Задачи оон на современном этапе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Задачи оон на современном этапе



ООН за полувековую историю своего существования доказала свою способность адаптации к новым условиям деятельности. Однако радикальность нынешних изменений требует неординарных действий со стороны Организации Объединенных Наций. В связи с исчезновением биполярного мира и образованием многих полюсов влияния на международные отношения выдвигаются предложения по реорганизации руководящих структур ООН, и прежде всего Секретариата, с целью повышения их эффективности и сокращения бюджетных расходов. В новых условиях необходимо решать сложные задачи по распределению руководящих постов и улучшению механизмов урегулирования международных конфликтов. Требует своего решения проблема реализации принципа самоопределения народов в контексте других основных принципов международного права. Немаловажным представляется более четко определиться с институтом применения санкций в рамках ООН за международные правонарушения, с тем чтобы сделать их более направленными и действенными. ООН предстоит решать проблемы, относящиеся к деятельности и сотрудничеству с международными неправительственными организациями (МНПО), которые становятся все более влиятельной силой в международных отношениях.

Назрела необходимость реорганизации Совета Безопасности ООН. ФРГ, Япония, Италия, Индия и Бразилия активно выступают за включение их в состав постоянных членов Совета Безопасности. В связи с этим К. Аннан поручил специальной комиссии подготовить планы внесения поправок в Устав ООН.

12 ноября 1997 г. Генеральная Ассамблея единогласно приняла рамочную резолюцию в поддержку предложений относительно реформ ООН, изложенных Генеральным секретарем в его докладе “Обновление ООН: программа реформ и мероприятий”. Проект резолюции был внесен на рассмотрение Генеральной Ассамблеи от имени ее председателя, министра иностранных дел Украины Г.И. Удовенко.

Реформирование Организации Объединенных Наций направлено на упрочение ее роли, повышение эффективности ее деятельности и реализацию потенциала организации на пороге нового тысячелетия.

Необходимость реформирования ООН признается большинством юристов-международников и политиков, однако пути проведения реформ видятся разные. Одни полагают, что надо разработать и внести поправки в Устав ООН, другие же считают, что реформировать организацию следует на имеющейся правовой базе, чтобы не нарушить относительно эффективно действующий механизм ООН. Одна из важных задач нынешнего этапа развития Организации Объединенных Наций — найти оптимальный вариант организационно-правового механизма ее реформирования.

 

10.5. Специализированные учреждения ООН

Это самостоятельные международные организации, созданные на основе международных договоров, облеченные широкой международной ответственностью в области экономической, социальной, культуры, образования, здравоохранения и других подобных областях и связанные с ООН посредством ЭКОСОС специальными международными соглашениями. Такие соглашения подлежат утверждению Генеральной Ассамблеей ООН. По Уставу ООН Генеральная Ассамблея и ЭКОСОС осуществляют некоторые права в отношении специализированных учреждений ООН. Например, Генеральная Ассамблея рассматривает и утверждает любые финансовые и бюджетные соглашения с ними, проверяет их административные бюджеты с целью дачи рекомендаций тем из них, которые в этом заинтересованы (п. 3 ст. 17); ЭКОСОС уполномочен согласовывать деятельность специализированных учреждений ООН посредством консультаций с ними и рекомендаций им, рекомендаций Генеральной Ассамблее и государствам—членам ООН (п. 2 ст. 63), принимать надлежащие меры для получения от специализированных учреждений регулярных докладов (п. 1 ст. 64), проводить мероприятия для участия без права голоса представителей этих учреждений в обсуждении вопросов Совета или в созданных им комиссиях, а также для участия представителей Совета в обсуждении вопросов в данных учреждениях (ст. 70).

В правовом статусе специализированных учреждений ООН можно проследить следующие отличительные черты: а) договорная основа деятельности; б) широкая международная ответственность, определенная в Уставе ООН; в) специализированный характер деятельности в социально-экономической и гуманитарной областях; г) наличие связи с ООН. Этот комплекс правовых факторов обусловливает выделение специализированных учреждений ООН в особую группу международных организаций.

