Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Принцип уважения прав человека и основных свобод
Формирование принципа уважения прав человека и основных свобод непосредственно связано с ООН и деятельностью этой организации в гуманитарной сфере. До принятия Устава ООН концепция уважения и защиты прав человека и основных свобод носила преимущественно философско-религиозный и политический характер, международно-правовые нормы в этой области были единичными. Те колоссальные ужасы и трагедии, которые пришлось испытать человечеству во Второй мировой войне, когда грубейшим образом попирались права человека, привели к тому, что в преамбуле Устава ООН народы Объединенных Наций выразили свою решимость “вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин и в равенство прав больших и малых наций...” Одной из целей ООН является международное сотрудничество в гуманитарной области, а также “в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии...” (п. 3 ст. 1). Формально принцип уважения прав человека и основных свобод не закреплен в ст. 2 Устава ООН, но логически его можно вывести из вышеуказанных положений, а также ст. ст. 55 и 56. В первой из них провозглашается, что “с целью создания условий стабильности и благополучия, необходимых для мирных и дружественных отношений между нациями... Организация Объединенных Наций содействует: ...с) Всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии.” В ст. 56 содержится обязательство членов ООН предпринимать совместные и самостоятельные действия в тесном сотрудничестве с Организацией Объединенных Наций для достижения целей, указанных в ст. 55. В развитие положений Устава ООН по защите прав человека и основных свобод международное сообщество разработало и приняло Хартию (Билль) о правах человека, состоящую из Всеобщей декларации прав человека 1948 г., Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. и Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. Однако острое противостояние периода холодной войны в значительной степени препятствовало эффективному сотрудничеству государств разной социально-экономической ориентации в области защиты прав человека и основных свобод. Потепление же международного климата в начале 70-х годов привело к тому, что в ст. VII Декларации принципов Хельсинского заключительного акта СБСЕ 1975 г. был зафиксирован в качестве самостоятельного принцип уважения прав человека и основных свобод, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений. В ней, в частности, провозглашается: “Государства-участники... будут поощрять и развивать эффективное осуществление гражданских, политических, экономических, социальных, культурных и других прав и свобод, которые все вытекают из достоинства, присущего человеческой личности, и являются существенными для ее свободного и полного развития.” К этому можно добавить, что они являются также существенными для мирного и гармоничного развития международных отношений.
И это действительно так, поскольку в ХХ в. не было ни одного большого или малого вооруженного конфликта между двумя демократическими государствами, уважающими права человека и основные свободы. В современном мире считается дурным тоном не выполнять нормы международного права вообще и прежде всего в области защиты прав человека. Наряду с ООН, региональные организации (Совет Европы, Организация американских государств, Организация африканского единства и др.) в своих учредительных и текущих документах закрепляют принцип уважения прав человека и основных свобод и прилагают немало усилий для его эффективной реализации. Понимая, что государства, не уважающие права человека и основные свободы, представляют опасность для стабильного развития международных отношений и плодотворного сотрудничества между государствами, а в конечном счете для международного мира и безопасности. Отличительной чертой современного этапа развития принципа уважения прав человека и основных свобод является поощрение индивидов и их объединений в активном участии в развитии концепции прав человека и основных свобод, а также по их защите с использованием средств национальных систем права и международного права. В Итоговом документе Венской встречи представителей государств-участников СБСЕ от 15 января 1989 г. зафиксировано, что они будут “уважать право своих граждан, самостоятельно или совместно с другими, вносить активный вклад в развитие и защиту прав человека и основных свобод”. И это весьма симптоматичная тенденция, когда индивид является не только объектом международных соглашений в области прав человека, но и активным актером на международной арене по защите своих прав и основных свобод.
