Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Спать в лоне богини — значило умереть и вновь возвра- титься к жизни.

Поиск

Марш Гимбутас

Есть на свете места (почитаемые места, обладающие особой силой), где ис- кусство и архитектура, созданные древними людьми, выполняют роль некой мантры, укрепляющей наш дух. В некоторых случаях имеется возможность проследить священную историю такого места, основываясь на сохранившихся там объектах и на их символах, которые могут подсказать на языке, понятном людям любой эпохи и веры, что таит в себе это место.

Вовсе не претендуя на полный список, я могу упомянуть в качестве приме- ров собор в Шартре и доисторические наскальные рисунки в пещерах Ласко и Шове во Франции, пещеру Ал ьтамира в Испании, Каменный храм в Иерусали- ме, храм Сети и абидосский храм Осириса в Верхнем Египте, Великую пирами- ду в Гизе в Нижнем Египте, Байон в сердце комплекса Ангкор-Тхом в Камбод- же, дельфийский храм Аполлона в Греции, каменные гробницы на горе Мива в Японии, Мачу-Пикчу в Перу, Стоунхендж в Англии... И Гипогей в Хал-Саф- лиени на Мальте.

Представьте себя у входа в подземный лабиринт общей площадью в половину квадратного километра, имеющий три уровня с разными профилями, находящи- мися один над другим и погруженными в кромешный мрак. Этот лабиринт, спус- кающийся в самые недра, и есть Гипогей. Археологи считают, что он был создан до 3000 годадо н.э. Некоторые высказывают предположение, что такой «подзем- ный улей» из соединенных помещений имеет природное происхождение и был образован за миллионы лет в процессе вымывания грунта подземными водами, что затем эти пещеры были расширены и обработаны людьми. Но Дж.Д. Эванс,

План и вертикальное сечение Гипогея, снятые Эвансом (1971)

 

бывший профессор доисторической археологии Лондонского университета, при- знанный авторитет в вопросах истории Мальты, доказывает, что Гипогей цели- ком и полностью — творение рук человека, и даже его «незавершенные» помеще- ния, более похожие на естественные пещеры, имеют такие характерные особен- ности, как «разумное использование мягких пород для создания стен и потолков», что «указывает скорее на работу человека, чем природных сил»1.

Как мы увидим ниже, Гипогей и по сей день служит темой для дискуссий. Единственное, на чем сходятся все, так это то, что он был вырублен в скалах теми же людьми, которые построили на Мальте огромные мегалитические хра- мы, например, Гжантия и Хаджар-Им. Даже общий архитектурный стиль Ги- погея со всей очевидностью принадлежит той же «школе», что и отдельно сто- ящие храмы, а фрагменты гончарных изделий, найденные в слоях, которые, как всеми признано, относятся к периоду строительства храмов и даже к более ран- ним временам, к так называемому периоду Зеббудж (до 4000 года до н.э.), идеи- тичны находкам, сделанным в Гипогее2.

Но о самих строителях храмов практически ничего не известно. Мы даже не знаем, на каком языке они говорили. Они не оставили нам никаких письмен- ных свидетельств, которые можно было бы расшифровать и тем самым пролить свет на их обряды, обычаи, культуру и верования. Нигде в мире нет упомина- ний о столь древнем периоде истории. Таким образом, их произведения искус- ства, высеченные из камня, — единственное, что дошло до нас сквозь десятки веков, и только они могут открыть все самое интересное, касающееся этих лю- дей. Другими словами, эти сооружения должны рассказать нам об их религии, мировоззрении, уровне их умственного развития, культуре.