В настоящее время существует 17 специализированных учреждений ООН. Эти международные организации по сфере деятельности могут быть разделены на три группы. Первую группу образуют специализированные учреждения ООН экономического характера, т. е. те, которые функционируют в сфере международной торговли, финансов, транспорта и связи. К ним относятся: Международный банк реконструкции и развития (МБРР); Международный валютный фонд (МВФ); Международная финансовая корпорация (МФК); Международная ассоциация развития (МАР); Международное агентство по инвестиционным гарантиям (МАИГ); Продовольственная и сельскохозяйственная организация (ФАО)[70]; Международный фонд сельскохозяйственного развития (МФСХР); Международная морская организация (ИМО); Организация международной гражданской авиации (ИКАО); Всемирный почтовый союз (ВПС); Международный союз электросвязи (МСЭ); Всемирная метеорологическая организация (ВМО); Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО).

Во вторую группу входят специализированные учреждения ООН социального характера — Международная организация труда (МОТ) и Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ).

Третью группу специализированных учреждений образуют организации культурно-гуманитарной направленности: Организация Объединенных Наций по вопросам просвещения, науки и культуры (ЮНЕСКО), Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС).

Рассмотрим организационно-правовой механизм деятельности некоторых специализированных учреждений ООН.

Международный банк реконструкции и развития (МБРР) был создан 27 декабря 1945 г., когда 28 государств подписали соглашение, разработанное на Конференции Объединенных Наций по валютно-финансовым вопросам, состоявшейся в Бреттон-Вудсе (США) в 1944 г.

Членами МБРР могут быть только члены Международного валютного фонда (МВФ). На 1 января 1995 г. членами МБРР были 177 государств, в том числе и Украина.

Цели МБРР: содействовать реконструкции и развитию территорий государств-членов путем поощрения капиталовложений для производственных целей (в таких областях, как сельское хозяйство и развитие сельских районов, энергетика, шоссейные и железные дороги, порты, электросвязь, образование, здравоохранение, планирование семьи и питание); поощрять частные иностранные капиталовложения и в случае трудностей получения частного капитала дополнять его предоставлением займов для целей производства; способствовать долгосрочному сбалансированному росту международной торговли и поддержанию равновесия платежных балансов государств-членов.

МБРР финансирует свои кредитные операции главным образом из своих заемных средств, которые он получает на мировых рынках, а также нераспределенной прибыли и за счет платежей в погашение предоставленных займов. Займы предоставляются государствам—членам МБРР, их политико-территориальным единицам и частным коммерческим структурам на их территории. Кроме предоставления займов, Банк оказывает широкий спектр услуг по технической помощи. Процент по займам устанавливается в соответствии со стоимостью кредитов, получаемых МБРР на международных рынках капиталов. Государства—получатели займов обязаны выполнять рекомендации Банка, предоставлять ему отчеты об использовании займов и требуемую информацию.

В структуру МБРР входят Совет управляющих (высший орган), директора-исполнители (исполнительный орган), комитеты. Рабочий язык — английский. Возглавляет МБРР Президент, избираемый директорами-исполнителями сроком на 5 лет. Местонахождение МБРР — Вашингтон (США). Имеются также отделения МБРР в Париже и Токио.

Следует отметить, что МБРР является ключевым институтом группы Всемирного банка, в который также входят МФК, МАР и МАИГ. Целью Всемирного банка является поощрение экономического и социального развития менее развитых членов ООН посредством оказания им финансовой и консультативной помощи и содействия в подготовке кадров. Структурные подразделения Всемирного банка являются самостоятельными юридическими лицами, имеющими одну цель и работающими под руководством одной административной системы.

Международный валютный фонд (МВФ) действует на основе соглашения, разработанного параллельно с Соглашением о МБРР на Бреттон-Вудской конференции 1944 г. МВФ начал функционировать с 27 декабря 1945 г., когда соглашение о его создании вступило в силу.

На 1 января 1995 г. членами МВФ являлись 179 государств, включая Украину.

