Подводный перекресток клафама 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Подводный перекресток клафама



Мыс Млрфл, 22 июня 2001 г., второе погружение

Наше второе погружение у мыса Марфа происходило в месте, которое Py- перт назвал «каналы». Они находились на глубине примерно 8 м на плато над обрывом. «Каналы» были легко узнаваемы как часть того же феномена, что и безусловно сделанные человеком «колесничные колеи» на Перекрестке Клафа- ма и в других местах Мальты. Но здесь имелись и отличия. Во-первых, эти ко- леи были значительно шире и глубже, чем те, что на Перекрестке Клафама. Почти в любую колею я мог бы полностью погрузиться и плыть по ней, пока не достиг бы конца, примерно метров 20.

Во-вторых, хотя колеи в большинстве располагались параллельными пара- ми, будто оставленные колесами, как на Перекрестке Клафама, но было и не- сколько отдельных «каналов», более широких и глубоких, чем остальные.

В-третьих, в местах, где я смог сорвать густые водоросли, покрывавшие дно колеи, я обнаружил очень необычную вещь. Колеи были вдвое шире в основа- нии, чем у Перекрестка Клафама, и разделены по всей длине на две «улочки» острым как нож гребнем известняка, высотой с ширину руки. Не могло возник- нуть вопроса о том, природное ли это создание. Здесь определенно виднелась работа человека.

В-четвертых, верх колеи Перекрестка Клафама находился на уровне корен- ной породы, а здесь, под водой, хотя внутренняя часть колеи была врезана в ко- ренную породу таким же образом, их боковые стороны поднимались на 30 см над уровнем коренной породы. На Перекрестке Клафама все эти детали, вытесанные орудиями в твердой породе, не износились, несмотря на столетия эрозии.

Как и на Перекрестке Клафама, колеи, кажется, приходят ниоткуда и идут в никуда. Одни из них, правда, ведут к краю обрыва, но, не достигая его, полное- тью теряются в зарослях водорослей.

На Перекрестке Клафама я также обнаружил одно место, где колеи были прерваны тем, что выглядело почти как дорога, проходящая поперек. Колеи обрывались по одну сторону дороги, которая была прорезана сквозь них, и пре- рывала их, а затем по другую сторону меняла их направление.

Очевидно, дорога была сделана позже, чем колеи.

KAHAA

Мыс Глврл, 22 июня 2001 г., третье погружение

Погружения и съемки — это деятельность, требующая много времени, под- готовки и возни с оборудованием. Было уже около трех часов пополудни, когда мы закончили работы у мыса Марфа; после четырех мы достигли мыса Гавра на другой стороне острова.

Мы спустились на скалистое дно на глубине примерно 18 м, и хотя оно, как обычно, густо поросло водорослями, я мог видеть плоскую поверхность, про- стиравшуюся, насколько хватало глаз, во все стороны. Она выглядела вполне естественной. Но несколько мгновений спустя Крис расчистил в водорослях то, что оказалось каналом, т.е. чем-то скорее похожим на канал, пролегавший

 

через коренную породу на расстояние 10 м. Глубина его была чуть более 2 м и ширина такой же, дно состояло из чистого донного песка. Но насколько тол- стым был слой песка? Я запустил в него руку по запястье. Слой оказался еще толще, может быть, много толще. Требовалось пневматическое оборудование, чтобы выяснить точно.

Стенки канала шли вертикально до коренной породы и производили впе- чатление созданных искусственно. Крис и я проплыли бок о бок вдоль дна ка- нала — пространства для этого хватало — 20 или 30 м, пока не достигли места, которое он хотел мне показать. Здесь канал оказался перекрыт «мостом», плос- ким наверху, на уровне окружающей равнины. «Мост» представлял собой уз- кий отрезок коренной породы, который просто был оставлен на месте, когда создавался канал, а затем выдолблен в виде арки, под которой могло протекать содержимое канала.

Мы проплыли под аркой несколько раз, и Крис показал, что на вертикальной стороне имеются следы, напоминающие отметины от орудий. Я согласился с ним. То, что было под водой, нельзя было считать просто созданием природы. Арки, иногда достаточно больших размеров, явно были частью разрушенной системы пещер. Арка, под которой мы проплыли, перекрывала канал глубиной в 2 м, и было совершенно невероятно, чтобы это могла создать природа. И наконец, ка- нал проходил точно в направлении север—юг, а эта ориентация свойственна тюре- ниям человека, но не природы. Еще кусочек головоломки!

