Всеобщий характер безопасности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Всеобщий характер безопасности



Во второй половине ХХ в. международная безопасность приобрела всеобщий характер. Объясняется это рядом факторов: 1) мир стал действительно взаимосвязанным; 2) все большее число проблем приобрело глобальный характер; 3) качественные характеристики современных вооружений требуют общих усилий членов международного сообщества в деле поддержания мира. Исходя из понимания всеобщего характера безопасности, меры, направленные на обеспечение стабильного и ненасильственного мира, должны иметь всеобъемлющий характер. Они должны касаться различных областей взаимодействия государств — политической, военной, социально-экономической, экологической, гуманитарной. В последнее время все чаще говорится об экологическом и гуманитарном аспектах всеобщей безопасности. Действительно, ныне невозможно обеспечить всеобщую безопасность без экологической безопасности и соблюдения прав человека и основных свобод. Вместе с тем основой системы всеобщей безопасности выступает коллективная безопасность. Под этим термином принято понимать комплекс мер членов международного сообщества или отдельного региона, осуществляемых ими с целью предотвращения и устранения угрозы миру или принуждения к миру в случае акта агрессии или иных его нарушениях в соответствии с международным правом.

Концепция коллективной безопасности базируется на том факте, что мир в современных условиях развития международных отношений неделим, то есть безопасность любого государства непосредственно связана с безопасностью всего международного сообщества. А это означает, что любое нарушение мира, в том числе и локальное, угрожает всеобщему миру и безопасности.

Концепция коллективной безопасности включает в себя следующие элементы:

1) систему общепризнанных принципов и норм международного права, закрепленных в Уставе ООН, важнейшими из которых являются равноправие государств; уважение суверенитета; запрещения применение силы или угрозы силой; разрешение международных споров исключительно мирными средствами; невмешательство во внутренние дела государств и др.; 2) систему мирного разрешения споров; 3) систему коллективных мер для предотвращения и устранения угрозы миру, нарушений мира и актов агрессии; 4) систему коллективных мер по разоружению.

Коллективная безопасность основывается на требовании к государствам мира реагировать на всякий акт нарушения мира и безопасности в любом регионе Земли; сотрудничать друг с другом в поддержании и укреплении международного мира и безопасности; оказывать всемерную помощь, в том числе и вооруженными силами, жертве агрессии и воздерживаться от оказания помощи государству-агрессору; участвовать в совместных действиях, предусмотренных Уставом ООН, с целью предотвращения или ликвидации угрозы миру, нарушения мира или акта агрессии.

Различают два вида системы коллективной безопасности: универсальную и региональную. Универсальная система коллективной безопасности базируется на положениях Устава ООН и включает средства мирного разрешения споров (Глава VI), совместные действия (превентивного и принудительного характера) в случае акта агрессии (Глава VII) и меры по разоружению (cт. ст. 11, 26, 47). Как уже отмечалось, в соответствии с Уставом ООН главная ответственность за поддержание международного мира и безопасности в рамках универсальной системы коллективной безопасности возложена на Совет Безопасности ООН. Это единственный орган системы ООН, правомочный принимать решения о применении превентивных и принудительных действий вплоть до создания многонациональных вооруженных сил.

В п. 1 резолюции Генеральной Ассамблеи ООН о создании всеобъемлющей системы международной безопасности от 5 декабря 1986 г. подчеркивается, что “система коллективной безопасности, воплощенная в Уставе Организации Объединенных Наций, по-прежнему является фундаментальным и незаменимым инструментом для сохранения международного мира и безопасности”.

Общие положения о системе региональной безопасности содержатся в Главе VIII (ст. ст. 52 — 54) Устава ООН. Основными средствами поддержания мира и безопасности региональными организациями являются разрешение таких вопросов, относящихся к поддержанию мира и безопасности, которые могут быть подходящими для региональных действий, совместимых с целями и принципами ООН; мирное разрешение местных споров до передачи этих споров на рассмотрение Совета Безопасности ООН (п. 2 ст. 52) и, где это уместно, применение принудительных действий под руководством Совета Безопасности ООН и на основе полномочий от него (п. 1 ст. 53).

