Основания международно-правовой ответственности государств 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основания международно-правовой ответственности государств



Основанием международно-правовой ответственности государства является нарушение им международного обязательства, т. е. совершение этим государством международного правонарушения. Чтобы сделать вывод о наличии международного правонарушения, необходимо установить, что имело место действие или бездействие должностных лиц или органов государства, которое по действующим нормам международного права может быть вменено государству, и это поведение нарушило международное обязательство данного государства.

В связи с тем, что государство может совершать определенные действия или бездействовать посредством своих органов и должностных лиц, то ему может вменяться международно-противоправное поведение лишь таких индивидов, которые обладают статусом органа государства или его должностного лица. Действие или бездействие этих лиц, нарушающее норму международного права, рассматривается в международной практике как поведение самого государства.

Государство будет нести международную ответственность за действия своего законодательного органа в том случае, если он принял закон или иной нормативный акт, идущий вразрез с международными обязательствами данного государства. Основанием для возникновения ответственности будет официальное обнародование такого акта парламента. Непринятие же парламентом государства законодательного акта, который необходим для выполнения его международного обязательства, может повлечь за собой ответственность данного государства только в случае, если это причинило моральный или материальный ущерб.

Наиболее часто государство несет ответственность за действия или бездействие своих исполнительных органов: министерств и ведомств, армейских и полицейских подразделений, пограничных и специальных служб, вплоть до низшего звена исполнительной власти.

Ответственность государства может иметь место и вследствие нарушения его международных обязательств действиями или бездействием национальных судов. Конечно, суды при отправлении правосудия не должны зависеть от других ветвей власти и подчиняться только закону, но при этом суды являются органами государства. Поэтому их поведение рассматривается в международной практике как поведение самого государства.

Государству также вменяется поведение его административно-территориальных единиц и организаций, уполномоченных выполнять государственно-властные функции, в частности, при превышении ими своих полномочий, установленных внутригосударственным правом, или нарушении инструкций, относящихся к их деятельности (ст. 11 проекта статей). Государство не может уклониться от ответственности, ссылаясь на то обстоятельство, что в соответствии с внутренним законодательством эти действия не следовало совершать или следовало совершать иным образом. В Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. установлено, что государство “не может ссылаться на положения своего внутреннего права в качестве оправдания для невыполнения им договора” (ст. 27).

Только в случае, если лицо действовало или бездействовало не в качестве должностного лица или органа государства, его поведение не вменяется государству. Однако, если физическое лицо, не обладающее официальным государственным статусом, своими действиями посягает на охраняемые международным правом права и интересы другого государства, государство, которое не обеспечило защиту этих прав и интересов, будет нести международно-правовую ответственность. Чаще всего эти действия физических лиц сводятся к покушению на честь и достоинство иностранного государства, оскорбление его флага и герба, покушению на честь и достоинство, жизнь и здоровье представителей иностранных государств и т. п. Разумеется, за сами действия частных лиц государство не несет ответственности. Оно несет ответственность за невыполнение своих обязательств по обеспечению прав и законных интересов иностранного государства на своей территории, что выразилось в бездействии государственных органов, призванных защищать эти права и интересы.

То или иное деяние органов государства и его должностных лиц может считаться основанием для международно-правовой ответственности только в том случае, если налицо будет совокупность следующих признаков, образующих состав международного правонарушения: 1) противоправный характер поведения государства, выразившийся в действии или бездействии его органов и должностных лиц; 2) наличие вреда как результата противоправного поведения государства; 3) причинно-следственная связь между поведением государства и наступившим вредным результатом.

Вредный результат или ущерб, причиненный противоправным поведением государства, может быть двоякого рода: материальным (ущерб, причиненный жизни и здоровью людей, имуществу, финансам государства) и нематериальным (например, нарушение государственного суверенитета, покушение на честь и достоинство государства и т. п.). Иногда противоправным поведением государства причиняется одновременно как материальный, так и нематериальный ущерб.

В отношении вины как основания международно-правовой ответственности государства единого мнения в науке международного права нет. В международной практике и доктрине считается, что любое международно-противоправное поведение государства виновно. Вместе с тем при совершении международных деликтов (простых правонарушений) государство-нарушитель имеет право доказывать свою невиновность, на пример, при нарушении режима территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа, пограничных инцидентах и т. д., и ссылаться при этом на форс-мажорные обстоятельства, непредвиденный случай или бедствие (ст. 31 проекта статей). Совершение же международных преступлений в силу специфики этих противоправных деяний может быть только виновным.

Следует отметить, что общие изменения, происшедшие в международном праве в современную эпоху, наложили отпечаток и на институт международно-правовой ответственности. Так, произошли существенные изменения в основаниях международно-правовой ответственности; появились новые составы международных правонарушений, которых не было в классическом международном праве; претерпели изменения способы реализации международно-правовой ответственности. По мере развития и совершенствования международного права в целом будет совершенствоваться и институт международно-правовой ответственности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 431; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.191.22 (0.004 с.)