Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Высшие знания — самым смиренным
Рудра-Шива как бог знаний изображается в виде могучего риши с растрепан- ными волосами, живущего в горах или среди дикой природы. В этом качестве бог связывается с искусной и сложной системой идей. Даже те, кто не соглашает- ся с ней, не могут не признать, что она исключительно хорошо продумана и (если вспомнить печать из Мохенджо-Даро) относится к очень отдаленному прошло- му. В ней утверждается, что просветление, или истинное знание, достигается не тем, что человек овладеет своими эмоциями и становится способным избегать если не соблазнов материального мира, то хотя бы «привязанности» к ним. Лич- ное материальное благосостояние и физическая привлекательность не могут ска- зать ничего об уме и душе человека. Возможно, именно поэтому, когда боги при- ходят за советом к Шиве, они находят его «в окружении множества преданных последователей; все они обнажены, все имеют неправильные черты, у всех спу- тайные волосы»36. Востоковед Ален Даниелу заметил, что «“Веды”» изображают Рудру живущим в горах и лесах и повелевающим животными — ручными и дики- ми. Мифология шайв (шайвы — индуисты, почитающие в качестве избранного божества бога Шиву. — Прим, перев.) показывает его как божество жизни, охра- нителя Земли, который обнаженным бродит через заросли, переполненный по- хотью и силой. Он преподает самые высшие и самые тайные знания нищим37. Идея, что истинная мудрость не наряжается в пышные одежды, содержится еще в одной истории Брахмы, Вишну и Шивы, где Брахма и Вишну снова спо- рят — о том, кто из них выше: «Вишну и Брахма долго спорили и в конце концов сошлись на том, что этот спор может быть решен с помощью “Вед”. В “Ведах” написано, что Шива был создатель, охранитель, разрушитель. Услышав эти слова, Вишну и Брама, все еще пребывая в темноте заблуждений, сказали: “Как может покровитель жал- ких существ, нищий на кладбище, обнаженный аскет, покрытый золой, жал- кий по наружности, со спутанными волосами, украшенный змеями, быть выс- шим существом?”»38 Ответ состоит в следующем: поскольку Рудра-Шива действительно являет- ся высшим существом, он может принимать любую форму, какую выберет. А то, что он мажет себя золой и живет среди бедных и жалких — это его собственный выбор. Согласно профессору Стелле Камриш, «он стоит особняком относитель- но других ведических богов. Его легко узнать по его дикому, сумасшедшему взгляду. Он кажется бедным и небрежным к своей внешности. Боги презирают его, но он намеренно ведет жизнь нищего, он наслаждается презрением и пре- небрежением, поскольку “тот, кто презираем, лежит себе спокойно, свободный от всех привязанностей”. Свирепый, уничижающий себя бог был йогином... Он провоцировал презрение к себе, чтобы проверить свою отстраненность от мира39.
Можно сделать вывод, что образ Рудры-Шивы, бога знаний, интересен не сам по себе, а как воплощение определенной идеи. Можно даже сказать, систе- мы идей. Те знания, которыми он обладает, он получил из медитации, путем лишений и самоограничений, а все это для большинства людей недоступно. То же самое верно и в отношении семи риши из «Вед». Они также, как заметил Джон Митчинер, «покрывают свои тела золой, не стригут волос, не причесыва- ются и не связывают волосы в узел: другими словами, они изображаются похо- жими на многих других, особенно на Шиву, аскетов40. В «Бхавагат-Пуране» существует легенда, что самые великие мудрецы «бро- дят по миру, прикидываясь сумасшедшими», и вместе с тем учат мудрости41. В этих словах по меньшей мере содержится совет выказывать уважение любо- му человеку и внимательно прислушиваться к его словам. Внешность может быть обманчива, и вы никогда не узнаете, с кем вы имеете дело. Раздумывая над этим, я собрался с силами, что было уже не просто, и пре- одолел последние несколько метров каменистой Арунахелы по грязной дорож- ке, оттуда виднелись скаты скал горной обители Нарайяны Свами. ЧАЙ И МОЛИТВЫ Риши жил не на самой вершине горы — его бы просто изжарило на священ- ном огне, который зажигается здесь каждый декабрь, когда Шива изображается в виде колонны огня. Он нашел приют в сделанном на ветвях шалаше, в не- скольких минутах ходьбы от вершины. Ему прислуживал юноша, обогнавший нас, когда мы взбирались в гору, и еще четыре других почитателей Шивы (Ши- вачариар), облаченных в оранжевые одежды. Глядя на нас вниз со скалы, они приветствовали нас, стоя по сторонам грязной дороги.
