Классификация международных правонарушений государств 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация международных правонарушений государств



Доктрина и практика классического международного права не имели четкого деления международных правонарушений на виды или группы в зависимости от степени общественной опасности или специфики объекта, хотя некоторые предпосылки дифференциации международных правонарушений уже закладывались. Так, в Декларации глав союзных держав от 24 мая 1915 г., принятой по инициативе России в связи с геноцидом армян в Османской империи, это деяние квалифицировалось как “преступление против человечества и цивилизации”.

В период между двумя мировыми войнами в западной международно-правовой литературе активно обсуждалась проблема международной уголовной ответственности государств. Однако противников у нее было значительно больше, чем сторонников.

Трагический опыт Второй мировой войны со всей очевидностью доказал необходимость различать в международных правонарушениях международные преступления и международные деликты.

В Уставе Международного Военного Трибунала, который является неотъемлемой частью Соглашения между СССР, США, Великобританией и Францией о судебном преследовании и наказании главных военных преступников европейских стран оси от 8 августа 1945 г., содержится перечень международных преступлений, влекущих за собой международную уголовную ответственность физических лиц, которые, действуя в интересах европейских стран оси индивидуально или в качестве членов организации, совершили эти преступления.

Нормативное определение понятия “международное преступление” получило развитие в ст. I Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г.; ст. I Конвенции о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества 1968 г.; ст. I Конвенции о пресечении преступления апартеида и наказании за него 1973 г.; ст. 5 Определения агрессии, утвержденном резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1974 г.

Комиссия международного права ООН, занимаясь проблемой кодификации норм ответственности государств, совершенно правильно подчеркнула, что международное преступление не может рассматриваться и толковаться как нарушение, подобное другим; несомненно, оно является более серьезным международно-противоправным деянием, нарушением, которое должно квалифицироваться иным образом и которое поэтому предполагает применение иного режима ответственности.

Разрабатывая концепцию деления международных правонарушений на международные преступления и деликты, Комиссия международного права ООН отметила заслуги советской науки международного права в теоретическом осмыслении этой сложной проблемы. Данная концепция нашла отражение в работах советских юристов-международников Д.Б. Левина, Г.И. Тункина, А.Н. Трайнина, П.М. Куриса, Ю.М. Колосова, В.А. Василенко, Н.А. Ушакова, Л.А. Моджорян, Ю.В. Петровского, Л.В. Сперанской и др. Важную роль в формулировании понятия и определении признаков международного преступления сыграл итальянский профессор Р. Аго.

Статья 19 “Международные преступления и правонарушения” проекта статей об ответственности государств, разработанном Комиссией международного права ООН, устанавливает:

“1. Деяние государства, нарушающее международное обязательство, является международно-противоправным деянием, независимо от объекта нарушенного обязательства.

2. Международно-противоправное деяние, возникающее в результате нарушения государством международного обязательства, столь основополагающего для обеспечения жизненно важных интересов международного сообщества, что его нарушение рассматривается как преступление перед международным сообществом в целом, составляет международное преступление.

3. С соблюдением п. 2 и в соответствии с действующими нормами международного права международные преступления могут, в частности, возникать в результате:

а) тяжкого нарушения международного обязательства, имеющего основополагающее значение для обеспечения международного мира и безопасности, такого, как обязательство, запрещающее агрессию;

b) тяжкого нарушения международного обязательства, имеющего основополагающее значение для обеспечения права народов на самоопределение, такого, как обязательство, запрещающее установление или сохранение силой колониального господства;

c) тяжкого и массового нарушения международного обязательства, имеющего основополагающее значение для защиты человеческой личности, таких, как обязательства, запрещающие рабство, геноцид, апартеид;

d) тяжкого нарушения международного обязательства, имеющего основополагающее значение для защиты окружающей среды, такого, как обязательство, запрещающее массовое загрязнение атмосферы и морей.

4. Всякое международно-противоправное деяние, которое не составляет международного преступления в соответствии с п. 2, является международным правонарушением”[84].

Из данного определения международного преступления вытекает, что его отличительным признаком выступает особая опасность данного деяния для жизненно важных интересов международного сообщества. Поэтому при совершении международного преступления правоотношения ответственности возникают между государством, его совершившим, и всем международным сообществом. Такое государство будет нести политическую и материальную ответственность, а физические лица, виновные в совершении международного преступления, — уголовную ответственность в соответствии с нормами международного или национального права.

Дифференциация международных правонарушений на международные преступления и деликты призвана обеспечить более эффективную реализацию института международно-правовой ответственности и стабильное развитие международных отношений.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 331; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.129.100 (0.005 с.)