Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Печать пасупати (2700 Г. До Н. Э. ) из мохенджо-даро, показывающая бога в йогической позе
Йога не могла возникнуть сразу, 4700 лет назад, следовательно свое про- исхождение она вела из древности. А поскольку различные вариации этой стройной, спокойной фигуры йога, выполняющего мулубардхасану, «явля- ется одним из наиболее частых моти- вов в индийском ритуальном искусст- ве»5, это позволяет думать, что йогичес- кий мудрец или пророк, который столь часто упоминается в «Ведах», присутствовал среди населения цивилизации Инда-Сарасвати еще в третьем тысячелетии до н.э. Кроме того, если печать в Мохенджо-Даро действительно «изображает фигу- ру бога, сидящего в йогической позе»6, как считают ученые, тогда мы имеем дело с поразительной преемственностью в религиозной иконографии — поскольку до наших дней индуистский бог Шива является «богом йоги», и его часто можно видеть на стенах храмов по всей Индии в виде стройного, почти обнаженного, медитирующего аскета с лохматыми волосами и с чем-то похожим на подняв- шийся пенис (последнее не означает несдержанную похоть — напротив, в тант- рическом буддизме эрекция Шивы символизирует полный йогический контроль над плотскими желаниями)7. Шива имеет титул Пасупати — «повелитель живот- ных» или «бог животных» — из-за способности укрощать свирепых зверей своей йогической властью. Это же, похоже, показывает и фигура на печати из Мохенд- жо-Даро8. Даже фаллический символ лингам (намазанная маслом каменная ко- лонна, возводимая в алтарной части каждого храма Шивы в Индии и считающа- яся воплощением самого бога) представлен в городах цивилизации Инда-Сарас- вати коническим священным камнем или «прото-лингамом»9. По всем этим причинам «йогический бог», изображенный на стеатитовой печати и известный как «прото-Шива», со времени его обнаружения в Мохенд- жо-Даро в 1928 или 1929 году, получил от археологов название “фигура Пасупа- ти”10. Однако вот что считает Джонатан Кеннойер: «Эту фигуру называют “прото-Шива” из-за ее сходства с более поздними изображениями божества Шивы из индуистского пантеона. Хотя многие боже- ства из индуистского пантеона более позднего времени действительно имеют предшественников в ранних верованиях населения долины Инда или местного сообщества, живущего на этом субконтиненте, мы не можем с уверенностью говорить о родстве фигуры с рогами на индусской печати с индуистскими 60- жествами более позднего времени. Действительно, некоторые сходства в изоб- ражении имеются, но вкладываемый смысл мог быть совершено иным11.
«ВЕДЫ» И АРХЕОЛОГИЯ Глубоко погруженный в свои мысли, я покинул галерею Хараппы. Вдруг я понял, что меня очень раздражает рассуждение Кеннойера. И не только пото- му, что он своими словами оборвал много интересных иконографических свя- зей между Шивой и фигурой из Мохенджо-Даро. Обрывается связь также с «Ве- дами», где описывается похожий на Шиву или «предшествующий Шиве» бог — ведический бог Рудра12, который у семи риши вызывал огромное уважение, даже благоговение из-за своей йогической силы. Я нашел в музее место, где можно было присесть, открыл записную книж- ку и зафиксировал в ней «Основные положения ведической традиции о происхож- дении цивилизации в Индии». • Перед наводнением существовала какая-то более ранняя цивилизация, которая была знакома с «Ведами» и практиковала йогу. Эту цивилизацию на- воднение разрушило. • Ману и семь риши (Саптариши), которые пережили наводнение, были приверженцами йоги. • Роль семи риши заключалась в сохранении «Вед» путем их запоминания и распространения среди сохранившегося после потопа человечества. • Роль Ману заключалась в восстановлении сельскохозяйственного произ- водства после наводнения при помощи запаса семян и растений, которые он захватил с собой для этой цели, и в возобновлении традиций цивилизации че- рез основание династии царей. •«Веды» и происходящие из них легенды изображают саптариши группой аскетов. После наводнения они поначалу жили в Гималаях, где Занимались ме- дитацией и подвергали себя лишениям, но при этом они также играли ведущую роль в управлении мирскими делами и давали наставления царям. • Календарь Древней Индии, так называемый календарь «саптариши», ко- торый, естественно, не может быть оторван от традиции семи риши, имеет стар- товой точкой примерно 6700 год до н.э. «Основные археологические свидетельства по поводу происхождения индийс- кой цивилизации»:
• Полностью функциональное «деревенское сельскохозяйственное сооб- щество», подобное имевшемуся в Мергаре, появилось у подножий Гималаев примерно 9000 лет назад, причем довольно внезапно. Это весьма загадочный факт. Никаких предшественников до сих пор не найдено. Первые поселенцы пришли уже с семенами и уже умели возделывать землю. • Это произошло в середине эпохи катастрофических глобальных наводне- ний, затопивших огромные районы Индийского субконтинента. Таким обра- 30м, нельзя исключить возможность, что основатели Meprapa раньше жили на землях, «проглоченных» поднимающимися морями. • C точки зрения археологии, есть непрерывающаяся связь между Мер- гаром «периода ΙΑ» — примерно 7000 лет до нашей эры — и появлением после 3000 года до н.э Мохенджо-Даро и Meprapa как великих городов. По какой-то причине скорость роста и развития стала особенно возрастать между 2600 и 2500 годом до н.э. — зрелой фазы стремительного роста городов. Его корни можно видеть даже в этой фазе — во множестве разного рода деталей, которые более чем на 4000 лет старше и находятся в самых первых культурных слоях Мергара. • Главные ритуальные изображения пришли к нам из Мохенджо-Даро и Мергара. Эти изображения показывают риши, сидящих в довольно сложной йоговской позе и, по всей видимости, находящихся в глубокой медитации. Возникает вопрос: почему люди самой большой и наиболее сложной город- ской цивилизации древности так часто изображали фигуру полуобнаженного аскета, медитирующего где-то в сельской местности и окруженного свирепыми животными? Если «Веды» были священным писанием Мохенджо-Даро и Мергара, тогда ответ совершенно ясен. Этот образ встречался так часто из-за того, что индусы с детства знали, что их цивилизацию основали и продолжают направлять риши, которые именно так и выглядят. Я закрыл свою записную книжку и вернулся в галерею Хараппы, чтобы еще раз посмотреть на риши из Мохенджо-Даро. Нельзя сказать, что ноги у риши просто скрещены. Чтобы выполнить мулабандхасану, надо сначала сесть и свести вместе подошвы ног так, чтобы колени касались земли. Затем пятки ног следует поджать к промежности, так чтобы пальцы продолжали глядеть вперед. И только после этого совершить поворот ног на 180 градусов, так что- бы они показывали назад. Заметим, что это действие у неопытного ученика может привести к вывиху ног в коленях. Лишь после этого начиналось меди- тирование. Сколько времени, думал я, должна развиваться йога, чтобы стать совершен- ной системой? И если она была совершенной уже 4700 лет назад, тогда сколько тысяч лет до этого она развивалась? И что мы должны думать о людях так назы- ваемого «каменного века», создавших эту систему? Почему от них не сохрани- лось никаких археологических следов?
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 335; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.126.80 (0.006 с.) |