§ 12. Принцип самоопределения народов Возникновение принципа самоопределения народов связано с эпохой буржуазных революций, становлением национальных государств, хотя в силу известных исторических и социально-экономических причин право народов на самоопределение не могло стать принципом буржуазного права. Капиталистический способ производства на начальном этапе своего развития нуждался в колониях и иных формах зависимости слабых государств от сильных. Российские большевики, захватив к власть в 1917 г., объявили себя приверженцами права наций на самоопределение. На поверку же это оказалось одной из многих деклараций большевиков, по сути представлявшей собой лишь pia desideria (благие намерения). В качестве юридически обязательного данный принцип был закреплен в Уставе ООН. Так, в п. 2 ст. 1 устанавливается, что ООН будет “развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов...” В Декларации о принципах международного права 1970 г. дается толкование этого принципа: “В силу принципа равноправия и самоопределения народов, закрепленного в Уставе, все народы имеют право свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие, и каждое государство обязано уважать это право в соответствии с положениями Устава.” После Второй мировой войны многие народы Африки и Азии находились в колониальной зависимости от европейских государств. Закрепление принципа самоопределения народов в Уставе ООН способствовало активизации их борьбы за свое освобождение и создание независимых государств. С целью практической реализации этого принципа в 1960 г. была принята на XV сессии Генеральной Ассамблеи ООН Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам. В ходе острых дискуссий в 1966 г. удалось закрепить в ст. 1 Пактов по правам человека право народов на самоопределение и раскрыть его содержание. Все это свидетельствует о том, что право народов на самоопределение является общепризнанной императивной нормой современного международного права. Следует еще раз обратить внимание на то, что в актах ООН провозглашается право народов, а не наций на самоопределение, в отличие от большевистских деклараций. Это сделано для того, чтобы не осложнять реализацию данного права для полиэтничных народов. Поэтому в преамбуле Конституции Украины — многонационального государства — провозглашено, что Основной Закон страны принят на основе реализации украинской нацией, всем Украинским народом права на самоопределение. Необходимо также отметить, что право народов на самоопределение есть именно право, а не обязанность. От доброй и свободно выраженной воли народа зависит выбор его дальнейшей судьбы: создавать свое независимое государство (либо присоединиться к уже существующему государству) или нет. А вот обязанность каждого государства содействовать индивидуально или коллективно реализации принципа самоопределения народов существует. И народ, которому какое-либо государство препятствует реализовать в соответствии с международно-правовыми нормами принцип самоопределения, имеет право обращаться в ООН и получать от нее поддержку на использование средств воздействия на такое государство вплоть до вооруженной силы.
В науке международного права некоторые ученые выделяют два аспекта принципа самоопределения народов: внешний и внутренний. Первый означает право народа создавать свое суверенное государство, присоединяться к другому государству или объединяться с ним. Второй аспект заключается в том, что с достижением самостоятельности нации и народы, входящие в состав суверенного государства, сохраняют право на свои естественные богатства и ресурсы, на культурное и религиозное развитие, а также создание национально-территориальных автономий. Осуществление принципа самоопределения народов, как уже отмечалось, должно происходить в контексте соблюдения всех основных принципов международного права в их единстве и взаимосвязи. В Декларации о принципах международного права 1970 г. провозглашается, что ничто в данной Декларации “не должно толковаться как санкционирующее или поощряющее любые действия, которые вели бы к расчленению или к частичному или полному нарушению территориальной целостности или политического единства суверенных и независимых государств, действующих с соблюдением принципа равноправия и самоопределения народов..; и, вследствие этого, имеющих правительства, представляющие весь народ, принадлежащий к данной территории, без различия расы, вероисповедания или цвета кожи. Каждое государство должно воздерживаться от любых действий, направленных на частичное или полное нарушение национального единства и территориальной целостности любого государства или страны.” Доктрина и практика международного права пока не дает однозначного ответа на вопрос, как обеспечить гармоничное единство осуществления принципа самоопределения народов и принципа территориальной целостности государств? На этой почве возникают острые конфликтные ситуации, например, с курдским или и с чеченским народами. При их решении конфликтующим сторонам необходимо проявлять добрую волю, взаимное уважение интересов и желание находить компромиссы на основе норм международного права. Глава 5. Соотношение международного и внутригосударственного права [23]
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 791; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.39.23 (0.009 с.) |