Эффективность международной безопасности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эффективность международной безопасности



 

Проблема эффективности международной безопасности имеет немаловажное значение в деле поддержания мира на нашей планете. В период холодной войны уровень недоверия и взаимной подозрительности между СССР и США, ОВД и НАТО был очень высок, что вынуждало противоборствующие стороны вооружаться и накручивать новые витки в гонке вооружений. Хорошо известно выражение Президента США Р. Рейгана, что народы не доверяют друг другу не потому, что они вооружены; они вооружаются, поскольку не доверяют друг другу. Во многом проблема эффективности международной безопасности связана с вопросами контроля за выполнением международных обязательств по разоружению и ограничению вооружений. Как уже упоминалось, СССР и США адресовали друг другу упреки в отношении разоружения и контроля. Советский Союз во главу угла ставил само разоружение без особого внимания на механизмы контроля, в то время как Соединенные Штаты прежде всего акцентировали внимание на контроле, но не на разоружении. Понятно, что нет смысла заключать международные договоры о разоружении без определенных механизмов контроля, как и нерезонно говорить о контроле вообще без его увязки с разоружением и мерами доверия.

В настоящее время имеется значительный международный опыт разработки и осуществления мер контроля в соответствии с двусторонними и многосторонними соглашениями. Эти меры включают: использование национальных технических средств контроля; международные процедуры с использованием механизмов ООН и ОБСЕ; обмен информацией и данными; проведение консультаций или инспекций, в том числе инспекций на местах; создание специальных контрольных органов; проведение периодических конференций для рассмотрения хода выполнения того или иного соглашения.

Под национальными техническими средствами контроля принято понимать искусственные спутники Земли, сейсмические станции и иное оборудование, которое позволяет вести наблюдение за определенным государством за его пределами. Эти средства дают возможность собирать информацию о военной активности государства и добросовестности выполнения обязательств по разоруженческим соглашениям. В международных договорах не дается определение понятию национальных технических средств контроля, однако имеются положения, запрещающие активное или пассивное противодействие этим средствам, а также содержится требование о соответствии использования данных средств общепризнанным нормам международного права. Такие положения, в частности, имеются в Договоре об ограничении средств противоракетной обороны между СССР и США 1972 г., Временном соглашении о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений 1972 г. (ОСВ-1), Договоре об ограничении стратегических наступательных вооружений 1979 г. (ОСВ-2). В Договоре о ликвидации ракет средней и меньшей дальности между СССР и США 1987 г. предусмотрено активное содействие проверяемой стороной национальным техническим средствам контроля другой стороны в определенных Договором ситуациях.

Весьма эффективной мерой контроля являются инспекции на местах. Суть этой меры заключается в том, что группы инспекторов на основе договорных положений посещают определенные объекты, находящиеся на территории другого или других участников договора, с целью проверки выполнения взятых по договору обязательств. Такая мера контроля предусмотрена в Договоре об Антарктике 1959 г., Итоговом документе Стокгольмской конференции СБСЕ по мерам укрепления доверия и безопасности и разоружения в Европе 1986 г. и последующих Венских документах 1990 и 1992 г.г., Договоре о РСМД между СССР и США 1987 г., Договоре об обычных вооруженных силах в Европе 1990 г., Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и его уничтожении 1993 г. и др.

В последней Конвенции содержится положение о создании международного органа по проверке соблюдения данной Конвенции — Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО). Первая сессия Конференции государств—участников ОЗХО открылась в гаагском Доме конгрессов 7 мая 1997 г., через неделю после вступления Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и его уничтожении 1993 г. в силу.

Некоторые договоры предусматривают использование как национальных, так и международных мер контроля за соблюдением их положений. На пример, в Договоре о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения 1971 г. система проверки состоит из нескольких уровней и может осуществляться в одностороннем порядке, коллективно несколькими участниками или посредством международных процедур в рамках ООН. В этом договоре также предусмотрено обращение для целей проверки к консультативным механизмам, в которых эксперты участвуют в личном качестве.

Нынешний уровень научного и технического развития позволяет устранить препятствия на пути контроля. Однако стремление некоторых государств разрабатывать такие системы вооружений и способы их размещения, которые бы осложняли возможности контроля за ними, вызывает тревогу, поскольку техническая сложность новых видов и систем оружия усложняет и делает дороже разработку мер контроля за их ограничением или сокращением. В связи с этим возникает необходимость ускорения темпов переговоров в разоруженческой области и повышения их результативности. В конечном счете это будет способствовать более эффективной системе международной безопасности.

 

Глава 11. Ответственность в международном праве [82]

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 237; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.98.108 (0.006 с.)