Международная правосубъектность народов, борющихся за независимость (реализующих право на самоопределение) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Международная правосубъектность народов, борющихся за независимость (реализующих право на самоопределение)



Характерной чертой современного международного права является утверждение принципа равенства и самоопределения народов. Становление данного принципа происходило в условиях упорной борьбы народов разных регионов мира против колониализма и других форм зависимости. В Уставе ООН принцип равенства и самоопределения народов закреплен в качестве общепризнанной нормы международного права. Одна из целей ООН — развитие дружественных отношений между государствами “на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов” (п.2 ст. 1).

В Уставе ООН и других документах этой организации зафиксировано право народов, а не наций на самоопределение. Сделано это, по-видимому, потому, что существует полиэтничные и моноэтничные народы. И если бы был провозглашен принцип самоопределения наций, то его применение к полиэтничным народам вызывало бы очевидные трудности. Во избежание этого и был закреплен принцип самоопределения народов, который предполагает самоопределение нации или наций как составного элемента того или иного народа. Так, профессор А. Эйде (Норвегия), член Подкомиссии ЭКОСОС по предупреждению дискриминации и защите меньшинств, анализируя международно-правовое понятие “народ”, абсолютно справедливо отмечает, что под народом следует понимать демос, а не этнос[16].

Принцип самоопределения народов получил дальнейшее развитие в таких международных актах, как Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам, принятая на XV сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 1960 г., и Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, 1970 г. В Декларации 1970 г., в частности, провозглашается: “В силу принципа равноправия и самоопределения народов, закрепленного в Уставе ООН, все народы имеют право свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие, и каждое государство обязано уважать это право в соответствии с положениями Устава”. Аналогичное положение закреплено в ст. 1 Пакта о гражданских и политических правах 1966 г. и в ст. 1 Пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., которые являются международными договорами.

Обычно народы реализуют свое право на самоопределение под руководством национально-освободительных движений, организаций и фронтов, которые и выражают их суверенную волю на международной арене, а в отношении самих народов осуществляют законодательные и исполнительные функции. Таким образом народы становятся участниками международно-правовых отношений, т. е. субъектами международного права. Народ Намибии реализовал свое право на самоопределение под руководством Народной организации Юго-Западной Африки (СВАПО), Анголы — Народного движения за освобождение Анголы (МПЛА), Алжира — Фронта национального освобождения (ФНО) Алжира. Борьбу палестинского народа за создание собственного государства возглавляет Организация освобождения Палестины (ООП). После обретения независимости национально-освободительные движения, организации и фронты, как правило, становятся правящими политическими партиями в своих странах.

В отличие от государств, которые по действующему международному праву не могут применять силу или угрозу силой, народы, реализующие свое право на самоопределение, вправе применять все формы борьбы, в том числе и вооруженную. Прежде всего это касается тех случаев, когда метрополия насильственно препятствует осуществлению права на самоопределение.

Как и государства, народы, реализующие свое право на самоопределение, обладают полной международной правосубъектностью и относятся к первичным субъектам международного права. Они могут устанавливать отношения с государствами и международными организациями, участвовать в работе международных конференций, заключать двусторонние и многосторонние международные договоры.

Необходимо подчеркнуть, что право на самоопределение имеют лишь те народы, у которых нет своих национальных государств, например, палестинцы или курды. При этом не следует путать право национальных меньшинств защищать свою национально-культурную самобытность с правом народов на самоопределение. В соответствии со ст. 27 Пакта о гражданских и политических правах 1966 г. национальным меньшинствам не может быть отказано в праве пользоваться своей культурой, исповедовать свою религию и пользоваться родным языком. Иными словами, национальные меньшинства имеют права добиваться в рамках государств, на территории которых они проживают, создания для них национально-культурной или национально-территориальной автономии, но не права на самоопределение, поскольку по действующему международному праву оно им не принадлежит.

По законодательству ряда государств специфическими правами пользуются малочисленные коренные народы (крымские татары, эскимосы, саами, ненцы, ханты, манси и др.). Международно-правовой статус коренных народов пока окончательно не определен. С 1982 г. действует Рабочая группа ООН по коренному населению, которая и занимается указанной проблемой. Рабочей группой подготовлен проект декларации прав коренных народов, где перечислены права и свободы, которые должны принадлежать коренным народам. Однако среди этих прав право коренных народов на самоопределение не содержится.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 638; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.171.20 (0.006 с.)