...Антон Мифсуд ссылается на подводные каналы вокруг Мальты как на еще одно подтверждение своего тезиса о том, что Мальта и была «островом Плато- на», поскольку каналы занимают важное место в описании Платоном Атланти- ды. Как предполагает Мифсуд, всемирно известная история о гибели Атланти- ды «в течение одного ужасного дня и ночи», которую Платон изложил в начале IV века до н.э., являлась народным преданием о катастрофе, происшедшей на Мальте в 2200 году до н.э. в результате коллапса вдоль разлома Пантеллерии. Он отмечает, что сегодня Мальта имеет выраженный клиновидный наклон в направлении с юго-запада (острие клина — башнеобразные береговые скалы в Дингли и Маглаке) на северо-восток, где узкий конец клина исчезает под во- дой, как в Слиме. Этот наклон образовался потому, что Мальта лежит очень близко к тектоническому разлому между европейской и африканской матери- ковыми плитами 25.

ТАНТАЛ

БухтА Блллутл, 25 июня 2001 г.

Поздним июньским вечером 2001 года в ходе наших съемок на Мальте для «Канала 4» Антон Мифсуд устроил нам встречу с Шоном Арриго. Мы не виде- лись с ним со времени наших неудачных погружений в ноябре 1999 года, и я хотел выяснить некоторые недоразумения, которые тогда произошли между нами. К счастью, это оказалось легко сделать, и благодаря Антону мы провели вечер в баре отеля «Лапси Уотерфронт» в атмосфере доверия и сотрудничества.

В разговоре выяснилось, что Шон возвращался в «храм» Слимы несколько раз. Работая вместе с Антоном Мифсудом и другими коллегами, он также зас-

 

нял второй затопленный памятник в непосредственной близости (группа на- звала его «Джанет-Йоханн»). «Хотите увидеть его? — спросил он. — У меня с собой пленка, и если у кого-то найдется видеоплейер и телевизор...»

Наш продюссер Стефан Викхэм имел аппаратуру в своей комнате, и мы все собрались наверху смотреть видео. Скоро стало ясно, что «Джанет-Йоханн» — интереснейший памятник. Пленка Арриго о Слиме на глубине 10 или 15 м по- называла серию очень длинных, почти «монументальных», каналов и параллель- ные «колесничные колеи», более широкие и глубокие, чем те, что мы видели у Марфы и Гавры. Некоторые из каналов прорезали коренную породу в виде чет- ких прямых горизонтальных линий на протяжении более 100 м без всяких раз- рывов. За ними камера неожиданно запечатлела зону больших, в разброс сто- ящих мегалитов. Все они были повалены, за исключением одного, который стоял достаточно прямо, хотя и под некоторым углом.

•Я обнаружил немного керамики вокруг, — рассказал нам Арриго. — Она была в расщелине, очень потертая и древняя. Я достал ее и отнес в Нацио- нальный музей, но там ею не заинтересовались и не захотели ее взять.

•Вы рассказали им о месте находки? — спросил я, указывая на соответ- ствующие кадры.

• Да. Я заметил им, что это очень любопытное место. Оно выглядит как создание человеческих рук. Я предложил предоставить им пленку или прово- дить туда кого-нибудь из сотрудников музея.

-И?

• Они все же не заинтересовались. Казалось, их даже раздражало мое при- сутствие. Я раздражаю их со времени моей публикации в 1999 году, и я до сих пор не понимаю, почему именно.

...За время этого путешествия у нас не было времени осмотреть «Джанет- Йохани» вместе с Арриго, к тому же на следующее утро он уезжал в Италию. Мы условились, что летом он совершит туда еще одно погружение, чтобы провести более детальную и расширенную съемку. Готовя книгу, я не видел возможности вернуться на Мальту и обследовать храм Слимы в ближайшее время. Я чувство- вал себя, как греческий царь Тантал, стоявший по шею в воде, которая опуска- лась каждый раз, как только он хотел напиться.

ЧАСТЬ ПЯТАЯ

ДРЕВНИЕ КАРТЫ

ГЛАВА 21. TEPPA ИНКОГНИТА

Марин Тирский, похоже, являлся наиболее современ- ным из наших, кто изучал географию, и он посвятил себя этому предмету с величайшим энтузиазмом.... Если бы мы видели, что позднейшие сочинения ничего не стоят, мы были бы счастливы уже тем, что можем дополнить наши описания известного мира по записям его одного, без того чтобы продолжать исследования. Но поскольку в некоторых случаях он сам, как кажется, писал свои со- чинения без должного понимания и в своих картах уде- лял недостаточно внимания удобству и симметрии, это заставило нас дополнить его работу тем, что представля- лось необходимым для того, чтобы сделать ее более ло- точной и полезной.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 267; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.86.235.207 (0.077 с.)