Основные универсальные международные акты по защите прав 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные универсальные международные акты по защите прав



Человека

В 1946 г., на следующий год после образования ООН, была создана Комиссия по правам человека — вспомогательный орган Экономического и Социального Совета ООН (ЭКОСОС). Государства—члены ООН определили, что разработка Хартии (Билля) о правах человека — одна из главных задач Комиссии. Впоследствии Комиссия уточнила, что Хартия должна состоять по крайней мере из трех частей: 1) декларации прав человека; 2) пакта о правах человека; 3) мероприятий по проведению в жизнь положений пакта, независимо от того, станут ли в конечном счете эти мероприятия частью пакта или нет. Данное решение было утверждено резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН.

В своей деятельности Комиссия по правам человека исходила из базисных положений Устава ООН. В п. 3 ст. 1 этого документа закреплена одна из целей ООН: “Осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии”[50]. А ст. 55 устанавливает, что содействие всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии создает условия стабильности и благополучия, необходимые для мирных и дружественных отношений между нациями.

Поскольку в Уставе ООН не содержится конкретного перечня прав человека и основных свобод, было принято решение подготовить декларацию прав человека. Таким образом, 10 декабря 1948 г. Всеобщая декларация прав человека была принята и провозглашена в резолюции 217 А(III) Генеральной Ассамблеи ООН “в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и все государства”. В Декларации указаны цели, к которым должны стремиться “каждый человек и каждый орган общества”. С тех пор ежегодно международное сообщество отмечает 10 декабря как День прав человека.

В связи с тем, что Всеобщая декларация прав человека была утверждена резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН, этот документ не является юридически обязательным. Вместе с тем в силу его огромного политического и морального авторитета положения Всеобщей декларации стали включаться в конституции многих государств и в тексты международных договоров. Следует отметить, что есть много общего между Всеобщей декларацией прав человека и положениями Раздела II “Права, свободы и обязанности человека и гражданина” Конституции Украины. В целом можно сказать, что на международной арене достигнут консенсус в отношении признания Всеобщей декларации прав человека как документа, отражающего общую договоренность народов мира и являющегося обязательным для членов международного сообщества.

Вторая и третья часть Хартии о правах человека были реализованы 19 декабря 1966 г. В этот день под эгидой ООН были приняты Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах. Пакты являются международными договорами, чьи положения обязательны для государств-участников. Оба пакта вступили в силу в 1976 г. после их ратификации 35-ю государствами. Составной частью Пакта о гражданских и политических правах является Факультативный протокол к нему, предоставляющий индивидам право подавать в Комитет по правам человека ООН жалобы о том, что они стали жертвой нарушения государством-участником какого-либо из прав, закрепленных в Пакте. Положения Факультативного протокола распространяются только на государства-участников Пакта, которые признали его обязательную силу, отсюда и название документа. В 1989 г. был принят Факультативный протокол № 2 к Международному пакту о гражданских и политических правах об отмене смертной казни. Украина является участницей двух пактов и Факультативного протокола № 1 к Пакту о гражданских и политических правах. К сожалению, не все положения пактов выполняются на территории Украины в силу определенных объективных и субъективных причин.

Необходимо отметить, что не все положения Всеобщей декларации и Пактов о правах человека совпадают. Так, в ст. 1 каждого Пакта провозглашается право народов на самоопределение, однако во Всеобщей декларации такого положения нет. Это было одной из причин воздержания СССР от голосования по резолюции 217 А(III) Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 г. Во Всеобщей декларации провозглашено право на убежище (ст. 14), в Пакте же о гражданских и политических правах об этом ничего не говорится. Вместе с тем Хартия о правах человека заложила прочную политико-правовую основу для дальнейшего развития прав человека в международном праве. Данная Хартия была дополнена многими другими документами ООН, специализированных учреждений ООН и региональных организаций.

