Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Классическое, неклассическое и пост неклассическое естествознание: условие формирования и особенности. Типы научной рациональности
Типы научной рациональности Рациональность (от лат. - разумный) – тип сознания, регулирующий целесообразную деятельность человека Черты рациональности: 1. моделирование реальности в системе и посредством понятий; 2. конструирование теоретических положений, теорий, выводов. Научная рациональность – познавательное отношение к миру, которое основано на уверенности, что все явления мира подчинены закономерностям, которые могут быть познаны и выражены с помощью понятийного мышления в конкретных формах организации истинного научного знания. Отличительная особенность научной рациональности – все явления подчинены объективным законам В современной философии выделяют несколько различных типов рациональности, изменение которых происходило в результате революций в истории естествознания. При этом возникновение нового типа рациональности не отбрасывало предшествующего, а только ограничивало сферу его действия, определяя его применимость только к определенным типам проблем и задач. Современная рациональность характеризует познавательные процессы с точки зрения взаимодействия субъекта и объекта. Доклассический тип рациональности: Античность: Рациональность раскрывается через анализ проблемы разума. 2 подхода к определению сущности разума: 1. Платон: разум – соц-нравственная категория, а рацион-ть – соответствие поведения соц-нравственной системе. 2. Аристотель: рацион-ть – соответствие мышления логическим категориям. Средние века: рацион-ть – умение вести беседу, переносится Аристотелевская рациональность. Классическое естествознание (17–к.19в.). Формируются идеалы рационализма, провозглашается господство разума, изменяются представления о целях, методах естественно-научного познания (ЕНП). Задача естествознания – определение количественно-измеримых параметров природных явлений и установление между ними функциональной зависимости с помощью математики. Классическая механика занимает первое место среди естественных наук благодаря внедрению метода эксперимента в ЕНП, возникновению математич. естествознания. Господство механистич. картины мира. Формируются технич. науки. Создаются предпосылки для возникновения соц-гуманитар. наук.отличительные особенности классического естествознания:
1 тенденция к непрер. дифференциации наук 2 преобладание эксп. данных над теоретическими 3. Опережающее преимущественное исследование предметов природы по отношению к изучению процессов 4. язык математики 5. Природа рассматривается неизменной, не эволюционирует. Классический тип научной рацион-ти характеризуется исключением субъекта познания из самого познават. процесса, исключается его воздействие на объект. Изучаемые явления рассматривались как несвязанные между собой, неизменные и неразвивающиеся объекты, перемещающиеся в пространстве под действием механ. сил. Установка на однозначное причинно-следственное описание объекта. Неклассическое естествознание (к.19-н.20в.). Доказана несостоятельность механист.естествознания. Закладываются основы квантово-релятивистской картины мира. Специальная теория относительности Эйнштейна объясняла закономерности электромагнитных явлений в движущихся телах. В космологии появл. концепция нестационарной Вселенной. Зарождение генетики как науки. Для неклассического типа научной рациональности характерен учет связи между результатами познавательной деятельности и средствами, с помощью которых они были достигнуты. Т.е. субъект познания включается в науку. Реальность объясняется как зависящая от субъекта, его средств, действий. Предмет знания – не абсолютно объективная реальность, а срез реальности, заданный через призму, используемых в познании средств и форм исследования. Постнеклассический тип научной рациональности (сер.20-21 в.): предполагает учет знаний об исследуемом объекте не только с особенностями средств и методов деятельности, но и с ценностно-целевыми структурами познания (этика, мораль).Для постнеклассической науки характерно выдвижение на первый план междисциплинарных, комплексных форм исследовательской деятельности. Объектами современных междисциплинарных исследований становятся уникальные системы, характеризующиеся открытостью и саморазвитием. Исторически развивающиеся системы представляют собой более сложный тип объекта даже по сравнению с саморегулирующимися системами. Исторически развивающаяся система формирует с течением времени новые уровни своей организации, изменяет свою структуру, характеризуется принципиальной необратимостью процессов: это природные комплексы, в которые включен сам человек (объекты экологии, объекты биотехнологии, системы “человек-машина”)Становление постнеклассической науки приводит к изменению методологических установок естественнонаучного познания: 1. формируются особые способы описания и предсказания возможных состояний развивающегося объекта; 2. идеал построения теории как аксиоматическо-дедуктивной системы сочетается с созданием конкурирующих теоретических описаний, основанных на методах аппроксимации, компьютерных программах; 3. в естествознании применяются методы исторической реконструкции объекта, сложившиеся в гуманитарном знании; 4. по отношению к развивающимся объектам изменяется стратегия экспериментального исследования: результаты экспериментов с объектом, находящимся на разных этапах развития, могут быть согласованы только с учетом вероятностных линий эволюции системы; это относится к системам, существующим лишь в одном экземпляре - они требуют особой стратегии экспериментального исследования, т.к. нет возможности воспроизводить первоначальные состояния такого объекта; 5. нет свободы выбора эксперимента с системами, в которые непосредственно включен человек; 6. изменяются представления классического и неклассического естествознания о ценностно нейтральном характере научного исследования - современные способы описания объектов (в которые включен сам человек) не только допускают, но даже предполагают введение аксиологических факторов в содержание и структуру способа описания (этика науки, социальная экспертиза программ
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 213; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.125.171 (0.007 с.) |