Более детальные положения, касающиеся региональной системы безопасности, содержатся в учредительных документах региональных организаций, предусматривающих меры коллективной безопасности. Такими организациями, в частности, являются ЛАГ, ОАГ, ОАЕ, НАТО. В Североатлантическом договоре 1949 г. имеются определенные расхождения с положениями ст. 53 Устава ООН. Поэтому в процессе пересмотра роли и задач НАТО, обусловленных особенностями современных международных отношений, следовало бы привести данный договор в соответствие с Уставом ООН.

Учредительный документ ОБСЕ — Хельсинский заключительный акт от 1 августа 1975 г. положил начало созданию общеевропейской системы безопасности и сотрудничества. Основными звеньями коллективной безопасности в рамках ОБСЕ являются: а) соблюдение положений Декларации принципов Хельсинского заключительного акта, в том числе касающихся территориальной целостности государств-членов, нерушимости их границ и уважения прав человека и основных свобод; б) разностороннее сотрудничество в политической, социально-экономической, научно-технической, гуманитарной и других сферах; в) комплекс мер по снижению уровня вооружений и укреплению доверия среди государств-членов; г) механизмы мирного разрешения споров; д) организационные мероприятия по контролю за реализацией положений документов ОБСЕ, осуществляемые на одностороннем, двустороннем и многостороннем уровнях. Примером последних могут служить встречи государств—участников Хельсинского процесса в Белграде (1977 — 1978 гг.), Мадриде (1980 — 1982 гг.), Вене (1986 — 1989 гг.), Париже (1990 г.), Стокгольмская конференция по мерам укрепления доверия, безопасности и разоружению 1986 г. и др.

21 ноября 1990 г. в Париже была принята Хартия для новой Европы, в которой зафиксировано, что “эпоха конфронтации и раздела Европы подошла к концу”. Вновь было подтверждено право на равную безопасность для всех и свобода выбора обеспечения собственной безопасности.

В 1992 г. в Хельсинки государства—участники СБСЕ приняли документ “Вызов времени перемен”, в котором указывается, что СБСЕ является региональным соглашением, соответствующим положениям Главы VIII Устава ООН. Много внимания в этом документе уделяется вопросам коллективной региональной безопасности: предупреждению и мирному разрешению споров, операциям СБСЕ по поддержанию мира и др. В соответствии с Хельсинским документом 1992 г. был учрежден Форум по сотрудничеству в области безопасности (ФСБ), в чью компетенцию входит: проведение переговоров о контроле над вооружениями, разоружении, мерах укрепления доверия и безопасности; организация регулярных консультаций и интенсивного сотрудничества в сфере безопасности; содействие ограничению риска возникновения конфликтов.

15 декабря 1992 г. было подписано Соглашение об арбитражном и мировом судопроизводстве в рамках СБСЕ. Проблемой мирного разрешения споров также призвана заниматься Комиссия ОБСЕ по мирному урегулированию споров.

На встрече глав государств и правительств государств - участников ОБСЕ в Лиссабоне в декабре 1996 г. была принята Декларация по модели общей всеобъемлющей безопасности для Европы ХХI века (Лиссабонская декларация), в которой отмечается, что “ОБСЕ играет центральную роль в достижении нашей цели — единого пространства безопасности” (п. 4). В данном документе также отмечается необходимость разработки Хартии европейской безопасности, которая могла бы служить потребностям народов Европы в новом столетии.

Таким образом, в рамках ОБСЕ создана многоуровневая система поддержания мира и безопасности. Задача заключается в обеспечении слаженной и эффективной работы ее компонентов.