Помещения внутри Гипогея имеют в плане такую же форму листа клевера, что и мегалитические храмы, но тут скорее чувствуешь, что находишься в лоне храма, а не в «архитектурном сооружении». Некоторые помещения выкрашены сверху донизу красной охрой, что усиливало эффект органичности форм. На стенах других красовались изящные спирали, диски, завитки, пчелиные соты, изображения зверей, отпечатки ладоней и идеографические письмена, выпол- ненные в большинстве своем красной охрой, хотя попадаются и нарисованные черным пигментом двуокиси марганца. Круглый зал вырублен прямо в скаль- ном основании. В стене на уровне глаз имеется окошко в подземный коридор, а сам зал выдолблен с большой аккуратностью. В эту гробницу в форме яйца размером в человеческий рост можно попасть только через окошко.

Если продвигаться вдоль стены, то в нескольких шагах к западу можно на- ткнуться на вырубленную в скале эллипсоидальную полость глубиной в один метр. Она зловеще усиливает низкие тона голоса, поглощая, как губка, высо- кие. Над полостью вырублена изящная галерея. Над ней в грубом, необрабо- тайном скальном основании высечена дуга, в которой выдолблены мегалити- ческие ворота, ведущие в следующую галерею.

Перемычку ворот украшали изображением двенадцати дисков, выполненных также красной охрой. Потолки над головой были то настолько высокими, что теря- лись из виду, то такими низкими, что под ними нельзя пройти не пригибаясь.

Пол под ногами местами грубый, местами обработан так тщательно, что стал совершенно гладким. По бокам он выложен бордюром, а в переходах неожиданно идет под уклон. Лестница, ведущая на самый нижний уровень, вдруг за- канчивается после шести ступенек, за которыми зияет двухметровая яма.

Всего в лабиринте насчитывается 33 больших помещения, из которых 6 на- ходятся на верхнем уровне, 19 расположены на среднем и еще 6 — на нижнем уровне. В некоторых помещениях есть ответвления в четыре небольшие каме- ры, а также множество проходов в коридоры, образующие густую сеть по всему сооружению3.

Одним словом, вы попадаете в какой-то нереальный подземный мир лест- ниц, камер, галерей, ям и тоннелей, соединенных многочисленными перехода- ми и шахтами, как в трехмерной игре «Змеи и лестницы».

«ЕМУ НЕ ПРИДАЛИ ОСОБОГО ЗНАЧЕНИЯ...»

Гипогей я обследовал дважды. Первый раз — в 2000 году, когда он был зак- рыт для посещений почти на десять лет. Как и в случае посещения Мнайдры в дни летнего солнцестояния в том же году, это посещение стало возможным бла- годаря любезности Рейбена Грима из Национального музея.

Второй раз я побывал в Гипогее, когда посетил Мальту в июне 2001 года вместе со съемочной группой 4-го канала. Хотя к тому времени Гипогей уже вновь открыли, нам разрешили там работать под благожелательным присмот- ром Джо Фаруджия, смотрителя Гипогея, в часы, когда вход для посетителей был закрыт.

Имеются некоторые свидетельства того, что люди могли проникнуть в неко- торые помещения Гипогея в XIX веке, а возможно, даже раньше, уже в XVII столетии4, но согласно официальной истории, его открыли лишь в 1902 году, а до этого он простоял опечатанным несколько тысячелетий. В непосредствен- ной близости от Гипогея, в районе города Паула, имелись два квартала домов. В те времена на Мальте в скальном основании вырубали резервуары для воды. Именно при строительстве такого резервуара и последовало открытие: пробив скальную породу над одной из камер, получили доступ в «главный зал» памят- ника5. В дальнейшем еще несколько ответвлений Гипогея были обнаружены также при строительстве резервуаров. Но в первом случае рабочий сразу не со- общил властям о своем открытии, а использовал подземные камеры в качестве удобного карьера, куда сбрасывал землю и камни, избегая таким образом не- приятной обязанности вывозить весь этот ненужный материал. Когда дома были построены, местные должностные лица узнали о существовании Гипогея. Они осмотрели место, но, поскольку вход оказался завален строительным мусором и залит водой, памятнику не придали особого значения. Только когда Комитет сделал сообщение об этом открытии, в 1902 году памятник объявили обществен- ной собственностью6.

