Печать пасупати (2700 Г. До Н. Э. ) из мохенджо-даро, показывающая бога в йогической позе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Печать пасупати (2700 Г. До Н. Э. ) из мохенджо-даро, показывающая бога в йогической позе



Йога не могла возникнуть сразу,

4700 лет назад, следовательно свое про- исхождение она вела из древности.

А поскольку различные вариации этой стройной, спокойной фигуры йога, выполняющего мулубардхасану, «явля- ется одним из наиболее частых моти- вов в индийском ритуальном искусст- ве»5, это позволяет думать, что йогичес- кий мудрец или пророк, который столь часто упоминается в «Ведах», присутствовал среди населения цивилизации Инда-Сарасвати еще в третьем тысячелетии до н.э.

Кроме того, если печать в Мохенджо-Даро действительно «изображает фигу- ру бога, сидящего в йогической позе»6, как считают ученые, тогда мы имеем дело с поразительной преемственностью в религиозной иконографии — поскольку до наших дней индуистский бог Шива является «богом йоги», и его часто можно видеть на стенах храмов по всей Индии в виде стройного, почти обнаженного, медитирующего аскета с лохматыми волосами и с чем-то похожим на подняв- шийся пенис (последнее не означает несдержанную похоть — напротив, в тант- рическом буддизме эрекция Шивы символизирует полный йогический контроль над плотскими желаниями)7. Шива имеет титул Пасупати — «повелитель живот- ных» или «бог животных» — из-за способности укрощать свирепых зверей своей йогической властью. Это же, похоже, показывает и фигура на печати из Мохенд- жо-Даро8. Даже фаллический символ лингам (намазанная маслом каменная ко- лонна, возводимая в алтарной части каждого храма Шивы в Индии и считающа- яся воплощением самого бога) представлен в городах цивилизации Инда-Сарас- вати коническим священным камнем или «прото-лингамом»9.

По всем этим причинам «йогический бог», изображенный на стеатитовой печати и известный как «прото-Шива», со времени его обнаружения в Мохенд- жо-Даро в 1928 или 1929 году, получил от археологов название “фигура Пасупа- ти”10. Однако вот что считает Джонатан Кеннойер:

«Эту фигуру называют “прото-Шива” из-за ее сходства с более поздними изображениями божества Шивы из индуистского пантеона. Хотя многие боже- ства из индуистского пантеона более позднего времени действительно имеют предшественников в ранних верованиях населения долины Инда или местного сообщества, живущего на этом субконтиненте, мы не можем с уверенностью говорить о родстве фигуры с рогами на индусской печати с индуистскими 60- жествами более позднего времени. Действительно, некоторые сходства в изоб- ражении имеются, но вкладываемый смысл мог быть совершено иным11.

 

«ВЕДЫ» И АРХЕОЛОГИЯ

Глубоко погруженный в свои мысли, я покинул галерею Хараппы. Вдруг я понял, что меня очень раздражает рассуждение Кеннойера. И не только пото- му, что он своими словами оборвал много интересных иконографических свя- зей между Шивой и фигурой из Мохенджо-Даро. Обрывается связь также с «Ве- дами», где описывается похожий на Шиву или «предшествующий Шиве» бог — ведический бог Рудра12, который у семи риши вызывал огромное уважение, даже благоговение из-за своей йогической силы.

Я нашел в музее место, где можно было присесть, открыл записную книж- ку и зафиксировал в ней «Основные положения ведической традиции о происхож- дении цивилизации в Индии».

• Перед наводнением существовала какая-то более ранняя цивилизация, которая была знакома с «Ведами» и практиковала йогу. Эту цивилизацию на- воднение разрушило.

• Ману и семь риши (Саптариши), которые пережили наводнение, были приверженцами йоги.

• Роль семи риши заключалась в сохранении «Вед» путем их запоминания и распространения среди сохранившегося после потопа человечества.

• Роль Ману заключалась в восстановлении сельскохозяйственного произ- водства после наводнения при помощи запаса семян и растений, которые он захватил с собой для этой цели, и в возобновлении традиций цивилизации че- рез основание династии царей.

•«Веды» и происходящие из них легенды изображают саптариши группой аскетов. После наводнения они поначалу жили в Гималаях, где Занимались ме- дитацией и подвергали себя лишениям, но при этом они также играли ведущую роль в управлении мирскими делами и давали наставления царям.

• Календарь Древней Индии, так называемый календарь «саптариши», ко- торый, естественно, не может быть оторван от традиции семи риши, имеет стар- товой точкой примерно 6700 год до н.э.

«Основные археологические свидетельства по поводу происхождения индийс- кой цивилизации»:

• Полностью функциональное «деревенское сельскохозяйственное сооб- щество», подобное имевшемуся в Мергаре, появилось у подножий Гималаев примерно 9000 лет назад, причем довольно внезапно. Это весьма загадочный факт. Никаких предшественников до сих пор не найдено. Первые поселенцы пришли уже с семенами и уже умели возделывать землю.

• Это произошло в середине эпохи катастрофических глобальных наводне- ний, затопивших огромные районы Индийского субконтинента. Таким обра- 30м, нельзя исключить возможность, что основатели Meprapa раньше жили на землях, «проглоченных» поднимающимися морями.

• C точки зрения археологии, есть непрерывающаяся связь между Мер- гаром «периода ΙΑ» — примерно 7000 лет до нашей эры — и появлением после 3000 года до н.э Мохенджо-Даро и Meprapa как великих городов. По какой-то причине скорость роста и развития стала особенно возрастать между 2600 и 2500 годом до н.э. — зрелой фазы стремительного роста городов. Его корни можно видеть даже в этой фазе — во множестве разного рода деталей, которые более чем на 4000 лет старше и находятся в самых первых культурных слоях Мергара.

• Главные ритуальные изображения пришли к нам из Мохенджо-Даро и Мергара. Эти изображения показывают риши, сидящих в довольно сложной йоговской позе и, по всей видимости, находящихся в глубокой медитации.

Возникает вопрос: почему люди самой большой и наиболее сложной город- ской цивилизации древности так часто изображали фигуру полуобнаженного аскета, медитирующего где-то в сельской местности и окруженного свирепыми животными?

Если «Веды» были священным писанием Мохенджо-Даро и Мергара, тогда ответ совершенно ясен. Этот образ встречался так часто из-за того, что индусы с детства знали, что их цивилизацию основали и продолжают направлять риши, которые именно так и выглядят.

Я закрыл свою записную книжку и вернулся в галерею Хараппы, чтобы еще раз посмотреть на риши из Мохенджо-Даро. Нельзя сказать, что ноги у риши просто скрещены. Чтобы выполнить мулабандхасану, надо сначала сесть и свести вместе подошвы ног так, чтобы колени касались земли. Затем пятки ног следует поджать к промежности, так чтобы пальцы продолжали глядеть вперед. И только после этого совершить поворот ног на 180 градусов, так что- бы они показывали назад. Заметим, что это действие у неопытного ученика может привести к вывиху ног в коленях. Лишь после этого начиналось меди- тирование.

Сколько времени, думал я, должна развиваться йога, чтобы стать совершен- ной системой? И если она была совершенной уже 4700 лет назад, тогда сколько тысяч лет до этого она развивалась? И что мы должны думать о людях так назы- ваемого «каменного века», создавших эту систему? Почему от них не сохрани- лось никаких археологических следов?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 335; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.126.80 (0.006 с.)