Устав СНГ, в отличие от Соглашения о создании СНГ 1991 г., содержит Раздел III, посвященный коллективной безопасности и военно-политическому сотрудничеству государств—членов (ст. ст. 11 — 15). Так, в ст. 11 говорится: “Государства-члены прово-дят согласованную политику в области международной безопасности, разоружения и контроля над вооружениями, строительства вооруженных сил и поддерживают безопасность в Содружестве, в том числе с помощью военных наблюдателей и коллективных сил по поддержанию мира”[77]. В Уставе СНГ также предусматривается механизм взаимных консультаций в связи с угрозой суверенитету какого-либо государства—члена, использования миротворческих операций или коллективных вооруженных сил в соответствии со ст. 51 Устава ООН. Конкретные вопросы военно-политического сотрудничества государств—членов СНГ регулируются специальными соглашениями. Однако эффективность механизмов по обеспечению коллективной безопасности в рамках СНГ невысока.

 

Меры доверия

 

Комплекс мер, имеющих целью укрепление доверия между государствами, — неотъемлемая и широкая по диапазону составная часть всеобъемлющей безопасности. Меры доверия в контексте двусторонних и многосторонних договоренностей относятся в основном к военно-политическому аспекту международной безопасности. Сам термин “меры доверия” был зафиксирован в “Документе по мерам укрепления доверия и некоторым аспектам безопасности и разоружения” Хельсинского заключительного акта СБСЕ 1975 г. Данный Документ предусматривал меры по уведомлению о военной деятельности государств—участников СБСЕ и наблюдению за ней, что должно содействовать уменьшению опасности вооруженного конфликта, устранению неверного понимания или неправильной оценки военной деятельности, которая могла бы вызвать опасения, особенно при отсутствии четкой и объективной информации о характере такой деятельности. В частности, были согласованы следующие меры доверия: 1) предварительные уведомления о крупных (численностью более 25 тыс. человек) учениях сухопутных войск, направляемые не менее чем за 21 день до их начала; 2) добровольные уведомления об учениях меньшего масштаба; 3) добровольные приглашения иностранных наблюдателей для присутствия на военных учениях; 4) добровольные уведомления о крупных передвижениях войск; 5) содействие обменам по приглашению военным персоналом, включая визиты военных делегаций.

Данные меры, несмотря на их во многом символический с военной точки зрения характер, снижали военную напряженность, укрепляли доверие и способствовали разработке более масштабных мер доверия. Так, в Итоговом документе Стокгольмской конференции по мерам укрепления доверия и безопасности и разоружению в Европе, принятом 19 сентября 1986 г., перечислялись следующие меры: 1) направлять за 42 дня уведомление о военной деятельности, в которой участвуют по крайней мере 13 тыс. человек и 300 танков и более; 2) при участии в военной деятельности более 17 тыс. человек должны приглашаться по два наблюдателя от каждого государства - участника СБСЕ; 3) государства-участники должны представлять друг другу перечни всех подлежащих уведомлению мероприятий за соответствующий год до 15 ноября предыдущего года; 4) мероприятия, в которых участвует более 40 тыс. человек, подлежат включению в перечни за два года вперед и не могут проводиться без предварительного уведомления за год вперед; уведомления о мероприятиях, в которых участвует более 75 тыс. человек, должны предоставляться за два года вперед; 5) государство, получающее просьбу о проведении инспекции, не может отклонить такую просьбу; инспекция должна разрешаться на земле, с воздуха или обоими способами и должна проводиться в течение 36 часов с момента получения соответствующей просьбы.

Договоренности по мерам доверия, достигнутые на Стокгольмской конференции, заложили фундамент для формирования целостной системы, охватывающей меры доверия, безопасности и разоружения в их совокупности и взаимодействии. В Итоговом документе Венской встречи представителей государств—участников СБСЕ 1989 г. указывается на “взаимодополняющий характер усилий в рамках процесса СБСЕ, направленных на укрепление доверия и безопасности и на установление стабильности и достижение прогресса в разоружении с целью уменьшения военного противостояния и повышения безопасности для всех”[78]. Важным элементом по дальнейшему укреплению мер доверия стал Договор об открытом небе, подписанный 24 государствами, в том числе всеми членами НАТО и бывшими участниками ОВД, в Хельсинки 24 марта 1992 г. Договор предусматривает осуществление полетов невооруженных самолетов над территориями государств-участников на добровольной и взаимной основе с целью контроля за военной деятельностью.

