Международные реки и их правовой режим 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Международные реки и их правовой режим



По территории многих государств протекает немало рек, которые не выходят за границы конкретного государства. Такие реки являются частью внутренних вод государства и называются национальными. Однако большое число рек протекает по территории нескольких государств или разделяет территории двух и более государств.

Реки, которые пересекают или разделяют территории двух или нескольких государств, называются международными. При этом каждое прибрежное государство осуществляет суверенитет над тем участком международной реки, который протекает по его территории. В связи с этим возникает необходимость международно-правового регулирования ряда вопросов, связанных с ее использованием, так как права и законные интересы прибрежных государств международной реки находятся во взаимосвязи и взаимозависимости, а поэтому требуют международно-правового регулирования.

Международные реки имеют свои географические особенности: одни из них лишь разделяют территорию сопредельных государств — пограничные реки; другие, протекая по территории двух и более государств, не имеют выхода к морю и называются многонациональными (или региональными); третьи же имеют выход к морю и представляют повышенный интерес для судоходства. До недавнего времени именно последние реки именовались собственно международными. Такие реки должны были отвечать трем критериям, необходимым для их признания в качестве международных: 1) политическому — пересечение территории двух и более государств; 2) географическому — наличие выхода в море; 3) функциональному — возможность осуществления регулярного судоходства. Причем третий критерий был решающим, так как международно-правовые проблемы таких рек в основном сводились к обеспечению свободы судоходства по ним. К примеру, в Заключительном акте Венского конгресса 1815 г. признавалось неприемлемым монопольное владение каким-либо участком международной реки и провозглашалось право всех прибрежных государств осуществлять свободу судоходства на всем ее протяжении. Эта норма международного права нашла последующее подтверждение в договорной и арбитражной практике.

Подход к вопросу о международных реках только с точки зрения использования их в судоходных целях в настоящее время утратил свою актуальность. Ныне международные реки могут использоваться не только для судоходства, но и для получения электроэнергии, промышленного и сельскохозяйственного производства, сброса отходов и т. д. В связи с тем, что природный комплекс международной реки разделен на соответствующие участки, находящиеся под суверенитетом определенных государств, существует необходимость разностороннего сотрудничества заинтересованных государств по использованию международных рек с целью гармонизации индивидуальных и общих интересов. Международная практика признает целесообразным выработку соглашений, регулирующих порядок использования конкретной международной реки, озера или их бассейнов.

К таким соглашениям относятся Конвенция о режиме судоходства на Дунае 1948 г.; Акт, касающийся судоходства и экономического сотрудничества между государствами бассейна реки Нигер 1963 г.; Соглашение о Международной комиссии по охране реки Рейн от загрязнения 1963 г.; Договор о бассейне реки Ла-плата 1969 г.; Договор о сотрудничестве в Амазонии 1978 г. и др. После распада СССР река Днепр также стала международной, а поэтому есть необходимость разработки соответствующего соглашения по использованию этой реки прибрежными государствами — Украиной, Беларусью и Россией.

Следует отметить, что соглашения, регламентирующие порядок использования международных рек, относятся к конкретным рекам и не имеют универсального значения. Какого-либо кодифицирующего акта “международного речного права” пока не существует. В 1966 г. были приняты Хельсинские правила использования вод международных рек, имеющие рекомендательный характер, хотя некоторые их положения рассматриваются как отражение международного обычая, сложившегося в результате длительной практики по использованию международных рек.

В 1992 г. под эгидой Европейской экономической комиссии была заключена Конвенция по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер. Комиссия международного права ООН провела большую работу по обобщению обширной договорной и арбитражной практики и приступила к завершению подготовки проекта статей, касающихся несудоходных видов использования международных водотоков.

Украина является придунайским государством, поэтому представляет интерес рассмотреть международно-правовой режим одной из крупнейших международных рек Европы — Дуная.

