Состав государственной территории 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Состав государственной территории



 

Государственная территория состоит из сухопутных, водных, воздушных пространств и недр. Правовой режим составных частей государственной территории определяется в конституции, текущем законодательстве государства, а также нормами международного права.

Сухопутную территорию государства образуют материк, острова и анклавы. Анклав — это часть сухопутной территории государства, полностью охваченная территорией другого государства или государств. Например, на территории Нидерландов расположены бельгийские анклавы Барле-Нассау и Барле-Хорты, а на территории Бельгии в департаменте Антверпен расположен небольшой нидерландский анклав; Нахичеванская Автономная Республика является азербайджанским анклавом, который охвачен территориями Армении и Ирана; Россия также имеет анклав — Калининградскую область, граничащую с Беларусью и Польшей.

Сухопутная территория конкретного государства не обязательно должна состоять из всех указанных частей. Есть государства, которые не имеют островов и анклавов, на пример Беларусь, Словакия, Чехия. Некоторые государства, напротив, могут полностью состоять из островов (архипелажные государства) — Филиппины, Индонезия, Палау и др.

К водной территории государства относятся реки, озера, водохранилища, проливы, каналы, расположенные внутри его границ. Также к водной территории государства относятся внутренние морские воды (бухты, лиманы, заливы, воды портов и др.) и территориальные воды, омывающие побережье государства (см. гл. 13).

Частью государственной территории также являются недра сухопутных и водных пространств, находящихся в пределах границ государства. Нижней границей недр является центр Земли, а боковой — воображаемая плоскость, соединяющая сухопутную и водную границу государства с центром Земли.

Воздушная территория государства — это воздушное пространство, расположенное над сухопутной и водной территориями государства, в пределах которого государство осуществляет свой суверенитет (см. гл. 14).

Как уже отмечалось, прибрежные государства осуществляют суверенные права над континентальным шельфом и имеют суверенные права функционального характера в пределах исключительной экономической зоны (ИЭЗ). Данные виды пространств примыкают к государственной территории. Пространства, находящиеся вне пределов национальной юрисдикции государств, составляют международную территорию общего пользования (МТОП). К ним относятся: открытое море (включая морское дно) и воздушное пространство над ним, Антарктика, космическое пространство и небесные тела. На эти пространства не распространяется суверенитет ни одного государства, и они находятся в общем пользовании человечества.

 

Государственные границы

Государственные границы — это фактические или воображаемые линии на сухопутном, водном, воздушном пространствах и недрах, которые определяют пределы действия государственного суверенитета. Главная задача государственных границ — определить пространственные пределы территориального верховенства государства, а также обозначить принадлежащую ему территорию как материальную основу жизнедеятельности общества. Четкое разграничение государственных территорий сопредельных государств на основе взаимного согласия и в соответствии с нормами международного права является залогом предотвращения многих конфликтов между государствами и их стабильного взаимовыгодного сотрудничества. Украина как независимое суверенное государство уделяет этому вопросу повышенное внимание.

Современное международное право запрещает односторонние, тем более насильственные, действия по изменению границ. Декларация принципов Хельсинского заключительного акта СБСЕ 1975 г. провозглашает принцип нерушимости границ. Это, однако, не означает, что государства ни при каких обстоятельствах не могут решать вопросы об изменении границ. Данные вопросы должны решаться в строгом соответствии с основными принципами и нормами международного права, т. е. на основе ясно выраженного согласия заинтересованных государств.

Существуют сухопутные, водные и воздушные границы государства.

Линия прохождения сухопутной границы определяется в договорах с сопредельными государствами и на основании этих договоров обозначается на местности. Обычно сухопутные границы проводятся с учетом географических особенностей местности (горные массивы, реки и т. п.). Такие границы именуются орографическими. Границы также могут проводиться по прямой, соединяющей соответствующие точки, и совпадать с параллелями и меридианами. Это так называемые геометрические границы.

Водные границы делятся на речные, озерные, границы других водоемов и морские. На реках границу сопредельные государства чаще всего проводят по тальвегу — линии наибольших глубин судоходной реки; также граница может проводиться по линии главного фарватера или по середине русла несудоходной реки, реже по линии одного из ее берегов.

На озерах и других водоемах, как правило, линию границы проводят по прямой, соединяющей выходы сухопутной границы к берегам озера, водохранилища и т. п.

Морской границей государства является внешний предел его территориальных вод либо линия размежевания территориальных вод смежных или противолежащих государств, или то и другое вместе. Внешний предел территориальных вод определяется национальным законодательством государств в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права. Закон Украины “О государственной границе Украины” от 18 декабря 1991 г.[94] установил ширину территориальных вод Украинского государства 12 морских миль, что соответствует ст. 3 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.