Меры доверия также предусматриваются в ряде двусторонних договоров и в соглашениях об ограничении или сокращении вооружений в качестве сопутствующих мер. Примером первого вида договоров может служить советско-американское Соглашение о предотвращении инцидентов в открытом море и в воздушном пространстве над ним 1972 г. (дополнено Протоколом 1973 г.). Иллюстрацией второго вида соглашений является Договор между СССР и США о ликвидации ракет средней и меньшей дальности 1987 г.

В целом можно констатировать, что меры доверия включают в себя следующие направления: 1) обеспечение прозрачности и предсказуемости определенных видов военной деятельности; 2) обеспечение необходимой информацией посредством линий связи и консультативных механизмов; 3) создание соответствующих механизмов, предусмотренных в соглашениях по ограничению или сокращению вооружений; 4) открытость и гласность в военных вопросах.

На основании вышеизложенного можно дать следующее определение понятию " меры доверия" — это односторонние или коллективные акции государств, устанавливаемые в договорном или ином порядке, направленные на создание уверенности в том, что военная или иная деятельность государств не имеет целью причинить ущерб их безопасности или другим правомерным интересам.

 

§ 4. Разоружение и ограничение вооружений

Обеспечение прочного мира и безопасности невозможно без принятия действенных мер по разоружению и ограничению вооружений. В Статуте Лиги Наций разоружение было выделено в качестве одного из главных направлений деятельности этой организации. К сожалению, значительных успехов на этом поприще Лиге достичь не удалось. Устав ООН относит принципы, определяющие разоружение и регулирование вооружений, к числу общих принципов сотрудничества в деле поддержания международного мира и безопасности (п. 1 ст. 11). В соответствии с Уставом ООН Генеральная Ассамблея уполномочена рассматривать эти принципы и делать в отношении их рекомендации членам ООН и Совету Безопасности.

Использование в тексте Устава ООН терминов “разоружение” и “регулирование вооружений” явилось следствием компромисса, достигнутого государствами—учредителями ООН. При этом под термином “разоружение” принято понимать комплекс согласованных государствами мероприятий, направленных на уменьшение, а в итоге и на полную ликвидацию материальных средств ведения войны. Термин “регулирование вооружений” относительно редко используется в договорной практике и в доктрине международного права. По своей сути он близок к термину “контроль над вооружениями”.

В настоящее время разоружение получило широкое признание в качестве принципа международного права. Однако на данном этапе из него не вытекает прямая обязанность государств разоружаться, требуется лишь добиваться заключения международных соглашений в области разоружения и добросовестно выполнять ранее взятые на себя обязательства по действующим международным договорам.

С целью более эффективной реализации данного принципа при ООН создана Комиссия по разоружению, в состав которой входят все государства—члены Организации. Регулярно вопросы разоружения обсуждаются на очередных сессиях Генеральной Ассамблеи ООН. Кроме того, были проведены три специальные сессии Генеральной Ассамблеи ООН по разоружению (1978, 1982 и 1988 гг.). Документы, принятые на этих сессиях, в значительной степени содействовали созданию солидной нормативной базы разоружения. Конференция по разоружению, заседающая в Женеве и функционирующая вне рамок ООН, ведет большую работу в области подготовки проектов по разоружению.

Проблема разоружения имеет две составляющие: это частичное разоружение и всеобщее и полное разоружение. В резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 1378 (XIV) от 20 ноября 1959 г. было впервые сформулировано положение о всеобщем и полном разоружении как конечной цели в процессе контроля над вооружениями. Впоследствии это положение было включено в текст многосторонних соглашений, например, Московского договора о запрещении испытаний ядерного оружия в трех средах 1963 г. и Договора о нераспространении ядерного оружия 1968 г.

