Сознание как предмет философии и основные традиции его исследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сознание как предмет философии и основные традиции его исследования



Сознание - это высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека.

Сознание – одно из центральных понятий классической западной философии. Из определенного понимания сознания исходили также науки о человеке (психология). Вместе с тем осмысление сознания было связано со значительными трудностями. В конце 19в. биолог Т.Гексли даже выразил мнение о том, что природа сознания в принципе не поддается научному исследованию. Многие психологи в 19-20 вв. (Вундт и др.) считали, что научно исследовать можно только отдельные явления сознания, что же касается его сущности, то она не может быть выражена, хотя сознание субъективно дано в переживании. Между тем философы пытались анализировать его природу и сформулировать следующие концепции сознания.

1) субстанциональная концепция (от лат – сущность) – подчеркивает идеальную природу С. Платон (С. –мир идей), Аристотель, Декарт, Гегель. С. – основа мироздания, социума. Разум – универсальное свойство С., гарант единства и упорядоченности бытия, субстанциональная основа, обеспечивающая мировой порядок и гармонию. Индивидуальное С. – отдельное проявление Мирового разума.

2) функциональная (Гоббс, Локк, Дидро). С. – функция материальных систем, в своих исходных характеристиках не содержащих идеального и мыслящего. С. обеспечивается функцион-ем нервной системы и мозга. С. – отражение реально существ-х объектов и связей действительности.

3) неклассические модели:

- экзистенциально-феноменологическая (Хайдеггер, Гуссерль, Сартр) сознание рассматривается как поток. Определены главные характеристики:

а) в качестве главного признака сознания выделяют не знание, а интенциональность (о чем?), т.е. направленность на определенный предмет, объект. С. – осмысление действительности. Таким признаком с этой точки зрения обладают все виды сознания: не только восприятия и мысли, но и представления, эмоции, желания, намерения, волевые импульсы. Согласно этой точке зрения, я не могу не знать ничего об объекте, но если я выделяю его посредством моей интенции, он становится объектом моего сознания. При таком подходе сознание – это не только совокупность интенций, но и их источник. При этом интенциальный объект сознания не обязательно должен существовать реально. Он может быть мнимым. Сознание может быть интенциально нацелено на физические предметы (реальные, мнимые), на идеальные предметы (числа, значения) или же на состояние самого сознания. Характерен трансдентальный идеализм – целостный образ С.

а) интенциальность (, т.е. направленность на определенный предмет, объект.

б) предметность – то, что оказывается в качестве феномена становиться его предметом, то на что направленно сознание.

в) горизонтальность и его зависимость от социо-культурной ситуации.

- психоаналитическая (Фрейд). Сознание часть психики, оно не самодостаточно. В центре внимания – бессознательные психич. процессы и мотивации. Он рассм-т психику человека как сложно организованную систему с 3 сферами: «Оно» (глубинный слой бессознательных влечений, подчиняется принципу удовольствия), «Я» (разумная и рассудительная часть внутреннего мира, посредник между бессознательным и внешним миром, подчиняется принципу реальности), «сверх-Я» (отвечает за нравственное сознание личности, соблюдение и формир-е идеалов. Включает: 1. самосознание, 2. чувство вины, 3. контроль, совесть, 4. власть авторитетов. Формир-ся в детстве благодаря установкам родителей.). Фрейд по существу редуцирует сознание к бессознательному. Оно – основа С., направляет С., его двигатель. Без Оно возникают неврозы, расстройства психики. В Оно взамод-т и противоборствуют 2 механизма – Эрос (инстинкт жизни) и Танатос (инстинкт смерти). Эрос обозначает влечения к жизни, либидо. Проявления Танатоса – агрессия, крик. Вместе с тем С. находится в сложном взаимод-и с различными формами бессознательных актов, определяющих поведение личности. Некоторые из этих аспектов совершаются автоматически. В тех случаях, когда бессознательное вторгается в С., и последнее не способно противостоять ему, происходят различные психические расстройства.

- культурно-историческая (Адлер, Юнг, Фромм). Акцент на культуру и традиции развития.

-Социальная. Сознание результат взаимодействия и общения.

Основные характеристики сознания: интенциональность (направленность С. во вне); предметность (С. всегда о чем-то); проективность (С. наделяет смыслом объекты реальности); конструктивность (в С. создается мысленная экспериментальная ситуация); идеальность(С.не материально, и творит идеальные объекты, которых еще нет); пластичность (С. одновременно охватывает множество предметов, легкий переход); системность (выражается в системности материального субстрата, т.е. мозга – деление мозга на левое и правое полушарие и как следствие С. подразделяеися на логическое и интуитивное.

Функции сознания: аккумулирующая,познавательная, интеграционная, аксиологическая, регламентирующая, коммуникативная, целеполагание, сигнификативная (создание идеальных образов), предсказательная, самосознание (оценка своего самочувствия), коммуеикативная.

Что касается структуры сознания, то традиционно выделяют две структуры: онтологическую и функциональную.

Онтологическая представлена уровнями осознания, надсознания и самосознания.

«Осознание» — это уровень, где информация о мире превращается в устойчивое знание с определенной мерой обоснованности и доказательности.

«Надсознание» —выходит за уровень «чистого» сознания. На этом уровне осуществляется синтез информации сущего и должного на основе памяти, несущей не только рабочую информацию о мире, но и ее аксиологическую интерпретацию и волевую регуляцию. Результатом этого уровня являются новые идеи, проекты, гипотезы, теории.

«Самосознание» носит интровертивный характер, ибо направлено на самоанализ, самопознание. На этом уровне и осуществляется сознание как соотнесение знания о мире и знания о себе, и своих желаниях и намерениях.

Функционирование всех трех уровней сознания обеспечивает его когнитивную, мотивационную и нормативную сферы. Человек мыслит и знает себя. Когнитивная сфера сознания — зто область производства знания и ответа на вопрос: что есть что. Мотивационная сфера сознания — тообласть определения ценностных ориентиров и поиска ответа на вопрос: во имя чего, каких целей. Нормативная сфера сознания — это область проектирования отношения к миру на основе знаний и ценностных ориентиров в поисках ответа на вопрос: как, каким образом.

2 вида сознания: индивидуальное и общественное (класса, нации, человечества). В индивид. Сознании отражается личностное бытие человека, в общественном – социальное бытие людей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 209; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.0.25 (0.023 с.)