Привилегии и иммунитеты международных организаций и их персонала 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Привилегии и иммунитеты международных организаций и их персонала



 

Для успешного выполнения своих функций, закрепленных в учредительных документах, международные межправительственные организации нуждаются в определенной независимости от властей государства пребывания, т. е. в привилегиях и иммунитетах. Современное международное право предоставляет привилегии и иммунитеты как универсальным, так и региональным международным организациям. Обычно привилегии и иммунитеты международных организаций определяются в их уставных документах, многосторонних конвенциях и двусторонних соглашениях между организацией и государством пребывания. В настоящее время наметилась тенденция по унификации привилегий и иммунитетов международных организаций.

В соответствии с Конвенцией о привилегиях и иммунитетах ООН 1946 г. Организация обладает такими же привилегиями и иммунитетами, как и дипломатические представительства, хотя и с определенной спецификой. Так, ООН на территории своей штаб-квартиры в Нью-Йорке имеет собственную службу безопасности, а также свою радиосеть, ведущую радиопередачи. Но в отношении преступлений, совершенных на территории штаб-квартиры ООН, юрисдикцию осуществляют суды США. При этом никакие процессуальные действия в помещениях ООН власти США не могут осуществлять без разрешения Генерального секретаря ООН.

По Соглашению между ООН и США 1947 г. о штаб-квартире ООН власти Соединенных Штатов не должны препятствовать въезду в штаб-квартиру Организации и выезду из нее представителей государств, сотрудников ООН и других официальных лиц. США обязаны выдавать визы на въезд в страну сотрудникам ООН, экспертам, персоналу постоянных представительств государств при ООН.

Подобное соглашение было также заключено в 1946 г. между ООН и Швейцарией, где находится штаб-квартира Европейского отделения ООН (Женева).

Личные привилегии и иммунитеты сотрудников ООН зависят от их статуса и выполняемых функций. Дипломатические привилегии и иммунитеты в полном объеме распространяются на относительно небольшой круг сотрудников ООН — Генерального секретаря и его заместителей. К заместителям Генерального секретаря ООН приравниваются исполнительные секретари экономических комиссий ООН (для Европы, Азии и Тихого океана, Западной Азии, Африки, Латинской Америки и Карибского бассейна), представитель Генерального секретаря ООН на Кипре, представитель ООН для Индии и Пакистана и некоторые другие сотрудники. Личные привилегии и иммунитеты распространяются также на членов семей указанных сотрудников.

По положениям Конвенции 1946 г. остальные сотрудники ООН обладают функциональными привилегиями и иммунитетами, т. е. распространяющимися на них только при исполнении служебных обязанностей.

Эксперты ООН, участвующие в выполнении миссий Организации, имеют привилегии и иммунитеты, необходимые им для выполнения своих функций в период деятельности миссии. Это же правило распространяется и на экспертов неправительственных организаций и иных лиц, привлекаемых ООН к работе в семинарах, симпозиумах, конференциях и иных мероприятиях, проводимых организацией.

В соответствии с Конвенцией о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений ООН 1947 г. эти международные организации имеют практически те же привилегии и иммунитеты, что и ООН.

Данной Конвенцией предусматривается, что дипломатические привилегии и иммунитеты предоставляются в полном объеме только высшему должностному лицу специализированного учреждения и членам его семьи. В приложениях к Конвенции, распространяющихся на определенные специализированные учреждения ООН, а также в соглашениях, заключаемых специализированными учреждениями с государством пребывания, предусматривается предоставление этих привилегий и иммунитетов и некоторым другим руководителям специализированных учреждений.

Так, в Приложении IV определено, что дипломатическими привилегиями и иммунитетами в полном объеме пользуется, кроме Генерального директора ЮНЕСКО, и его заместитель, а также супруга и несовершеннолетние дети последнего. По соглашению же между ЮНЕСКО и Францией — государством пребывания этой организации — дипломатические привилегии и иммунитеты предоставляются на территории Франции также директорам департаментов ЮНЕСКО и некоторым другим служащим, их супругам и детям, находящимся на их иждивении.

На остальных сотрудников специализированных учреждений ООН распространяются функциональные привилегии и иммунитеты.

 

Специальные миссии

Под специальной миссией в международном праве понимается временный орган внешних сношений государства, направляемый в другое государство для выполнения конкретных задач, определяемых по соглашению между данными государствами. Ранее эта форма внешних сношений государств именовалась дипломатией ad hoc (создание дипломатических органов по отдельному случаю или конкретному поводу).

Чаще всего специальные миссии направляются для участия в двусторонних переговорах, инаугурационных торжествах, юбилейных и похоронных мероприятиях. Однако делегации государств, участвующие в работе многосторонних конференций или органов международных организаций, специальными миссиями не являются.

В 1969 г. была принята Конвенция о специальных миссиях (в силе с 1985 г.), которая кодифицировала обычные нормы, действовавшие в отношении этого органа внешних сношений. Базисным положением Конвенции является то, что привилегии и иммунитеты дипломатических представительств и их персонала, определенные Венской конвенцией о дипломатических сношениях 1961 г., должны распространяться на специальные миссии и их персонал.

В Конвенции 1969 г. указывается, что в тех случаях, когда специальная миссия возглавляется главой государства, главой правительства, министром иностранных дел или иным лицом высокого ранга или когда такие лица участвуют в специальной миссии, они пользуются преимуществами, привилегиями и иммунитетами, которые признаются за ними международным правом (ст. 21)[62].

Функции специальной миссии начинаются с момента установления миссией контакта с министерством иностранных дел принимающего государства. Эти функции прекращаются:

а) по соглашению заинтересованных государств;

b) по выполнении задачи специальной миссии;

c) по истечении срока, установленного специальной миссии, если он специально не продлен;

d) по уведомлении посылающим государством о том, что оно прекращает или отзывает специальную миссию;

e) по уведомлении принимающего государства о том, что оно считает деятельность специальной миссии прекращенной.

Разрыв дипломатических и консульских отношений между посылающим и принимающим государством сам по себе не влечет за собой прекращения деятельности специальных миссий, существующих в момент разрыва отношений.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 542; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.71.237 (0.007 с.)