В ст. 3 Совместного заявления правительств СССР и США, опубликованном 20 сентября 1961 г. и получившем одобрение Генеральной Ассамблеи ООН, раскрывается содержание понятия всеобщего и полного разоружения:

— роспуск вооруженных сил, ликвидация военных учреждений, включая базы, прекращение производства вооружений, а также их ликвидация или использование в мирных целях;

— ликвидация всех запасов ядерного, химического, бактериологического и других видов оружия массового уничтожения и прекращение производства такого оружия;

— ликвидация всех средств доставки оружия массового уничтожения;

— упразднение организаций и учреждений, предназначенных для организации военного дела государства, прекращение военного обучения и закрытие всех военных учебных заведений;

— прекращение расходования средств на военные цели.

Государства после всеобщего и полного разоружения смогут сохранить только такие неядерные вооружения, вооруженные силы, средства и учреждения, которые по соглашению будут признаны необходимыми для поддержания внутреннего порядка и личной безопасности граждан (ст. 2 Совместного Заявления).

В связи с тем, что всеобщее и полное разоружение не стоит в повестке дня современной международной жизни, а является относительно отдаленной перспективой, государства больше уделяют внимания проблемам ограничения вооружений, т. е. частичного разоружения.

Пожалуй, наиболее актуальной проблемой разоружения является проблема постепенной ликвидации ядерных вооружений и других видов оружия массового уничтожения. В современном международном праве нет нормы, прямо запрещающей применение ядерного оружия. Это было подтверждено, в частности, Консультативным заключением Международного Суда ООН в 1996 г. Некоторые юристы-международники считают, что косвенный запрет на использование ядерного оружия содержится в ряде международных соглашений, запрещающих наиболее опасные и неизбирательные средства ведения войны. К примеру, в Петербургской декларации об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль 1868 г., Гаагских конвенциях о законах и обычаях войны 1899 и 1907 гг., Женевском протоколе о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств 1925 г. и др. Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию о запрещении использования ядерного и термоядерного оружия от 24 ноября 1961 г. и Декларацию о неприменении силы в международных отношениях и запрещении навечно применения ядерного оружия от 29 ноября 1972 г. Выдвигаются предложения по закреплению запрета на использование ядерного оружия в многостороннем международном договоре. Однако США, а сейчас и Россия считают, что возможность использования ядерного оружия является мощным фактором сдерживания агрессивных устремлений и стабильности на международной арене.

В 1963 г. был заключен Московский договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой (вступил в силу в том же году). Положения о запрещении испытаний ядерного оружия также содержатся в Договоре об Антарктике 1959 г., Договоре о космосе 1967 г., Договоре Тлателолко и др. В 1990 г. СССР и США ратифицировали договоры 1974 г. об ограничении подземных испытаний ядерного оружия и о подземных ядерных взрывах в мирных целях. C 1996 г. открыт для подписания Договор о полном запрещении ядерных испытаний, принятый Генеральной Ассамблеей ООН. На 1 марта 1998 г. этот документ подписали 149 государств. Для вступления Договора в силу необходимо, чтобы его ратифицировали 44 государства, включая пять ядерных держав: Великобританию, Китай, Россию, США, Францию.

Перечисленные соглашения направлены на ограничение возможностей совершенствовать ядерное оружие.

1 июля 1968 г. был подписан Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), который вступил в силу в 1970 г. Договор предусматривает два вида обязательств: 1) ядерных держав — не передавать ядерные устройства в любой форме (прямо или косвенно) неядерным государствам, не оказывать им помощи в создании собственного ядерного оружия (ст.1); 2) неядерных держав — не производить, не приобретать, не принимать и т. д. ядерного оружия.

Важное значение имеют обязательства неядерных государств по установлению международного контроля за их ядерными объектами, работающими в мирных сферах. Для этих целей используется механизм контроля (“система гарантий”), созданный в рамках МАГАТЭ. Неядерные государства должны представлять Агентству отчеты, а также содействовать ему в проведении инспекций.

Ныне все ядерные государства участвуют в ДНЯО. Украина, добровольно став неядерным государством, присоединилась к нему в 1994 г. США, Великобритания и Россия в одностороннем порядке в Будапеште в 1994 г. приняли решение предоставить гарантии безопасности Украине как неядерному государству—участнику ДНЯО. Позже такие гарантии были предоставлены Украине Францией и Китаем. К 1 июня 1996 г. Украина завершила процесс вывезения со своей территории стратегических ядерных боеприпасов.