Среди этих документов следует выделить:

— Конвенцию о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г.;

— Конвенцию о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1966 г. “Расовая дискриминация” означает любое различие, ограничение или предпочтение, основанное на признаках расы, цвета кожи, родового, национального или этнического происхождения, имеющего целью или следствием уничтожение или умаление признания, использования или осуществления на равных началах прав человека и основных свобод. При ООН создан Комитет по ликвидации расовой дискриминации;

— Конвенцию о пресечении апартеида и наказании за него 1973 г. “Преступление апартеида” — это политика и практика расовой сегрегации и дискриминации с целью установления или поддержания господства одной расовой группы над другой расовой группой. Апартеид является преступлением против человечества;

— Конвенцию о борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими лицами 1949 г.;

— Конвенцию о политических правах женщин 1953 г.;

— Дополнительную конвенцию об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством 1956 г.;

— Конвенцию о гражданстве замужней женщины 1957 г.;

— Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г.;

— Конвенцию против пыток и других жестоких бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г.;

— Конвенцию о правах ребенка 1989 г. и др.

Существенный вклад в дело защиты и обеспечения прав человека вносят специализированные учреждения ООН, в частности Международная организация труда (МОТ) и ЮНЕСКО. В рамках МОТ были разработаны и приняты Конвенция № 100 о равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности, Конвенция № 105 об упразднении принудительного труда, Конвенция № 95 относительно защиты заработной платы и др.

ЮНЕСКО в пределах своей компетенции также разрабатывает документы и конвенции, защищающие права человека. Наибольшую известность получила Конвенция ЮНЕСКО о борьбе с дискриминацией в области образования 1960 г., которая предусматривает ликвидацию и предупреждение такой дискриминации, и принятии государствами—участниками Конвенции необходимых мер для этого.

Перечисленные акты являются международными договорами, положения которых носят юридически обязательный характер для государств—участников, а в той мере, в какой они отражают международный обычай, то и для всех субъектов международного права.

Вместе с тем имеются документы, в которых рассматриваются вопросы прав человека и основных свобод, но относящиеся к “мягкому праву” (soft law): Минимальные стандартные правила обращения с заключенными 1955 г.; Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка 1979 г.; Меры, гарантирующие защиту прав тех, кто приговорен к смертной казни 1984 г.; Минимальные стандартные правила, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних 1985 г.; Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой-либо форме, 1988 г. и др. Поскольку эти документы были утверждены резолюциями главных или вспомогательных органов ООН, они не являются юридически обязательными. Однако многие государства воплотили положения указанных документов в своем национальном законодательстве.

Деятельность региональных организаций в области защиты и обеспечения прав человека будет рассмотрена в следующем параграфе.

Представляется целесообразным кратко остановиться на проблеме классификации прав человека, зафиксированных в международных актах. Судя по названиям Пактов 1966 г., права человека могут подразделяться на гражданские, политические, экономические, социальные и культурные права. Начиная с 70-х годов, в юридической науке и политологии получила широкое распространение концепция “трех поколений” прав человека.

К первому поколению относятся гражданские и политические права, так как именно они первоначально считались неотъемлемой частью человеческой личности. Великая французская революция явилась родоначальницей концепции этого вида прав человека, т. е. данная концепция имеет западное происхождение. Второе поколение — это экономические, социальные и культурные права человека. Решающий вклад в разработку этой концепции внес СССР и социалистические страны. Появление третьего поколения прав человека исследователи связывают с развивающимися странами, поскольку к этому виду прав относят так называемые коллективные или солидарные права человека — право на самоопределение, на развитие, на здоровую окружающую среду и т. д. Главная проблема, возникшая в связи с третьим поколением прав, — это соотношение прав человека и прав народов. Однако общеприемлемого решения данной проблемы пока достичь не удалось.

Приведенная выше классификация не может считаться исчерпывающей, ибо по мере развития прав человека, естественно, она будет дополняться новыми пунктами.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 283; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.91.19.28 (0.029 с.)