Международные механизмы контроля по соблюдению прав 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Международные механизмы контроля по соблюдению прав



Человека

 

В связи с тем, что права человека являются ценностью высшего порядка и от уровня их защиты и обеспечения в конкретном государстве зависит во многом судьба мира и безопасности, международное сообщество разработало определенные механизмы контроля за соблюдением прав человека. Эти механизмы приводятся в действие международными органами и организациями.

Комиссия по правам человека — вспомогательный орган ЭКОСОС, учрежденный в 1946 г. Члены комиссии (43 чел.) избираются ЭКОСОС сроком на 3 года. Заседания Комиссии проходят в Женеве (Швейцария).

Комиссия представляет ЭКОСОС предложения, рекомендации и доклады относительно Хартии о правах человека, международных деклараций или конвенций о гражданских свободах, правах женщин, свободе информации, защиты меньшинств; предупреждения дискриминации по признаку расы, пола, языка и религии; всех других вопросов, касающихся прав человека. Комиссия имеет несколько собственных вспомогательных органов, в том числе Подкомиссию по предупреждению дискриминации и защите меньшинств.

Комитет по правам человека ООН создан на основе резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 2200А (ХХI) от 16 декабря 1966 г. в соответствии со ст. 28 Пакта о гражданских и политических правах. Фактически Комитет является самостоятельным международным органом, состоящим из 18 независимых экспертов, выступающих в личном качестве. Члены Комитета избираются из граждан государств—участников Пакта сроком на 4 года и могут быть переизбраны. Местонахождения Комитета — Женева.

Комитет имеет право осуществлять контроль за соблюдением положений Пакта о гражданских и политических правах путем рассмотрения:

1) периодических докладов государств—участников о принятых ими мерах по реализации положений Пакта;

2) жалоб государств—участников друг на друга о нарушении положений Пакта;

3) жалоб индивидов при нарушении государством—участником прав, закрепленных в Пакте.

Жалоба индивида должна касаться только факта нарушения прав, зафиксированных в Пакте, и не должна быть анонимной. Кроме того, лицо, подающее жалобу, должно исчерпать все внутренние средства защиты нарушенного права или доказать, что рассмотрение его дела неоправданно затягивается. Признав жалобу приемлемой и принятой к рассмотрению, Комитет просит государство—участника, указанного в жалобе, представить в шестимесячный срок объяснения по существу вопроса и указать меры, которые будут приняты на национальном уровне для исправления положения. Государство и лицо, направившее жалобу, находятся перед Комитетом в равных условиях.

Комитет против пыток учрежден на XXXIX сессии Генеральной Ассамблеи ООН в соответствии со ст. 17 Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г. Комитет состоит из 10 экспертов.

Комитет изучает доклады; проводит конфиденциальные расследования, когда считает, что факты обоснованны; осуществляет определенные функции по решению споров между государствами—участниками; назначает Согласительную комиссию; рассматривает сообщения индивидов.

Европейский Суд по правам человека создан в 1959 г. как основной элемент контрольного механизма по соблюдению положений Европейской конвенции по защите прав человека и основных свобод 1950 г. Штаб-квартира Суда находится в Страсбурге (Франция).

В настоящее время в контрольном механизме по соблюдению положений Конвенции 1950 г. принимают участие три органа: Европейская комиссия по правам человека, Комитет министров Совета Европы и Европейский Суд по правам человека. В связи с тем, что данный механизм довольно громоздкий и сложный в 1994 г. был открыт для подписания Протокол № 11 к Конвенции 1950 г., предусматривающий существенные структурные реформы в данном механизме. В ноябре 1998 г. Протокол № 11 вступает в силу, поэтому целесообразно рассмотреть новый порядок работы данного механизма.

Европейский Суд по правам человека является единственным органом контроля за соблюдением государствами-участниками положений Конвенции 1950 г. Суд работает на постоянной основе и состоит из числа судей, соответствующем количеству государств-участников Конвенции 1950 г. Парламентская Ассамблея СЕ от каждого государства—участника избирает одного судью. Судьи заседают в Суде в личном статусе.

Каждое государство—участник может передать на рассмотрение Суда любое нарушение положений Конвенции 1950 г. или протоколов к ней со стороны другого участника.

Суд также может принимать от какого-либо лица, неправительственной организации или группы лиц заявления о нарушении одним из государств—участников прав, закрепленных в Конвенции или протоколах к ней. При этом заявители должны соблюсти определенные процедурные требования. Государства—участники обязаны никоим образом не препятствовать реализации этого права.

Суд рассматривает поданные ему дела в комитетах, состоящих из трех судей, в палатах — из семи судей и Большой палате — из 17 судей.

Суд по просьбе Комитета министров СЕ может делать консультативные заключения по правовым вопросам, которые касаются толкования Конвенции 1950 г. и протоколов к ней.

Расходы Суда оплачиваются Советом Европы.

ОБСЕ также имеет определенные механизмы контроля по соблюдению прав человека. Так, любое государство—член ОБСЕ может просить другого члена организации предоставить информацию по конкретному случаю нарушения прав человека. Ответ на такой запрос должен быть отправлен не позднее 10 дней.

По просьбе государства—члена организации могут создаваться комиссии экспертов ОБСЕ для рассмотрения и возможного содействия в решении проблем по правам человека на его территории.

Руководящий совет (ранее Комитет старших должностных лиц) ОБСЕ, состоящий из министров иностранных дел, принимает участие в решении спорных вопросов по проблеме прав человека.

В 1992 г. был учрежден пост Верховного комиссара по делам национальных меньшинств ОБСЕ. Верховный комиссар не выступает как омбудсмен1, отстаивающий права национальных меньшинств, а также не занимается расследованием отдельных случаев нарушения прав человека. В его функции входит выявление ситуаций межэтнической напряженности, которые могут создавать угрозу для мира, безопасности или отношений между государствами—участниками ОБСЕ и содействие их скорейшему урегулированию.

Генеральная Ассамблея ООН 20 декабря 1993 г. приняла резолюцию 48/141 об учреждении поста Верховного комиссара по правам человека согласно решению Всемирной конференции по правам человека (Вена, 1993 г.). В соответствии с данной резолюцией Верховный комиссар по правам человека назначается Генеральным секретарем ООН и является его заместителем. Он имеет статус “должностного лица ООН” и несет “под руководством и эгидой Генерального секретаря основную ответственность за деятельность Организации Объединенных Наций в области прав человека”. Фактически же Верховный комиссар по правам человека осуществляет общее руководство деятельностью Центра по правам человека ООН — структурного подразделения Секретариата ООН.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 277; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.161.165 (0.01 с.)