Проливы, используемые для международного судоходства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проливы, используемые для международного судоходства



Международные проливы — это естественные узости, соединяющие части открытого моря или ИЭЗ и используемые для международного судоходства и воздушной навигации.

На процесс формирования международно-правового режима международных проливов оказало решение Международного Суда ООН 1949 г. по англо-албанскому делу об инциденте в проливе Корфу.

Фабула этого дела такова. 15 мая 1946 г. английские крейсеры “Орион” и “Суперб”, следуя в южном направлении через пролив Корфу, были обстреляны албанской батареей. Пять месяцев спустя, 22 октября 1946 г., эскадра британских военных кораблей покинула порт Корфу и проследовала на выход через одноименный пролив в северном направлении. Предварительно английские корабли очистили пролив от мин. Однако недалеко от залива Сандра два британских корабля наскочили на мины, получили значительные повреждения и вышли из строя. 13 ноября 1946 г. английские тральщики вновь осуществили операцию по очистке пролива от мин, вытралив при этом 22 мины. Международный Суд ООН должен был дать ответ на вопрос: был ли нарушен суверенитет Албании действиями британских военных кораблей в проливе Корфу 22 октября и 13 ноября 1946 г.?

Международный Суд ООН в своем решении, в частности, отметил: “По мнению Суда, в соответствии с международным обычаем, получившим широкое признание, государства в мирное время имеют право направлять свои военные корабли через проливы, используемые для международного судоходства и соединяющие две части открытого моря, без предварительного разрешения прибрежного государства при условии, что такой проход будет мирным”[117].

Международный Суд ООН также подчеркнул, что решающими критериями для определения, является ли пролив международным выступают: а) географическое положение пролива, который должен соединять две части открытого моря и б) его действительное использование для международного судоходства. В доктрине международного права первый критерий получил название “географический”, а второй — “функциональный”. Причем при анализе функционального критерия следует учитывать количество судов, использующих какой-то пролив, а также число государств, которым принадлежат эти суда.

В настоящее время правовой режим проливов, используемых для международного судоходства, определяется нормами обычного и договорного права. Широкое международное признание получил обычай, о котором говорилось в решении Международного Суда ООН 1949 г. по делу об инциденте в проливе Корфу — свободы прохода судов через международные проливы. Позже также добавилась свобода пролета самолетов над такими проливами. Эти свободы как нормы обычного права действуют в отношении проливов Гибралтарского, Ла-Манш, Магелланова, Малаккского и др.

В Конвенцию о территориальном море и прилежащей зоне 1958 г. была включена норма о недопустимости приостановления мирного прохода иностранных судов через проливы, служащие для международного судоходства (п. 4 ст. 16).

В связи с принятием 12-мильной ширины территориальных вод Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. появилась реальная возможность перекрытия территориальным морем более 100 проливов, используемых для международного судоходства. Для обеспечения свободы судоходства через такие проливы и полетов над ними данной Конвенцией был введен институт транзитного прохода. В соответствии с ним в проливах, используемых для международного судоходства, все суда и летательные аппараты пользуются правом транзитного прохода, которому не должно чиниться препятствий, за исключением случаев, оговоренных в Конвенции. Транзитный проход представляет собой осуществление свободы судоходства и полета единственно с целью непрерывного и быстрого транзита через пролив между одной частью открытого моря или ИЭЗ и другой частью открытого моря или ИЭЗ (п. 2 ст. 38).

При осуществлении права транзитного прохода суда и летательные аппараты воздерживаются от любой деятельности, кроме той, которая свойственна их обычному порядку непрерывного и быстрого транзита, за исключением случаев, когда такая деятельность вызвана обстоятельствами непреодолимой силы или бедствием. В частности, они воздерживаются от любой угрозы силой или ее применения против суверенитета, территориальной целостности или политической независимости государств, граничащих с проливом, или каким-либо другим образом в нарушение принципов международного права, воплощенных в Уставе ООН.

Режим прохода через проливы, используемые для международного судоходства, не затрагивает в других отношениях ни правового статуса вод, образующих такие проливы, ни осуществления государствами, граничащими с проливами, их суверенитета или юрисдикции над такими водами, воздушным пространством над ними, их дном и недрами.

Нормы, регламентирующие режим проливов, используемых для международного судоходства, не распространяются на те проливы, чей правовой статус определяется специальными международными соглашениями. Такие соглашения действуют, в частности, в отношении Балтийских и Черноморских проливов.

Правовой режим Черноморских проливов. Этими проливами являются Босфор и Дарданеллы, соединяющие Черное и Средиземное моря. В 1936 г. в Монтрё (Швейцария) была заключена Конвенция о режиме Черноморских проливов, которая действует и по сей день и определяет порядок пользования ими. На режим проливов непосредственным образом влияет состояние войны или мира и отношение к войне Турции.

Положениями Конвенции определено, что торговые суда всех государств пользуются свободой судоходства и транзита днем и ночью; за проход с каждой нетто-тонны Турцией взимаются санитарный и маячный сборы. Это правило остается в силе и во время войны, если Турция не участвует в ней. Если же Турция является воюющей стороной, то свобода судоходства и транзита в проливах сохраняется в дневное время у государств, которые не находятся в состоянии войны с Турцией.

Режим прохода военных кораблей через проливы определяется Конвенцией в зависимости от их принадлежности к черноморским или нечерноморским державам. Для последних установлены некоторые ограничения. Черноморские державы имеют право проводить любые корабли, по предварительному уведомлению по дипломатическим каналам турецкого правительства не менее чем за 8 суток. При этом линкоры и корабли, приравненные к ним (водоизмещением свыше 10 тыс. т или имеющие калибр орудий свыше 203 мм), должны проходить в одиночку в сопровождении не более 2 эсминцев. Только черноморские государства могут проводить подводные лодки в одиночку, днем и в надводном положении при условии, что они куплены за пределами Черного моря или если им необходим ремонт за пределами этого моря. Турция об этом уведомляется заранее.

