Международные организации как субъекты международного права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Международные организации как субъекты международного права



Роль и значение международных межправительственных организаций в деле поддержания мира и безопасности, защиты прав и свобод человека, развития плодотворного сотрудничества между государствами неуклонно возрастает. В доктрине международного права такие организации общепризнанно считаются субъектами международного права. Такое же положение характерно и для самого международного права, что подтверждается Венской конвенцией о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 г. (п. 4 ст. 2) и Венской конвенции о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями 1986 г. (ст. 3). Статус международных организаций как субъектов международного права подтвержден также в Консультативном заключении Международного Суда ООН от 11 апреля 1949 г. “О возмещении ущерба, понесенного на службе ООН”.

Международные организации создаются первичными субъектами международного права на основе соглашения между ними, поэтому относятся к группе вторичных (производных) субъектов международного права. Данные соглашения являются учредительными актами международных организаций. В этих актах определяются цели и задачи организации, ее организационно-структурный порядок и регулируются отношения организации с государствами-членами.

В отличие от государств, международные организации являются специфическим субъектом международного права. Так, они не обладают суверенитетом и своей территорией. Вступать в международно-правовые отношения международная организация может лишь в пределах своей компетенции, определенной в ее учредительном документе — уставе. В соответствии с учредительными актами международных организаций государства-члены могут иметь свои представительства при них, а представительство организаций в указанных государствах — относительно редкое явление. Специальная правоспособность международных организаций заключается также в том, что они не могут быть стороной в споре, рассматриваемом Международным Судом ООН. Известно, что такой стороной может быть только государство.

По волеизъявлению государств-членов международная организация может прекратить свое существование как субъект международного права. Например, Совет экономической взаимопомощи (СЭВ) в 1991 г. был расформирован и утратил свою международную правосубъектность. В таких случаях могут возникнуть вопросы о правопреемстве в отношении имущества, фондов, некоторых функций. Однако данный институт применительно к международным организациям практически не разработан.

Все это свидетельствует о том, что специальная правоспособность международных организаций отличается от универсальной правоспособности главных субъектов международного права — государств.

§ 8. Международная правосубъектность государственно-подобных образований

Истории международных отношений известны некоторые политико-территориальные образования со специальным международно-правовым статусом, определявшемся в международном договоре. Поскольку такие договоры предоставляли определенные права и обязанности этим образованиям, последние обоснованно считаются субъектами международного права. Суть их международной правосубъектности заключается в том, что они имеют возможность самостоятельно осуществлять предоставленные им юридические права и нести международные обязанности. К этой категории субъектов международного права относятся “вольные города”, Западный Берлин и Ватикан.

“Вольные города” в прошлом имели специальный международно-правовой статус, который определялся соответствующим договором. Одним из таких договоров был Венский трактат 1815 г., который закрепил за Краковом статус “вольного, независимого и совершенно нейтрализованного” города. Краков имел этот статус до 1846 г. По Версальскому мирному договору 1919 г. Данциг (Гданьск) получил особый статус “свободного государства”. Данный статус Данцига просуществовал до 1939 г. Создание “Свободной территории Триест” было предусмотрено по Мирному договору с Италией 1947 г. Фактически же она не была образована, а ее части вошли в состав Италии и Югославии.

В 1971 г. было заключено Четырехстороннее соглашение по Западному Берлину между Великобританией, СССР, США и Францией, которое определило статус этого образования, находившегося в центре ГДР. В данном соглашении было зафиксировано, что Западный Берлин не является ни частью ФРГ, ни частью ГДР, а есть самостоятельный субъект международного права. При этом Западный Берлин находился под оккупационным режимом трех западных держав. И нормативно-правовые акты палаты депутатов Западного Берлина (законодательного органа) и сената во главе с правящим бургомистром (исполнительного органа) не должны были противоречить актам оккупационных властей. Позже Четырехстороннее соглашение 1971 г. было дополнено рядом соглашений между ГДР, сенатом Западного Берлина и ФРГ по конкретным вопросам. В 1991 г. в связи с объединением Германии действие Четырехстороннего соглашения 1971 г. было прекращено.

Ватикан — единственное государственно-подобное образование, существующее ныне на международной арене. Несмотря на то, что Ватикан обладает всеми атрибутами суверенного государства (собственная территория, население, система органов власти), в международных отношениях он правомерно считается вторичным субъектом международного права. Объясняется это тем, что в этом веке Ватикан конституировался как субъект международного права в силу международного соглашения, заключенного между Святейшим престолом (так Ватикан официально именуется в международных актах) и Итальянской монархией в 1929 г. (Латеранские соглашения). В 1984 г. между Ватиканом и Итальянской Республикой было заключено новое соглашение о статусе Святейшего престола, которое подтвердило принципиальные положения Латеранских соглашений 1929 г. Соглашение 1984 г. действует по настоящее время.

Ватикан как субъект международного права поддерживает активные внешние связи со многими государствами мира и особенно с теми, где велико влияние католической церкви. Святейший престол имеет статус наблюдателя в ООН, МОТ, ЮНЕСКО и других международных организациях; является членом Всемирного почтового союза, Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ), Международного союза электросвязи и др.; участвует в работе многих международных конференций; заключает двусторонние и многосторонние договоры, тем самым реализуя свою международную правосубъектность.

B литературе можно встретить утверждение, что государственно-подобным образованием является и Мальтийский орден, созданный в период крестовых походов как военная и медицинская организация. Орден управлял Родосом (остров в Эгейском море) с 1309 по 1522 гг., а в 1530 г. был передан Мальте по договору с Карлом V как владение Сицилийского королевства. Данный статус Орден утратил в 1798 г. В 1834 г. Мальтийский орден был трансформирован в филантропическую организацию с местонахождением в Риме. Он не имеет ни своей территории, ни населения, поэтому вряд ли можно признавать за ним международную правосубъектность в качестве государственно-подобного образования, несмотря на то, что он поддерживает дипломатические отношения более, чем с 40 государствами.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 468; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.93.207 (0.004 с.)