ДОКТОР И ИЕЗУИТ

Первым ученым, посетившим Гипогей, оказался выдающийся мальтийс- кий врач и математик доктор А.А. Каруана, который по просьбе британских властей7 работал там 29 декабря 1902 года. Проведенного осмотра было достаточно, чтобы назвать это место в высшей степени жутким: по всему нижнему уровню подземного лабиринта он обнаружил «огромное количество человечес- ких черепов и костей... беспорядочно наваленных в кучи»8.

В 1903 году начались официальные раскопки под руководством святого отца Эммануэля Магри, священника-иезуита и члена управляющего комитета My- зея Валлетты. Он начал с того, что спустился по глубокой шахте, которая сегод- ня является главным входом, на средний уровень Гипогея. Затем через эту шах- ту извлекли весь мусор, оставленный строителями. Потом на поверхность под- няли тонны «темного влажного грунта», который, судя по всему, оказался на всей площади подземного сооружения в то время, когда оно строилось. По сви- детельствам современников, этот грунт был равномерно «перемешан с фраг- ментами костей, керамики и другими небольшими предметами»9. Черепки и мелкие предметы сохранили, а кости, по распоряжению руководителя работ, складывали в кучу, и об их дальнейшей судьбе ничего не известно10. Так нача- лась история небрежности, путаницы, неразберихи и таинственного исчезно- вения первых археологических находок в Гипогее, история, которая продолжа- ется и по сей день.

Вскоре после того, как были расчищены центральные помещения, иезуиты отозвали Магри и направили спасать души в окрестных землях. В 1907 году он нео- жиданно скончался в тунисском городе Сфакс, так и не успев опубликовать отчет о работе, проделанной в Гипогее. Известно, что во время раскопок он вел дневник, в который заносил все детали производимых работ, но и этот дневник загадочно ис- чез после его смерти11. Быть может, он до сих пор хранится у иезуитов?

Дэвид Трамп признает, что, хотя большая часть предметов и черепков, об- наруженных Магри, сохранилась, «они не привязаны к определенному слою и месту раскопок»12. А без полной информации о месте их происхождения не- возможно дать точную археологическую или хронологическую оценку наход- кам. Это значительно снижает научное значение найденных предметов.

КРЕСТНЫЙ ОТЕЦ

Место Магри занял Фемистокл (позже сэр Феми) Заммит, признанный «кре- стный отец мальтийской археологии», бывший в то время куратором Музея Валлетты. Он вел раскопки Гипогея аккуратно и методично, извлекая отложе- ния, которые не успел расчистить Магри, в том числе и земляные массы, пере- мешанные с костями, из нижнего яруса, о котором сообщал Каруана в 1902 году. О характере этих земляных масс Заммит написал в своем официальном отчете, опубликованном в 1910 году:

«Были обнаружены компактные темные отложения, которые, по всей ви- димости, до этого оставались нетронутыми. В этих отложениях не наблюдалось каких-либо расслоений, и в пещерах, которые расчищались дюйм за дюймом, грунт имел одинаковую структуру и содержал одинаковые предметы. В боль- ших пещерах отложения достигали в глубину одного метра и состояли из грунта красного цвета, часто встречающегося на наших полях, перемешанного с кос- тями и черепками, не стыкующимися между собой и беспорядочно разбросан- ными... Было найдено очень мало тел, лежащих в естественном положении. Мы не обнаружили никаких специальных сооружений, таких как рвы, могилы, ка- менные склепы и т.д., в которые можно было бы поместить тело»13.

Так, например, в одной из пещер не было найдено ни одного (скелета), ле- жащего целиком... Там имелось до 120 скелетов, захороненных на небольшом участке размером 3,17 х 1,2 х 1 метр. При нормальном захоронении на таком ограниченном пространстве не могло бы уместиться более 12 тел14.