Цели МВФ: координирование валютно-финансовой политики государств—членов и предоставление им займов (краткосрочных, среднесрочных и частично долгосрочных) для урегулирования платежных балансов и поддержания валютных курсов. Фонд также содействует международному сотрудничеству в валютной области и расширению торговли.

Фонд имеет в своем распоряжении пул (от англ. pool — общий котел) финансовых средств, предоставляемых временно и на определенных условиях государствам-членам для выполнения программы ликвидации дефицита платежного баланса

Структурно МВФ состоит из Совета управляющих (высшего органа), Исполнительного совета в составе директора-распорядителя и 24 исполнительных директоров, Секретариата. Директор-распорядитель является главным должностным лицом Фонда. В МВФ, как и в МБРР, решения принимаются на основе системы взвешенных голосов. Каждому государству—члену Фонда и Банка принадлежит число голосов, пропорциональное их вкладу в финансовые ресурсы данных специализированных учреждений ООН, что в конечном счете отражает их долю в мировой экономике. Рабочий язык МВФ — английский. Местонахождение штаб-квартиры МВФ — Вашингтон, отделений — Париж и Женева.

Международная организация труда (МОТ) была создана в 1919 г. по Версальскому договору как автономное учреждение, связанное с Лигой Наций. Соглашение об установлении связи между МОТ и ООН было утверждено 14 декабря 1946 г. Таким образом, МОТ стала первым специализированным учреждением, связанным с Организацией Объединенных Наций. На апрель 1997 г. в МОТ входило 176 государств-членов. Украина является членом МОТ с 1954 г. Наряду с правительствами в МОТ представлены трудящиеся в лице профсоюзов и работодатели (предприниматели).

Цели МОТ: содействовать обеспечению повсюду социальной справедливости для трудящихся; разрабатывать международную политику и программы, направленные на улучшение условий труда и жизни; устанавливать международные трудовые стандарты, призванные служить в качестве руководящих принципов для национальных властей при проведении этой политики; осуществлять широкую программу технического сотрудничества в целях оказания помощи правительствам в эффективном проведении такой политики на практике; осуществлять профессиональную подготовку и обучение и вести исследовательскую работу в целях содействия успеху этих усилий.

Одно из наиболее важных направлений деятельности МОТ — разработка и принятие конвенций и рекомендаций. За время своего существования МОТ приняла более 180 конвенций и около 200 рекомендаций. В этих документах устанавливаются международные стандарты в сфере труда, найма и профессиональной подготовки, условий труда, социального обеспечения, техники безопасности и охраны труда. Украина на апрель 1997 г. ратифицировала 50 конвенций МОТ.

Другим важным направлением деятельности МОТ является предоставление консультаций экспертами и технической помощи по вопросам, связанным с политикой труда и социальной политикой.

В структуру МОТ входят Международная конференция труда (высший орган); Административный совет; Международное бюро труда (МБТ), являющееся секретариатом МОТ. Рабочие языки МОТ — английский, испанский и французский. Местонахождение МОТ — Женева. С 1 июня 1996 г. в Киеве работает отделение МОТ. Аналогичные отделения также функционируют в столицах других государств—членов МОТ.

Существуют две международные организации, чья деятельность носит специализированный характер, но в состав специализированных учреждений ООН они не входят. Это Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) и Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ).

МАГАТЭ — автономная межправительственная организация, созданная под эгидой ООН. Устав МАГАТЭ был принят 26 октября 1956 г. и вступил в силу 29 июля 1957 г.

МАГАТЭ является единственной универсальной международной организацией по мирному использованию атомной энергии. На 1 января 1995 г. членами Агентства являлось 121 государство.

В соответствии с Уставом МАГАТЭ цели Агентства следующие: достижение более быстрого и широкого использования атомной энергии для поддержания мира, здоровья и благосостояния во всем мире; обеспечение, насколько это возможно, чтобы помощь, предоставляемая им, или по его требованию, или под его наблюдением или контролем, не была использована для какой-либо военной цели.

