Международные неправительственные организации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Международные неправительственные организации



Для современных международных отношений характерны динамизм и демократичность. Свидетельство этому — возрастание числа и роли международных неправительственных организаций (МНПО). По прогнозу, к концу ХХ в. будет существовать более 9 тыс. МНПО.

До сих пор продолжаются дискуссии в отношении определения понятия МНПО. Некоторые специалисты пытаются отнести МНПО к разновидности транснациональных корпораций. Широкое международное признание получило определение МНПО, зафиксированное в резолюции ЭКОСОС 1296 от 23 мая 1968 г., где сказано, что такой организацией считается “любая международная организация, не учрежденная на основании межправительственного соглашения”. В качестве отправной точки для понимания рассматриваемой проблемы данное определение подходит, однако вызывает ряд вопросов (например, будут ли считаться МНПО международные коммерческие образования?, следует ли относить МНПО международные преступные синдикаты?).

Европейская конвенция о признании прав юридического лица МНПО, принятая СЕ в 1986 г., выделяет три признака МНПО: а) некоммерческий характер деятельности; б) создание в соответствии с внутренним актом какого-либо государства; в) осуществление деятельности в двух и более государствах.

Таким образом, МНПО — это организация некоммерческого характера, созданная не на основе межправительственного соглашения, однако в соответствии с нормативным актом государства - местопребывания для осуществления деятельности в двух и более государствах в соответствии с основными принципами и нормами международного права. Фактически МНПО представляет собой объединение национальных общественных организаций двух и более государств для достижения общих целей в международном масштабе. Правительственные структуры также могут участвовать в деятельности МНПО, но они не играют в них доминирующей роли.

С целью повышения эффективности своей работы многие межправительственные организации, как универсальные, так и региональные, активно сотрудничают с МНПО. Например, в СЕ и ОАГ имеется специальный механизм сотрудничества с МНПО. Существуют определенные организационные формы взаимодействия с МНПО и в ЕС.

Однако наиболее развитые связи с МНПО имеет ООН и ее специализированные учреждения. В соответствии со ст. 71 Устава ООН ЭКОСОС уполномочен “проводить надлежащие мероприятия для консультации с неправительственными организациями, заинтересованными в вопросах, входящих в его компетенцию. Такие мероприятия могут быть условленны с международными организациями, а в случае надобности, с национальными организациями после консультации с заинтересованным Членом Организации”. Данная статья создала правовую основу для выработки механизмов сотрудничества ООН с МНПО.

Практика ООН выработала критерии определения тех МНПО, которым может быть предоставлен консультативный статус в ЭКОСОС. Прежде всего область деятельности МНПО должна совпадать со сферами компетенции ЭКОСОС, определенными в ст. 62 Устава ООН. Другим необходимым условием получения консультативного статуса является соответствие деятельности МНПО целям и принципам ООН, а также оказание ООН помощи в выполняемой работе и распространение информации о деятельности ООН. Кроме того, сама МНПО должна носить представительный характер и пользоваться установившейся международной репутацией, представляя значительную часть населения.

В 1946 г. в рамках ЭКОСОС был учрежден вспомогательный орган — Комитет по неправительственным организациям, состоящий из 19 представителей государств—членов ООН. Комитет рассматривает просьбы МНПО о предоставлении им консультативного статуса при ЭКОСОС и делает соответствующие рекомендации Совету. ЭКОСОС же принимает решение в соответствии с положениями своей резолюции 1296 “Мероприятия по консультациям с неправительственными организациями”. В этом документе установлены две категории консультативного статуса: I — общий консультативный статус и II — специальный консультативный статус. ЭКОСОС также ведет список МНПО, которые поддерживают отношения с Советом.

Статус I предоставляется МНПО, тесно связанным с экономической и социальной жизнью представляемых ими районов. Обычно сфера деятельности такой организации во многом совпадает с областями компетенции ЭКОСОС. Категория II предоставляется тем МНПО, чья деятельность связана лишь с отдельными направлениями работы ЭКОСОС. В список же попадают те организации, которые не могут войти ни в одну из двух категорий, но способны оказать ЭКОСОС помощь в его деятельности.

МНПО, имеющие консультативный статус I и II, обладают правом представлять в ЭКОСОС письменные заявления по вопросам, входящим в их компетенцию, с целью распространения по информационным каналам ООН. МНПО со статусом I также имеют право выступать перед ЭКОСОС.

В последние годы значительно расширилась сфера контактов МНПО и ООН, которая уже не ограничивается только социально-экономическими вопросами, но охватывает и политические. Возросло также число органов ООН и число МНПО, поддерживающих регулярные связи. Среди последних имеются организации, не обладающие консультативным статусом. Генеральная Ассамблея ООН неоднократно призывала МНПО оказать помощь в выполнении ее резолюций, принять участие в определенных мероприятиях ООН или посодействовать решению какого-то вопроса.

В системе ООН, пожалуй, наибольший объем сотрудничества с МНПО имеет ЮНЕСКО. В уставе этого специализированного учреждения предусмотрено приглашение МНПО для выполнения определенных заданий, относящихся к области их деятельности. Это сотрудничество может также осуществляться путем участия представителей МНПО в работе совещательных комитетов, образованных Генеральной конференцией ЮНЕСКО. В ЮНЕСКО как и в ЭКОСОС существуют определенные категории консультативного статуса МНПО (А, В и С).

Некоторые МНПО были созданы специально для содействия развитию международного права. Например, Институт международного права был образован в Генте (Бельгия) в 1873 г. с целью содействия прогрессу международного права и его кодификации. Идея создания института принадлежит известному харьковскому юристу-международнику Д.И. Каченовскому (1827 — 1872 гг.). На сессиях института в результате обсуждения принимаются проекты конвенций и резолюции. Материалы сессий и иные документы публикуются в специальных сборниках.

Такая известная МНПО, как Международный Комитет Красного Креста (МККК), проявила значительную активность в разработке и принятии Женевских конвенций о защите жертв войны 1949 г. Другая весьма авторитетная МНПО — Международная амнистия прилагает немало усилий в деле соблюдения прав человека, особенно в местах лишения свободы, собирая информацию о нарушениях прав человека в различных государствах и сообщая ее ООН и международной общественности. Экологическая МНПО Гринпис (“Зеленый мир”) активно содействует обеспечению экологической безопасности на нашей планете. В настоящее время сферы деятельности МНПО постоянно расширяются.

В заключение логично поставить вопрос: являются ли МНПО субъектами международного права? Однозначного ответа на него юристы-международники не дают. Однако в силу того, что МНПО получают консультативный статус при межправительственных организациях, а также имеют определенные права и обязанности в соответствии с международными договорами, на пример с Женевскими конвенциями о защите жертв войны 1949 г., Конвенцией против апартеида в спорте 1985 г., Европейской хартией местного самоуправления 1985 г. и др., необходимо признать, что они участвуют в международных отношениях, урегулированных международным правом. Иными словами, они обладают международной правосубъектностью, правда, правоприменительного характера. В международно-правовой литературе такая правосубъектность именуется функциональной, в отличие от универсальной, присущей государствам.

Постоянно возрастающая роль и активность МНПО на международной арене требуют более четкой регламентации статуса и деятельности этих участников международных отношений, что будет способствовать их позитивному и стабилизирующему воздействию на эти отношения.

 

 

Глава 10. Право международной безопасности [75]

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 451; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.158.47 (0.005 с.)