В публикации 1912 года, в которой Заммит выступал в качестве соавтора Т. Пита и Р.Н. Брейдди, он подтверждал, что:

«Не было найдено ни одного целого скелета. Кости лежали в полном беспо- рядке вперемежку с грунтом по всей площади Гипогея. Исключением стали лишь найденные случайно in situ рука с пальцами, целая стопа и несколько позвон- ков. Судя по выемке грунта из определенного участка, можно сделать заключе- ние, что пещера по всей своей площади заполнялась практически одновремен- но и что в ней не проводилось отдельных захоронений... Отдельные кости и по- сторонние предметы были обнаружены также внутри черепов... Вперемежку с человеческими останками были найдены и кости животных»15.

Заммит подсчитал, что в Гипогее находились останки 6—7 тысяч человек, беспорядочно перемешанных с грунтом16. У.А. Гриффитс, один из его студен- тов, написавший в 1920 году отчет о раскопках для журнала National Geographic, полагал, что эта цифра еще больше:

«Было обнаружено, что большая часть помещений наполовину заполнена землей, человеческими костями и фрагментами керамики. Предполагается, что развалины содержат кости 33 тысяч человек... Практически все они находились в полнейшем беспорядке...»17

Но давайте все же будем считать цифру, указанную Гриффитсом, преувели- чением или ошибкой, поскольку в исторической литературе она больше нигде не встречается, и остановимся на общем количестве в 6—7 тысяч человек. Как они туда попали? И как следует относиться к официальному заявлению (о ко- тором сказано в главе 15), будто ни одна кость из этого огромного количества доисторических останков не сохранилась? Нельзя считать преувеличением слова профессора Дж.Д. Эванса, который оценил пропажу этих останков как«невос- полнимую утрату для мальтийской археологии» 18. Еще в 1971 году в распоряже- нии Национального музея имелось одиннадцать черепов из Гипогея19, но к 2001 году, как мы уже знаем, их осталось только шесть.

ПЛАН ПОЕЗДОК

Июнь 2000 г.

Впервые я попал на Мальту в ноябре 1999 года, заинтригованный слухами о подводном храме у берегов Слимы, о котором уже говорилось в главе 15. Мои погружения были тогда трудными и абсолютно непродуктивными. Но я не заб- росил эту идею и намеревался вернуться на следующий год, чтобы сделать еще одну попытку, но уже при хорошей погоде. Я редко строю планы на отдален- ное будущее, но на этот раз было очевидным, что нам необходимо прибыть на остров в июне, а если точнее, то до 21 июня (дня летнего солнцестояния), чтобы иметь возможность наблюдать удивительные световые эффекты, задуманные древними людьми. Их можно увидеть в этот день при восходе солнца в метали- тическом храме Мнайдры. Одно только это зрелище уже оправдывало поездку, даже если и на этот раз поиски подводного храма оказались бы невозможными (а я боялся, что именно так оно и случится).

Поскольку эффект летнего солнцестояния можно наблюдать с одинаковым успехом 20,21 и 22 июня (за эти три дня точка восхода на востоке и точка заката на западе смещаются незначительно) мы с Сантхой запланировали прибыть в Мнайдру 20 июня, чтобы затем направиться на Канарский остров Тенерифе и 21 июня увидеть там еще одно солнечное чудо (на этот раз при закате), которое, как сообщалось, можно наблюдать в группе загадочных пирамид у небольшого городка Гимар, раскопанных исследователем Туром Хейердалом. Мы планиро- вали встретиться с Хейердалом в Гимаре 21 июня перед началом съемок моей телевизионной серии для «Канала 4». Затем отснятый фильм должен был от- правиться в Англию, а мы с Сантхой намеревались остаться на Тенерифе еще на несколько дней, чтобы проверить заявления местных ныряльщиков о том, что в нескольких точках вокруг этого вулканического острова они видели под водой Атлантики «странные вещи», включая «башни, построенные из огром- ных каменных блоков», а также пересечение двух прямых каналов (тоже «ог- ромных»), вырубленных на глубине 27 м в окаменевших потоках лавы, находя- щихся также на морском дне.