МАГАТЭ поощряет и направляет развитие и использование атомной энергии в мирных целях, устанавливает нормы ядерной безопасности, оказывает помощь государствам-членам путем технического сотрудничества и способствует обмену научно-технической информацией о ядерной энергии.

В рамках МАГАТЭ сложилась разносторонняя и эффективная система контроля (гарантий) с целью недопущения использования ядерных материалов и оборудования, предназначенных для мирных видов деятельности, на военные нужды. Данный контроль на местах осуществляют инспектора МАГАТЭ. Неядерные государства, участвующие в Договоре о нераспространении ядерного оружия 1968 г., должны заключать соглашение с Агентством о контроле над мирной ядерной деятельностью этих держав. Украина после присоединения в 1994 г. к Договору о нераспространении ядерного оружия заключила такое соглашение с МАГАТЭ. Более 900 ядерных установок во всем мире находятся под контролем Агентства. Ядерные державы — Великобритания, Китай, Россия, США и Франция в добровольном порядке поставили под контроль МАГАТЭ некоторые свои мирные ядерные установки. По решению Совета Безопасности ООН против Ирака за его агрессивную политику применяются санкции, в частности, по недопущению изготовления им ядерного оружия. На основании этого с 1992 г. МАГАТЭ проводит инспекции ядерных объектов Ирака.

МАГАТЭ состоит из Генеральной конференции (высший орган), Совета управляющих (исполнительный орган), Научно-консультативного комитета и Секретариата. Местонахождение Центральных учреждений МАГАТЭ — Вена (Австрия).

ГАТТ является многосторонним соглашением, основу которого составляет свод правовых норм, регламентирующих торговые отношения между государствами-участниками, а также международной организацией для проведения переговоров и консультаций по торговым вопросам. Соглашение было подписано в Женеве 30 октября 1947 г. и вступило в силу 1 января 1948 г.

На 1 января 1995 г. полноправными членами ГАТТ являлись 128 государств; еще большее число государств участвовало в различных формах сотрудничества с ГАТТ.

Главная цель ГАТТ — это либерализация мировой торговли и постановка ее на стабильную основу, содействие экономическому росту и развитию государств, повышению благосостояния народов мира.

Основные принципы ГАТТ сводятся к тому, что торговля должна вестись на недискриминационной основе (принцип “наиболее благоприятствуемой нации”); отечественная индустрия должна защищаться только таможенными тарифами, а не с помощью количественных ограничений; тарифы должны сокращаться на основе многосторонних переговоров и не могут повышаться впоследствии; государства-участники должны консультироваться между собой с целью решения торговых проблем.

До 1963 г. основным вопросом в деятельности ГАТТ было снижение таможенных тарифов. В результате 5 раундов переговоров были согласованы взаимные уступки участников по снижению таможенных тарифов и меры по снижению и регулированию нетарифных торговых барьеров. В 1964 — 1967 гг. был проведен 6-й раунд переговоров (“Кеннеди-раунд”). В сентябре 1973 г. в Токио государства—участники ГАТТ приняли декларацию, провозгласившую начало 7-го раунда переговоров (“Токио-раунда”). В 1986 г. в г. Пунта-дэль-Эсте (Уругвай) был начат “Уругвайский раунд” многосторонних торговых переговоров в рамках ГАТТ. Данный раунд завершился в 1994 г. подписанием соглашения о создании на базе ГАТТ с 1 января 1995 г. новой международной организации — Всемирной торговой организации (ВТО).

Высшим органом ГАТТ является Сессия договаривающихся сторон (государств-участников), проходящая ежегодно. Решения ГАТТ обычно принимаются на основе консенсуса. В случаях же, когда проводится голосование, каждая сторона имеет один голос. В период между Сессиями действует Совет представителей — оперативный руководящий орган ГАТТ. Местонахождение Секретариата ГАТТ — Женева.

В связи с образованием ВТО на базе ГАТТ структура новой организации претерпела определенные изменения в соответствии с Соглашением о создании ВТО 1994 г.[71]

Региональные организации

Устав ООН наряду с универсальными международными организациями предусматривает возможность создания и региональных организаций, членами которых могут быть, как правило, государства определенного географического региона. Глава VIII Устава ООН “Региональные соглашения” определяет порядок создания и общие направления деятельности таких организаций.

