Предотвращение преступлений против лиц, пользующихся международной защитой 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предотвращение преступлений против лиц, пользующихся международной защитой



К сожалению, в международных отношениях до сих пор имеют место нарушения признанных “священными” дипломатических привилегий и иммунитетов. Чаще всего эти привилегии и иммунитеты нарушаются террористическими или преступными группами (организациями) либо отдельными террористами. Достаточно вспомнить убийство левыми эсерами графа Мирбаха, посланника Германии в РСФСР, в июле 1918 г. в Москве, убийство графа Бернадота при осуществлении им миссии ООН на Ближнем Востоке в 1948 г., захват перуанской левацкой группировкой имени Тупака Амару в 1996 г. посольства Японии в Лиме. И это далеко неполный перечень преступных посягательств на лиц, обладающих дипломатическими привилегиями и иммунитетами.

В соответствии с обычным и договорным правом государство пребывания обязано принимать все необходимые меры для предотвращения нарушений дипломатических привилегий и иммунитетов. В силу же участившихся случаев таких нарушений в 1973 г. была принята Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов. Данная конвенция находится в силе с 1977 г. Под термином “лицо, пользующееся международной защитой” в Конвенции понимается:

а) глава государства, в том числе каждый член коллегиального органа, выполняющего функции главы государства согласно конституции соответствующего государства; глава правительства; министр иностранных дел, находящиеся в иностранном государстве, а также сопровождающие их члены семьи;

б) любой представитель или должностное лицо государства, или любое должностное лицо, или иной агент межправительственной международной организации при нахождении в месте, где он имеет право на специальную защиту от любого нападения на его личность, свободу и достоинство, а также проживающие с ним члены семьи.

Конвенция квалифицирует преступления против лиц, пользующихся международной защитой, как тяжкие. Каждое государство-участник Конвенции должно предусмотреть в своем законодательстве наказания за такие преступления, исходя из их тяжкого характера. Государства-участники должны сотрудничать в деле предотвращения преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в частности, путем обмена информацией и координации принимаемых административных и иных мер по предотвращению таких преступлений. Государства-участники должны возбуждать уголовное преследование против лиц, совершивших указанные преступления, или выдавать их соответствующему государству в соответствии с нормами международного права. Государства-участники Конвенции должны оказывать друг другу наиболее полную правовую помощь в связи с уголовно-процессуальными действиями, предпринятыми в отношении преступлений, предусмотренных Конвенцией.

Однако с сожалением приходится констатировать, что эффективность данной Конвенции пока невысока вследствие небольшого числа государств, участвующих в ней. Поэтому для решения данной проблемы требуются более решительные и слаженные действия со стороны международного сообщества.

 

Консульства

Государства между собой поддерживают не только дипломатические, но и консульские отношения, которые осуществляются с помощью консульств. Консульства — институт международного права, также имеющий весьма почтенный возраст. Появление консульств было связано с развитием торгово-экономических отношений между государствами.

Установление дипломатических отношений означает и одновременное установление консульских отношений, если иное не оговаривается заинтересованными государствами. Разрыв же дипломатических отношений не ведет к автоматическому прекращению консульских отношений. Государства, не поддерживающие дипломатические отношения, могут устанавливать между собой консульские отношения. Этот вид отношений часто устанавливается после признания нового государства де-факто.

Общие вопросы, связанные с установлением и поддержанием консульских отношений, урегулированы многосторонней Венской конвенцией о консульских сношениях 1963 г. Кроме того, государства широко практикуют заключение двусторонних консульских конвенций, в которых оговариваются число консульских учреждений государств на территории друг друга, месторасположение консульских округов, привилегии и иммунитеты персонала консульств и т. д. Государства имеют и внутреннее законодательство, регулирующее консульские отношения. В Советском Союзе таким нормативным актом был Консульский устав СССР 1976 г., действовавший и в Украине в части, не противоречащей ее Конституции до 1994 г., когда Указом Президента Украины был введен Консульский устав Украины.

Главой консульского учреждения является консул. Статус главы консульского учреждения отличается от статуса главы дипломатического представительства, поскольку консул не осуществляет представительских функций своего государства в государстве пребывания. Функции консулов имеют относительно узкий и конкретный характер и осуществляются ими в пределах консульского округа.

Государства в своей практике используют как штатных консулов, так и нештатных (почетных) консулов. Последние обычно назначаются из числа лиц, постоянно проживающих в государстве нахождения консульства и имеющих авторитет в нем. Часто почетными консулами являются адвокаты, бизнесмены, деятели культуры. Они могут быть гражданами, назначающего государства, государства пребывания или третьих государств. Почетные консулы не состоят на государственной службе назначающего государства и не получают от него заработной платы, поэтому данный институт экономически выгоден. По существующему правилу взимаемые почетным консулом сборы, за оказываемые консульские услуги, идут в его доход. Украина в 1996 г. имела три почетных консула.

9.1. Понятие и виды консульских учреждений

Консульское учреждение (консульство) — это постоянный государственный орган внешних сношений, учреждаемый в другом государстве на основе соглашения между этими государствами для выполнения консульских функций в определенном консульском округе.

В международной практике существуют следующие виды консульских учреждений: генеральное консульство, консульство, вице-консульство и консульское агентство. Эти учреждения возглавляют, соответственно, генеральный консул, консул, вице-консул и консульский агент. Консулы и вице-консулы, кроме тех случаев, когда они возглавляют консульские учреждения, могут входить как обычные должностные лица в состав генеральных консульств. В настоящее время стала также распространенной практика открытия консульских отделов при дипломатических представительствах. Возглавляют эти отделы заведующие, которые именуются генеральными консулами или консулами. Заведующим консульских отделов посольств, как правило, не выдаются патент и экзекватура, поскольку они действуют как сотрудники дипломатического представительства.