В конце июня — начале июля 2000 года после Тенерифе конечным пунк- том нашего путешествия должна была стать египетская Александрия, где мы договорились встретиться с Ашрафом Бешаи, чтобы в течение 10 дней заняться дайвингом и постараться найти параллельные стены из одинаковых гигантских каменных блоков, которые он видел под водой несколько лет назад в районе Сиди-Габера.

ХРАМ, МОГИЛА... ИЛИ ЧТО-ТО ЕЩЕ?

C какой целью был сооружен Гипоней и Хал-Сафлиени? Если принять во внимание время, силы и труд, затраченные на это, то, судя по всему, он выпол- нял совершенно определенные функции. Но какие?

Дж.Д. Эванс, наиболее уважаемый из группы археологов, сделавших себе имя на Мальте во второй половине XX века, говорил об этом весьма сдержан- но. В заключении своей диссертации, в которой он проводил нас через все помещения и коридоры Гипогея, рассказывая о них с живостью и страстное- тью, не свойственными для научного труда, Эванс писал: «На этом я заканчи- ваю описание памятника. Теперь следует сказать несколько слов о его приро- де и назначении. В последние годы сэр Фемистокл Заммит склонялся к мне- нию...»20 Здесь, по-видимому, следует кратко изложить мнение Заммита. В 1910 году, пишет Эванс, этот великий человек был убежден, что «Гипогей частично использовался как святилище, в котором совершались религиозные обряды, а частично как место погребений, в котором складывались кости умер- ших после отделения их от плоти»21. Однако позже он «склонялся к мнению, что Гипогей являлся подземным храмом, выполнявшим примерно те же фун- кции, что и каменные храмы на поверхности, хотя, возможно, он служил также для специальных обрядов посвящения и только в более поздние времена стал использоваться для захоронения большого количества людей, останки которых были гам обнаружены»22.

Что же касается собственного мнения Эванса, то он высказал его в 1971 году в своем официальном исследовании «Доисторические древности Маль- тийских островов»: «Нет убедительных аргументов против и достаточных ар- гументов в пользу того, что изначально Гипогей использовался как место за- хоронений. Его использование в качестве места проведения обрядов вполне могло быть и вторичным...»23 Собственные предположения Эванса оказались весьма интересными:

«Даже если мы предположим, что во внутренних помещениях Гипогея про- водились определенные культовые обряды, количество присутствующих на них людей было сильно ограничено. Гипогей никогда не являлся таким же местом поклонения, какими были, судя по всему, каменные храмы. Если бы Гипогей служил для этих целей, то копоть от светильников и факелов, способных обес- печить достаточное освещение, сохранилась бы и оставила бы черные пятна на пористом известняке стен и потолков. Однако никаких следов копоти там не обнаружено. Вероятно, в древности Гипогей никогда не освещался, и лишь не- большая группа посвященных могла разглядывать при тусклом мерцающем свете его резные и раскрашенные залы24.

Доктор Дэвид Трамп, еще один общепризнанный специалист по доистори- ческой Мальте, высказал предположение, что Гипогей «начинался как обыч- ный склеп, выдолбленный в скале, который затем был расширен и стал вклю- чать в себя похоронный зал25. В своей книге «Перед цивилизацией» Колин Рен- фрю описывал Хал-Сафлиени как огромный склеп, а затем добавлял: «Вход в главный зал имитирует фасад, такой же, как в храмах, находящихся на поверх- ности»26.

Таким образом, речь идет о сочетании захоронения с храмом, в котором проводились непонятные культовые обряды или посвящение новичков. Таков диапазон функций, приписываемых Гипогею традиционной наукой.