Одним из эффективных средств уменьшения угрозы ядерной войны является создание безъядерных зон. По своей сути запрещение размещать в любой форме ядерное оружие на определенной территории есть институт демилитаризации.

Полная демилитаризация определенных территорий, закрепленная в международных договорах, означает и их деатомизацию, т. е. недопустимость в какой-либо форме размещать ядерное оружие на таких территориях. Отсюда вытекает, что полностью демилитаризованные Аландские острова в Балтийском море, Антарктика, некоторые острова в Средиземном море, архипелаг Свальбард (Шпицберген) также являются безъядерными зонами.

Договор о космосе 1967 г. провозгласил полностью демилитаризованными Луну и другие небесные тела (ст. IV). В отношении остального космического пространства установлена обязанность государств не размещать там объекты с ядерным оружием или с другими видами оружия массового уничтожения.

Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения 1971 г. (в силе с 1972 г.) установил запрет на размещение наиболее опасных видов оружия на дне морей и Мирового океана и в его недрах за пределами 12-мильной прибрежной полосы (территориального моря).

В международном праве также имеются специальные соглашения о создании безъядерных зон в определенных регионах Земли. 14 февраля 1967 г. 14 латиноамериканских государств подписали Договор о безъядерной зоне в Латинской Америке (Договор Тлателолко[79]). 25 января 1969 г. Договор вступил в силу. К сожалению, Аргентина и Бразилия, потенциально обладающие возможностями производства ядерного оружия, не участвуют в данном соглашении. Договор содержит обязательства государств-участников не допускать на своей территории хранения, использования, испытания, производства или приобретения любым путем любого ядерного оружия, а также не получать ядерное оружие от кого бы то ни было. Дополнительный протокол I к Договору Тлателолко предусматривает распространение статуса зоны на территории, лежащие в пределах его действия, но находящиеся под юрисдикцией государств, расположенных вне зоны (ими являются Великобритания, Нидерланды, США и Франция). Дополнительный протокол II распространяется на ядерные державы и обязывает их соблюдать режим зоны, а также не использовать ядерное оружие или не угрожать его использованием против государств—участников Договора. Все ядерные государства присоединились к данному протоколу.

В 1985 г. 11 государств, входящих в Южно-Тихоокеанский форум, подписали Договор о безъядерной зоне в южной части Тихого океана (Договор Раротонга[80]). 11 декабря 1986 г. Договор вступил в силу. Участникам Договора Раротонга запрещается производить, приобретать, владеть и осуществлять контроль над любыми ядерными взрывными устройствами в пределах и за пределами зоны, размещать на территориях сторон такие устройства, производить испытания ядерного оружия и захоронять радиоактивные отходы. К Договору прилагаются три Протокола. Первый подлежит подписанию Великобританией, США и Францией, несущими международную ответственность за территории, входящие в зону, и обязывает их обеспечить статус зоны в пределах этих территорий. Однако эти государства данный Протокол не подписали. Второй и третий Протоколы распространяются на ядерные державы и обязывают их не применять и не угрожать применением любого ядерного взрывного устройства против сторон Договора и территорий, указанных в Первом протоколе, и не проводить испытаний любых ядерных устройств в пределах действия Договора. Эти Протоколы подписаны Россией (СССР) и КНР.

15 декабря 1995 г. государства—члены АСЕАН подписали Бангкокский договор о зоне, свободной от ядерного оружия, в Юго-Восточной Азии, распространяющийся на территории этих государств и призванный превратить этот регион земного шара в безъядерную зону. Составной частью Бангкокского договора является Протокол о гарантиях статуса безъядерной зоны, которые должны быть предоставлены пятью ядерными державами.