Региональные организации должны создаваться прежде всего для решения вопросов поддержания мира и безопасности на региональном уровне и разрешения региональных споров мирными средствами с помощью региональных организаций. В соответствии со ст. 53 Устава ООН Совет Безопасности использует, где это уместно, региональные организации для принудительных действий под его руководством. Однако никакие принудительные действия не предпринимаются региональными организациями без полномочий от Совета Безопасности. Совет Безопасности также должен быть всегда полностью проинформирован о действиях, предпринятых или намечаемых в силу региональных соглашений или региональными организациями, для поддержания международного мира и безопасности (ст. 54). Важными направлениями деятельности региональных организаций также являются коллективная безопасность; сотрудничество в экономической, социальной и культурной сферах; поощрение уважения к правам человека и основным свободам для всех.

Ныне создано и функционирует значительное число региональных организаций различной направленности в разных регионах Земли. Представляется интересным рассмотреть наиболее известные из них.

Организация американских государств (ОАГ) — региональная межправительственная организация, созданная в 1948 г. В настоящее время в ОАГ входят 35 государств Западного полушария.

Организация функционирует на основе Устава в редакции 1970 г. и Межамериканского договора о взаимной обороне 1947 г. Доступ в ОАГ открыт для всех государств Западного полушария, ратифицировавших ее Устав. В 1971 г. в ОАГ был учрежден институт наблюдателей при Организации. Многие государства аккредитовали своих постоянных наблюдателей при ОАГ.

Целями ОАГ являются: поддержание регионального мира и безопасности; мирное урегулирование споров между государствами-членами; совместный отпор агрессии; содействие решению политических, экономических и правовых проблем американских государств; объединение усилий в целях экономического, социального, научно-технического и культурного прогресса.

Высший орган ОАГ — Генеральная ассамблея, созываемая ежегодно. Она определяет политику и деятельность Организации, структуру и функции ее органов. Для рассмотрения проблем срочного характера, в которых заинтересованы все государства-члены, может созываться Консультативное совещание министров иностранных дел. Для содействия Консультативному совещанию по вопросам военного сотрудничества учрежден Консультативный комитет обороны.

Исполнительные функции выполняют несколько советов: Постоянный совет ОАГ, Межамериканский экономический и социальный совет, Межамериканский совет по образованию, науке и культуре. Указанные советы подчиняются непосредственно Генеральной ассамблее.

В ОАГ имеются также консультативные органы — Межамериканский юридический комитет и Межамериканская комиссия по правам человека.

Центральным постоянным административным органом ОАГ является Генеральный секретариат (до 1970 г. называвшийся Панамериканским союзом). В рамках ОАГ также функционируют специализированные учреждения: Панамериканская организация здравоохранения, Межамериканский институт ребенка, Межамериканский институт сельскохозяйственных наук, Панамериканский институт географии и истории, Межамериканский институт по проблемам индейцев и др. Местонахождение ОАГ — Вашингтон.

Лига арабских государств (ЛАГ) является региональной межправительственной организацией арабских государств, создана 22 марта 1945 г. Правовую базу Лиги составляют Пакт (устав) ЛАГ (1945 г.) и Договор о совместной обороне и экономическом сотрудничестве (1950 г.). В состав ЛАГ входят более 20 арабских государств, Организация освобождения Палестины (ООП) и одно неарабское государство — Сомали.

Цели ЛАГ: укрепление связей и всестороннего сотрудничества между государствами-членами; координация их совместных действий в области политического, экономического, культурного и социального сотрудничества; обеспечение их независимости и суверенитета; рассмотрение любых вопросов, которые затрагивают арабские государства и их интересы. В Пакте ЛАГ предусмотрены меры по урегулированию споров между государствами-членами, а также средства по борьбе с агрессией.

Важным направлением деятельности ЛАГ является объединение усилий арабских государств по обеспечению их безопасности, прекращению израильской оккупации всех захваченных в 1967 г. арабских территорий, справедливому решению ближневосточной проблемы, реализации неотъемлемых прав арабского народа Палестины вплоть до создания собственного государства.

