Современная наука и философия о самоорганизации и развитии природы. Системно-эволюционная парадигма в современном естествознании. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Современная наука и философия о самоорганизации и развитии природы. Системно-эволюционная парадигма в современном естествознании.



Самоорганизация – процесс, в ходе которого создаётся, воспроизводится или совершенствуется организация сложной динамической системы. Процессы самоорганизации могут иметь место только в системах, обладающих высоким уровнем сложности и большим количеством элементов, связи между которыми имеют не жёсткий, а вероятностный характер. Процессы самоорганизации выражаются в перестройке существующих и образовании новых связей между элементами системы. Отличительная особенность процессов самоорганизации – их целенаправленный, но вместе с тем естественный, спонтанный характер.

Природа – одно из центральных понятий философской мысли и культуры и обладает широким спектром значений: 1) природа – есть совокупность всего сущего с бесконечным проявлением его свойств, включая людей с их мыслями об окружающем мире. Такое понятие природы тождественно понятию Вселенная, материя, бытие; 2) среда обитания человека, т.е. данное понятие выражает не только естественные, но и искусственные условия существования человека, с этой точки зрения человек осуществляет свои потребности посредством труда; 3) как противостоящий человеку (субъекту) объективно существующий, развивающийся по своим законам и независимый от него мир; 4) внутренняя особенность сущность той или иной вещи; 5) объект специального научного знания.

На различных этапах человеческой истории существовали различные интерпретации природы:

- античная ф-фия – поставила вопрос об изучении космоса (окружающий мир – космос, человек – микрокосмос); природа выступала как сосредоточение совершенства, мерило мудрости, а жизнь в соответствии с законами природы – благо. Природа античности рассматривалась как подвижное, изменчивое целое, а человек – одна из её частей. Космос (вся доступная человеческому разуму природа) противопоставлялся хаосу, был организованным, закономерным, совершенным;

- Средневековье – природа и человек рассматривались как творение Бога, однако человек был создан по подобию Бога, наделён божественным началом (душой), следовательно, человек возвышался над природой. Негативный акцент на природе: природа – это то, что уводит человека в сторону от творения Божия; позитивный акцент – природа показывает целесообразность творения, природа – божественная книга;

- эпоха Возрождения – природа рассматривается как источник вдохновения, счастья и противопоставляется цивилизации. Под природой понимается 1)всё живое, 2) происходит обожествление природы (пантеизм), 3) под природой понимается природа человека.

- новое время (сер. 19 века) – человек должен покорить природу (Ф.Бэкон). Это связано с развитием науки и техники. Природа – объект механистического воздействия, безмерная кладовая;

- во второй половине 20 века появляется глобальная проблема, связанная с пониманием, что ресурсы природы оисчерпаемы.

Модели взаимоотношения человека и природы:

1. мифологическая – подчинение человека природе, образ матери-природы, древо мира;

Переходная модель: а) античная модель тождества микрокосма и макрокосма – моральный закон-это закон природы, т.е. законы природы диктовали законы навственности; б) средневековье и эпоха Возрождения: природа – книга бытия.

2. Научно-техническая модель – подчинение природы человеку. Природа – безмерная кладовая, огромный механизм, т.е. складывается утилитарно-практическое отношение к природе, которое получило своё закрепление в эпохе Просвещения.

3. Диалогическая модель – равноправное сосуществование человека и природы. Была характерна для каждого этапа, но просто не была преобладающей: а) ф-фия др. Востока – принцип У-вэй (недеяние), принцип Дао (невмешательства), принцип Асизма (невмешательство);
б) романтическое направление Запада (конец 18ст – нач. 19ст) – природа явяляется нашим домом, когда мы уходим от природа, мы теряем дом, основания жизни (Новалис); в) ф-фия русского космизма – взаиморазвитие и параллельная эфолюция человека, природы и космоса. Человек – это частичка космических сил, своей деятельностью человек способствует развитию космоса. По Вернадскому, деятельность приводит к развитию биосферы в ноосферу.

Парадигма (от греч. παράδειγμα – пример, образец), 1) понятие, используемое в античной и средневек. Философии для характеристики взаимоотношения духовного и реального миров; 2) теория (или модель постановки проблем), принятая в качестве образца решения исследовательских задач. В философию науки понятие парадигмы было введено позитивистом Г.Бергманом для характеристики нормативности методологии, однако широкое распростанение приобрело после работ амер. историка физики Куна.

Понятие парадигмы используется в теории и истории науки для характеристики формирования научной дисциплины, описания различных этапов научного знания, для анализа научных революций..

Естествознание (Е.) – обозначение традиционной совокупности наук о природе, ориентированной на исследование пространственно-временной структуры природных объектов, закономерностей их бытия и развития. Е. наряду с науками об обществе и о мышлении является важнейшей составляющей человеческого знания. Е. – теоретическая основа техники и технологии промышленного и сельскохозяйственного производства, медицины.

В развитии Е. могут быть прослежены глубинные закономерности смены парадигм. В своей исторической динамике Е. выдвигает вперед ту или иную свою область в качестве лидирующей и оказывающей влияние на другие науки и на всё Е. в целом. В качестве такого лидера может выступать как одна наука, так и некоторое их число. В истории Е. можно проследить следующих лидеров: механика (17–18 вв.); химия, физика, биология (19 в.); физика (первая половина 20 в.); химия, физика, биология (вторая половина 20 в.).Утверждение в Е. 20 в. Группового лидерства связано как с крупными достижениями химии, физики и биологии в познании неживой и живой природы, так и с расширением и углублением связей этих наук с производством, их все большей ориентацией на решение современных задач общества. Все это приводит к повышению роли Е. в жизни общества и возрастанию внимания со стороны общества к нему.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 306; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.6.194 (0.006 с.)