Парижский мирный договор 1856 г. провозгласил свободу судоходства по Дунаю, определив, что она не должна подвергаться иным ограничениям, кроме устанавливаемых полицейскими и карантинными правилами, и иным сборам, помимо точно предусмотренных в приложениях к договору. С целью регулирования судоходства по Дунаю ниже Изачи был учрежден специальный орган — Европейская дунайская комиссия, состоявшая из представителей Австрии, Великобритании, Пруссии, России, Сардинии, Турции и Франции. Как видно, не дунайские державы играли основную роль в определении правового режима реки и порядка судоходства по ней.

В дальнейшем неприбрежные государства попытались усилить свое влияние. По положениям мирных договоров 1919 г. и 1920 г.г. с Германией, Австрией, Болгарией и Венгрией и в соответствии с разработанной на их основе Конвенцией о режиме Дуная 1921 г. управление Дунаем в его нижнем течении (между Черным морем и Браиловом) осуществлялось Европейской дунайской комиссией в составе представителей Великобритании, Италии, Румынии и Франции, а управление судоходством по Дунаю от Браилова до Ульма поручалось Международной дунайской комиссии, в состав которой входили представители Австрии, Баварии, Болгарии, Великобритании, Венгрии, Вюртемберга, Италии, Румынии, Франции и Югославии.

По окончании Второй мировой войны в мирные договоры с Болгарией (ст. 34), Венгрией (ст. 38) и Румынией (ст. 36) было включено положение о том, что “навигация по реке Дунай должна быть свободной и открытой для граждан, торговых судов и товаров всех государств на основе равенства в отношении торговых и навигационных сборов и условий торгового судоходства”.

В 1948 г. в Белграде была подписана Болгарией, Венгрией, Румынией, СССР, УССР, Чехословакией и Югославией Конвенция о режиме судоходства на Дунае. В 1960 г. к ней присоединилась Австрия. В настоящее время участниками Конвенции являются все придунайские державы, кроме ФРГ.

Конвенция 1948 г. регулирует судоходство по Дунаю от Ульма (ФРГ) до Черного моря с выходом к морю через Сулинский канал (Румыния). Статья 1 данной Конвенции установила, что навигация на Дунае должна быть свободной для граждан, торговых судов и товаров всех государств на основе равенства в отношении торговых и навигационных сборов и условий судоходства. Свобода судоходства не распространяется на военные корабли (ст. 30). Плавание по Дунаю военных кораблей придунайских держав за пределами территории государства флага может осуществляться только по договоренности между заинтересованными придунайскими государствами. Судоходство по реке военных кораблей непридунайских государств запрещено.

В соответствии с Конвенцией 1948 г. была создана Дунайская комиссия, в состав которой входят представители государств-участников. В качестве наблюдателей на сессиях Дунайской комиссии присутствуют представители ФРГ, Европейской экономической комиссии ООН, Одерской комиссии.

В компетенцию Дунайской комиссии входит контроль за соблюдением постановлений Конвенции и различные вопросы обеспечения судоходства по Дунаю. Решение по конкретному вопросу комиссия принимает большинством голосов при обязательном согласии государства, которого это решение непосредственно касается. Местопребывание Дунайской комиссии — Будапешт (Венгрия).

На основе положений Конвенции 1948 г. была учреждена специальная речная администрация, осуществляющая регулирование судоходства и проведение гидротехнических работ в низовьях Дуная. Созданы и действуют иные специальные органы.

В 1985 г. была принята Декларация о сотрудничестве придунайских государств по вопросам водного хозяйства реки Дунай, в особенности охраны его вод от загрязнения. Декларация имеет целью обеспечение рационального использования вод Дуная и защиты реки от загрязнения.

В связи с распадом СССР, СФРЮ и ЧССР ставится вопрос о пересмотре Конвенции 1948 г. и возможных изменениях членства в Дунайской комиссии.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 502; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.86.172 (0.007 с.)