παράδειγμα – пример, образец), 1) понятие, используемое в античной и средневек. Философии для характеристики взаимоотношения духовного и реального миров; 2) теория (или модель постановки проблем), принятая в качестве образца решения исследовательских задач. В философию науки понятие парадигмы было введено позитивистом Г.Бергманом для характеристики нормативности методологии, однако широкое распростанение приобрело после работ амер. историка физики Куна.
Понятие парадигмы используется в теории и истории науки для характеристики формирования научной дисциплины, описания различных этапов научного знания, для анализа научных революций.. Естествознание (Е.) – обозначение традиционной совокупности наук о природе, ориентированной на исследование пространственно-временной структуры природных объектов, закономерностей их бытия и развития. Е. наряду с науками об обществе и о мышлении является важнейшей составляющей человеческого знания. Е. – теоретическая основа техники и технологии промышленного и сельскохозяйственного производства, медицины. В развитии Е. могут быть прослежены глубинные закономерности смены парадигм. В своей исторической динамике Е. выдвигает вперед ту или иную свою область в качестве лидирующей и оказывающей влияние на другие науки и на всё Е. в целом. В качестве такого лидера может выступать как одна наука, так и некоторое их число. В истории Е. можно проследить следующих лидеров: механика (17–18 вв.); химия, физика, биология (19 в.); физика (первая половина 20 в.); химия, физика, биология (вторая половина 20 в.).Утверждение в Е. 20 в. Группового лидерства связано как с крупными достижениями химии, физики и биологии в познании неживой и живой природы, так и с расширением и углублением связей этих наук с производством, их все большей ориентацией на решение современных задач общества. Все это приводит к повышению роли Е. в жизни общества и возрастанию внимания со стороны общества к нему.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 306; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.6.194 (0.006 с.) |