Руководящий орган ЛАГ — Совет, в состав которого входят главы государств и правительств государств-членов. Совет собирается на сессии 2 раза в год. Единогласно принятые им решения становятся обязательными для членов Лиги. При Совете функционируют Политический комитет, Экономический комитет и др. комитеты. В межсессионный период руководит работой ЛАГ Генеральный секретариат во главе с Генеральным секретарем, избираемым на 5-летний срок. Военная организация ЛАГ также имеет свои органы сотрудничества. Под эгидой Лиги созданы и работают специализированные межарабские организации. Местонахождение штаб-квартиры ЛАГ — Каир (Египет).

Как и ранее, главной проблемой Лиги остается отсутствие единства среди государств-членов.

Организация африканского единства (ОАЕ) — региональная межправительственная организация, образованная на Аддис-Абебской конференции независимых государств Африки в 1963 г. Учредительным документом является Хартия (устав) ОАЕ. В состав ОАЕ входят более 50 государств Африканского континента.

Целями ОАЕ в соответствии со ст. 2 Хартии являются: содействие укреплению единства и солидарности африканских государств; координация и развитие сотрудничества между ними; объединение их усилий, направленных на обеспечение лучших условий существования народов Африки; защита территориальной целостности, суверенитета, независимости государств-членов; борьба против колониализма и неоколониализма; развитие международного сотрудничества на основе Устава ООН и Всеобщей декларации прав человека.

Достижение этих целей должно обеспечиваться соблюдением как общепризнанных принципов международного права, так и специальных принципов ОАЕ — безоговорочного осуждения убийств по политическим мотивам и подрывной деятельности; приверженности делу полного освобождения африканских территорий, не являющихся еще независимыми; провозглашения политики неприсоединения к любым блокам (ст. 3).

Членом ОАЕ может стать любое независимое и суверенное африканское государство (ст. 4).

Высшим Органом ОАЕ является Ассамблея глав государств и правительств, которая собирается не реже одного раза в год. Ответственность за выполнение резолюций и решений Ассамблеи возложена на Совет министров, состоящий из министров иностранных дел или других министров, уполномоченных правительствами государств-членов для участия в работе ОАЕ. Административно-исполнительную работу по обслуживанию всех органов Организации осуществляет на постоянной основе Генеральный секретариат.

В рамках ОАЕ функционирует Комиссия по посредничеству, примирению и арбитражу, состоящая из 21 профессионального юриста, избираемых на 5 лет. Результаты деятельности Комиссии нельзя назвать впечатляющими, поскольку большинство споров между африканскими государствами решались Ассамблеей. В Организации также работают специализированные комиссии: по экономическим и социальным вопросам; по вопросам просвещения и культуры; по вопросам здравоохранения, санитарии и питания; по вопросам обороны; по вопросам науки, техники и исследований; по вопросам транспорта и связи; африканских юристов. Комиссия африканских юристов призвана способствовать прогрессивному развитию и кодификации международного права, развитию взаимопонимания и сотрудничества между африканскими правоведами. Комиссия принимала активное участие в разработке и принятии Африканской конвенции об охране природы и природных ресурсов и Африканской хартии прав человека и народов.

Штаб-квартира ОАЕ находится в Аддис-Абебе (Эфиопия).

Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) создана на конференции министров иностранных дел Индонезии, Малайзии, Сингапура, Таиланда и Филиппин в 1967 г. В 1984 г. Бруней был принят членом АСЕАН, в 1995 г. — Вьетнам, а в 1997 г. — Лаос и Мьянма. Договорно-правовую базу Ассоциации составляют Договор о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии и Декларация согласия АСЕАН, принятые в 1976 г.

В этих документах целями Ассоциации провозглашены ускорение экономического роста, социального прогресса и культурного развития государств-членов и содействие установлению мира и стабильности в Юго-Восточной Азии.