БОГИНЯ И СПЯЩАЯ ДАМА

В этом вопросе Заммит, Эванс, Трамп и Ренфрю представляют мнение классической науки. Они — настоящие тяжеловесы в мире науки. Можно ска- зать, что они выступают на главном корте Уимблдона. В их высшей лиге лишь одна Мария Гимбутас, в прошлом — профессор европейской археологии в уни- верситете, — подошла иначе к этому вопросу, хотя и она не ставила под со- мнение тот очевидный факт, что Гипогей использовался как место захороне- ния и как место определенных обрядов. Она также принимала на веру дати- ровку строительства лабиринта — 3600—2500 годы до н.э27. Именно поэтому ее точка зрения не так уж и расходится с общепринятой, как это иногда может показаться. То есть она работала в строгих рамках классической теории, но в своем анализе придала меньшее значение захоронениям, выделяя культовое значение Гипогея и обряды посвящения, которые, как она считала, там также проводились.

Гимбутас, покинувшая нас в 2001 году, являлась одним из ведущих авто- ров захватывающей гипотезы о том, кто был кем и что было чем в доистори- ческие времена. Речь идет о характерных рисованных и (или) скульптурных изображениях чрезмерно толстой женщины, найденных во многих неолити- ческих памятниках Европы (7—4 тысячи лет до н.э.). Практически такие же изображения встречаются и в гораздо более ранних наскальных пещерных росписях времен палеолита. Это, например, Лоссельская Венера (30 тысяч лет до н.э.), Лепюгская Венера (25 тысяч лет до н.э.) 28ит.д. По мнению Гимбутас и других исследователей, изучавших эту тему, эти изображения являются сим- волами Богини-Матери, которая являлась одновременно Богиней плодоро- дия, Богиней смерти и Богиней возрождения, почитавшейся с незапамятных времен, культ которой был очень широко распространен29. Будь то рисунок, рельеф на каменной стене (как, например, знаменитый рельеф в Лосселе) или отдельно стоящая скульптура, она всегда изображалась в виде неимоверно тол- стой дамы с отвисшими грудями, с яйцеобразными ягодицами и с пухлыми ногами и руками. Весьма примечательно, что множество изображений, обна- ружейных в мегалитических храмах Мальты, полностью отвечают этому опи- санию. Не является исключением и так называемая «Спящая дама», найден- ная в Гипогее.

Гимбутас сообщала:

«Сам Гипогей, стены которого покрыты толстым слоем красной охры, изоб- ражает возрождающее лоно Богини... На культовое использование этих лоно- образных камер указывают фигуры Спящей дамы, растянувшейся на низкой кушетке. C ней ассоциируются и два помещения, вход в которые расположен в Главном зале. Наиболее известная из таких фигур — “Спящая дама Гипогея”, являющаяся настоящим шедевром. Эта дама с крупными округлыми формами и с яйцеобразными ягодицами лежит на боку и, судя по ее позе, глубоко спит. Почему она спит в склепе? Согласно одному из объяснений, она сопровождает обряд посвящения или зарождения. Спать в лоне Богини значило умереть и вновь возвратиться к жизни. Спящая дама могла быть даром человека, успешно прошедшего обряд зарождения в Гипогее...»30

Я и раньше неоднократно стоял в Гипогее перед Спящей дамой. Но факт того, что она была найдена именно в указанном месте лабиринта Гипогея (в чем была уверена Гимбутас) нельзя считать абсолютно достоверным, поскольку фигурку раскопал злополучный отец Магри. По слухам, она была найдена «в глубокой яме, обнаруженной в одном из окрашенных помещений»31. В настоя- щее время она лежит в стеклянном ящике на узкой полке в одной из задних комнат Национального музея археологии в Валлетте. Эта комната тускло осве- щена, и создается впечатление, что 12-сантиметровая фигурка дремлющей или спящей дамы парит в воздухе...

Но может ли кто-нибудь с уверенностью сказать, что именно задумал доис- торический скульптор, вылепивший ее из глины, создавший складки на ее пла- тье, обтягивающем полную фигуру, и придавший ей естественную позу жен- щины, спящей на овальной кушетке, чья правая рука поддерживает голову, а согнутая левая рука лежит на огромной груди?

ТО ВИДИМ, ТО НЕ ВИДИМ

Мальта, 6—20 июня 2000 г.