Воздушная граница государства — это воображаемая вертикальная плоскость, основанием которой являются сухопутная и водная границы. Верхний предел воздушной границы, отделяющий государственную территорию от международной территории общего пользования — космоса, не определен конвенционно. В нормах украинского законодательства также конкретно не сказано об этом. Существует обычная норма международного права, в соответствии с которой верхний предел воздушной границы государства находится на высоте 100 — 110 км над уровнем моря, поскольку именно на такой высоте находятся минимальные перигеи орбит искусственных спутников Земли.

Процесс определения линии прохождения границы между сопредельными государствами состоит из двух этапов: делимитации и демаркации.

Делимитация — это договорное определение линии прохождения государственной границы, осуществляемое с помощью крупномасштабных карт, где в подробностях изображены населенные пункты, рельеф, гидрография и другие особенности местности. При делимитации договаривающиеся стороны сопровождают подробным описанием нанесенную на карту линию границы. Карта с изображенной на ней линией границы является составной частью договора о делимитации границы и подлежит парафированию и подписанию, а также скрепляется гербовыми печатями договаривающихся сторон. В договорах о делимитации имеются обязательства сторон о демаркации границы.

Демаркация — это обозначение линии государственной границы на местности в соответствии с договором о делимитации границы и приложенными к нему картами и описаниями. Практические вопросы демаркации границы решает специально создаваемая для этого смешанная правительственная комиссия сопредельных государств. Комиссия определяет линию прохождения границы на конкретных участках местности, составляет протокол-описание демаркируемой границы, карту с ее обозначением и протокол на каждый пограничный знак. По окончании своей деятельности смешанная комиссия подписывает демаркационные документы, которые вступают в силу после их утверждения в соответствии с законодательством пограничных государств.

В 1997 г. Украина подписала договор о делимитации границ с Беларусью. В настоящее время идет процесс делимитации украинско-белорусской границы. В финальной стадии находятся переговоры о делимитации границ Украины с Молдовой. Начальную стадию проходят переговоры Украины с Российской Федерацией о делимитации границы между ними.

Стабильность государственных границ — один из основных факторов стабильности международных отношений в целом. В связи с этим в международном праве существует обычная и договорно-правовая норма о том, что правопреемство государств как таковое не затрагивает установленных договором границ и пограничного режима (ст. 11 Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г.), т. е. Государство-преемник обязано соблюдать договоры о границах государства-предшественника. К этим договорам также неприменимо правило о коренном изменении обстоятельств (п. 2 ст. 62 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г.). Даже при наступлении таковых данные договоры должны соблюдаться.

В целях обеспечения неприкосновенности границ сопредельные государства устанавливают посредством норм внутригосударственного и международного права определенный режим, включающий порядок пропуска и передвижения через границу, проведения работ, урегулирования инцидентов и т. д. Вопросы, связанные с режимом украинской границы, регулируются Законом Украины “О государственной границе Украины” 1991 г. и соответствующими международными договорами.

От режима государственной границы следует отличать пограничный режим, т. е. специальный порядок, устанавливаемый государством в своих приграничных районах. Обычно в этих районах действуют специальные правила въезда, проживания, временного пребывания, передвижения, производства работ, учета и содержания морских и речных судов, их плавания и др. В случае необходимости командование пограничных войск может вводить дополнительные режимные ограничения в пограничных зонах. Основные правила пограничного режима в Украине предусмотрены в Законе “О государственной границе Украины” 1991 г.

Государства в одностороннем порядке или на основе взаимности могут смягчать правила пограничного режима для содействия контактам между родственниками, живущими по разные стороны границы, и развитию приграничных торгово-экономических и культурных связей.

Сопредельные государства для упрочения добрососедских отношений и быстрого и эффективного урегулирования пограничных инцидентов по взаимной договоренности могут создавать институт пограничных представителей (пограничных комиссаров). Их функции, права и обязанности, порядок сношений, иммунитеты и пр. определяются в договорах о режиме границы и о порядке урегулирования пограничных инцидентов. Обычно пограничные представители назначаются из офицерского состава пограничных войск на определенные участки границы и имеют компетенцию препятствовать нелегальному переходу границы; расследовать случаи нарушения границы; расследовать и разрешать претензии о компенсации вследствие всякого рода нарушений режима границы; согласовывать порядок возвращения имущества, оказавшегося на территории сопредельной стороны. Особо серьезные случаи нарушения границы рассматриваются на дипломатическом уровне.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 510; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 184.72.135.210 (0.051 с.)