Нечерноморским державам разрешается проводить через проливы только легкие надводные корабли водоизмещением до 10 тыс. т или имеющие калибр орудий до 8 дюймов. Совокупный тоннаж всех кораблей нечерноморских государств в Черном море не должен превышать 45 тыс. т, а кораблей одного из таких государств — 30 тыс. т. Время пребывания кораблей нечерноморских государств в Черном море не должно превышать 21 суток. Турция при этом должна получить соответствующее уведомление за 15 суток.

Во время войны, при неучастии в ней Турции, проход через проливы военных кораблей воюющих держав запрещен. Если Турция является воюющей стороной, проход военных кораблей через проливы полностью зависит от ее усмотрения.

 

Международные каналы

К международным каналам относятся искусственные водные пути, соединяющие моря и океаны и используемые для международного судоходства. Они находятся под суверенитетом того государства, по территории которого пролегают. Правовой режим международных каналов определяется нормами международного права и национального законодательства соответствующего государства. Наибольшее значение для международного судоходства имеют Суэцкий, Панамский и Кильский каналы.

Суэцкий канал соединяет Средиземное и Красное моря. Канал был открыт для судоходства в 1869 г. В 1888 г. была принята Константинопольская конвенция об обеспечении свободного пользования Суэцким каналом. Статья 1 Конвенции 1888 г. провозглашает, что Суэцкий канал как в военное, так и в мирное время будет всегда свободен и открыт для всех торговых судов и военных кораблей без различия флага. Договаривающиеся государства взяли обязательство применять принцип равенства во всем, что касается пользования каналом, и признали данный принцип одной из основ Конвенции (ст. 12).

Исходя из конвенционного положения об открытости канала в военное время, договаривающиеся стороны согласились, что никакие военные действия не допускаются ни в канале, ни в его входных портах, ни в районе 3 морских миль от этих портов, даже если бы Турция (Египет находился тогда в зависимости от нее) была воюющей стороной (ст. 4).

В 1956 г. Египет национализировал Всеобщую компанию морского Суэцкого канала, крупнейшим акционером которой была Великобритания. При этом не было заявлено о пересмотре международно-правового режима канала. Однако Великобритания и Франция усмотрели в национализации Суэцкого канала угрозу его международно-правовому статусу и начали против Египта вместе с Израилем военные действия. Следует отметить, что Великобритания и Франция — участники Конвенции 1888 г., поэтому блокада канала с их стороны фактически противоречила положениям ст. 1 данной Конвенции.

После ликвидации кризиса в 1957 г. Египет выступил с Декларацией, в которой подтвердил свое намерение соблюдать Конвенцию 1888 г. Декларация была зарегистрирована в Секретариате ООН как международное соглашение.

Ликвидировав последствия израильско-египетской войны 1967 г., Египет снова открыл канал для международного судоходства.

При пользовании каналом суда должны руководствоваться правилами, издаваемыми Администрацией Суэцкого канала.

Панамский канал является международным водным путем, соединяющим Атлантический и Тихий океаны, который проходит по территории Панамы. Канал сокращает мореплавателям путь на 16 тыс. км.

Еще до сооружения Панамского канала в 1901 г. был подписан договор между США и Великобританией о том, что строительство канала будет вестись под покровительством США. В договоре предусматривалось, что в качестве основы режима судоходства и нейтрализации будущего канала должны рассматриваться положения Константинопольской конвенции о Суэцком канале 1888 г.

Панамский канал был построен в 1901 — 1914 гг. на условиях неравноправного договора между США и Панамой от 18 ноября 1903 г. По этому договору США получали на вечное время право пользования определенными участками земли для постройки, эксплуатации и защиты канала.

В 1977 г. в Вашингтоне были подписаны новые договоры между США и Панамой в отношении Панамского канала, являющиеся юридической основой для восстановления суверенных прав центрально-американского государства над каналом и его зоной. 31 декабря 1999 г. канал и его вспомогательные сооружения полностью перейдут под суверенитет Панамы.

Договор о постоянном нейтралитете и режиме Панамского канала предоставляет право пользоваться каналом судам и военным кораблям всех государств как в мирное, так и в военное время на равной, недискриминационной основе (ст. III). Вместе с тем договор предусматривает право быстрого и ничем не обусловленного прохода американских и панамских военных кораблей через канал. Нейтрализация канала гарантируется Панамой и США.

Кильский канал — международный канал, расположенный на территории ФРГ и соединяющий Балтийское и Северное моря. Длина канала — 98,7 км, глубина — 11,3 м. В 1939 г. Германия издала Правила плавания Кильским каналом, которые с некоторыми изменениями действуют и поныне. Согласно Правилам плавание по каналу разрешено судам всех государств в любое время суток после уплаты установленного сбора. Проход иностранных военных кораблей допускается на основе разрешения, запрашиваемого по дипломатическим каналам.

К числу международных относится также и Коринфский канал. Этот канал, связывающий Эгейское и Ионическое моря, проходит по территории Греции через Коринфский перешеек. Он широко используется судами, следующими в порты Адриатического моря из Эгейско-Черноморского бассейна и наоборот. При этом сокращается маршрут примерно на 200 морских миль. Режим судоходства в Коринфском канале регулируется исключительно греческим законодательством. Канал открыт для торговых судов всех государств.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 479; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.85.72 (0.01 с.)