11 апреля 1996 г. в Каире был открыт для подписания Договор о зоне, свободной от ядерного оружия в Африке[81]. Разработка Договора была завершена летом 1995 г. в г. Пелиндаба (ЮАР), в месте расположения Центра ядерных исследований ЮАР. Многие положения данного Договора были рецептированы из Договора Раротонга, послужившего моделью для Договора Пелиндаба. Пространственная сфера Договора Пелиндаба охватывает территорию Африканского континента, островных государств—членов ОАЕ и “других прилегающих островов”, рассматриваемых ОАЕ в своих резолюциях как часть Африки.

В Договоре Пелиндаба зафиксировано новое, по сравнению с Договорами Тлателолко и Раротонга, положение о том, что государства-участники берут на себя обязательство “не осуществлять, не поддерживать и не поощрять любые действия, имеющие целью вооруженное нападение — с применением обычных или иных средств — на ядерные объекты в зоне, свободной от ядерного оружия в Африке” (ст. 11).

Договором также предусматривается специальный механизм контроля за его соблюдением — Африканская комиссия по атомной энергии.

В систему Договора Пелиндаба входят Добавление, четыре Приложения и три Протокола. В Протоколах содержатся положения аналогичные тем, что зафиксированы в трех Протоколах к Договору Раротонга. Для вступления Договора Пелиндаба в силу требуется его ратификация 28 африканскими государствами.

Выдвигалось немало предложений о превращении в безъядерную зону Индийского океана, бассейнов Средиземного и Балтийского морей, Балкан, Северной Европы, Ближнего Востока и т. д. Некоторые из них утратили свою актуальность в силу политико-правовых изменений последнего времени, другие же требуют более тщательной разработки и договорного закрепления.

Украина, став независимым государством, явила миру первый пример добровольного отказа от ядерного оружия, что было провозглашено в Декларации о государственном суверенитете Украины от 16 июля 1990 г. После фактического обретения безъядерного статуса Украина в 1994 г. присоединилась к Договору о нераспространении ядерного оружия 1968 г.

Ограничение и сокращение стратегических вооружений — самого современного и грозного вида оружия способно в значительной степени снизить риск возникновения ядерной войны. В 1972 г. в Москве были подписаны два советско-американских соглашения: Договор об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО) и Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1). В том же году они вступили в силу. Эти соглашения явились первыми практическими шагами на долгом пути ядерного разоружения.

Договор о ПРО носит бессрочный характер и содержит обязательства сторон не развертывать системы ПРО на своей территории и ограничиться двумя комплексами противоракетной обороны и согласованным количеством пусковых установок противоракет. По Протоколу 1974 г. к Договору о ПРО СССР и США согласились ограничиться наличием у них по одному такому комплексу. Временное соглашение, заключенное на пять лет, установило количественные и качественные ограничения на стационарные пусковые установки межконтинентальных баллистических ракет (ПУ МБР), пусковые установки баллистических ракет на подводных лодках (ПУ БРПЛ) и современные подводные лодки с баллистическими ракетами, но не касалось стратегических или тяжелых бомбардировщиков (ТБ).

В 1979 г. в Вене между СССР и США был подписан Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ-2). По данному Договору предусматривалось не только ограничение, но и сокращение стратегических наступательных вооружений; стороны обязались не обходить положений Договора через любое другое государство или государства или каким-нибудь иным способом; Договор содержал положения о проверке выполнения его положений. По причине отказа США ратифицировать Договор ОСВ-2 он так и не вступил в силу.

31 июля 1991 г. в Москве был подписан советско-американский Договор, предусматривающий сокращение ядерных арсеналов сторон более чем на 30 процентов (Договор СНВ-1). В связи с распадом СССР его правопреемниками по Договору СНВ-1 являются Беларусь, Казахстан, Россия и Украина, так как на территории этих государств было размещено советское ядерное оружие стратегического назначения. Украина добросовестно выполняет свои обязательства по данному Договору.

В 1993 г. между Россией и США было подписано соглашение о еще более радикальном сокращении стратегических наступательных вооружений (Договор СНВ-2). В соответствии с ним предусматривается в течение 10 лет сокращение сторонами данного вида вооружений примерно на 2/3. На 1 января 1998 г. Договор СНВ-2 не вступил в силу, поскольку не ратифицирован Россией.