Основные функции консульских учреждений определены Венской конвенцией о консульских сношениях 1963 г. К ним относятся:

1) защита в государстве пребывания интересов своего государства, его граждан и юридических лиц в пределах, допускаемых международным правом;

2) содействие развитию торговых, экономических, культурных и научных связей между представляемым государством и государством пребывания, а также содействие развитию дружественных отношений между ними;

3) выяснение всеми законными путями условий и событий в торговой, экономической, культурной и научной жизни государства пребывания, сообщение о них правительству представляемого государства и представление сведений заинтересованным лицам;

4) выполнение административных и нотариальных функций;

5) оказание помощи и содействия физическим и юридическим лицам представляемого государства, в том числе и правовой;

6) оказание помощи морским (речным) судам и самолетам и их экипажам;

7) выполнение иных функций, возложенных на консульское учреждение представляемым государством, которые не запрещаются законами и правилами государства пребывания.

При выполнении своих функций консульские учреждения должны руководствоваться как нормами международного права, так и права своего государства. Важную роль в консульских отношениях между государствами играют двусторонние консульские конвенции.

В отличие от дипломатических представительств, консульские учреждения имеют право напрямую сноситься только с местными властями консульского округа. Если же возникает необходимость снестись с правительством государства пребывания, то ее можно реализовать только с помощью дипломатического представительства своего государства. При отсутствии дипломатических отношений государства могут возложить выполнение некоторых дипломатических функций на консульские учреждения при согласии правительства принимающего государства. В таких случаях консульства имеют право сноситься с правительством государства пребывания.

В большинстве государств консульские учреждения подчинены министерствам иностранных, а также дипломатическому представительству своего государства в государстве пребывания.

По нормам международного права и внутригосударственного права консулы могут представлять физических и юридических лиц своего государства в судах и иных органах государства пребывания в порядке, предусмотренном в указанных нормах.

Наиболее распространенными видами деятельности консульских учреждений являются: выдача виз, выдача и продление сроков действия паспортов, регистрация своих граждан постоянно проживающих на территории консульского округа, регистрация актов гражданского состояния, легализация и нотариальное удостоверение документов и т. д. За выполнение указанных действий консульства взимают консульские сборы в валюте государства пребывания. Государства могут заключить между собой соглашение об отмене взимания всех или некоторых видов консульских сборов.

Консульские учреждения прекращают свою деятельность в следующих случаях: 1) закрытия консульского учреждения; 2) выхода территории, на которой расположен консульский округ, из-под суверенитета государства пребывания; 3) войны между государствами, ранее установившими консульские отношения.

 

9.2. Глава и персонал консульского учреждения

 

Венская конвенция 1963 г. установила для глав консульских учреждений четыре класса: 1) генеральный консул; 2) консул; 3) вице-консул; 4) консульский агент.

Генеральный консул возглавляет генеральное консульство или консульский отдел дипломатического представительства; консул — консульство; вице-консул - вице-консульство. Последние также могут быть помощниками или заместителями генерального консула. Вице-консул может исполнять обязанности заместителя консула. Консульский агент возглавляет консульское агентство.

В Украине, как и в большинстве государств, консульские работники являются служащими министерства иностранных дел и им присваиваются дипломатические ранги. В некоторых странах консульская служба отделена от дипломатической и консульским работникам присваиваются специальные ранги.

Главы консульских учреждений назначаются представляемым государством и допускаются к выполнению своих функций государством пребывания. Представляемое государство снабжает главу консульского учреждения специальным документом — консульским патентом, удостоверяющим его должность и указывающим, как правило, его полное имя и фамилию, класс, консульский округ и местонахождение консульского учреждения.

Представляемое государство направляет этот патент обычно дипломатическими путями правительству государства, на территории которого глава консульского учреждения должен выполнять свои функции. Глава консульского учреждения допускается к выполнению своих функций только после получения разрешения на это со стороны государства пребывания. Данное разрешение в какой бы форме оно не было выражено именуется экзекватурой. Государство, отказывающее в выдаче экзекватуры, не обязано сообщать мотивы своего отказа. С момента получения экзекватуры считается, что глава консульского учреждения приступил к исполнению своих функций. С этой же даты определяется его старшинство по отношению к главам консульских учреждений других государств, расположенных в данном консульском округе.

Согласно Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г. персонал консульских учреждений делится на три категории: 1) консульские должностные лица, состоящие на консульской службе и выполняющие консульские функции; 2) консульские служащие, выполняющие административно-техническую работу; 3) обслуживающий персонал. Консульские должностные лица должны быть, как правило, гражданами представляемого государства. Граждане государства пребывания или третьих государств могут назначаться на консульские должности представляемым государством только с определенно выраженного согласия государства пребывания.

Государство пребывания может в любое время уведомить представляемое государство о том, что любой член персонала консульского учреждения является persona non grata. В таком случае представляемое государство должно отозвать это лицо или прекратить его функции в консульском учреждении.

Власти государства пребывания (обычно министерство иностранных дел) выдают консулам консульские карточки, которые подтверждают их должностное положение и наличие привилегий и иммунитетов в соответствии с международным правом.

Функции члена персонала консульского учреждения прекращаются по следующим основаниям:

а) уведомление государства пребывания представляемым государством о том, что его функции прекращаются (отозвание);

б) аннулирование экзекватуры (объявление persona non grata);

в) уведомление государством пребывания представляемого государства о том, что государство пребывания перестало считать его работником консульского персонала.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 519; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.199.88 (0.014 с.)