Понятие и классификация международных конференций 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и классификация международных конференций



Институт международных конференций неразрывно связан с двумя другими международными институтами — переговорами и международными организациями. Международные конференции возникли как продолжение института переговоров, а международные организации появились как следствие развития института международных конференций.

Международные конференции относительно молодой институт международного права, появившийся в XIX в. В современном международном праве под термином “международная конференция” понимается временный международный орган, в котором принимают участие официальные представители трех и более государств или иных субъектов международного права, с возможным представительством от третьих государств, межправительственных и неправительственных организаций в качестве наблюдателей, имеющий согласованные участниками цели, компетенцию и правила процедуры. Цели и организационные начала деятельности международных конференций должны соответствовать нормам международного права.

Международные конференции могут иметь различные наименования — конгресс, совещание, конференция и т. п., однако это не имеет юридического значения.

В международных отношениях в зависимости от сферы деятельности международные конференции делятся на мирные, политические, экономические, дипломатические и смешанные. Обычно целями международной конференции являются:

а) разработка и принятие текста международного договора (например, Устава ООН на конференции в Сан-Франциско в апреле — июне 1945 г.);

б) обсуждение определенной международной проблемы или проблем и принятие совместного заявления (например, Декларация Рио-де-Жанейро Конференции ООН по окружающей среде и развитию 1992 г.);

в) обмен мнениями и информацией по определенной международной проблеме или проблемам и выработка рекомендаций (например, Копенгагенский документ 1990 г. Конференции СБСЕ по человеческому измерению).

Международные конференции подразделяются также на периодические и конференции ad hoc. Примером периодической конференции может служить Конференция СБСЕ по человеческому измерению 1989 — 1991 гг., как и все Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. Этот вид международных конференций следует отличать от пленарных заседаний органов международных организаций, которые также могут называться конференциями, и от периодических форм работы органов таких организаций.

Большинство же международных конференций имеют характер ad hoc, т. е. они созываются либо государством-инициатором (государствами), либо международной организацией для единовременной работы. Хотя иногда конференции ad hoc могут работать в сессионном режиме, например, III Конференция ООН по морскому праву работала именно таким образом с 1973 по 1982 год.

По кругу участников международные конференции делятся на универсальные и региональные. Первые открыты для участия любого государства и иных субъектов международного права, в региональных же конференциях принимают участие государства и международные организации, принадлежащие к определенному географическому региону.

 

Подготовка и созыв международных конференций

 

Обычно с инициативой созвать какую-либо международную конференцию выступают государство или государства либо международная организация. Подобная инициатива также может исходить от национальных или международных неправительственных организаций.

Для успешной работы международной конференции необходимо ее тщательно спланировать и подготовить. Важный элемент подготовки международной конференции — это определение ее целей. Исходя из этого, планируется повестка дня конференции путем предварительного согласования мнений будущих участников. Кроме того, определяются формы правового регулирования вопросов, выносимых на повестку дня. После этого принимается решение о созыве международной конференции, которое касается вопросов состава, уровня представительства, времени и места проведения, правил процедуры. Согласование мнений государств по вопросам подготовки конференции осуществляется либо в ходе предварительных консультаций, либо по дипломатическим каналам. Если инициатором созыва конференции выступает международная организация, то результаты согласования мнений будущих участников конференции фиксируются в соответствующих резолюциях этой организации.

При определении круга участников конференции, уровня представительства на ней необходимо прежде всего учитывать ее цели и характер. Здесь важно соблюсти принцип участия в конференции всех заинтересованных государств и принцип преемственности, действующий как международный обычай. В связи с этим следует признать совершенно правомерным протест Советской России на неприглашение ее к участию в Парижской конференции по Шпицбергену 1919 — 1920 гг., поскольку Советская Россия была непосредственно заинтересованным государством в решении шпицбергенского вопроса и до этого принимала участие во всех международных мероприятиях по Шпицбергену.

Непризнание того или иного заинтересованного государства или правительства со стороны кого-то из участников конференции не является правомерным основанием для неприглашения его на конференцию.

В настоящее время широко применяется практика приглашения на международные конференции наблюдателей, не обладающих правом голоса. С согласия участников конференции наблюдатели могут выступать на ее заседаниях. Участие наблюдателей обычно регламентируется правилами процедуры конференции. Обычно наблюдателей на международные конференции направляют межправительственные и неправительственные организации, а также государства, не участвующие в конференции.

Когда международная конференция созывается государством или группой государств, вопрос о времени и месте ее проведения обычно решается на подготовительной встрече будущих участников. Именно таким образом были определены в Хельсинки в 1973 г. дата и место созыва Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). Что же касается международных конференций, созываемых межправительственными организациями, то они, как правило, проводятся в штаб-квартире организации или по приглашению какого-либо государства на его территории. В таких случаях место и время проведения конференции определяются в резолюции международной организации—инициатора ее проведения.

Непосредственно открытию конференции предшествует большая организационная и подготовительная работа — обеспечение необходимых помещений, вспомогательных служб, подготовка документации конференции и т. д. Кроме того, государства проводят сложную и кропотливую дипломатическую работу, направленную на обеспечение высокой результативности конференции.

Сложность и многоплановость рассматриваемых на конференциях вопросов приводит к тому, что некоторые из них работают в сессионном порядке или их работа разделяется на несколько этапов.

Уровень представительства на конференции обусловлен ее целями и характером и может меняться на разных этапах конференции. Например, первый этап СБСЕ прошел на уровне министров иностранных дел. На нем решались вопросы по подготовке заключительного документа Совещания. На втором этапе, носившем рабочий характер, приняли участие заместители министров иностранных дел и руководители департаментов ведомств иностранных дел. Третий этап СБСЕ, самый важный, прошел на уровне глав государств и правительств и увенчался подписанием Хельсинского Заключительного акта СБСЕ 1 августа 1975 г. Проведение международных конференций на высшем уровне означает их повышенную значимость в решении международных проблем.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 323; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.202.167 (0.008 с.)