Позитивной особенностью Договоров СНВ-1 и СНВ-2 является то, что они включают в себя совершенные механизмы контроля за соблюдением сторонами их положений. Это очевидное достижение в праве международной безопасности. В период холодной войны основное противоречие между СССР и США в области разоружения заключалось в том, что Советский Союз настаивал на разоружении без отлаженных механизмов контроля, в то время как Соединенные Штаты требовали тщательной разработки механизмов проверки и контроля за разоружением. СССР обвинял США в том, что Соединенные Штаты хотят тщательных проверок без разоружения, а США Советский Союз в том, что СССР желает разоружаться без всяких проверок. Понятно, что оба подхода не отличались плодотворностью. Соединение процесса разоружения с системой эффективного контроля может обеспечить действительный прогресс в этой области и исключить взаимную подозрительность.

Наиболее весомый результат в области ядерного разоружения был достигнут подписанием СССР и США в Вашингтоне Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД) в 1991 г. Договор о РСМД представляет собой сложный международно-правовой акт, состоящий из собственно Договора; Меморандума о договоренности об установлении исходных данных в связи с Договором; Протокола о процедурах, регулирующих ликвидацию ракетных средств, подпадающих под действие Договора; Протокола об инспекциях в связи с Договором. Договор предусматривал ликвидацию всех советских и американских ракет средней и малой дальности, пусковых установок к ним, вспомогательных сооружений и вспомогательного оборудования, т. е. впервые ставилась задача уничтожения целого класса ядерных вооружений. В течение установленных Договором сроков ликвидации: для РМД — 18 месяцев и для РСД — 3 года после вступления Договора в силу эта задача была успешно выполнена. Соотношение ликвидированных советских РСД и РМД к американским составило 2:1, а пропорция ядерных боеголовок соответственно 4:1.

Следует отметить беспрецедентную для того времени систему контроля за выполнением Договора. Она предусматривала проведение инспекций по проверке исходных данных, инспекций по подтверждению факта ликвидации ракетных операционных баз и ракетных вспомогательных объектов, инспекций за непроизводством, инспекции в местах ликвидации РСД и РМД и, наконец, инспекций на квотной основе, причем данные инспекции могут проводиться в течение 13 лет на всех ракетных операционных базах и ракетных вспомогательных объектах. С целью содействия осуществлению системы контроля стороны создали Специальную контрольную комиссию. Договор о РСМД является бессрочным.

Кроме ядерного, к оружию массового уничтожения относится также бактериологическое и химическое оружие. В 1972 г. была принята Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) оружия и об их уничтожении. Конвенция вступила в силу в 1975 г. По положениям этой Конвенции бактериологическое оружие было поставлено под всеобщий запрет: его нельзя применять на войне, разрабатывать, производить и накапливать, а имеющиеся запасы необходимо уничтожить или переключить на мирные цели. Выполнение положений Конвенции обеспечивается системой гарантий, сочетающей национальные меры контроля и международные процедуры.

В Женеве в 1925 г. был подписан Протокол о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств. Являясь важным международно-правовым актом, действующим и в настоящее время, Протокол запрещает лишь применение химического оружия, но не его производство и накопление. После длительной и сложной работы, проведенной международным сообществом, в январе 1993 г. была открыта для подписания Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении. 29 апреля 1997 г. Конвенция вступила в силу, в связи с чем и этот чрезвычайно опасный вид оружия был поставлен под полный запрет.

Человечество не стоит на месте в своем развитии, развиваются также и вооружения. Нынешний уровень промышленных технологий позволяет создавать все более разрушительные и опасные виды оружия. С целью ограничения этой тенденции развития были разработаны определенные международно-правовые нормы.

В “Оговорке Мартенса” Гаагских конвенций 1907 г. уже содержался изложенный в общей форме запрет на такого рода новые виды оружия. Поскольку понятие “новые виды оружия” носило расплывчатый характер, то и запрет был неэффективным.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 386; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.234.226 (0.066 с.)