Международная уголовная ответственность индивидов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Международная уголовная ответственность индивидов



За совершение международного преступления ответственность несет как государство, виновное в его совершении, так и должностные лица этого государства, участвовавшие в преступных деяниях. Официальное положение лица в государственной иерархии (глава государства, глава правительства, министр обороны и т. д.) не освобождает его от уголовной ответственности. Также не освобождает индивидов от уголовной ответственности то обстоятельство, что совершали они преступные деяния во исполнение приказа своего командования или правительства.

В Декларации глав союзных держав в связи с геноцидом армян в Османской империи от 24 мая 1915 г. провозглашалось, что личную уголовную ответственность должны нести все члены турецкого правительства и его местные представители, причастные к преступлению. Вопрос об индивидуальной уголовной ответственности Вильгельма II и других государственных лиц Германской империи, виновных в развязывании Первой мировой войны, ставился после ее окончания державами-победительницами, но практической реализации не получил.

Ужасы и трагедии периода Второй мировой войны, явившиеся следствием международных преступлений, совершенных фашистской Германией и милитаристской Японией и их союзниками, привели к необходимости принятия практических мер со стороны государств-победителей по наказанию виновных в совершении злодеяний. В связи с этим были приняты важные международно-правовые акты: Московская декларация об ответственности гитлеровцев за совершаемые зверства 1943 г.; Лондонское соглашение о судебном преследовании и наказании главных военных преступников европейских стран оси 1945 г., неотъемлемой частью которого является Устав Международного Военного Трибунала в Нюрнберге; Устав Международного Военного Трибунала в Токио 1946 г.; приговоры этих трибуналов. Принципы, признанные Уставом Международного Военного Трибунала в Нюрнберге и нашедшие выражение в его приговоре, были подтверждены в резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН от 11 декабря 1946 г. и 27 ноября 1947 г.

В 1968 г. под эгидой ООН была принята Конвенция о неприменимости сроков давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества.

Перечень международных преступлений, за которые наряду с государствами несут ответственность и индивиды, включенный в Устав Международного Военного Трибунала в Нюрнберге, состоял из трех категорий: преступления против мира (планирование, подготовка, развязывание и ведение агрессивной войны); военные преступления, т. е. нарушение законов и обычаев войны; преступления против человечности (убийства, пытки и иные злодеяния, совершенные в отношении гражданского населения)[86].

С течением времени данный перечень международных преступлений расширился. В Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г. и Конвенции о ликвидации апартеида и наказании за него 1973 г. геноцид и апартеид квалифицируются как преступления против человечества, ответственность за которые несут наряду с государствами и физические лица.

В 1978 г. Генеральная Ассамблея ООН на 32-й сессии вновь приступила к работе по обсуждению проекта кодекса преступлений против мира и безопасности человечества. Данный проект, подготовленный Комиссией международного права ООН, был впервые представлен на рассмотрение Генеральной Ассамблеи в 1954 г.

Генеральная Ассамблея ООН поручила дальнейшую разработку проекта кодекса преступлений против мира и безопасности человечества Комиссии международного права, которая занимается решением этого вопроса в настоящее время. Комиссия, в частности, работает над проблемой расширения и уточнения перечня международных преступлений. Имеются предложения о включении в этот перечень рабства, колониализма, терроризма и др. Комиссия международного права ООН рассматривает также вопрос о создании постоянно действующего международного уголовного суда.

По действующим нормам международного права главные виновники совершения международных преступлений подвергаются уголовному преследованию международными уголовными судами, создаваемыми на основе заключения специальных международных соглашений. Примерами могут служить Международные Военные Трибуналы в Нюрнберге (1945 — 1946 гг.) и в Токио (1946 — 1948 гг.). Остальные преступники могут нести уголовную ответственность за совершенные злодеяния на основании уголовного законодательства соответствующих государств. В Соглашении о судебном преследовании и наказании главных военных преступников европейских стран оси 1945 г. зафиксировано положение о необходимости отсылки неглавных преступников в те государства, где “были совершены их отвратительные действия”, и наказания их там в соответствии с законами этих государств (преамбула). Однако в период холодной войны этот механизм работал с серьезными сбоями.

В конце ХХ в. вновь возникла необходимость создания международных уголовных трибуналов в связи с международными преступлениями, совершенными на территории бывшей Югославии и в Руанде. На основе решения Совета Безопасности ООН были учреждены в 1993 г. Международный трибунал для преследования лиц, виновных в серьезных нарушениях международного гуманитарного права, совершенных на территории бывшей Югославии, начиная с 1991 года, и в 1994 г. Международный уголовный трибунал для преследования лиц, виновных в геноциде и иных серьезных нарушениях гуманитарного права, совершенных на территории Руанды, и руандийских граждан, виновных в геноциде и иных подобных преступлениях, совершенных на территории соседних государств в период между 1 января 1994 года и 31 декабря 1994 года. В данном случае международные уголовные трибуналы были созданы не путем заключения специального международного соглашения, а на основе решений Совета Безопасности ООН, которые были молчаливо признаны государствами—членами этой организации. По мнению Генерального секретаря ООН Б. Бутроса Гали, иного пути просто не было, разработка и принятие специального международного соглашения отняли бы массу времени, и смысл создания трибуналов был бы во многом утрачен.

В Уставе международного трибунала для Югославии определено, что основанием для привлечения индивидов к уголовной ответственности являются “серьезные нарушения международного гуманитарного права”. Под этим понимаются нарушения общепризнанных норм о защите жертв войны (Женевских конвенций 1949 г.), а также законов и обычаев войны (Гаагских конвенций 1899 и 1907 гг. и приложений к ним), кроме того, геноцид и иные преступления против человечности.

В связи с тем, что международный трибунал для Руанды был создан с целью осуждения за преступления, совершенные в конфликте немеждународного характера, то нормы международного права, нарушение которых вменяется в вину подсудимым, имеют свою специфику. Прежде всего к ответственности привлекаются лица, виновные в совершении геноцида и других преступлений против человечности, а также нарушители норм, относящихся к поведению воюющих во время конфликтов немеждународного характера (Женевских конвенций о защите жертв войны 1949 г. и Дополнительного протокола II к ним 1977 г.), если эти нарушения имели серьезные последствия.

В обоих Уставах вновь было подтверждено, что официальный статус обвиняемого как главы государства или члена правительства не освобождает его от уголовной ответственности. Кроме того, была введена новелла, что обвиняемые такого уровня несут ответственность еще и за то, что не предотвратили совершения преступления своими подчиненными.

Институт международной уголовной ответственности индивидов за совершение международных преступлений является значительным сдерживающим фактором современного международного права по недопущению нарушения его наиболее важных норм. В международно-правовой доктрине имеются даже суждения о том, что сложилась “совершенно новая отрасль международного права” — международное уголовное право[87].

 

Глава 12. Территория в международном праве [88]



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 708; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.91.176.3 (0.007 с.)