Из двух недель, проведенных в июне 2000 года на Мальте перед летним сол- нцестоянием, одну мы полностью посвятили погружениям. Наш мальтийский друг Джордж Дебоно предоставил судно — крейсерскую яхту с комфортабель- ной каютой, бывшую предметом его радости и гордости. Джордж, его сын Крис и его сестра Эми проводили эти дни вместе с нами, бороздя взад-вперед море у берегов Слимы, которое на этот раз оказалось на удивление спокойным. Эндрю Борг, друг Джорджа и подводник-ас, неустанно нырявший с нами, позаботился о нашей экипировке, аквалангах и об их заправке. Мы не могли нарадоваться, что взяли с собой из Британии Тони Морзе, профессионального геолога и ин- структора по подводному плаванию. Конечно же, был на борту и Хуберт Цай- тльмайер. Каждое утро он уверенно заявлял, что если мы в этот день выйдем в море, то обязательно найдем под водой потерянный храм.

Но найти его нам так и не удалось. Мы ныряли раз за разом, но он как бы растворился в море, или, будто сказочный замок, появлялся и исчезал, вновь появлялся и вновь исчезал. В Замке Грааля Персиваль не смог задать правиль- ного вопроса, и Король Рыбак, все его рыцари, все девушки, вся свита, да и сам Грааль, и замок исчезли без следа. Может, то же самое происходило у берега Слимы? Может быть, я неправильно сформулировал вопрос?

По правде говоря, я слишком зациклился на заявлении Цайтльмайера о том, что его храм расположен на отмели в трех километрах от берега. Именно на это расстояние я и ориентировался, хотя не забывал и уверение Шаума Арриго, что в ноябре прошлого года он делал под водой съемки для Цайтльмайера не в трех километрах от берега, а на расстоянии всего в один километр. Мне бы хотелось провести поиски на обоих участках. Но проблема состояла в том, что я мог по- святить погружениям у берегов Мальты всего несколько дней, максимум — не- делю. Так что в моем случае было предпочтительней изучить пусть один учас- ток, но хорошо, чем оба, но плохо. Пришлось делать выбор наугад: участок в трех километрах от берега, или в одном.

Мне нравилась убежденность, излучаемая Цайтльмайером. Он уверял, что развалины храма находятся на небольшой отмели, окруженной глубоководьем, и был уверен, что такое место (с развалинами или без них) на самом деле суще- ствует у берегов Слимы. Возможно речь шла о рифе, не попавшем на снимок Королевских ВМС, который мне показывал Цайтльмайер при нашей первой встрече в «Дипломат-отеле». Следовало также учитывать, насколько трудно точ- но определять расстояние в море. Похоже, что во время своего первого погру- жения в ноябре 1999 года я точно попал на нужное место с нужным профилем, но, к сожалению, не смог его должным образом изучить.

Нам нужно было только найти вновь этот риф. Задача не казалась такой уж сложной. Я рассуждал, что, коль мы уже единожды смогли обнаружить его, до- статочно включить глобальную спутниковую систему местоопределения, а за- тем прочесывать весь участок от края до края, пока не наткнемся на храм. Но вскоре стало очевидным, что как храм, так и не нанесенный на карту риф оказа- лись недоступны для нас. Мы закончили погружения 14 июня. На следующий день я встретился с Йозефом Эллулом, и он показал мне оригинал кадра аэро- фотосъемки, копию которого я видел ранее у Цайтльмайера, а также газетные вырезки скромного сообщения капитана Сциклуны 1994 года, в котором он за- являл о находке храма у берегов Слимы. Но в своем отчете, полном недомолвок, представленном мальтийской газете «Санди Таймс», Сциклуна нигде не сооб- щал, на каком расстоянии от берега он совершал погружения и где обнаружил «доисторический храм... на глубине 25 футов у побережья Слимы». Видимо, живая фантазия Йозефа Эллула объединила две разные вещи: свидетельство Сциклуны и местоположение «рифа» у берега Слимы, запечатленного в ходе аэрофотосъемки. Йозеф Эллул сам пришел к выводу (не обязательно верному), что храм Сциклуны должен находиться на этом рифе. Затем Цайтльмайер еде- лал следующий логический шаг: он нанял братьев Арриго и доверил им подвод- ные поиски этого места. А когда они погрузились, то обнаружили и засняли нечто очень похожее на храм.