Руководящими органами АСЕАН являются Совещание глав государств и правительств (с 1976 г.) и Совещание министров иностранных дел, проходящие ежегодно. Между Совещаниями дела Ассоциации ведет Постоянный комитет, который проводит свои заседания раз в месяц. В рамках АСЕАН действуют отраслевые комитеты: по продовольствию и сельскому хозяйству, по морским перевозкам, по торговле и промышленности и др. В 1973 г. для улучшения и расширения торговли с государствами—членами ГАТТ и Общего рынка были образованы Женевский и Брюссельский комитеты АСЕАН. В 1975 г. был создан Секретариат Ассоциации во главе с Генеральным секретарем, штаб-квартира которого находится в Джакарте (Индонезия).

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) является межправительственной региональной организацией в смысле Главы VIII Устава ООН. Учредительными актами Организации являются Хельсинский Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) 1975 г.; Хартия для новой Европы и Дополнительный документ к ней, принятые в Париже в 1990 г.; Декларация “Вызов времени перемен” и пакет решений по структуре и основным направлениям деятельности СБСЕ, принятые в Хельсинки в 1992 г. Принципы СБСЕ закреплены в Декларации принципов Хельсинского Заключительного акта 1975 г. В 1994 г. участники Будапештской встречи на высшем уровне приняли решение преобразовать Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе в Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Это было обусловлено возросшим уровнем институциализации СБСЕ и стремлением придать новый политический импульс данному форуму.

Еще в 1990 г. было определено, что каждые два года необходимо проводить встречи глав государств и правительств участников Совещания для определения приоритетов и основных направлений его деятельности. Такие встречи на высшем уровне проходили в Париже (1990 г.), Хельсинки (1992 г.), Будапеште (1994 г.), Лиссабоне (1996 г.). На 1998 г. запланирована встреча в Стамбуле.

Важную роль в работе Совещания стал играть Совет министров (бывший Совет СБСЕ) — центральный директивный орган, состоящий из министров иностранных дел. Совет министров должен собираться не реже одного раза в год для рассмотрения вопросов, относящихся к ОБСЕ, и принятия необходимых решений. Председательствует на заседании Совета министров министр иностранных дел государства его проведения.

Также были сформированы рабочие органы. Основным из них является Руководящий совет, который принимает оперативные решения и осуществляет функции управления и координации. Рекомендуется, чтобы государства—участники ОБСЕ были представлены в этом органе на уровне директоров политических департаментов или на соответствующем этому уровне. Встречи Руководящего совета проводятся в Праге не реже двух раз в год, а один раз в год Совет заседает в качестве Экономического форума.

Постоянный совет, базирующийся в Вене, призван обеспечивать повседневную деятельность ОБСЕ. Его работой руководит представитель Действующего Председателя. Его члены, постоянные представители государств—участников ОБСЕ, собираются на еженедельные заседания в конгресс-центре “Хофбург”. Также он может созываться при возникновении чрезвычайных ситуаций.

Текущей деятельностью ОБСЕ руководит Действующий Председатель, который в случае необходимости может использовать институт “тройки” (предшествующий, действующий и последующий Председатели), а также специальные целевые группы своих личных представителей. В Вене (Австрия) работает Секретариат ОБСЕ, обслуживающий Совет министров и Постоянный совет. Возглавляет Секретариат Генеральный секретарь, который назначается Советом министров сроком на 3 года. Генеральный секретарь — высшее должностное лицо ОБСЕ.

В Варшаве (Польша) расположено Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ, призванное содействовать обмену информацией и расширению практических контактов между государствами—членами Организации в области человеческого измерения и институтов демократического общества.

Важные и ответственные функции в рамках ОБСЕ принадлежат Верховному комиссару по делам национальных меньшинств. Ныне эти функции выполняет представитель Нидерландов Макс ван дер Стул. Ему поручается обеспечивать раннее предупреждение и срочные действия в отношении ситуаций, связанных с проблемами национальных меньшинств, которые могут перерасти в конфликт в регионе ОБСЕ и требуют внимания и действий Совета министров и Постоянного совета. Макс ван дер Стул неоднократно бывал в Украине, посещал Автономную Республику Крым, где имеются проблемы, связанные с национальными меньшинствами.