Как только мы прибыли, мы внезапно обнаружили, что попали на какую-то церемонию, которая уже шла полным ходом. Молодой прислужник показал, что мы должны снять ботинки, поскольку мы пришли на святую землю, и повел нас вниз по небольшому склону к краю шалаша, в котором, как считалось, На- рьяна Свами проживал последние десять лет. В тенистом полумраке, пресле- дуемые огромными шершнями, мы с трудом разглядели, что шалаш отшельни- ка представляет собой небольшую палатку из пластика, покоящуюся на огром- ных ветвях деревьев. Мы никогда раньше не видели этого риши, воплощения Шивы, лицом к лицу, а тем более никогда не говорили с ним. Он ни с кем не разговаривал, по крайней мере из его звуков ничего нельзя было разобрать. Время от времени он что-то мычал и бурчал, но, похоже, прислужники его отлично понимали. Мы смогли разглядеть только тонкую, но сильную руку риши с обветренной кожей. Иногда риши костлявыми пальцами что-то рисовал в грязи на земле перед пла- стиковой палаткой. Вокруг вообще было много грязи и луж, застывших в углуб- лениях на скалах. Нам предложили сесть в грязь, после чего прислужники принесли нам гряз- ные половинки кокоса, в которых было что-то, что прислужники назвали «чаем, благословенным риши». В этот слегка тепловатый чай они положили по куску масла толщиной в палец и предложили нам выпить. C некоторым трепетом (я боялся всякого рода амеб) мы последовали этому указанию. Потом мы услы- шали молитвы и напоминания, что чай благословен и что от него мы почув- ствуем себя очень хорошо. Потом последовал новый чай и новые молитвы. За- тем нам подали холодный, немного масляный напиток с сушеными растения- ми, в котором плавали листья, тоже благословенные риши. Мы выпили и его. Последовали новые молитвы, новый чай с кишечными паразитами. После этого один из прислужников поманил нас за собой и повел по часо- вой стрелке по небольшому кругу для прогулок (каждый круг можно было за- вершить всего за двадцать-тридцать секунд). Дорожка начиналась и заканчива- лась перед самой палаткой Нарайяны Свами. Здесь мы опустились на колени в грязь, и наши лбы были помазаны священной золой. Потом мы совершили еще несколько кругов, распевая «Шива, Шива, Шива, Рага Ра, Рага Ра» или что-то в этом духе. Все было очень странно. Мы не просили принять участие в церемонии, и, что было для Индии особенно необычно, за участие во всем этом от нас не по- требовали никаких денег. АРУНАХЕЛА И КУМАРИ КАНДАМ Спускаясь после полудня вниз по Арунахеле, я раздумывал — был ли На- райяна Свами по-настоящему сумасшедшим? Или же он являлся одним из ве- ликих риши, которые с внутренним огнем тапаса бредут по миру, изображая сумасшедших и распространяя при этом знания? Верить в то, что он мудр, если он безумен, было бы верхом легкомыслия. Но верить в то, что он безумен, тогда как на самом деле он мудр, было бы еще большей ошибкой. Кем бы он ни был, его присутствие означало продолжение существования общеиндийской традиции — именно в подобных местах сохранялись и передавались «Веды» после наводнения и именно в них братство аскетов сохраняло существовавшие до по- топа знания, призванные стать «ростками будущего». Отбросив размышления по поводу связи этого места с Рудрой-Шивой, йо- гическим богом мудрости, я начал раздумывать — не нужно ли мне заняться историей Арунахелы, связанной с наводнением? Особенно я хотел знать, нет ли общего между ней и таинственной потерянной страной под названием Камури Кандам, про которую говорили, что она была поглощена водой у берегов Юж- ной Индии тысячи лет назад. Ко времени, когда в феврале 2000 года мы с Сан- тхой приехали в Тируваннамалаи, я был уже знаком со многими подробностя- ми этой истории, очень популярной в Индии среди 200 миллионов тамилов, но почти неизвестной за пределами Индии. Теперь я хотел узнать больше от одного из тамильских браминов, с которым я собирался встретиться после нашего восхождения. Это был отставной морс- кой капитан, который решил провести остаток жизни в размышлениях. Сейчас он постоянно проживал в ашраме Шри Рамана Махариши, расположенным у подножья Арунахелы примерно в двух километрах от храма Арунахелы.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 287; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.28.48 (0.007 с.) |