Следует заметить, что вероятность недопонимания между Цайтльмайером, с его ужасным немецким акцентом, и братьями Арриго была очень велика, а выбор места поисков вдвойне затруднен в силу слепоты Хуберта. Теперь, после двух сезонов поисков, мне казалось забавным, что я искал там, где он указывал, и нырял там, где он считал нужным. Может, отмель находилась в другом месте? Я бы так и подумал, если бы не письмо Сциклуны в газету. Может быть, мы не там искали? Наверное, нам с Цайтльмайером следовало прислушаться к ело- вам, произнесенным Шауном Арриго в ноябре 1999 года, когда он утверждал, что искомое место находится всего в одном километре от берега.

ОПЯТЬ «ТОЛСТЫЕ ДАМЫ»

Если «Спящая дама» изображает Богиню, то кажется значительным то об- стоятельство, что обе ее фигурки были найдены в Гипогее, и ни одной не обна- ружено в каком-либо ином месте... Однако другие «толстые дамы», сидячие или стоячие, в виде маленьких фигурок или сказочно огромных резных изображе- ний, археологи находили в большей части мегалитических храмов Мальты. Ори- гинал одной из таких фигур из Тарксина (ее копия установлена в храме) доста- вили в музей, где он занимает большую часть комнаты по соседству со «спящи- ми дамами». По мнению Колина Ренфрю, эта тучная женщина является «древнейшей в мире колоссальной статуей»32. Дэвид Трамп считал, что, «судя по ее размерам и положению», она наверняка является «самой Богиней»33.

«В полный рост она достигала высоты около 2,75 м, однако время, стихия и особенно местные крестьяне заставили ее скинуть вес... На ней надета юбка в многочисленных складках. Джентльмену не подобает оценивать ее гиперболи- ческие размеры, но ее икры пропорциональны этим размерам. При этом стоит она на маленьких, элегантных и тщательно выточенных ступнях34».

Раздел музея, посвященный колоссам из Тарксина, отделен длинными стек- лянными панелями, за которыми, подобно проституткам в Бангкоке, находится целый гарем «толстых дам», в разной степени раздетых, праздных и нескладных, причем у всех отсутствуют головы (этому факту не следует придавать большого значения: скорее всего, головы были просто утеряны за прошедшее время).

В этой группе есть фигуры из Хаджар-Има, датируемые, как полагают, при- мерно 3000 годом до н.э. Их извлекли из своего рода машины времени — нашли «спрятанными под одним из внутренних порогов»35. Особо следует отметить так называемую «Сидящую богиню» и «Мальтийскую Венеру». Первая их них вы- сотой 23,5 сантиметра36, имеет невероятных размеров бока, ягодицы и бедра. Она скрестила ступни перед собой (скрестить ноги такой тучный человек про- сто не в состоянии), а ее пухлые руки сложены на коленях. «Мальтийская Вене- ра» имеет в высоту 13 сантиметров. Она вылеплена из глины37, и многие посети- тели отмечали анатомическую точность фигурки и «поразительный реализм» исполнения38. Конечно же, не забыты и такие атрибуты Богини Матери, как огромные груди и бедра.

Об остальных выставленных в музее фигурках хорошо сказал Дэвид Трамп:

«Некоторые из них стоят абсолютно обнаженными или одетыми в одни толь- ко юбки со складками; другие, тоже в юбках, сидят на своего рода стульях, вы- тянув вперед ноги; другие, совсем голые, сдвинули ноги в сторону. Их руки обыч- но скрещены на груди, хотя у некоторых одна рука лежит на груди, а другая опущена вдоль бока»39.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 343; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.192.2 (0.022 с.)