В Вене (Австрия) действует Форум по сотрудничеству в области безопасности (ФСБ). Форум состоит из представителей делегаций государств—участников ОБСЕ; заседания проводятся еженедельно. Основные цели ФСБ: ведение переговоров по контролю за вооружениями, разоружению и укреплению доверия и безопасности; регулярные консультации и тесное сотрудничество по вопросам безопасности; дальнейшее снижение опасности возникновения конфликтов. ФСБ также отвечает за соблюдение обязательств по мерам доверия и безопасности и проведение ежегодных совещаний по оценке их выполнения, занимается подготовкой семинаров по военным доктринам.

В апреле 1991 г. парламентарии государств—участников ОБСЕ договорились о создании Парламентской ассамблеи ОБСЕ. Встречи Парламентской ассамблеи проходят раз в год, ее текущие дела ведет Секретариат, находящийся в Копенгагене. Действующий Председатель поддерживает постоянные контакты с Парламентской ассамблеей и информирует ее о деятельности ОБСЕ.

Основные цели ОБСЕ: содействие улучшению взаимных отношений, а также создание условий по обеспечению длительного мира; поддержка разрядки международной напряженности; признание неделимости европейской безопасности, а также взаимной заинтересованности в развитии сотрудничества между государствами-членами; обеспечение соблюдения прав человека, экономического и социального прогресса и благосостояния всех народов.

Для достижения данных целей в рамках ОБСЕ действуют: 1) механизм мирного урегулирования споров; 2) механизм консультаций и сотрудничества в чрезвычайных ситуациях; 3) механизм по реализации обязательств ОБСЕ в области человеческого измерения; 4) Механизм по мерам укрепления доверия и безопасности.

Рабочие языки ОБСЕ: английский, испанский, итальянский, немецкий, русский и французский.

На 1 января 1998 г. 54 государства Европы, Северной Америки и Азии являлись членами ОБСЕ. Украина входит в их число.

С 1994 г. в Киеве работает Миссия ОБСЕ. Одной из главных целей Миссии является содействие ослаблению напряженности между центральными органами власти Украины и русскоязычным населением Крыма.

Совет Европы (СЕ) — одна из старейших региональных межправительственных организаций. Совет Европы был создан 5 мая 1949 г. десятью западноевропейскими государствами. Начиная с 1964 г., 5 мая ежегодно отмечается как День Европы. В настоящее время СЕ объединяет 41 европейское демократическое государство. Три государства — Армения, Беларусь и Босния—Герцеговина имеют статус “специально приглашенных”. В 1995 г. Украина была принята в СЕ в качестве полноправного члена. Устав СЕ является учредительным документом организации.

Цели СЕ: защита прав человека и парламентской демократии и обеспечение принципа верховенства права; принятие европейских соглашений, которые должны стандартизовать деятельность государств-членов в социальной и правовой областях; содействие осознанию и развитию европейской культурной самобытности.

СЕ имеет три главных органа: Комитет Министров (исполнительный орган), состоящий из министров иностранных дел государств-членов или их заместителей; Парламентскую Ассамблею (совещательно-представительный орган), которая состоит из 281 члена (и 281 заместителя), представляющих национальные парламенты государств—членов (Украина имеет в Парламентской Ассамблее 12 мест), и делегаций парламентов государств, имеющих статус “специально приглашенных”; Конгресс местных и региональных властей Европы (консультативный орган), состоящий из двух палат, одна из которых представляет интересы местных властей, а другая — региональных. Секретариат содействует эффективной работе главных органов СЕ. Он возглавляется Генеральным секретарем, избираемым на 5-летний срок. В настоящее время им является Даниэль Таршис (Швеция). Официальные языки СЕ — английский и французский.

Конкретными достижениями в деятельности СЕ являются сотни принятых рекомендаций для государств-ленов по важнейшим вопросам жизни общества и около 160 европейских конвенций и договоров.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 376; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.106.232 (0.047 с.)